«… что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» (В.Г.Белинский) (урок-исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»)
план-конспект урока литературы (7 класс) по теме

Урок литературы в 7 классе по УМК В.Я.Коровиной. Обучающиеся исследуют текст рассказа И.С.Тургенева "Бирюк" и в процессе групповой работы дают ответ на проблемный вопрос, вынесенный в тему урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biryuk_turgenev.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1

 г. Калининска Саратовской области»

Конспект урока по литературе
в 7 классе

«… что может быть интересного

в грубом, необразованном человеке?» (В.Г.Белинский)

  (урок-исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»)

подготовила

учитель русского языка и литературы

Балдина Марина Ивановна

г. Калининск - 2012

Конспект урока

Тема урока: «…что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» (В.Г.Белинский)

(урок-исследование по рассказу И.С.Тургенева   «Бирюк»)

Цель:

  1. познакомить учащихся с рассказом Тургенева;
  2. показать мастерство писателя в описании природы, интерьера, в создании портретной характеристики;
  3. формировать навыки исследовательской работы с текстом;
  4. развивать логическое мышление, наблюдательность,
  5. развивать и обогащать речь учащихся;
  6. воспитывать чувство любви к природе, к человеку

Оборудование

  1. словари;
  2. фонозаписи;

Используемые технологии:

  1. личностно-ориентированная;
  2.  проблемно-поисковая

Лексическая работа

  1. Бирюк – «зверь, серый волк» в некоторых диалектах России (по словарю В.И.Даля);

1. Волк-одиночка (обл.) 2. перен.  Нелюдимый и угрюмы  человек (разг.)                            (по словарю С.И.Ожегова)

  1. Интерьер – (от  фр. – внутренний) – описание внутреннего убранства помещений, характеризующее эпоху, страну, общественное положение их владельца, его художественно-эстетические и социально-бытовые вкусы.
  2. Исследование – научное изучение, выяснение.
  3. Пейзаж – (от фр. – ландшафт) – изображение природного окружения человека и образ незамкнутого пространства в словесно-художественном произведении.
  4. Портрет – описание или создание впечатления от внешнего облика персонажа литературного произведения, в первую очередь мельчайших деталей лица, фигуры, одежды, манеры держаться.
  5. Проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.

Но что может быть интересного

в грубом, необразованном человеке?

Как что? – Его душа, ум, сердце, всё

то же, что и в образованном человеке.

В.Г.Белинский

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Создание эмоционального настроя урока (чтение учащимися отрывков из рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг»).
  3. Знакомство с некоторыми фактами биографии писателя. Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново  (подготовленные учащиеся).
  4. Вступительная беседа. Анализ названия рассказа Тургенева «Бирюк»

– Каково значение слова «бирюк»?  (работа с толковыми словарями)

– Как вы думаете, почему рассказ назван «Бирюк»?

– Какое впечатление у вас осталось после прочтения рассказа?

  1. Сообщение темы, цели урока.

В процессе урока вам необходимо ответить на проблемный вопрос: что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?  Что такое проблема? Проблема - это сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Исследовать текст – значит изучать его с разных сторон. Для этого нам необходимо формировать навыки исследовательской работы с текстом, развивать логическое мышление, наблюдательность. Во время работы вы будете выступать в роли портретистов, пейзажистов, исследователей интерьера и исследователей художественного текста.  Результатом работы и станет ответ  на проблемный вопрос.

  1. Запись темы урока и  первой части эпиграфа: «Но что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» (В.Г.Белинский)
  2. Исследовательская работа в группах.

1) Задание группе портретистов:

– Что такое портрет? Для чего в произведении нужен портрет? Найдите портретные описания главного героя (чтение описания).

– Что мы узнали о Бирюке благодаря этому портрету? Как портрет помогает понять характер героя?

 – Почему лесник удостоился такого прозвища – Бирюк? Соответствует ли это прозвище герою? Что сделало его нелюдимым и угрюмым?

– Какие ещё портретные зарисовки есть в рассказе? Как портрет мужика-вора помогает понять и объяснить его поступок?

– Сопоставьте портрет Фомы с портретом пойманного крестьянина.

2) Задание группе пейзажистов:

– Каково значение слова пейзаж? Зачитайте и проанализируйте все пейзажные зарисовки по ходу развития сюжета рассказа.

– Какова роль образа-символа грозы?

– Как пейзаж связан с развитием действия всего рассказа?

– Какие чувства передает Тургенев в описании природы?

– В каком отношении к грозе находятся главный герой и рассказчик?

3) Задание группе исследователей интерьера:

– Что означает слово «интерьер»?

– Найдите в тексте описание жилища Бирюка. С каким чувством описывает охотник-рассказчик избу лесника? Как это описание помогает понять характер героя?

–Сделайте вывод о том, для чего нужно в этом рассказе описание избы (интерьера).

