Мастер и Маргарита (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Суворова Нелли Николаевна

 

Цель урока: Выяснить с учащимися главную идею романа; на основе поступков уметь давать оценку героям, выражать свое отношение к ним; на материале романа способствовать воспитанию у учащихся чувства ответственности за все добро и зло, совершенное на земле; умение определять свой собственный выбор в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 34.docx16.44 КБ
Файл 35.docx16.43 КБ
Файл 36.docx14.49 КБ

Предварительный просмотр:

             Мастер и Маргарита

(по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Цель урока: Выяснить с учащимися главную идею романа; на основе поступков уметь давать оценку героям, выражать свое отношение к ним; на материале романа способствовать воспитанию у учащихся чувства ответственности за все добро и зло, совершенное на земле; умение определять свой собственный выбор в жизни.

Оборудование: Плакат: «... тот, кто любит, должен разделять участь того, кого любит».

Музыка: Чайковского «Времена года». Весна.

Ход урока:

Вступительное слово учителя.

На прошлом уроке мы встретились с миром душевной пустоты, корысти, пошлости, равнодушия.

На сегодняшнем уроке мы будем говорить, на мой взгляд, о самом сокровенном в романе, о самом вечном в жизни человеческого общества: о мужчине и женщине. Какова должна быть их связь, что должен значить мужчина для женщины и женщина для мужчины. Это один из основных вопросов, на который пытается дать ответ М. Булгаков. Тема эта в русской литературе не нова. Вспомните JI.H. Толстого, его бессмертную «Войну и мир». Идеал семьи, идеал мужа и жены - Наташа Ростова и Пьер Безухов. Шекспир «Ромео и Джульетта». Вспомните А. С. Пушкина и его слова: «Любовь несет жизнеутверждающее начало, не требующего обязательств».

Но Булгаков идет дальше, сюжет любви двух людей он окрашивает в философские тона.

Что же может противостоять стихии жизни?

На этот вопрос автор отвечает, развивая сюжетную линию Мастера и Маргариты, составляющую романтический пласт произведения, но сюжет этот основной, о чем свидетельствует название романа.

Читая главы о Мастере и Маргарите, вы заметили, что меняется интонация, стилевая окраска? В чем это изменение?

Ирония, в главах, посвященных Мастеру и Маргарите, отсутствует. Нет ни одного сатирического слова в их адрес. Они насыщены необыкновенным лиризмом.

Чем Мастер и Маргарита не похожи на московских обывателей?

Биография Маргариты до встречи с Мастером.

Она появляется в романе в период тяжелого душевного кризиса. Ее, как и Понтия Пилата, замучила двойная жизнь. У нее мысль о самоубийстве. Ее не радовало то, чему завидовали все женщины Москвы.

Биография Мастера до появления в его жизни Маргариты.

Мастер - человек, который получил прекрасное образование, знает много (пять) языков, историк, работал в одном из московских музеев, занимается переводами. Жил одиноко: не было ни родных, ни друзей. И однажды ему повезло: он выиграл по облигации 100 тысяч. Он купил книг, бросил свою комнату на Мясницкой и нанял «дыру» у застройщика на Арбате. Службу в музее бросил и начал писать роман о Понтии Пилате, о далеких событиях Древней Иудеи.

Почему Мастер выбирает для своего романа историческую тему?

Он ищет в прошлом аналог своей эпохи. Рассказывая о закате античной жизни, он рассчитывает обнаружить причины и указать на них людям XX века, он выступает против истины, которая одета в белоснежный плащ, но с кровавым подбоем.

На деньги руководят Мастером, а постижение Великой Истины, Великой Правды.

Против чего направлен роман Мастера?

Тема:

Против лести, лицемерия, беззакония.



Предварительный просмотр:

Почему М. Булгаков называет его Мастером?

Он потому зовется Мастером, что творчество его - вся жизнь. Он не похож на раздвоенного Ивана Бездомного, который за деньги описывает даже то, о чем не знает. Когда Мастера после написания романа изничтожают журналисты, сказав о нем: «Что-то фальшивое и неуверенное». Но Мастер занят не фальшивым псевдо творчеством, а серьезным историческим трудом. Иван Бездомный будет писать о Христе, ничего не зная о нем, а Мастер, готовясь к нему.

Найти в тексте эпизод, где М. Булгаков показывает появление Маргариты.

Выразительное чтение (на фоне музыки Чайковского) от слов «...Она несла в руках...» до слов «...Созданы они друг для друга навек».

Любовь является к Мастеру как неожиданный дар судьбы, спасение от холодного одиночества. Теперь их двое, и ничто уже, кажется, не может быть страшно им, пока они вместе. Широко и свободно льется лирическая речь Булгакова.

«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви! Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь».

