Виртуальная экскурсия "Музей одной картины"ПОРТРЕТ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ ПУШКИНОЙ работы современника А.С. Пушкина - А.П. Брюллова
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Рагулина Лариса Владимировна

Цель Научно-исследовательского  проекта:

«Наталья Николаевна Пушкина. Письма. Факты. Предположения. Раздумья»

 обучение выполнению индивидуальных заданий при работе в группе; подбор и систематизация материалов  на заданную тему; расширение кругозора учащихся ; обучение вырабатывать собственное мнение; осуществление интеграционных межпредметных связей (история, литературоведение, живопись); формирование положительного отношения к истинным моральным ценностям; воспитание патриотизма на основе уважения к историческому прошлому, и гордости культурным наследием страны.

Задача: составление текста заочной экскурсии

Проблемный вопрос: обвиним или оправдаем мы Наталью Пушкину?

В Подмосковье существует музей одной картины. В его экспозиции выставляется только один шедевр, на  преклонение к которому посетители приходят в течение месяца или двух. Опытные экскурсоводы – исследователи ведут подробный рассказ о сюжете и персонажах картин, вводя зрителей в историческую эпоху, историю жизни персонажей, мир живописца, предлагают оценить выставленный шедевр, определить собственную точку зрения.  Представим себе, что мы находимся в этом музее, в зале Пушкинской эпохи...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_muzey_odnoy_kartiny.docx35.13 КБ

Предварительный просмотр:

Музей одной картины

Научно-исследовательский проект

«Наталья Николаевна Пушкина. Письма. Факты. Предположения. Раздумья» /составление текста заочной экскурсии/

Руководитель проекта

учитель русского языка и литературы

Рагулина Лариса Владимировна

Письма больше чем воспоминания:

 на них запеклась кровь событий,

 это – само прошедшее.

Как оно было,

 задержанное и нетленное

Герцен

Цель: обучение выполнению индивидуальных заданий при работе в группе; подбор и систематизация материалов  на заданную тему; расширение кругозора учащихся ; обучение вырабатывать собственное мнение; осуществление интеграционных межпредметных связей (история, литературоведение, живопись); формирование положительного отношения к истинным моральным ценностям; воспитание патриотизма на основе уважения к историческому прошлому, и гордости культурным наследием страны.

Оборудование: печатные материалы, мультимедийная установка, книжное издание произведений поэта, памятки о работе в группах, алгоритм выполнения заданий

Проблемный вопрос: обвиним или оправдаем мы Наталью Пушкину?

Правила успешной коммуникации (выполнения проекта):

  1. В команде нет лидеров, все члены команды равны
  2. Команды не соревнуются
  3. Все члены команды должны получить удовольствие т общения друг с другом и от того, что они вместе получают проектное задание
  4. Каждый должен получить чувство уверенности в себе
  5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих» партнёров.
  6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание

Алгоритм выполнения заданий:

  1. Внимательно прочитать задание, определить цель выполнения работы
  2. Выдвинуть гипотезу – предположение
  3. Вдумчиво отнестись к изучению найденного материала
  4. Систематизировать материал, отобрав наиболее необходимые сведения, более точно отвечающие выдвинутой гипотезе
  5. Полученный результат предложить для коллективного прослушивания и оценивания
  6. Защитить результат в коллективе. Получить общую оценку результатов

Принцип распределения индивидуальных заданий – по склонностям и интересам:

  1. Историки – характеристика эпохи, рассказ о приметах времени
  2. Физика – переломный момент жизни героев - дуэль
  3. Начальные классы1 – рассказ о жизни героини до замужества
  4. Начальные классы -  рассказ о семейной жизни героини
  5. Биология – отношение А.С.Пушкина к своей жене

Роль руководителя: направляет деятельность, является связующим звеном между группами (ведущий, комментатор)

  1. В.: В Подмосковье существует музей одной картин. В его экспозиции выставляется только один шедевр, на  преклонение к которому посетители приходят в течение месяца или двух. Опытные экскурсоводы – исследователи ведут подробный рассказ о сюжете и персонажах картин, вводя зрителей в историческую эпоху, мир живописца. Предлагают оценить выставленный шедевр, определить собственную точку зрения.  Представим себе, что мы находимся в этом музее, в зале Пушкинской эпохи. Мы готовим текст экскурсии под названием «Наталья Николаевна Пушкина. Письма. Факты. Предположения. Раздумья». Картина ещё не выставлена, она ждёт своего зрителя

В.: Исследователи сидят за рабочим столом, у них задание. Чтобы ввести зрителя в мир картины, о чём надо рассказать посетителям?