4) Задание группе исследователей художественного текста:

– Прочитайте выразительно фрагмент текста с описанием начала грозы. Какие слова точно и образно передают состояние природы, краски, запахи, звуки?  Какие части речи использует писатель?

– Какое настроение вызывает у вас этот пейзаж?

  1. Анализ проблемной ситуации

– Кто же такой наш бирюк? Когда мы смотрим на его портрет – любуемся и восхищаемся им. Когда переводим взгляд на то, что его окружает – почему-невольно стыдимся за увиденное. Почему возникает такое противоречие?

– Прослушайте фонозапись диалога Бирюка и крестьянина. Найдите в сцене разговора реплику, которая поможет ответить на вопрос.

– Есть ли в рассказе герои, которые тоже могут сказать, что они подневольные?

– Как же должны относиться крестьяне к Бирюку, если он такой же подневольный, как  и они? Почему происходит иначе? За что они ненавидят Бирюка?

– И все-таки герой отпускает вора. Почему?

– Легко ли ему принять такое решение? Легко ли беречь барский лес? Может, не стоило ему враждовать с местными крестьянами, стоило бы,  может быть, понимать лучше своего брата-мужика? («Я тоже человек подневольный: с меня взыщут»)

– В комментарии к изданию «Записок охотника» говорится: «Лесник, не поймавший вора, предавался суду либо возмещал полную стоимость порубленных деревьев, либо подвергался другим формам наказания, вплоть до ссылки в Сибирь». А мужицкие угрозы «сжить со свету», то есть убить, могут быть исполнены? Вспомните рассказ «Бежин луг».

– Бывший крепостной Тургенева вспоминал, что бабушка и мать говорили ему о том, что все лица не выдуманные, а списанные с живых людей. Эти сведения нашли отражение в повести Ю.Гаецкого о юношеских годах Тургенева «Ранние метели» (чтение отрывка подготовленным учащимся).

– Каков же выход из этой ситуации? (Уничтожение крепостного права приведет к духовному и экономическому выздоровлению общества)

  1. Подведем итоги. Сделаем выводы.

– Против чего направлен рассказ Тургенева?

– Почему героем его произведений становится простой крестьянин? Что же может быть в нем привлекательного?

  1. Допишем эпиграф: «Как что? – Его душа, ум, сердце, всё то же, что и в образованном человеке». (В.Г.Белинский)
  2. Домашнее задание: продолжить наблюдение над языком и стилем Тургенева при чтении его «Стихотворений в прозе»

Список использованной литературы

  1. Афанасьев В.В., Боголепов П.К. Тропа к Тургеневу: Документально-художественная книга о жизни и творчестве И.С.Тургенева / Научн. ред П.Г.Пустовойт. М.: Дет. лит., 1983
  2. Гаецкий Ю.А. Ранние метели: Повесть о И.С. Тургеневе. – М.: Сов. Россия, 1982
  3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. М.: Русский язык, 1989.
  4. Книгин И.А. Словарь литературоведческих терминов. – Саратов: Лицей, 2006
  5. Коровина В.Я, Журавлев В.П., Коровин В.И.. Фонохрестоматия учебнику «Литература. 7 класс». М.: «Просвещение», 2009
  6. Маранцман В. Г. Литература. 7 класс. Методические рекомендации
  7. Ожегов С.И. Словарь русского языка.  Москва «Русский язык», 1989
  8. Тургенев И.С. Собрание сочинений: В 5т. Т1. Записки охотника. Повести и рассказы 1884-1881 годов. – М.: Русская книга, 1994

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки к рассказу И.С. Тургенева "Бирюк" (7 класс)

Предлагаю четыре варианта карточек, проверяющих не только знание содержания рассказа "Бирюк", но и побуждающих учащихся задуматься над смыслом этого произведения....

урок литературы 6 класс тема: "Особенности тургеневского повествования" ( по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк")

Разработка урока литературы в 6 классе по творчеству И. С. Тургенева. Материал доступен для школьников и учителей. Урок разработан с учетом современных педагогических технологий....

Художественные особенности рассказа И. С. Тургенева "Бирюк"

Данный материал содержит конспект и презентацию урока литературы на тему "Художественные особенности рассказа И. С. Тургенева "Бирюк"по учебнику-хрестоматии под редакцией Г.И.Беленького для 7 кл...

Диалог с рассказом И.С.Тургенева «Бирюк».

Путь к мастерству в изображении жизни народа. (С использованием групповой формы работы)...

Конспект урока литературы по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк" 7класс

   Развёрнутый план-конспект урока с использованием приёмов технологии РКМЧП.  Презентация к уроку....

Урок литературы в 7 классе "Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным в рассказе И.С.Тургенева "Бирюк".

Урок литературы  в 7 классе  с использованием технологии развития критического мышления через чтение....