Музыкально-литературная гостиная "Чародей слова"
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Бунтова Галина Александровна

Методическая разработка "Чародей слова" посвящена жизни и творчествау Н.В.Гоголя в контексте культурной жизни его эпохи. Музыкальные номера, театрализация, украинские народные песни и костюмы делают мероприятие ярким, запоминающимся, не только расширяют кругозор учащихся, но и способствуют их эстетическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon charodey_slova.doc44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная гостиная «Чародей слова»

Для нас он был больше, чем писатель: он раскрыл нам  нас самих себя.

И.С.Тургенев

1 вед.:  Здравствуйте,  дорогие друзья!

Мы рады очередной встрече с вами в нашей литературной гостиной!

2 вед.:  А мне помнится, в последний раз мы были  вместе на балу, а перед тем в литературном салоне.

1.Не вижу разницы: салон или гостиная!

2. А мне кажется, что все же разница, хоть и небольшая, есть.

1.Пусть нас рассудит толковый словарь русского языка.

Ученица читает словарные статьи:

Гостиная – 1.комната для приема гостей

Салон- 1. Комната для приема гостей в богатом доме;

2.политический, литературно-художественный кружок из людей избранного круга, собирающийся обычно в доме какого-либо лица.

2. Все же гостиная – это что-то менее официальное, более … камерное что ли. В гостиной собираются друзья, родственники, люди, близкие по взглядам, имеющие общие интересы, увлечения.  В непринужденной обстановке ведутся разговоры, звучит музыка, где-то в уголке образуется кружок играющих в какие-нибудь игры, кто-то пишет в альбом свои стихи, быстрой рукой делает небрежный и точный рисунок…  Кто-то садится за рояль, и – аккорд – другой-  зазвучит музыка и смолкают разговоры, откладываются альбомы – все с замиранием слушают.

Музыкальный номер Даша и Богдан

Ведущие:

1.Встречи в гостиных часто посвящались какому-то событию или лицу.

2.Вот и наша встреча сегодня неслучайна, и посвящена она знаменательной дате, 200-летию великого писателя Н.В.Гоголя.

Чтец о Гоголе

Гоголь! Вечный спутник отрока, юноши, мужчины и женщины, школьника и старца, умудренного знанием жизни. Раз проникнув в нашу душу, Г. никогда не покидает ее, а поселяется в сознании нашем и в сердце навсегда, как дома, удивительно смело, непринужденно, уютно… Он воистину наш вечный спутник.

Константин Федин

1.А какое гоголевское произведение нравится больше всего тебе?

2.Мне «Вечера на  хуторе близ Диканьки». А тебе?

1. «Ревизор». А вам, ребята?

2.А давай проверим, как лицеисты знают творчество Гоголя.

1. Экзамен, что ли. Проведем?

1.Зачем обязательно экзамен? Викторину. Кстати, на литературных вечерах викторины проводились часто.

2.Давай.

Викторина

О ком Гоголь говорил: «Ничего не предпринимал я, ничего не писал без его совета»?

(Об А.С. Пушкине.) 

Какой дипломат написал предисловие к собранию сочинений Гоголя, изданному в Киеве в 2003 году?

(Черномырдин Виктор Степанович, посол России на Украине.) 

О каком произведении Н.В. Гоголь говорил, что «решил собрать в одну кучу всё дурное, какое... только знал», чтобы «за одним разом» над всем посмеяться?

(О «Ревизоре».) 

Какому императору принадлежат слова, сказанные после премьеры «Ревизора»: «Ну и пьеска, всем досталось, а мне - больше всех»?

(Николай I.) 

Какую гоголевскую пьесу Проспер Мериме собственноручно перевёл на французский, озаглавив результат «Генеральный инспектор»?

(«Ревизор».) 

Что говорил Гоголь о положительном герое комедии «Ревизор»?

(Положительным героем этой комедии Гоголь считал смех.) 