  1. Об эпохе,
  2.  о героях
  3. Привести архивные данные
  4. Показать картину

  1. Итак, материал собран. Представим себе раннее морозное утро, музей открывает, первая группа, посетителей ждёт экскурсии. Экскурсовод начинает свой рассказ
  1. Эпоха
  2. Современники
  3. Жизнь героини до свадьбы,  
  4. Жизнь в браке
  5. Дуэль

В.:  и вот экскурсанты подходят к заветному полотну - /показ слайда ПОРТРЕТ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ ПУШКИНОЙ работы современника А.С. Пушкина  - А.П. Брюллова, чтение стихотворения Мадонна, процесс любования, музыка/

Мадона

Сонет

Не множеством картин; старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков;

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш Божественный Спаситель—

Она с величием, он с разумом в очах—

Взирали, кроткие, во славё и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,

Чистейшей прелести чистейший образец

В.: Обращение с диалогом к аудитории: Как вы считаете, Что собой  представляла жена поэта? Можно ли её за что-либо осуждать? Заключение и рассказ о жизни после смерти поэта

В.: Почему мы не прислушиваемся к самому главному свидетелю? Шкловский когда-то сказал: «Не надо пытаться решать споры, погашенные смертями!»  Верю, что когда-нибудь, в недалёком будущем, по человеческой и исторической справедливости к фамилии Ланская добавят:  Пушкина…

На старом кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге стоит надгробие, окруженное железной оградой. На надгробии  надпись: Наталья Николаевна Ланская. Род.27 августа 1812г., скон.2 ноября 1863г.

  1. чтение стихотворения А.Дементьева на могиле Ланской

Здесь похоронена Ланская…

Снега некрополь замели.

А слух по-прежнему ласкает

Святое имя – Натали…

  1. музыка

ЗАДАНИЕ:

  1. Прочитать материалы
  2. Привести в систему по предложенной теме
  3. Изложить (сжато) выбранное членам команды
  4. Следить за тем, чтобы отдельный тематический отрывок был логически связан с предыдущим

Материалы для поисковой работы

  1. Мужание Пушкина как человека и поэта проходило по ком «грозы двенадцатого года», резко изменившей течение времени. Испытав в Лицее и после Лицея влияние ранней декабрьской идеологии, Пушкин в стихотворениях тех лет выразил строения русского гражданского вольнолюбия. Он возложил надежду на «закон», регулирующий права монарха и («Вольность»), его увлекал манящий призрак свободы («Чаадаеву»), он сочувствовал «падшим» («Деревня»).

Предметом поэзии Пушкина, писал ли он об историй или современных событиях, проникал ли в глубины национального духа или предавался раздумьям о бытии других стран и народов, всегда была действительная жизнь. При этом конфликты, навеянные другой национальной культурой, Пушкин воспроизводил с той же достоверностью и свободой, образы, рожденные на родной почве. Проникаясь духом изображаемой эпохи, поэт стремился к тому, чтобы история и полно и ясно высказывали себя. Он не навязывал персон своего взгляда, но наделял их способностью думать, чувств поступать и говорить так, как это свойственно образу их 1 («Прозерпина», «Подражания Корану», «Песни западных славян», «Наполеон» и др.).

