Учебный проект по литературе на тему "Путешествие в мире Чеховских героев"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Валынова Ольга Николаевна

Основополагающий вопрос: «Каким представляется А.П. Чехов как человек через его отношение к своим героям?»

 

Сроки реализации: 1 неделя

Цель проекта:

 - знакомство с биографией и рассказами А. П. Чехова;

 -развитие навыка анализа художественного текста;

- формирование личностных качеств и нравственных ценностей учащихся;

- приобщать обучающихся к восприятию личности писателя А.П. Чехова.

Задачи:

- расширить представление обучающихся о ранних рассказах Чехова;

 -подготовить групповые задания по рассказам А. Чехова («Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Злоумышленник»,  «Тоска");

- формировать личностные ориентиры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnyy_proekt_po_literature_chehov_6.kl_.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

                             Учебный проект по литературе (конспект)

Класс: 6а

Тема: « Путешествие в мире чеховских героев».

Основополагающий вопрос: «Каким представляется А.П. Чехов как человек через его отношение к своим героям?»

Оборудование: презентация,  оформление кабинета, реквизит для инсценировок.

Сроки реализации: 1 неделя

Цель проекта:

 - знакомство с биографией и рассказами А. П. Чехова;

 -развитие навыка анализа художественного текста;

- формирование личностных качеств и нравственных ценностей учащихся;

- приобщать обучающихся к восприятию личности писателя А.П. Чехова.

Задачи:

- расширить представление обучающихся о ранних рассказах Чехова;

 -подготовить групповые задания по рассказам А. Чехова («Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Злоумышленник»,  «Тоска");

- формировать личностные ориентиры.

План реализации

Первый этап.  Подготовительный (внеурочный) .

-  Формирование групп: 1 группа – «оформители», подготовка презентации о Чехове и его рассказах; 2 группа –«актёры» - инсценирование рассказа «Толстый и тонкий»; 3 группа – чтение по ролям рассказа «Злоумышленник»; 4 группа – художественный пересказ рассказа «Смерть чиновника»; 5 группа – рассказ «Тоска»; 6 группа – аналитики.

 - Консультации.

Второй этап .

Урок по теме «Путешествие в мире чеховских героев».

Цель урока:

-знакомство с биографией Чехова А. П. (коротко);

-развитие навыков анализа  худ.текста;

-формирование личностных качеств и нравственных ориентиров.

Задачи урока:

- познакомиться с биографией Чехова (кратко) и воспоминаниями о нем;

-формировать  личностные  ориентиры.

                                 Ход  урока

1. Организационный этап.  Цели,задачи.

2. Вступительное слово учителя.

3. 1 группа. Представление презентации о Чехове, чтение воспоминаний о Чехове.

4. Слово учителя.

    А.П. Чехов – один из самых читаемых и любимых русских писателей в мире. Что же привлекает читателей в творчестве А.П. Чехова? Почему до сих пор его произведения не оставляют никого равнодушными? Чтобы понять это, обратимся к его рассказам и свершим путешествие в мир чеховских героев, постараемся поближе познакомиться с ними и понять их, понять отношение автора к своим героям и через это отношение представить, каким человеком был А.П. Чехов.

          Представим, что мы с вами в губернском городе конца 19 века. Губернский город начинается с вокзала, есть здесь и суд, и тюрьма, и книжная лавка, и театр… (А в театре сегодня, посмотрите афишу, постановка «Толстый и тонкий» А.П. Чехова).

          На вокзале Николаевской железной дороги мы становимся свидетелями интересной встречи.

          2 группа – инценирование рассказа «Толстый и тонкий» ( на актёрах – элементы костюмов).

Обсуждение рассказа.

   - Какое впечатление произвела встреча в самом начале?

   - Как писатель передаёт радость встречи?

   - Искренние ли эти чувства? Как Чехов даёт нам это понять? (Тонкий  рассказывает о своей жизни «жалование плохое» пауза … не хочет говорить об этом сейчас.)

  - Почему так изменился Тонкий? (Окаменел – глагол-метафора, лишился дара речи.)

  - Изменилось ли настроение Толстого? Почему?

  - Что разоблачает Чехов? (Подхалимство, чинопочитание, угодничество) – «аналитики»  

     6 группа.

  - Смешной рассказ? А грустно? – «аналитики» 6 группа

  - Кто из героев Чехова в других рассказах похож на Тонкого? (Очумелов, Червяков)   

  - Режиссёрские замечания.

Слово учителя.  Теперь посетим театр «Аркадия» и посмотрим, что там происходит.

4 группа – художественный пересказ рассказа «Смерть чиновника». Вопросы , подготовленные группой для обсуждения.

   - Жалко ли Червякова?

   - Отчего он умер? (От страха)

   - Почему вмесилто нейтрального слова умер Чехов употребляет «помер»? (Чехов относился к Червякову с неуважением. Фамилия Червяков тоже напоминает пресмыкающегося.)