Какого героя Гоголь поселил по своему адресу: «В Санкт-Петербурге, в Почтамптскую улицу, в доме под нумером 97-м, поворотя во двор, в третьем этаже направо»?

(Душа Тряпичкин, которому Хлестаков писал письмо.) 

 

Кто из героев Гоголя был «с Пушкиным на дружеской ноге»?

(Иван Хлестаков.) 

На пьедестале памятника Гоголю в Москве писатель Гиляровский изображён в облике этого героя. Какого?

(Тараса Бульбы.) 

Кем по родству приходилась ведьма Солоха кузнецу Вакуле?

(Матерью.) 

Назовите транспортное средство кузнеца Вакулы при полёте в Петербург.

(Чёрт.) 

Название какого проспекта Санкт-Петербурга стало названием повести Гоголя?

(Невского проспекта.) 

Как заканчивается фраза Н.В. Гоголя: «Чуден Днепр...»?
а) Для редкой птицы;
б) При тихой погоде;
в) Во время разлива;
г) Без Днепрогэса.

Как называется комедия Н.В. Гоголя?
а) «Аудитор»;
б) «Инспектор»;
в) «Ревизор»;
г) «Рэкетир».

Кто из этих персонажей - не из «Мёртвых душ»?
а) Манилов;
б) Коробочка;
в) Земляника;
г) Ноздрёв.

Что случилось с шинелью Акакия Акакиевича Башмачкина в повести Н.В. Гоголя?
а) Похитили грабители;
б) Забрали кредиторы;
в) Износили соседи;
г) Съела моль.

Как называется комедия Гоголя?
а) «Свадьба»;
б) «Женитьба»;
в) «Венчание»;
г) «Бракосочетание».

Как называется произведение Н.В. Гоголя?
а) «Рот»;
б) «Глаз»;
в) «Зуб»;
г) «Нос».

Какая фамилия была у гоголевского персонажа, потерявшего свой нос?
а) Ковалёв;
б) Ноздрёв;
в) Башмачкин;
г) Ляпкин-Тяпкин.

Какую упряжку Н.В. Гоголь сравнивал с птицей?
а) Восьмерик;
б) Шестерик;
в) Четверня;
г) Тройка.

О каком произведении Г. Пушкин писал:

«Вот настоящая веселость, искренняя, непринужленная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей литературе, что я доселе не образумился. Мне сказывали, что когда издатель вошел в типографию, где печаталась книга, то наборщики начали прыскать и фыркать, зажимая рот рукою…Мольер и Шиллинг, вероятно, были бы рады рассмешить своих наборщиков. Поздравляю публику с истинно веселою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов.

Сценка из «Вечеров»

Вед.: Такие мини-спектакли часто разыгрывались в литературных гостиных, экспромтом, без предварительной подготовки, и публика аплодировала самодеятельным артистам с ничуть не меньшим восторгом, чем профессиональным актерам. И среди зрителей был, конечно,  сам Гоголь. Кстати, в период учебы в гимназии в Нежине он часто участвовал  в самодеятельных спектаклях, как художник-декоратор и как актер. Особенно удавались ему комические роли. Например, в спектакле по пьесе  Д.И.Фонвизина «Недоросль» он исполнял роль г. Простаковой. А когда  читал в гостиных свои произведение, его слушали затаив дыхание.

1 вед. : Родился и вырос Николай Васильевич в с.Великие  Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии детство и юность его прошли в Малороссии, как тогда называли  Украину. Легенды, исторические преданья, украинская музыка, пляски, народные песни, которые пели хлопцы и дивчины – вот то, что оказало огромное влияние на развитие таланта будущего писателя. Позже, будучи уже известным писателем, гоголь с замиранием сердца слушал народные песни.

Ганзя

Вед.: А в гостиных, в театрах Петербурга звучала другая музыка.  и она тоже приносила писателю подлинное наслаждение.

Романс «Утро туманное»

Вед.1: В Петербурге Гоголь близко сошелся со многими художниками, музыкантами, литераторами, в том числе с А.С.Пушкиным, к которому относился с величайшим уважением.