  1. Не верили почему-то умирающему Пушкину (он словно бы предугадывал и будущую несправедливую немилость к своей «женке», к своей мадонне): «Она, бедная, безвинно терпит и может еще потерпеть во мнении людском». А ведь он и раньше жаловался своей приятельнице Осиповой, что его бедная Наталья стала мишенью для ненависти света»
  2. Стиль — это человек. Из письма Натальи Николаевны к брату встает пленительный образ молодой женщины, нежной, заботливой, любящей, старающейся помочь мужу в его трудных обстоятельствах. Она ценит его деликатность и бескорыстие и понимает, что прежде всего надо оградить его работу. «Я вижу, как он печален, подавлен, не может спать по ночам и, следст венно... не в состоянии работать...»
  3. Счастливы оба, и счастье их — не выдумка, а факт, подтверждаемый множеством свидетельств. «Я видел Ташу, — пишет брат Натальи Николаевны Дмитрий, — я видел также Александра Сергеевича; между ними царствует большая дружба и согласие; Таша обожает своего мужа, который также ее любит; дай бог, чтобы их блаженство и впредь не нарушалось».
  4. Бедный, бедный Пушкин! Сколько должен был он выстрадать за эти три месяца, с тех пор, как получил гнусное анонимное письмо — причину, по крайней ме ре наружную, этого великого несчастья. Сказать тебе, что в точности вызвало дуэль теперь, когда же нитьба Дантеса, казалось, сделала ее невозможной,— об этом никто ничего не знает... Приехав домой, он увидел  жену и сказал ей: «Как я рад, что еще вижу тебя и могу, обнять! Что бы ни случилось, ты ни в чем не виновата, и не должна себя упрекать, моя милая…Он немного страдал, но был неизменно ласков.
  5. Жуковский: « …между тем в нашем обще стве у Дантеса находится немало защитников, а у Пушкина... немало злобных обвинителей... те, кто  осмеливаются теперь на него нападать, сильно походят на палачей. В субботу вечером я видела несчастную Натали, я не могу передать тебе, какое раздирающее душу впечатление она на меня произвела: настоящий призрак, и при этом взгляд ее блуждал, а выражение лица было столь невыразимо жалкое, что на нее не возможно было смотреть без сердечной боли. К несчастью, она плохо спит и 'по ночам пронзительными' криками зовет «Поэтическая красота госпожи Пушкиной прони кает до самого моего сердца. Есть что-то воздушное и трогательное во всем ее облике — эта женщина не будет счастлива, я в том уверена! Сейчас ей все улы бается, она совершенно счастлива, и жизнь открыва ется перед ней блестящая и радостная, а между тем голова ее склоняется и весь облик как будто говорит: «Я страдаю». Но какую же трудную предстоит ей не сти судьбу — быть женою поэта, такого поэта, как Пушкин».
  6. «Поэтическая красота госпожи Пушкиной прони кает до самого моего сердца. Есть что-то воздушное и трогательное во всем ее облике — эта женщина не будет счастлива, я в том уверена! Сейчас ей все улы бается, она совершенно счастлива, и жизнь открыва ется перед ней блестящая и радостная, а между тем голова ее склоняется и весь облик как будто говорит: «Я страдаю». Но какую же трудную предстоит ей не сти судьбу — быть женою поэта, такого поэта, как Пушкин» - Пётр Вяземский
  7. Пушкина; бедная, бедная жертва соб ственного легкомыслия и людской злобы!
  8. В памяти всплывают письма Пушкиной к Нему: Благодарю тебя за милое и очень милое письмо. Конечно, друг мой, кроме тебя в жизни моей утеше ния нет — и жить с тобою в разлуке так же глупо, как и тяжело».
  9. «Женка его очень милое творение,— писал Жуков ский князю Вяземскому и А. И. Тургеневу. — И он с нею мне весьма нравится. Я более и более за него радуюсь тому, что он женат. И душа, и жизнь, и поэзия в выигрыше
  10. Жить было трудно. Денег, которые по указу им ператора выплачивались вдове, не хватало. Не раз Наталья Николаевна брала деньги в долг у своих горничных. Однажды неожиданно в Михайловское приехал старый друг Пушкиных Вяземский, и не ока залось даже свечей и других необходимых предметов, чтобы принять гостя. Их пришлось просить у соседей в Тригорском
  11. А Пушкин жаловался в письме своей приятельнице Осиповой:

«В этом печальном положении я еще с огорче нием вижу, что моя бедная Наталья стала мишенью для ненависти света». Эта ненависть поднялась до крайности после смерти поэта, когда Наталью Николаевну сочли ви новницей его гибели. Толки, намеки, открытое пре зрение к себе многие годы — все пережила она. А гений поэта предвидел все это, и, умирая, Пушкин сказал: «Она, бедная, безвинно терпит и может еще потерпеть во мнении людском».

  1. -«Это очень молодая и очень красивая особа, тон кая, стройная, высокая — лицо Мадонны, чрезвычайно бледное, с кротким, застенчивым и меланхолич ным выражением,— глаза зеленовато-карие, светлые и прозрачные, взгляд не то, чтобы косящий, но не определенный,— тонкие черты, красивые черные во лосы» - Пётр Вяземский
  2. Пушкин писал Наталье Николаевне из Тригорского:«Здорова ли ты, душа моя? и что мои ребятишки? что дом наш, и. как ты им управляешь?»
  1. «Ты, мне кажется, воюешь без меня дома, сменя ешь людей, ломаешь кареты, сверяешь счеты, доишь кормилицу. Ай-да хват баба! что хорошо, то хорошо» > (3 октября 1832 года).

Пушкин знал, что жена его умна и не ошибется в своих действиях, несмотря на молодость.

«Ты умна, ты здорова — ты детей кашей кормишь...» (1834 год).

