Музыкально-литературная композиция "Воспоминание. Несколько слов о Николае Резанове"
методическая разработка (10, 11 класс) на тему

Пальцева Марина Юрьевна

В основе композиции - лирические произведения Андрея Вознесенского. Сценарий создан для участников детского театрального объединения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospominanie.doc50.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-литературная композиция

«Воспоминание. Несколько слов о Николае Резанове»

Цель: воспитание ценностного отношения к историческим и литературным

событиям  средствами малых театральных форм.

Задачи:

  • Развитие интереса к личности Н.П. Резанова
  • Знакомство с творчеством А. Вознесенского. Популяризация поэтического слова среди учащихся.
  • Закрепление знаний об особенностях исполнения лирики.
  • Закрепление навыков работы над музыкально-поэтической композицией как самостоятельной формой театрализованной деятельности учащихся.
  • Развитие и реализация творческого потенциала.

Сценарный ход

В глубине сцены у правой кулисы круглый старинный стол, на нем подсвечник; на заднике расположена декоративная композиция: Андреевский флаг, испанская шаль и веер.

Человек от театра.

Мы ищем удивительных вещей в чужих краях, с жадностью читаем древние истории о мировых подвигах, с восторгом повторяем великие имена. И… проходим мимо иных, позабыв или даже не зная…

Я живу в Петербурге! Жители города произносят эту фразу каждый по-своему, потому что у каждого есть свой Петербург: с родным домом, улицей, местом свиданий, со своими радостями и со своими воспоминаниями. Наше «Воспоминание» посвящается петербуржцу Николаю Резанову.

Звучит романс А. Рыбникова «Белый шиповник»:

Белый шиповник, дикий шиповник

Краше садовых роз.

Белую ветку юный любовник

Графской жене принес.

Белый шиповник, страсти виновник,

Он ей, смеясь, отдал.

Листья упали на подоконник.

На пол упала шаль.

Для любви не названа цена –

Лишь только жизнь одна,

Жизнь одна, жизнь одна…

Постепенно на сцену выходят участники композиции:

  • Поэт (кресло-стул справа на авансцене; в руках книга).
  • Вокалисты (пианино у левой кулисы).
  • Кончита (полуспиной в центре сцены на стуле).
  • Резанов (спиной к зрителям у задника сцены).

Музыка микшируется.

Поэт.

Запомни этот миг. И молодой шиповник.

И на твоем плече прививку от него.

Я — вечный твой поэт и вечный твой любовник...

И — больше ничего.

Запомни этот мир,

Пока ты можешь помнить,

А через тыщу лет и более того

Ты вскрикнешь, и в тебе

царапнется шиповник...

И больше ничего.

Снова звучит мелодия романса.

Резанов (разворот на месте лицом к зрителям).

Ваше сиятельство, еже ли материальные затруднения окажутся единственной преградой на пути к американскому континенту, готов буду приобресть на собственные средства две шхуны на Санкт-Петербургской верфи и, придав им соответственно наименования «Юнона» и «Авось», преисполнен буду решимости в начале лета 1806 года пуститься в плаванье к берегам Нового света.

  Исполняется 1-й куплет «Саги»:

Ты меня на рассвете разбудишь,

Проводить необутая выйдешь.

Ты меня никогда не забудешь.

Ты меня никогда не увидишь.

Резанов делает два шага вперед.

Поэт.

Резанов Николай Петрович... Выдающийся русский путешественник и государственный деятель, один из учредителей Российско-Американской торговой компании. Происходил из небогатого рода дворян Смоленской губернии. Служил поручиком лейб-гвардии Измайловского полка, позднее занимал должность обер-секретаря Гражданского департамента и управляющего Главного правления Российско-Американской компании.

Исполняется 3-й куплет «Саги»:

     Эту воду в мурашках запруды,

     Это Адмиралтейство и Биржу

     Я уже никогда не забуду,

     Я уже никогда не увижу.

Резанов делает два шага вперед

Вокалист.

Поистине удивительна история графа Николая Петровича Резанова, который почти двести лет назад мечтал «закусив удила», свесть Америку

и Россию», «американский расчет и российскую грустную удаль» - история, которая трагически оборвалась на полдороге. Предприняв путешествие в Калифорнию, на обратном пути в Россию он умер в Красноярске.

Резанов.

Я умираю от простой хворобы

на полдороге,

На полдороге к истине и чуду,

на полдороге, победив почти,

с престолами шутил, а умер от простуды,

прости,

мы рано родились, желая невозможного,

но лучшие из нас срывались с полпути,

мы – дети полдорог,

                               нам имя – полдорожье,

прости.

Родилось рано наше поколенье –

чужда чужбина нам и скучен дом.

Несформированное поколенье,

Мы в одиночку к истине бредем.

Российская империя – тюрьма,

но за границей та же кутерьма.

Увы, свободы нет ни здесь, ни там.

Куда же плыть? Не знаю, капитан.

Прости, никто из нас дороги не осилил.

да и была ль она, дорога, впереди?

Прости меня, свобода и Россия,

не одолел я целого пути.

(Опускается на одно колено.)

Прости меня, земля, что я тебя покину,

Не высказать всего… Жар меня мучит, жар…

Не мы повинны в том, что половинны,

но жаль…

Исполняются 2-й и 4-й куплеты «Саги»:

        Заслонивши тебя от простуды,

       Я подумаю: Боже всевышний!

Я тебя никогда не забуду.