   - Смешно от этих рассказов? А грустно? Почему? (Чехов не любил эти качества людей: чинопочитание, подхалимство, угодничество. Назвал их «добровольное холопство». Но он обращает внимание на них, делая их героями своих рассказов не случайно. Показывая в людях отрицательные качества, Чехов как будто говорит: «Таким быть не надо. Это некрасиво, нехорошо!» И всё-таки их жаль, ведь такими их сделала среда, воспитание. Нафанаил будет таким же, как и его отец.)

        Слово учителя.  Продолжая путешествие, заглянем в суд.

        3 группа – рассказ «Злоумышленник», чтение по ролям.

 - Что означает слово «злоумышленник»?

 - Понимает ли Денис Григорьев свой злой умысел?

- Какой смыл в названии рассказа? (Иронический)

- Смешной рассказ? А отчего грусть?

- Оправдали ли вы Григорьева? Какова основная идея рассказа? (Чехова возмущает забитость, невежество, отсталость народа).

        Слово учителя.  Улицы губернского города нельзя представить без извозчиков. Молодые и не очень, лихачи и осторожные. У каждого своя душа, своя жизнь. Чехов не оставил без внимания и этих людей.

        5 группа – пересказ рассказа «Тоска» с выборочным чтением.

- Какое чувство вызывает этот рассказ? Отличается ли он от предыдущих? Чем?

- Какое чувство вызывает начало рассказа? (Сумерки. Грустно. Лошадь и извозчик из деревни.)

- Что привело их в город? Отчего ещё грусть?

- Почему люди так относились к откровению Ионы? (Им не было дела до чужого горя. Люди оказывались равнодушными, занятыми только собой,   им было хорошо, и они хотели только одного, чтобы лошадёнка ехала быстро.)

- Почему Иона рассказывает свою историю лошади? (Она, может, и не понимает, но она молчит, не обижает. А Ионе надо выговориться.)

- Почему такое название «Тоска»?

        Подведение итогов. Вывод.

Путешествие наше подходит к концу. Мы возвращаемся в настоящее. Прошло много лет со дня смерти Чехова. Есть ли в нашей жизни герои чеховских рассказов? Живы ли они? Да, хотя Чехов не хотел, чтобы они были: подхалимы, угодники, холопы, люди, занятые только собой, равнодушные к чужому горю. Поэтому и писал такие рассказы, чтобы люди посмотрели на себя со стороны. Смех Чехова добродушный, но, смеясь, писатель предъявлял людям высокие требования, одновременно понимая и сложность жизни, и слабость человеческой натуры. Через отношение к своим героям со страниц  рассказов встаёт личность удивительного человека.

- Какой вам видится личность Чехова?

Чехову принадлежат слова, ставшие крылатыми: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».  Чехов имел  полное право так сказать, потому что сам жил по этому правилу.

Посмотрите ещё раз на портрет Чехова. Чехов – врач по профессии, но его можно назвать и врачом души, и учителем. По-доброму, очень зорко смотрит на нас с портрета писатель.

Я хочу, ребята, чтобы уроки Чехова не прошли для вас даром. Хочу видеть вас людьми добрыми, человечными, отзывчивыми на чужую беду, с чувством уважения к себе и к другим.

Домашнее задание: написать сочинение на тему: «О чём меня заставили задуматься рассказы А.П. Чехова?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный проект по литературе 5 класс (УМК В.Я.Коровиной)

Исследование жанровой природы произведения К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"....

Учебный проект по литературе "Длинные вещи в рассказах А.П. Чехова".

Материал предназначен для учащихся 6 класса. Конспект реализации проекта обобщает учебный материал по рассказам А. П. Чехова....

Методическая разработка учебного проекта по литературе для 5 кл.в соответствии с ФГОС второго поколения "Сказки Г.Х.Андерсена"

Учебный проект проводится на спаренном уроке в два этапа. Первый -викторина в форме Брейн-ринга.  Просматривается  презентация. Второй- театрализованные инсценировки сказок Андерсена, подгот...

Учебный проект по литературе на тему "Путешествие в мире Чеховских героев"

Основополагающий вопрос: «Каким представляется А.П. Чехов как человек через его отношение к своим героям?»Цель проекта: - знакомство с биографией и рассказами А. П. Чехова; -развитие навыка ...

Учебный проект по литературе на тему "Путешествие в мире Чеховских героев"

Основополагающий вопрос: «Каким представляется А.П. Чехов как человек через его отношение к своим героям?»Цель проекта: - знакомство с биографией и рассказами А. П. Чехова; -развитие навыка ...

Учебный проект по литературе "Сказка ложь, да в ней намек..." 5 класс

Учебный проект предназначен для учащихся 5 класса в ходе работы над темой "Устное народное творчество", помогает активизировать ребят на интересную творческую  работу по написанию сказки....

Учебный проект по литературе "Сказочные герои Откуда они?"

Данный материал предназначен для учеников и учителей русского языка и литературы, работающих в основной школе....