  1. ...В детстве Наталью Николаевну называли «скромницей» и «молчуньей». Она была молчалива, и в юности. Предпочитала молчание болтовне и позднее, когда вышла замуж за Пушкина и появилась  в великосветском обществе, в разгар своего успеха, в расцвете своей удивительной красоты и очарования;

Трудно привыкала Наталья Николаевна к великосветскому обществу. Не любила она петербургские сплетни, неинтересно ей было заниматься пересудами

  1. 25 января Пушкин получил новое анонимное письмо, оскорблявшее его жену.

Пушкин решил положить всему этому конец. В тот же день он написал гневное и резкое письмо Геккерену с явным намере нием оскорбить посланника и его приемного сына. В ответ Дан тес вызвал Пушкина на дуэль.

Дуэль состоялась 27 января 1837 года в нескольких верстах от Петербурга. Секундантом Пушкина был лицейский товарищ Данзас. Дантес выстрелил первым. Пушкин упал, но нашел в себе силы сделать ответный выстрел, достигший цели. По воспо минаниям современника, поэт воскликнул: «Браво!» Однако Дантес был лишь легко ранен: пуля попала в руку, которой Дан тес прикрывал грудь.

  1. Получив согласие на брак с Н. Н. Гончаровой, летом 1830 года поэт приехал в Болдино, чтобы войти во владение имением. В Болдине ему пришлось пробыть не месяц, как он намеревался, а целых три: началась эпидемия холеры. Вынужденное пребыва ние в Болдине отмечено невиданным взлетом пушкинского ге ния. Пушкин закончил роман «Евгений Онегин», написал «По вести Белкина», «Историю села Горюхина», несколько неболь ших драматических произведений, названных в одном из его пи сем «маленькими трагедиями», народно-лирическую драму «Ру салка», поэму «Домик в Коломне», «Сказку о попе и работнике его Балде» и несколько прекрасных лирических стихотворений
  2. В наброске чернового письма от 6—11 апреля 1830 года Пушкин пишет родителям в Петербург: «Мои горячо лю бимые родители, обращаюсь к вам в минуту, которая определит мою судьбу на всю остальную жизнь.
  3. Я намерен жениться на молодой девушке, которую люблю уже год,—м-ль Натали Гончаровой. Я получил ее согласие, а также и согласие ее матери. Прошу вашего бла гословения, не как пустой формальности, но с внутренним убеждением, что это благословение необходимо для моего благополучия — и да будет вторая половина моего суще ствования более для вас утешительна, чем моя печальная молодость». Влюбленность в Наталью Гончарову была особой. «...Которую люблю уже год»,—пишет он о Гон чаровой отцу в апреле. А двумя месяцами ранее, то есть в феврале того же 1830 года, набрасываются письма: «Сегод ня 9-я годовщина дня, когда я вас увидел в первый раз. Этот день был решающим в моей жизни.
  4. Пушкин и начал свои тридцатые годы с первоэлемента «эпической» жизни — с семьи. «Я женат— пишет он Плетневу 24'февраля Т831 года;— и счастлив; одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось — лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился».
  5. Жена была красивой. Наверное, только так любивший и понимавший красоту первый поэт России должен был получить и получил ее первую красавицу. Она пленяла почти всех, кто ее узнавал, тем особым типом красоты, о ко тором сам Пушкин (кому-кому, а уж ему-то здесь можно  довериться) сказал: Мадонна, красоты,- как бы перешед шей из самого искусства: «Чистейшей прелести чи стейший образец». Но даже здесь поэт, собственно, был эхом общего приговора: Мадонной называет Пушкину Д. Фикельмон, и даже, уточняя, Рафаэлевой Мадонной — С. Карамзина
  6. -   Между прочим, представление чуть ли не о непрерывных Натальи Николаевны блистаниях в свете должно же хоть как-то поправляться и такой простой вещью: почти  каждый год она рожала и за шесть лет принесла мужу четверых здоровых хороших детей. И даже, как по заказу,— два мальчика, две девочки. Достаточно перелистать книгу «Потомки Пушкина», чтобы увидеть, как плодотворно и  разнообразно, как широко и достойно продолжился в сии ив Европе пушкинский род.
  7. Мое семейство умножается, растет, шу мит около меня. Теперь, кажется, и на жизнь нечего роптать, и старости нечего бояться. Холостяку в свете  скучно: ему досадно видеть новые, молодые поколения;  один отец семейства смотрит без зависти на молодость, его окружающую./Из этого следует, что мы хорошо сде лали, что женились»
  8. И если Пушкин стоял в центре русской жизни, то в 30-е годы рядом с ним стояла его жена. Жена поэта была на делена тем, что Д. Ф. Фикельмон назвала «поэтической красотой»: «Госпожа Пушкина, жена поэта, здесь (у Фикельмонов) впервые явилась в свете, она очень красива, и   во всем ее облике есть что-то поэтическое. <...> Поэтическая красота госпожи Пушкиной проникает до самого моего сердца. Есть что-то воздушное и трогательное во всем В ее облике эта женщина не будет счастлива, я в этом уве рена! Она носит на челе печать страдания. Сейчас ей все; улыбается, она совершенно счастлива, и жизнь открывает ся перед ней блестящая и радостная, а между тем голова ее склоняется, и весь ее облик как будто говорит: «Я стра даю». Но и какую же трудную предстоит ей нести судьбу быть женою поэта, и такого поэта, как Пушкин!»
  9. Юная Таша, как ее звали в семье, Гончарова достойно приняла и вынесла судьбу Натальи Николаевны Пушки ной. Она недаром стала избранницей поэта, женою Пуш кина — она была обычной русской гениальной женщиной, а что такое гениальная женщина — создавший Татьяну Пушкин хорошо знал.