 Я тебя никогда не увижу».

Кончита  медленно поднимается, подходит к столику, зажигает свечу.

   Не мигают, слезятся от ветра

Безнадежные карие вишни.

         Возвращаться – плохая примета.

                                       Я тебя никогда не увижу.

Вокалистка.

А на далеком калифорнийском берегу его осталась ждать Кончита – дочь губернатора Сан-Франциско. Обручившись вопреки всем и всему с графом Николаем Резановым, она ждала его потом 35 лет: с шестнадцати до пятидесяти двух. А потом дала обет молчания…

Во время этих слов Кончита со свечой в руках приближается к Резанову и опускается рядом с ним на колени. Затем, с каждой стихотворной строфой, она постепенно продвигается вперед, а Резанов удаляется назад.

Кончита.

Десять лет в ожиданье прошло.

Ты в пути. Ты все ближе ко мне.

Хорошо ли приладил седло?

Чтоб в пути тебе было светло,

Я свечу оставляю в окне.

Двадцать лет в ожиданье прошло.

Ты в пути. Ты все ближе ко мне.

Ты поборешь всемирное зло.

Чтоб в бою тебе было светло,

Я свечу оставляю в окне.

Тридцать лет в ожиданье прошло.

Ты в пути. Ты все ближе ко мне.

У меня отрастает крыло!

Без меня чтобы было светло,

Я оставила свечку в окне.

Исполняются 5-й и 7-й куплеты «Саги»:

Даже если на землю вернемся

Мы вторично, согласно Гафизу,

Мы, конечно, с тобой разминемся.

Я тебя никогда не увижу.

И качнутся бессмысленной высью

Пара фраз, залетевших отсюда:

«Я тебя никогда не увижу.

Я тебя никогда не забуду».

 

Во время исполнения «Саги» идет сцена прощания Кончиты и Резанова: Резанов из глубины сцены подходит к Кончите, бережно обнимает ее за плечи, затем разворачивает к себе лицом; взявшись за руки, они медленно двигаются вокруг своей оси; все больше удаляясь друг от друга, они расходятся по диагонали – Кончита к правой кулисе лицом к зрителям, а Резанов к левой спиной к зрителям.

Вокалист.

Не правда ли, от этих стихов гипнотически веет чувством поразительной духовности? Каждое слово, каждый глагол бередит душу, жжет и тревожит, каждая строфа полна прозрения, провидения…

Поэт (берет свечу, задумчиво смотрит на пламя).

Мы как бы с дистанции времени видим людей, давно ушедших, но столь схожих с нами в своих порывах, страстях, суждениях, муках, радостях и горе, в своей любви…

Все участники композиции постепенно приближаются к Поэту и, читая заключительные стихи, предают друг другу свечу.

Вокалист.

Дети двадцать первого столетья!

Набирает скорость новый век.

Неужели вечно не ответит

На вопрос согласья человек?

Кончита.

Аллилуйя возлюбленной паре!

Мы забыли, бранясь и пируя,

Для чего мы на землю попали –

Аллилуйя любви, аллилуйя!

Вокалистка.

Аллилуйя их будущим детям.

Наша жизнь пронесется аллюром.

Мы проклятым вопросам ответим:

Аллилуйя любви, аллилуйя!

Поэт.

Я люблю твои руки и речи,

С твоих ног я усталость разую.

В море общем сливаются реки.

Аллилуйя любви, аллилуйя!

Вокалист.

Аллилуйя Гудзону и Волге!

Государства любовь образует.

Аллилуйя, князь Игорь и Ольга!

Аллилуйя любви, аллилуйя!

Вокалистка.

Аллилуйя свирепому нересту!

Аллилуйя бобрам алеутским!

Лишь любовью оправдана ненависть.

Аллилуйя любви, аллилуйя!

Резанов.

Аллилуйя Кончите с Резановым.

Исповедуя веру иную,

Мы повторим под занавес заповедь:

Аллилуйя любви, аллилуйя!

Кончита.

Аллилуйя актерам трагедии,

Ч то нам жизнь подарили вторую,

Полюбивши нас через столетие.

Аллилуйя любви, аллилуйя!

Звучит припев «Белого шиповника», во время которого все участники композиции встают в начальную мизансцену:

Для любви не названа цена –

Лишь только жизнь одна,

Жизнь одна, жизнь одна.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-литературная гостиная "Чародей слова"

Методическая разработка "Чародей слова" посвящена жизни и творчествау Н.В.Гоголя в контексте культурной жизни его эпохи. Музыкальные номера, театрализация, украинские народные песни и костюмы делают м...

Презентация "Несколько слов о детских страхах"

Несколько слов о детских страхах, их причинах и последствиях...

Несколько слов об уроке по новому стандарту

Несколько слов об уроке по новому стандарту...

Музыкально-литературная композиция " Музыка и слово"

Данная работа отражает воздействие музыки и слова стиха на человека....

Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...

Музыкально-литературная композиция "О любви ... словами Пушкина на разных языках".

Музыкально-литературная композиция " О любви .... словами Пушкина  на разных языках"....

"Несколько часов из жизни Василия Тёркина". Музыкально-литературная композиция по мотивам поэмы А. Твардовского "Василий Тёркин"

Цель: воспитание у детей патриотических чувств и уважения к подвигу участников боевых действий и тружеников тыла в Великой Отечественной войне.Задачи:расширять знания детей о литературе, посвящённой В...