Вед.2 :  Именно Пушкин подсказал Гоголю сюжеты его «Ревизора» и «Мертвых душ».

Вед.1:  Виссарион Григорьевич Белинский утверждал, что в «Ревизоре» нет лучших мест, потому что нет худших.

Вед.2: А мне все же нравится особенно одна сценка, в которой Хлестаков…. А впрочем, что рассказывать, давайте лучше посмотрим.

Сцена из «Ревизора»

Вед.:  По свидетельству самого Гоголя, Пушкин говорил ему, что ни у одного писателя не было дара выставлять так ярко пошлость человека, чтобы та мелочь, которая ускользает от глаз мелькнула бы крупно в глаза всем. «Вот мое главное свойство, одному мне принадлежащее, и которого точно нет у других писателей», - добавлял Гоголь.

Вед.1: Я недавно узнала, что гоголь долгое время жил в Италии.

Вед.2 И не только в Италии, он жил и во Франции, и в Германии. Но в Италии, начиная с 40-х годов, он живет особенно подолгу. Рим, Неаполь и др. города этой древней и прекрасной страны

Вед.1: И все же Николай Васильевич очень тосковал по родине.  Помните, в «ВИИ» ХОМА Брут очертил  вокруг себя круг от  нечистой силы. И весь заполнил его сиянием свечей. В этом кругу все внимание свое и напряжение воли он направляет на чтение  священной книги.

 Такая же тесная часовня для него вся его заграничная жизнь. священной книги.

Последние годы своей жизни он прожил одиноко. Ему хотелось поездить по России, но на это не было ни средств, ни физических сил. Больной, состарившийся, он умер в 1852 году, оставив после себя за жизнь накопленного имущества 43 рубля 88 копеек  серебром.  И магию своих чарующих строк, которые не потеряли по сей день ни своего очарования, ни актуальности.  

Вед.2: Вся трагедия его короткого, блестящего и многострадального существования была целиком трагедией творчества, в нем были его радости, с ним связана ранняя гибель, - писал Короленко.

Вед.1:Сам писатель говорил; «Имя мое будет счастливее меня»

Вед.: И он оказался провидцем.

Вед.:  Он оказал исключительно сильное воздействие на все последующее развитие русской литературы. И это воздействие и его понимание все более углубляется. А произведения его звучат все более актуально, и потому все более возрастает интерес к нему.

Литературно-музыкальная гостиная «Чародей слова», посвященная 200-летию Н.В.Гоголя

                                                                        Разработала:

                                                                        Бунтова Г.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-литературная композиция "Подвиг ленинградцев"

Музыкально-литературная композиция "Подвиг ленинградцев" посвящена Дню полного освобождения ленинградцев от вражеской блокады. В композицию вошли стихи, песни, посвящённые подвигам ленинградцев....

Сценарий музыкально-литературной композиции Памяти павших будьте достойны!

Использованный музыкальный материал: « Победный марш»слова и музыка Е.Никоновой,« Священная война» муз. А Александрова, сл.. В. Лебедева-Кумача, «Русь непокорная» муз.,слова В. Шурака, «Сини...

Сценарий музыкально - литературного мероприятия "День пожарной охраны - 30 апреля".

Наша школа сотрудничает с подразделением МЧС - пожарной частью. В школе обучаются кадеты - будущие спасатели. Учащиеся занимаются не только военными дисциплинами, но и поют в кадетском хоре. Традицион...

Музыкально-литературная композиция " Музыка и слово"

Данная работа отражает воздействие музыки и слова стиха на человека....

Музыкально-литературная композиция "Воспоминание. Несколько слов о Николае Резанове"

В основе композиции - лирические произведения Андрея Вознесенского. Сценарий создан для участников детского театрального объединения....

Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...

Музыкально-литературная композиция "О любви ... словами Пушкина на разных языках".

Музыкально-литературная композиция " О любви .... словами Пушкина  на разных языках"....