"Элегия" (1830) А. С. Пушкина.
консультация по литературе (9 класс) по теме

Шустова Наталья Владимировна

мини-анализ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elegiya.docx14.89 КБ

Предварительный просмотр:

Элегия (1830 г.)

А. С. Пушкин

Анализ текста

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино – печаль минувших дней

В моей душе, чем старе, тем сильней.

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Это короткое стихотворение Пушкина – одно из лучших. Состоит из двух частей. В первой части все традиционные обвинения, которые поэт предъявляет жизни. Сначала взгляд поэта обращается в прошлое. Оно разочаровывает его. Настоящее тоже ужасно: «Мой путь уныл». И будущее кажется совсем безотрадным. Пушкин обыгрывает образы, сравнивая веселье – с вином, горе – с похмельем, жизненные печали – с бурным морем.

Но есть наслоение разных образных рядов, много метафор. Например, веселье, которое поэт сравнивает с  похмельем, логичнее сравнить с вином. Кроме того, веселье «угасшее», а это сравнение с рассветом или ярким солнечным днем. Грустное прошлое легче сравнить с закатом. Вместо этого сравнение с морем. Разве море связано с пиром, с образами вина и похмелья? Нет. Но в поэзии формальная логика не действует. Вместо привычных смысловых связей появляются связи поэтические. И вот вторая часть, которая открывается противительным союзом «но» - строка за строкой опровергает безысходность размышления первой части.

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

Пушкин принимает жизнь во всех ее проявлениях. Его страдание из причины для отрицания мира становится поводом для его утверждения! Первая строка второй части «не хочу умирать» завершает метафору «угасшее веселье». Вот он закат жизни, ее угасание. В пятой строке второй части метафора пира жизни, образ вина как символа наслаждения: «Порой опять гармонией УПЬЮСЬ». Теперь это тихое, чистое, легкое наслаждение гармонией, которую со временем сравнивают с божественным нектаром. И последние строфы:

И может быть, на мой закат печальный

Блеснет любовь улыб кою прощальной –

Вновь возвращение к «закату жизни». И возвращение только для того, чтобы завершить стихотворение темой света, темой надежды. Тихая улыбка последней любви заменит поэту бурное веселье молодости, а печальный закат подарит ему луч света. Обычно в элегии взгляд поэта обращен в прошлое; настоящее и будущее – как это было в первой части – упоминаются лишь для того, чтобы резче оттенить мотив утраты, потери. Во второй части «Элегии» взгляд поэта устремлен в будущее, он бесстрашен…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"

Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”

Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина....

Презентация внеклассного урока "Наш Пушкин"(к 175 - летию со дня смерти А.С.Пушкина)

Методическая разработка внеклассного урока "Наш Пушкин" (к 175-летию со дня смерти А.С.Пушкина) предназначена для учащихся 9 классов.Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России....

Виртуальная экскурсия "Музей одной картины"ПОРТРЕТ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ ПУШКИНОЙ работы современника А.С. Пушкина - А.П. Брюллова

Цель Научно-исследовательского  проекта:«Наталья Николаевна Пушкина. Письма. Факты. Предположения. Раздумья» обучение выполнению индивидуальных заданий при работе в группе; подбор и системат...

Урок по литературе в 9 классе. Любовная лирика А. С. Пушкина. А.С. Пушкин и Анна Оленина.

Задачи  урока:изучение  творчества  поэта  в  историческом  движении , создание   целостного  представления  об  историко – литерату...

Пушкин-историк. (Интеллектуальная игра по историческим произведениям А.С. Пушкина, 8 класс)

Данная игра проводилась в рамках декады русского языка и литературы среди учащихся 8-х классов.        Для его проведения ...