«Что есть истина?» Понтий Пилат и Иешуа в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Наталья Владимировна Черных

Урок-диалог по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока44.5 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку747.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Что есть истина?» Понтий Пилат и Иешуа в романе Михаила Булгакова  «Мастер и Маргарита».

( урок – диалог  в 11 классе)

Эпиграфы.

Если стремиться к милосердию,

                                   не будет зла.

Конфуций

Жизнь сама по себе – ни благо,

 ни зло; она вместилище и блага и

зла, смотря по тому, во что вы сами

                                     превратили ее.

М. Монтень

Видеть должное и не испол-

                                         нить – трусость.

Конфуций

                                                                Сколь часто мир видал,

                                                                      Что человек, пред чем-нибудь робея,

                                                               Свершает то, чего бы не желал…

Данте

                                                                           Когда боги являются людям,                                         последние их обычно не узнают.

И.В. Гете

Цель урока: на основе анализа романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» попробовать с учащимися подойти к одной из главных философских вопросов: что есть истина?; формировать нравственные принципы в отношении к действительности, идеологии, политике; развивать навыки дискуссии, спора, умение выразить и отстоять свою точку зрения; отрабатывать навыки культурного общения; расширять читательский кругозор школьников.

Оборудование: «Библия», картина «Бичевание Христа»; «Голгофа», «Голова распятого Христа» Н. Ге; «Снятие с креста» В.Перова; «Что есть истина? Христос и Пилат» Н. Ге, таблица.

Ход урока.

1. Проверка домашнего задания.

   Беседа по вопросам.

  1. В чем особенности композиции «Закатного» романа М. Булгакова? (Роман в романе).
  2. В чем особенность временного и пространственного бытия в романе? (Трехмерность: библейские главы – прошлое; московские – настоящее; Воланд  и свита – будущее).

    3. В чем особенность жанра романа? (Реалистическо-сатирико-философский роман. Воедино соединены миф и реальность, сатирическое бытописание и романтический сюжет, бесстрастное объективное  изображение и ирония, сарказм).

    4. Сколько и какие основные линии прослеживаются в романе? (Три: 1/ Понтий Пилат и Иешуа; 2/ Воланд, его компания и москвичи; 3/ мастер и Маргарита.).

    5. Какова главная проблема романа? (Мир – человек – истина).

II. Понтий Пилат и Иешуа, «Все люди добры».

    1. Доклад учащегося «Библейское сказание о распятии Христа» (дополнительное задание для учащихся воспроизводящего уровня).

    2.Работа с  картинами:  «Бичевание Христа», «Голгофа» Н. Ге, «Голова распятого Христа» Н. Ге, «Снятие с креста» В.Перова.

    3.Беседа по  картине Н. Ге «Что есть истина? Христос и Пилат».

    4. Беседа по тексту второй главы.

  • Что проповедует Иешуа?
  • Что есть истина с его точки зрения?
  • Почему Пилат, желая спасти арестованного, все же приговаривает его к смерти?
  • Действительно ли все люди добры? Откуда тогда возникает зло?  (Власть. Противостояние свободы личности и несвободы. Все определяется внутренней свободой.)
  • Что лежит в основе человеческого поведения – стечение обстоятельств, ряд случайностей, предопределение или следование идеалам, идеям?
  • Что является истиной в этом хаотическом мире? Существуют ли какие-нибудь неизменные категории или они текучи, изменчивы, и человечеством движет страх перед силой и смертью, жажда власти и богатства? (Дискуссия).
  • Почему роман мастера о Понтии Пилате, а не о Иешуа?

5. Составление сопоставительной таблицы «Понтий Пилат – Иешуа».

                               

                         Понтий Пилат                                                      Иешуа

   

 Внешние       плащ с кровавым подбоем                              старый хитон

    детали                                                                                                              

происхожд.       Сын короля-звездочета                            происхождения своего

                          и красавицы Пилы                                       не знает

                             

                                   ЗЛО                                                            ДОБРО

                         слепая вера                                                поиск истины

                          ВЛАСТЬ                                                    СВОБОДА

         

      трусость и конформизм                                          жертвенность во имя                          торжества истины

                 застывшая поза                                                вечное движение, поиск

              мезантропия и отчаяние                                     вера в человека и лю-                                

                                                                                             любовь к нему

  • Кто же такой Пилат? Почему о нем роман? (Понтий Пилат не просто трус, фарисей, отступник.Его образ драматичен: он обвинитель и жертва. Отступившись от Иешуа, он губит и себя, свою душу. Вот почему загнанный в угол необходимостью предать смерти бродячего философа, он произносит: «Погиб!», а затем: «Погибли!» Он гибнет вместе с Иешуа, гибнет как свободная личность. Действуя от имени Тиверия, испытывает чувство брезгливости, отвращения к императору

6. Зачитать описание облика Тиверия. Какую роль играет этот портрет в романе? ( Задание для учащихся воспроизводящего и конструктивного уровня).

  • Кто же такой булгаковский Иешуа? Почему он опасен для тоталитарного Рима своими утопическими идеями о «царстве истины и справедливости»?( Для творческого уровня)( Тем, что верит в преобладание доброго начала в любом человеке, что настанет «царство истины, где не будет власти кесарей, и никакой иной власти», т.е. человек будет свободен.)
  • Кто прав: Понтий Пилат в своем утверждении, что «такое царство никогда не настанет». Или Иешуа? Докажите свою точку зрения. ( Для конструктивного и творческого уровня).

ВЫВОД. (Делают учащиеся творческого уровня)

        Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» о нравственной ответственности человека за свои поступки (Понтий Пилат). В условиях любого тоталитарного режима, будь то рабовладельческий Рим или сталинская диктатура, человек может выжить, преуспеть лишь руководствуясь ближней государственной пользой, а не своими нравственными ориентирами. Но его душа при этом погибает.

        Иешуа – это обычный смертный человек, проницательный и наивный, мудрый и простодушный. Он воплощение идеи, высший прообраз человека и человечества. Он слаб физически, но силен духом – провозвестник новых человеческих идеалов. Ни страх, ни наказания не могут заставить его изменить идее добра, милосердия. Даже перед угрозой смерти он не отступает, не впадает в отчаяние, когда верный ученик, записывая за ним его проповеди, все извращает и путает. Иешуа не деятель, он - проповедник, носитель вечного идеала, вершина бесконечного восхождения человечества на пути к добру, любви и милосердию.

        Путь восхождения Понтия Пилата – 1800 лет.

     Путь восхождения человечества – еще больше.

III. Домашнее задание.

  • 3-я группа (воспроизводящий уровень) – ответить на вопросы викторины и оформить записи в тетрадях выводов по уроку;
  • 2-я группа (конструктивный уровень) – проанализировать главы № 12, 23, 24 и подготовить развернутый ответ на тему: « Воланд и его команда в Москве»;
  • 1-я группа (творческий уровень) – провести исследование «Сатира в романе: ее приемы и художественные средства выражения».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Иллюстративная презентация к уроку "Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат"...

Мастер и Маргарита (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Цель урока: Выяснить с учащимися главную идею романа; на основе поступков уметь давать оценку героям, выражать свое отношение к ним; на материале романа способствовать воспитанию у учащихся...

Урок литературы в 11 классе "Проблематика романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Понтий Пилат и Иешуа Га Ноцри в романе".

Целевая аудитория: 11 классЦель урока: показать, как самостоятельное произведение, посвящённое ершалаимской  истории, переплетено с главами о современности;-роман, принадлежащий Мастеру, - ...

Иллюстрации к роману Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита"

Данный материал можно использовать при подготовке к урокам литературы в 11 классе по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"...

Презентация к роману Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита"

Презентация к роману Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита"...

Урок – лекция по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема: «Аллегоричность образов всадников Апокалипсиса в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Урок в 11 классе в форме лекции с последующим заданием. Материал лекции способствует углубленному изучению романа, приоткрывает тайны автора....

Проблематика романа М.Булгакова « Мастер и Маргарита». Понтий Пилат и Иешуа Га Ноцри в романе.

Цель урока: показать, как самостоятельное произведение, посвящённое ершалаимской  истории, переплетено с главами о современности;-роман, принадлежащий Мастеру, - стержень всего произведения...