  1. И если Пушкин стал, по слову Тютчева, первой любо вью России, то и жена его стала первой любовью, мифом и живой легендой тогдашнего общества, ибо быть первой красавицей Гончаровой — одно, а стать первой красавицей Пушкиной   — иное.

«Я с первого же раза без памяти в нее влюбился, — пи сал В. А. Соллогуб, — надо сказать, что тогда не было поч ти ни одного юноши в Петербурге, который бы тайно не вздыхал по Пушкиной

  1. Жизнь и творческий путь Пушкина начались в эпоху нацио нального и европейского общественного подъема: Припомните, о други, с той поры, Когда наш круг судьбы соединили, Чему, чему свидетели мы были! (...) Металися смущенные народы; И высились и падали цари; И кровь людей то славы, то свободы, То гордости багрила алтари.

Пушкин вступил на литературное поприще в ту историче скую пору, когда живы были классицисты, достиг расцвета сен тиментализм, молодые романтики завоевывали поклонников и реализм приносил первые плоды. На глазах у Пушкина уходила в прошлое русская культура XVIII века и рождалась новая. Ее лучезарная красота рядом с этим магическим именем всем кружила головы; я знал очень мо лодых людей, которые серьезно были уверены, что влюб лены в Пушкину, не только вовсе с нею не знакомых, но чуть ли никогда собственно ее даже не видавших».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная образовательная программа педагога дополнительного образования Натальи Николаевны Фоминой.

Презентация: "Индивидуальная образовательная программа педагога дополнительного образования Натальи Николаевны Фоминой"...

ИСТОРИЯ ДУЭЛИ А.С.ПУШКИНА (ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННИКОВ)

ИСТОРИЯ ДУЭЛИ А.С.ПУШКИНА (ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННИКОВ) Коновалова Е. П., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 1, г. Пушкино ...

Сценарий урока по предмету "Музыка" для учащихся 2 класса на тему "Музыкальная форма – вариации", подготовила учитель музыки Попова Наталия Николаевна

Урок представлени в форме урока-сказки, рассматривается тема "Вариации" , учащиеся активно включены в творческий и учебный процесс благодаря использованию различных форм и методов учебной и творческой...

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» (Направление «Обслуживающий труд») для 5- 9 классов, Орехова Наталья Николаевна - учитель технологии

Рабочая программа по учебному предмету «Технология»  (Направление «Обслуживающий  труд») для 5- 9 классов, Орехова Наталья Николаевна - учитель технологии...

Урок – исследование Неизвестная Наталья Николаевна Пушкина (письма Н.Н. Пушкиной брату Д.Н. Гончарову)

Высказывание Б.С. Мейлаха: «Опубликованные письма жены Пушкина к брату вызвали большой интерес почитателей поэта. Понятно и естественное стремление некоторых исследователей решительно порвать с привыч...

План работы над темой по самообразованию учителя английского языка Писаревской Натальи Николаевны

План работы над темой по самообразованию учителя английского языка Писаревской Натальи НиколаевныТема «Формирование УУД на уроках английского языка в рамках реализации ФГОС»Уч...

Выступление на августовском секционном заседании учителей русского языка и литературы.Из опыта работы эксперта по проверке ГИА 2015 года учителя МБОУ « Новопавловская СОШ№2» Букреевой Натальи Николаевны.

Выступление на августовском секционном заседании учителей русского языка и литературы.Из опыта работы эксперта по проверке ГИА  2015 года учителя МБОУ « Новопавловская СОШ№2» Букреевой Натальи Ни...