Диалог с рассказом И.С.Тургенева «Бирюк».
учебно-методический материал по литературе по теме

Фёдорова Лидия Богдановна

 

Путь к мастерству в изображении жизни народа. (С использованием групповой формы работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dialog_s_rasskazom_i.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

Диалог с рассказом И.С.Тургенева «Бирюк».

Путь к мастерству в изображении

жизни народа.

(С использованием групповой формы работы)

ТЕМА. Диалог с рассказом И. С. Тургенева «Бирюк».

Путь к мастерству в изображении жизни народа.

Цели.

  1. Рассмотреть образ Бирюка как народный тип.
  2. Повторить понятие «эпизод художественного произведения»
  3. Развивать навыки анализа эпизода.

Ход урока.

Эпиграф Он умеет на нескольких страницах дать совершенное произведение, чудесно группировать обстоятельства и создать живые, осязаемые, захватывающие образы, очертив их всего несколькими штрихами, столь легкими и искусными, что трудно понять, как можно добиться подобной реальности такими

простыми по видимости средствами

Ги де Мопассан

1. Вступительное слово учителя.

Так французский писатель отозвался о творчестве И. С. Тургенева И. С. Тургенев унаследовал лучшие поэтические традиции своих предшественников - Пушкина, Лермонтова, Гоголя.

Его исключительное умение передать глубокие внутренние переживания человека, его «живое сочувствие природе, тонкое понимание её красот» (А. Григорович), всепокоряющая музыкальность его фразы - все это порождало неповторимую гармонию его творений.

Мягкость, прозрачность красок, тонкость психологических характеристик, умение уловить малейшие движения в общественной жизни, глубокое уважение к человеку, сильнейшее гуманистическое начало - всё это придает поразительный блеск произведениям великого мастера.

Я думаю, что вы убедились в правоте моих слов, познакомившись с рассказами И. С. Тургенева, в частности с рассказом «Бирюк». А сегодня на уроке мы с вами продолжим диалог с этим рассказом. А тема нашего урока «Путь к мастерству в изображении жизни народа».

Сегодня мы с вами попробуем проделать этот путь (мысленно, конечно) от знакомства с текстом до вершин его понимания.

Для этого используем логику восхождения: от анализа к интерпретации (что значит интерпретация?), т. е. истолкованию.

Каковы цели анализа?

  1. выделить в тексте главное и проанализировать
  2. предложить свои смыслы

Вот мы сейчас и посмотрим, что же у нас получилось. Как поработала каждая группа и что удалось наработать?

Первыми слово берет экспертная группа.

 Анализ анкет по вопросам, предложенным заранее:

  1. Почему рассказ называется «Бирюк»
  2. Почему Тургенев выбрал жанр рассказа?
  3. Что вы ждали от рассказа?
  4. Совпало или нет ваше ожидание с тем, что вы почувствовали после прочтения?

Вторая группа. Вступление. Лингво - стилистический анализ текста.

           Замена авторского текста на свой. Вывод.

(Доказать, что стиль художественный)

Третья группа. Анализ эпизода. Неожиданная встреча.

Задача: разделить на смысловые части, составить план выделить ключевые слова предложить свое истолкование (презентация диафильма) Описание избы лесника. Мог бы Фома жить богаче?

Четвертая группа. Анализ эпизода «в доме лесника» Задание: составить план эпизода;

выделить ключевые слова;

дать характеристику героям, используя иллюстрации

(иллюстрации к тексту)

Пятая группа.

Анализ эпизода. Кто такой Бирюк?

Задание: озаглавить,

выбрать ключевые слова

дать характеристику героям, используя памятку «Анализ эпизода»

Шестая группа.

Анализ эпизода «В лесу» Задание: выбрать ключевые слова

лингвистический анализ эпизода (наличие глаголов) характеристика героев

Седьмая группа.

