Культура и религия
план-конспект занятия по краеведению (5 класс)

Власова Алёна Олеговна

Культура и религия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_i_religiya.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Культура и религия

Цели урока:

1.Воспитательные: способствовать воспитанию уважительного отношения к истории родного города, к его культуре и  религии;

2.Образовательные: сформировать начальное представление о культуре и религии города Тирасполе в XIX веке.

3.Развивающие: продолжить формирование умений сравнивать, выделять главное, делать выводы, способствовать развитию логического мышления, речевой деятельности, формировать и развивать эстетический вкус.

Оборудование: мультимедийная презентация

Тип урока: изучение нового материала

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия: культура, религия.

Персоналии: Скорупко А.М.

План изучения нового материала:

  1. Архитектура исторического центра города и роль Скорупко А.М. в его создании.
  2. Здравоохранение и образование.
  3. Православная церковь и другие конфессии в Тирасполе.

Ход урока:

I.Организационный момент

II. Изучение нового материала(слайд 1)

1.        Архитектура исторического центра города и роль Скорупко А.М. в его создании.

Рассказ учителя(слайд 2)

В начале 19 века изменяется внешний вид Тирасполя.  Город обстраивается новыми каменными домами. Если вначале значительную часть строений составляли лозовые и камышовые мазанки, то в середине 19 века здесь было уже 10 казенных и 62 частных дома, построенных из бутового камня, открывались гостиница, 7 постоялых дворов, 3 чайных, несколько трактиров и т.д. но Тирасполь отставал в благоустройстве. Улицы были не мощены. Освещения на них не было. Лишь в центре города тускло горело несколько керосиновых фонарей.

К концу 19 и началу 20 века велось строительство главным образом в центре города, в особенности на главной улице Покровской (ныне 25 Октября), где были сосредоточены особняки буржуазии, городские учреждения, главные магазины, удовлетворявшие преимущественно спрос состоятельных покупателей. Кроме того на улице Покровской был дворянский клуб, купеческий клуб, кино. Здесь же, в центральной части города, находилось здание женской гимназии ( архитектор А.М .Скорупко)  и реальное училище. Само же название улицы связано с древней Покровской церковью, на месте которой построен Дом культуры. На углу улиц Покровской и Соборной (ул. Луначарского) был сооружен большой собор. (слайд 3-6)

Работа с  историческим документом

В уездных документах 1900 года мы впервые сталкиваемся еще с одним уважаемым тираспольцем, автором проекта женской гимназии. На 28-й странице «Отчета...» читаем: «Должность уездного земского инженера вакантна более 3-х лет. На предложение управы занять эту должность, никто не отзывается. Инженер Попельский, согласившийся в этом году принять приглашение управы, прослужив почти три месяца, перешел на железнодорожную службу (...) Дальнейшие приглашения остаются без ответа; между тем инженер по дорожным сооружениям А.М. Скорупко, принявший на себя труд временно исполнять обязанности уездного инженера, дело которого наблюдать и вести постройку школ, больниц и др.земских зданий, не может, понятно, без ущерба и для своего, и для другого дела исполнять одновременно две обязанности (...)»

Но Антон Михайлович, которому в ту пору исполнилось 28 лет (он родился 19 ноября 1872 г.) был человеком глубоко порядочным и образованным, окончил технологический институт. Он не только справился со своими обязанностями, но и сумел завоевать уважение как в уезде, так и в городе. С 30 октября 1908 г. он стал почетным попечителем Тираспольского высшего начального училища, располагавшегося на Покровской улице в доме № 33. Интересно, что он был католиком.

Скорупко участвовал в ремонте дорог, составлении технических смет по ремонту дорог, составлял проекты смет школьных зданий, и, конечно же, именно с его помощью по Пушкинской улице в начале XX века началось строительство здания земской управы, которая до тех пор не имела своего собственного помещения. Достоверно известно, что на постройку земского дома (который стоит и поныне) было в 1903 году израсходовано 25305 рублей 25 копеек.

Учитель сообщает, что Покровская улица была наиболее благоустроенной. Гравийное мощение в конце 19 века было заменено булыжным, по краям – тротуары из кирпича, посажены деревья. В начале улицы, напротив бывшего завода им. Ткаченко, находился Семеновский парк – любимое место отдыха местной интеллигенции. На протяжении всей Покровской и на некоторых других улицах, прилегающих к ней, были проведены в начале 20 века электричество и водопровод. Главные магазины, помимо Покровской, размещались так же на улицах Соборной, Базарной, Колодезной, Клинцовской, Рыбной. Эти улицы, заселенные преимущественно торговцами и ремесленниками, примыкали к большой площади на берегу Днестра, где находился крайне неблагоустроенный рынок. Здесь, в центре города, размещалась наиболее зажиточная часть населения, а на окраинах ютились рабочие, крестьяне, сезонники. Там о благоустройстве и речи быть  не могло. Электрическая и водопроводная сети туда не доходили, улицы были не мощены, после дождей они превращались в сплошное месиво грязи. Дома на окраинах были глинобитные. (слайд 7-8)

2.        Здравоохранение и народное образование.

Сообщение учащегося о состоянии здравоохранения в 19 веке. (слайд 9-10)

В начале 19 века мало внимания уделялось здравоохранению. В городе , правда, были больницы, аптеки, но против эпидемических заболеваний городская управа почти ни каких мер не принимала. В 1830 и 1831 годах в крае свирепствовала холера, унесшая только в Тираспольском уезде 1700 человеческих жизней.

К концу 19 века в Тирасполе было 3 больницы – городская, земская и еврейская, с небольшим количеством коек, а так же 3 аптеки. На одну больничную койку приходилось 757 жителей. Обслуживающий персонал городской больницы состоял из одного врача, трех фельдшеров, акушерки и нескольких человек технического персонала. Лечение было платным. На содержание больницы городская Дума отпускала 2500 рублей в год. Еврейская больница содержалась за счет еврейской общины. Всего в городе было 6 врачей, 3 акушерки, 6 фельдшеров. Значительная часть врачей и фельдшеров занималась частной практикой. Лечение было дорогим и недоступным для бедноты.

Сообщение учащегося о состоянии образования в 19 веке. (слайд 11-13)

Не лучше обстояло дело и с образованием. В городе было несколько начальных школ и уездное училище с 86 учащимися. Число грамотных и малограмотных среди горожан  не превышало 15 % . невежественность, бескультурье накладывали свой отпечаток на весь уклад жизни. Только в

90-е годы, в Тирасполе некоторое расширение получила школьная сеть. Наряду с начальными открываются двухклассные и четырехклассные городские школы, а так же прогимназии. В начале 20 века появились средние учебные заведения. В городе работали реальное училище, женская гимназия, четырехклассное мужское училище, двухклассная  женская и несколько начальных школ. Всего в них училось 2 тысячи учащихся и около 50 учителей. Обучение в средних школах было платным.

Из городского бюджета в 1899 году на образование было выделено всего лишь 31 тыс. рублей. Другим культурным учреждениям уделялось еще меньше внимания. В Тирасполе имелось три библиотеки с ограниченным количеством книг, небольшая книжная лавка, типография, где печаталась местная газета «Днестровский край».

  1. Православная церковь и другие конфессии в Тирасполе.

Во 2-й половине 19 века духовные запросы тираспольчан обслуживали: 3 православные церкви и собор, синагога и 2 еврейских молитвенных дома.

III. Закрепление изученного материала.

IV. Домашнее задание: выучить конспект (слайд 14)

Индивидуальное задание:

 Подготовить сообщение о ряде проектов об устройстве каналов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура и религия. Религиозное искусство

Занятие на спецкурсе по изучению Основ мировых религиозных культур в 5 классе...

Культура и религия Древнего Египта

Данная работа рассчитана на 2 урока, в  ней представлены видео фрагменты: документ об объединении Верхнего и Нижнего Египта; пирамиды в Гизе; письмо, искусства и ремесла Египта; храм жрицы Хими....

Культура и религия Древнего Египта

4 часть окончание в 2 презентациях...

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. (урок № 2 подготовлен по модулю «Православная культура» для 4 классов; учебник А. Кураева «Просвещение», 2012 год)

Цели и задачи:1.      Познакомить учащихся с сущностью материальной и духовной культуры; показать взаимосвязь культуры и религии, дать представления о понятии «православ...

Урок 2 в 5 классе по Основам религиозных культур "Культура и религия"

Дети на уроке знакомятся с понятием "религия" в нашей жизни. Учитель рассказывает о типах религий нашего общества. Основное внимание уделяется религиям России. Для систематизации материала начинаем ве...

Презентация по обществознанию по теме "Религия как элемент духовной культуры. Мировые религии".

Презентация является дополнением к занятию при изучении темы "Религия"...

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"Программа для общеобразовательных учрежд...