Явившаяся как внезапное озарение, мгновенно вспыхнувшая любовь героев оказывается долговечной. В ней мало-помалу открывается вся полнота чувства: тут и нежная влюбленность, и жаркая страсть, и необыкновенно высокая духовная связь двух людей.

В чем особенность отношений Мастера и Маргариты?

Как описывает М. Булгаков отношения Мастера к Маргарите, и его роману?

Женщина, ставшая «тайной женой» Мастера, возникает в его жизни вовремя. И не для того только, чтобы готовить по утру кофе. Подобно Левию Матвею, она готова бросить все по дороге, чтобы идти за Мастером и, если надо, погибнуть с ним вместе.

Но роман, написанный Мастером, не принят, не напечатан. Как ведут себя Мастер и Маргарита в этой ситуации?

Жизнь требует от Мастера подвига, борьбы за судьбу своего романа. Но Мастер не герой, он - лишь служитель истины. Подобно римскому прокуратору, в условиях тотальной власти, от которой нельзя спастись, скрыться, он падает духом, отказывается от своего романа, сжигает его. К нему приходит тоска и страх. Но не страх Понтия Пилата, который пренебрег своей совестью, совершает подлость. Страх Мастера иной. Он не падет как человек, не поступится своей совестью. Он не хочет вспоминать о романе, чтобы не причинить себе боль и добровольно уходит в клинику для душевнобольных.

А Маргарита?

Маргарита совершает подвиг. Она умеет бороться. Громко заклинает она судьбу: «За что это, за что? Но я тебя спасу, я тебя спасу».

И начинается волшебный сон Маргариты - ее мечта, желание, надежда пересоздается художником в фантастическую реальность.

Ради встречи с Мастером Маргарита готова стать ведьмой. Летя над ночной Москвой, Маргарита мстит врагам Мастера. На балу у Сатаны ей возвращают Мастера и его сожженную рукопись.

Пусть не в реальной жизни, а в сказочном сне, но Маргарита восстанавливает справедливость, доказывая свою «настоящую, вечную, верную любовь».

Многие упрекают ее за сделку с дьяволом. Но верно ли это?

Самоотверженно любя, Маргарита преодолевает хаос жизни, сама творит свою судьбу. Не она, а «ведомство» Воланда служит ей.

Почему Мастер помогает Сатане?

Мастер сломлен. Он говорит: «Меня сломали, мне скучно, я хочу в подвал».

Булгаков пишет: «... тот, кто любит, должен разделить участь того, кого он любит». Маргарита разделила эту участь?

Она делит участь мастера до конца, погибая в одно мгновение с ним.



Предварительный просмотр:

Почему смерть Мастера и Маргариты показана дважды?

Чтобы читатель не сомневался в этом: дана фантастическая смерть и реальная. Маргарита пьет отравленное вино вместе с Мастером. И когда Мастер скончался в клинике, в это время внезапно упала, схватившись за сердце, в своем особняке Маргарита Николаевна. Теперь они всегда будут вместе, и никто и ничто не разъединит их.

А почему Воланд говорит Мастеру: «Ты заслужил не свет, а покой»!

Судьба Мастера и Маргарита определена. Автор романа о Пилате заслужил не свет, уготованный лишь святым мученикам за веру, а покой, предназначенный истинному человеку.

Оставь, о дух мой, вскоре все земляные места!  Взойди, о дух мой, на горы, где правда живет, свята,                      Где покой, тишина от вечных царствует лет,                  Где блещет та страна, в кой неприступный свет.

Какова должна быть любовь женщины и мужчины?

Верной, сильной, чистой, но способной на самопожертвование.

В начале романа Булгаков задает вопрос: «Какая же сила управляет человеком?»

Любовь, всепобеждающая, сильная и верная, управляет людьми, возносит душу к высотам истинной человечности.

... Нет, любовь не то;                         Как пожар в лесу, любовь в судьбе, Потому что, даже без ответа,             Я отныне обречен тебе.

Н. Гумилев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Иллюстративная презентация к уроку "Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат"...

Урок по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Тема урока:  Сатирическое изображение московского общества в романе  М. Булгакова  «МАСТЕР И МАРГАРИТА»...

Тест по роману МА Булгакова "Мастер и Маргарита"

включает тестовые задания и задание с развернутым ответом...

Конспект урока по литературе в 11 классе «Роль библейских глав в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Урок ставит своей целью показать, как самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности....

Презентация к уроку литературы 11 класс по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Презентация "Похождение Воланда и его свиты" поможет ярко представить портрет данных персонажей и раскроет цель их пребывания в Москве. Показана сущность Великого бала у сатаны.Презентация выполнена у...

Тест по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Данный материал поможет учителям литературы проверить и оценить знания учащихся по творчеству М. Булгакова...

Методическая разработка урока по дисциплине: "Литература" на тему: "Три мира в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита""

Методическая разработка по дисциплине: "Литература" на тему: "Три мира в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"...