Анализ эпизода «Разговор с вором в доме лесника» Задание: создание киносценария,

знакомство с этапами своей работы

ответ на вопрос: почему лесник отпустил мужика?

(киносценарий)

Слово учителя

Подведем итог своей мыслительной деятельности. Проанализировав эпизоды рассказа, вы постарались их интерпретировать и даже материализовать: кто нарисовал иллюстрации, кто-то свернул текст в виде плана, кто диафильм, кто киносценарий написал. Я благодарю всех за работу.

А теперь несколько вопросов учителя:

  1. Вопрос для самого внимательного. Кто и когда называет героя рассказа Фомой, кто Фомой Кузьмичом, кто Бирюком? Как вы объясните это?
  2. Как Фома стал «бирюком»?

(Фомой - рассказчик; Фомой Кузьмичом - вор (мужик); Бирюком - соседние мужики)

  1. Мы прослушали сегодня анализы нескольких эпизодов рассказа И. С. Тургенева. Подумайте, какой из всех эпизодов является кульминационным? (что значит кульминационным?) Почему? Свой выбор обоснуйте!
  2. Мы читаем слова охотника: «Я посмотрел кругом, - сердце во мне заныло» Возникло ли у вас такое же чувство при чтении этого текста? Ещё раз посмотрите на иллюстрации к рассказу. Такими ли представляли себе героев?
  3. Обратите внимание, насколько велико число синонимов к слову «сказал» у Тургенева:

СКАЗАЛ (возразил, повторял, продолжал, заговорил, подхватил, загремел, закричал и т. д.)- запишем в тетрадь.

Подумайте, что достигается этим. Как через синонимы выражается отношение автора к сказанному?

Домашнее задание:

  1. Творческий практикум. Попробуйте написать маленький рассказ о том, как в силу тех или иных обстоятельств с неожиданной стороны раскрылся характер человека
  2. Проанализируйте по ролям эпизод разговора лесника и пойманного мужика. Как меняются по ходу разговора чувства героев?
  3. Поставьте себя на место художника, когда надо нарисовать только одну иллюстрацию. Какой момент рассказа лучше выбрать?

    Устно опишите иллюстрацию.

  1. Повторите тему «маленького человека» в литературе.

Резервные вопросы.

  1. Охотник - зритель или участник событий? Что вообще мы о нем знаем?
  2. Финал рассказа. Почему Фома уклоняется от похвалы барина, почему недоволен собой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«… что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» (В.Г.Белинский) (урок-исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»)

Урок литературы в 7 классе по УМК В.Я.Коровиной. Обучающиеся исследуют текст рассказа И.С.Тургенева "Бирюк" и в процессе групповой работы дают ответ на проблемный вопрос, вынесенный в тему урока....

Карточки к рассказу И.С. Тургенева "Бирюк" (7 класс)

Предлагаю четыре варианта карточек, проверяющих не только знание содержания рассказа "Бирюк", но и побуждающих учащихся задуматься над смыслом этого произведения....

урок литературы 6 класс тема: "Особенности тургеневского повествования" ( по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк")

Разработка урока литературы в 6 классе по творчеству И. С. Тургенева. Материал доступен для школьников и учителей. Урок разработан с учетом современных педагогических технологий....

Художественные особенности рассказа И. С. Тургенева "Бирюк"

Данный материал содержит конспект и презентацию урока литературы на тему "Художественные особенности рассказа И. С. Тургенева "Бирюк"по учебнику-хрестоматии под редакцией Г.И.Беленького для 7 кл...

Конспект урока литературы по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк" 7класс

   Развёрнутый план-конспект урока с использованием приёмов технологии РКМЧП.  Презентация к уроку....

Урок-исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк».

Конспект урока литературы в 7 классе и презентация...

Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Анализ рассказа И.С. Тургенева «Бирюк» на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Тип урока: изучение нового материалаФорма проведения: анализ с остановкамиТехнология: развитие критического мышления через чтение и письмоФорма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая...