Методическая разработка "Рабочая программа внеурочной деятельности для 6 класса "Петербургский квест"". Автор: Шилова Елена Юрьевна, учитель ГБОУ СОШ № 264 Кировского района СПб
рабочая программа по краеведению (6 класс) на тему

Шилова Елена Юрьевна

Программа внеурочной деятельности для учащихся6-ых классов "Петербугский квест" - это творческое, личностное изучение городских краеведческих объектов на маршруте, разгадка тайн истории и городской культуры.

Являясь нелинейным курсом внеурочной деятельности, программа "Петербургский квест" продолжает традиции курса для 5-ых классов "Проектирууем на маршруте экскурсии по истории края", состоит из проектировочных (подготовительных) теоретических занятий по теме планируемого маршрута и практических "путешествий".

Объектами исследования выбраны достопримечательности Кировского и Красносельского районов Санкт-Петербурга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         

РАССМОТРЕНА                  УТВЕРЖДЕНА                            СОГЛАСОВАНА

на заседании МО                  директор ГБОУ СОШ № 264      зам. директора по УВР

«28 » августа 2015г.             «28»августа 2015г.                      «28» августа 2015  г.

Авторская рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Петербургский квест» (туристическое краеведение)

для 6 «в» класса

 2015/2016 учебный год

По плану внеурочной деятельности: 34 часа

По рабочей программе: 34 часа

Направление внеурочной деятельности:

спортивно-туристическое

Возраст обучающихся: 6 класс

Срок реализации: 1 год

Составитель:

учитель русского языка и литературы, внеурочной деятельности по краеведению

Шилова Е.Ю.

Пояснительная записка

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности «Петербургский квест» (туристическое краеведения) учителя Шиловой Е.Ю.  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования. С учетом межпредметных и внутрипредметных связей, в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы общеобразовательного учреждения.  

Внеурочная деятельность является основной частью образовательного процесса в средней школе и направлена на общеинтеллектуальное и общекультурное развитие учащихся.

Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к родному краю, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во время внеурочных занятий. Осуществление программы дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и умения, полученные учащимися на уроках знакомства с историей и культурным наследием родного края, с другой стороны, вовлечь обучающихся в системную творческую, исследовательскую, проектную и спортивно-туристическую деятельность, охватывающую большой объем предметного материала, ориентированную на создание ситуации творческого саморазвития.

Организация внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика. Проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребенка.

Данная программа учитывает возможность познакомить детей с  краеведческими объектами города, района,  в том числе, с использованием интернет - ресурсов и компьютерных программ и экскурсионно-туристических путешествий-маршрутов.

Учащемуся необходимо изучать свой город для того, чтобы:

-понимал свою связь с окружающим миром;

-умел грамотно взаимодействовать с ним;

-осознавал проблемы окружающего микромира;

-воспринимал наследие города как часть отечественного и всемирного культурного наследия.

        Являясь нелинейным курсов внеурочной деятельности, программа «Петербургский квест» (туристическое краеведение) продолжает систему и традиции курса для 5-х классов «Проектируем на маршруте экскурсии по истории края», состоит из проектировочного (подготовительного) занятия по теме планируемого маршрута и трехчасового (длительностью три академических часа) практического «путешествия» - занятия на местности.

Каждое сооружение города хранит память о прошлом, о петербуржцах, является уникальным источником, памятником петербургского наследия. Однако в нашем городе есть памятники, которые напоминают об опыте строительства, художественной культуре, технических достижениях, традициях других времен, народов, культур, цивилизаций. В то же время эти памятники не повторяют ранее созданное, а являются уникальными, неповторимыми достопримечательностями, «знаками», символами Санкт-Петербурга.

Еще в XIX веке была осознана важность изучения своего города, края в воспитании детей. В современном российском обществе происходит падение подлинно патриотического отношения к своему Отечеству, бытует недооценка, принижение ценности наследия России. Немаловажную роль в решении этой проблемы играет целенаправленная политика в области просвещения и образования. И одним из компонентов образования становится изучение родного города, которое, по образному выражению Д.С. Лихачёва, способствует «формированию нравственной оседлости населения», «чувства Родины».

Программа внеурочной деятельности для учащихся 6 «В» и 6 «Г» классов «Петербургский квест» - это творческое, личностное изучение городских краеведческих объектов на маршруте, разгадка тайн истории и городской культуры.

Актуальность программы

Урок зачастую не может вместить все то, что вызывает интерес у ученика, формирует его кругозор и мышление. Именно внеурочная деятельность создает благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для формирования устойчивых умений коммуникации, интериоризации и интеракции в творческой и исследовательской деятельности. Учащиеся на занятиях смогут выйти за рамки учебной литературы, научатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, вступать в коллективный диалог со сверстниками, аргументировать свою точку зрения, аргументировать свою точку зрения юного проектировщика, исследователя, юного экскурсовода. Школьники приобретают навыки индивидуального, парного, коллективного составления творческой работы (презентаций виртуальных экскурсий) по выработанному в проектной деятельности алгоритму.

Еще одной из причин создания данной программы является возможность удержать  интерес к изучению родного края, истории школы, семьи с целью воспитания патриотизма – гордости и любви к земле отцов, также необходимо воспитать гражданскую позицию школьника, включая чувство гордости за свою страну, народ, историю, город, школу и семью. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев в «Письмах о главном» указывал, что воспитание любви к Отечеству начинается именно с воспитания уважения к своей семье.

Организация внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребенка.

Общая характеристика программы

Цели программы:

  1.  Создать деятельную ситуацию для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по краеведению, для развития ценностных отношений школьника к Отечеству, родной природе и культуре, для организации совместной деятельности с детьми.
  2. Формировать  мотивацию к исследованию информационных источников, проектированию индивидуальных и групповых краеведческих  туристических маршрутов, формировать навыки анализа результатов поисковой, творческой, проектной деятельности.
  3. Способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских (районных) краеведческих объектов, музейных экспозиций и традиций как части не только отечественного, но всемирного культурного наследия, а себя – как носителей традиций мировой культуры, хранителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец.

Задачи программы

Обучающие:

  1. Приобретение школьниками знаний об истории  Отечества, края. Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного наследия.
  2. Формирование знаний о правилах конструктивной групповой работы и путешествий.
  3. Формирование знаний об основах разработки проектов (маршрутов) коллективной творческой деятельности, о способах самостоятельного и группового поиска, о правилах техники безопасности и поведения на занятиях.
  4. Формирование у учащихся необходимых умений: ориентироваться в культурном и географическом пространстве города, понимать особенности городских краеведческих объектов как источников информации, использовать полученные знания.
  5. Формирование устойчивой мотивации к изучению истории и традиций родного края.
  6. Совершенствование коммуникативной культуры учащихся.

Воспитывающие:

  1. Развитие эстетического вкуса, творческих способностей учащихся через изучение истории и культуры родного края.
  2. Формирование всесторонних интересов у учащихся.
  3. Воспитание любви и уважения к родному краю, к родному народу, уважение к истории и традициям других народов.

Развивающие:

  1. Сбор информации по определенной теме.
  2. Развитие смекалки, сообразительности, навыков ориентирования на местности.
  3. Развитие умений пользоваться справочной литературой, находить ответы в городском пространстве (по табличкам, спрашивая жителей и пр.).
  4. Обучение организации личной и коллективной деятельности в процессе обучения на внеурочных занятиях.

Программа внеурочной деятельности «Петербургский квест» реализуется в парадигме системно-деятельного подхода и является неотъемлемой частью образовательного процесса и организуется в краеведческом проектно-исследовательском и спортивно-туристическом направлениях.

Дидактические принципы реализации программы:

- занимательность;

- научность;

- сознательность и активность;

- наглядность;

- доступность;

- индивидуальный подход к учащимся.

Основное содержание программы

Ожидаемые результаты реализации программы

Познавательный интерес учащихся проявляется в их ориентированности на познание культурного наследия города: желании выполнить дополнительное задание; посетить изученные памятники и объекты, найти новые, побывать в музее; прочитать рекомендованную книгу;

самостоятельно «добыть» новую информацию; принять участие во внеклассной  краеведческой деятельности.

Учащиеся научатся:

- грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в программе;

- перечислять и узнавать петербургские краеведческие объекты на территории района;

- называть конкретные экспонаты (соответственно программе); узнавать их по изображению и на местности; рассказывать о них как памятниках культурного наследия мира и Петербурга; объяснять их историко-культурную значимость;

- перечислять петербургские традиции, «пришедшие» в современную жизнь из далекого прошлого (соответственно программе); рассказывать о них как об уникальных традициях всемирного и петербургского культурного наследия;

- называть фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия; соотносить фамилию и конкретный памятник; рассказывать о вкладе конкретного человека в формирование петербургского наследия; разъяснять причины появления подлинных и стилизованных памятников, а также причины их сохранения.

При этом учащиеся ориентируются:

- по карте-схеме и карте достопримечательностей города, пригородов; схеме метрополитена и карте транспорта Санкт-Петербурга (соответственно программе);

- в реальном городском пространстве (по природным ориентирам, по городским ориентирам и доминантам; по маршрутному листу;

- объясняют необходимость соблюдения правил поведения горожанами; бережного отношения к памятникам наследия; дают оценку собственного поведения;

- регулярно посещают учебные экскурсии и прогулки; сообщают одноклассникам об «открытиях», сделанных во время самостоятельных учебных прогулок, совершенных с родителями;

Учащиеся умеют:

- работать с письменным источником: находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях, рекомендованных учителем или библиотекарем;

- узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; описывать объекты по памятке, как памятники всемирного и петербургского культурного наследия;

- рассматривать на учебных прогулках реальные городские объекты и музейные экспонаты, извлекая из них информацию с помощью познавательных заданий, составленных учителем, или самостоятельно, делая вывод о значение (значимости) этого петербургского памятника; составлять отчет об исследованном городском объекте;

- обращаться к родственникам как к источникам краеведческой информации (формулировать вопросы; записывать ответы);

- используя ранее полученные знания (по другим учебным дисциплинам, из СМИ, музейных экспозиций, дополнительной литературы, сайтов Интернета), разъяснить, объяснить влияние какой культуры (цивилизации, народа) нашло отражение в конкретном петербургском памятнике (архитектурном, скульптурном, литературном, живописном, музейном экспонате, произведении декоративно-прикладного искусства) или традиции; соотнести мифы, библейские сказания, легенды, литературные произведения с изучаемыми объектами;

- применять полученные знания и умения (на уроках, на учебных прогулках по городу, при подготовке сообщений, при выполнении творческих работ, а также в общении с родственниками, во внеклассных мероприятиях, при рассмотрении реальных объектов).

Воспитательным результатом участия ребенка во внеурочной деятельности должны стать духовно-нравственные приобретения, которые помогут ему адаптироваться в основной школе и раскрыть свои личные творческие способности.

Личностные результаты:

  1. Создание ситуации для самореализации  и самообучения учащегося.
  2. Формирование высокого уровня мотивации, самоконтроля и самооценки.
  3. Личностные качества, позволяющие работать индивидуально и в коллективе.
  4. Формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты:

  1. Осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах.
  2. Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, туристическое «путешествие», ориентирование и пр.).
  3. Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности.
  4. Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Метапредметные  результаты :

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов.

Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность школьника и обеспечить формирование новообразований в его психологической  и личностной сфере.

Регулятивные:

  1. Овладение приемами сбора и систематизации материала.
  2. Способность определять цель предстоящего «путешествия».
  3. Творческая последовательная индивидуальная и коллективная деятельность.

Коммуникативные:

  1. Умение создавать устные и письменные выступления для информатизации на маршруте.
  2. Способность свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
  3. Владения видами диалога и интервью.
  4. Умение выступать перед сверстниками.

Личностные (рефлексивные):

  1. Оценивать достигнутые результаты и формулировать их.
  2. Проектировать и корректировать индивидуальный и групповой маршрут изучения краеведческих объектов.
  3. Применять самодиагностику и взаимодиагностику  при проектировании маршрутов.

Содержание программы

  1. Тема 1. Вводное занятие - 1 час (теоретическое занятие).

              Занятие 1. «Ярмарка проектов туристических путешествий «Петербургский квест».

На данном занятии происходит ознакомление и совместное проектирование  индивидуальных и групповых путешествий. Проходит ролевая игра «Я предлагаю…». Определяется понятие «квест».  Определяются задачи курса. Происходит выбор эффективных форм решения поставленных целей и задач. Формируются инициативные группы среди учащихся.

  1. Тема 2. Блистательный 18-й век (1-ая половина) – 3 часа (1-о теоретическое занятие, 2-а практических занятия – путешествия).

              Занятие 2. Петровская и Елизаветинская эпоха. Памятные места на территории района. 

               Занятия 3, 4.  Усадьба Головина - Сиверса (проспект Стачек, дом 158). Практический выход на маршрут. Ориентирование. Поиск «клада».

  1. Тема 3. Екатерининская эпоха (2-ая половина 18 века) – 8 часов 

(2-а теоретических занятий. 6-ть часов практических занятий).   

               Занятие 5. Сохранившиеся достопримечательности Петергофской дороги (усадьбы дворян 18 века: Воронцовых, Брюса, Шереметьевых и пр.)

                Занятия 6,7,8. Путешествие в век дворянской культуры. Посещение бывших усадеб  Воронцовых (Церковь во имя Веры, Надежды, Любви и матери их Софии) на проспекте Стачек, усадьбы Брюса на пр. Стачек, дачи Бутурлина на пр. Стачек.

             Занятие 9. Екатерина Воронцова–Дашкова и усадьба «Кирьяново»

Занятия 10, 11, 12. Музей-усадьба Екатерины Воронцовой -Дашковой на Петергофской дороге (проспект Стачек, дом  45) «Кирьяново». 

  1. Тема 4. Век 19-й «железный»… История района. Развитие промышленного производства на территории Кировского района – 11 часов (3-и  теоретических занятия, 8-мь практикумов-«путешествий»). 

             Занятие 13. Памятники истории 19 века на территории Кировского района. 

     Занятия 14, 15, 16. Нарвские ворота – памятник воинской славы, символ победы в Отечественной войне 1812 года. Посещение музея «Нарвские ворота».

     Занятие 17. История Нарвской заставы. 

     Занятия 18, 19.  История Нарвской заставы и промышленных предприятий на территории образовавшегося в 19 веке промышленного района. Прогулка по проспекту Стачек и ближайшим улицам Кировского района.

Занятие 20. «Хочу воспеть я город мой, мастеровой…»

Занятия 21, 22. 23. История Путиловского завода (с посещением музея Кировского завода или музея «Нарвская застава»).

  1. Тема 5. Революционный Петроград… Обновленная жизнь Нарвской заставы – 3 часа (1-о теоретическое занятие, 2-а практикума на местности).

         Занятие 24. Конструктивизм советского времени в Кировском районе. 

         Занятия 25, 26. Осмотр построек в стиле «конструктивизм» на территории района: школа «Серп и молот», ДК имени Горького, фабрика-кухня, Детский сад имени Жертв 9-ого января).

  1. Тема 6. Великая Отечественная война. Бои на южных рубежах Ленинграда – 7  часов (1-о теоретическое занятие, 6 –ть практических «путешествий»).

            Занятие 27. Военная история Кировского и Красносельского районов.

        Занятия 28, 29, 30. Памятники защитникам Ленинграда на территории Кировского и Красносельского районов. «Кировский вал», операция «Подкоп», передний край обороны, Полежаевский парк, долина реки Ивановки.

  Занятия 31, 32, 33. Военные захоронения Красненького кладбища (могилы героев Великой Отечественной войны) или посещение могилы Героя Советского Союза солдата Корзуна на заброшенном воинском кладбище  «Южное» около ТЭЦ- 15.

  1. Тема 7. Современная жизнь района. Подведение итогов курса – 1-н час.

           Занятие 34. Современный Кировский район. Представление презентаций, отчетные    мероприятия.

     Подготовка и проектирование краеведческих туристических маршрутов (экскурсий) в рамках программы внеурочной деятельности «Петербургский квест»

        Экскурсия – это целенаправленный наглядный процесс познания окружающего мира, построенный на изучении заранее подобранных объектов. Экскурсия предполагает протяженность во времени (не менее одного академического часа до нескольких часов), наличие экскурсантов, наличие экскурсовода (учителя, учащегося), наглядность и зрительное восприятие, показ краеведческих объектов на месте их расположения, ориентирование в городском пространстве, передвижение участников по заранее составленному маршруту, целенаправленность объектов показа, активная деятельность участников.

        Экскурсия – это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Самый важный этап в подготовке экскурсионной программы – отбор объектов, создание яркого зрительного ряда для наилучшего восприятия темы. В рамках  программы внеурочной деятельности для учащихся 6–х классов  «Петербургский квест» использован принцип поступательного изучения истории края, примененный в 5-ом классе на внеурочных занятиях «Проектируем виртуальные экскурсии по истории края». Таким образом, можно утверждать, что данный курс продолжает преемственность обучения.

        Итак, при планировании экскурсионно-туристических маршрутов была использована историческая последовательность: от краеведческих объектов 18 века к историческим объектам 19 века, затем к истории 20 века, отдельно выделена тема обращения к военной истории Кировского и Красносельского районов, принявших на себя основной удар гитлеровских войск в начале Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, также исследуется современная жизнь Кировского района.

        Перед каждым экскурсионным выходом учениками при помощи учителя разрабатывается технологическая карта экскурсии (на отдельном занятии), она обеспечивает эффективность экскурсионной методики и наиболее качественный показ  объектов и изложение материала. Текст  для проведения экскурсий оперативно адаптируется для реальных экскурсантов с учетом их знаний, подготовленности и специфики материала.

 Самое главное в осуществлении туристическо-краеведческого  маршрута — это последовательный объезд и показ объектов; доступность объекта (площадки для  осмотра); наличие места стоянки транспорта или удобство передвижения к объектам исследования; время переезда (перехода) от одного объекта к другому (хронометраж); продолжительность экскурсии.

     


Календарно-тематическое планирование внеурочных занятий «Петербургский квест» для 6 «в» класса

№ п/п

Тема раздела/урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Планируемые результаты

Виды и формы контроля

Образовательные ресурсы

Дата проведения (план)

Дата проведения (факт)

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Вводное

1

1

Ярмарка проектов туристических путешествий

1

диспут

Творческая лаборатория проектирования индивидуального маршрута и коллективных выходов на  туристско-краеведческий маршрут

Научиться определять проблемные зоны в предметной, метапредметной сферах деятельности  и проектировать способы их выполнения

Познавательные:

Формировать познавательный интерес к предмету исследования: объяснять процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектной и исследовательской работ.

Коммуникативные:слушать и слышать друг друга, точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать необходимую информацию.

Формирование стартовой мотивации к изучению нового материала, саморазвитию в исследовательской и творческой деятельности

Анкетирование с целью формирования интереса к изучению истории края. Семьи

www.fgos-spb.ru

Проектное обучение: Дж. Дьюи, У. Килпатрик.

charko.narod.ru

univer5.ru

Личностно-ориентированное обучение:

И.С. Якиманская, Е.В. Бондаревская.

Развивающее обучение:

В.В.Давыдов.

bsu.ru

Проблемное обучение:

М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин.

(«Дидактика средней школы»)

twirpx.com

01.09

Тема 2. Блистательный 18-й век (1-ая половина). 

3

2

Петровская и Елизаветинская эпохи (1-ая половина 18 века)

1

Беседа. проектирование

Знакомство с достопримечательностями Кировского района 18 века

Научиться составлять и реализовывать алгоритмы решения исследовательских и творческих задач  в индивидуальной, парной и групповой деятельности при помощи консультативной помощи учителя

П.:объяснять явления, процессы и пр., выявляемые в ходе работы.

К.:формировать навыки работы в группе.

Р.:применять методы информативного поиска, том числе ЭОР.

Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной проектной деятельности

Интервьюрирование и презентиция интервью

Katalog.iot.ru Образовательные ресурсы сети Интернет

08.09

3,4

Усадьба Головина – Сиверса.

2

Занятие – «путешествие». Квест на маршруте

Исследование на местности с использованием карты-схемы и квестовых заданий усадьбы Сиверса на проспекте Стачек.

-«»-

П.:составить первичный проект

К.:представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме, реализовывать квест-задачи

Р.:определять себя как субъекта коллективной деятельности.

-«»-

Проведение квеста

Katalog.iot.ru Образовательные ресурсы сети Интернет

16.09

Тема 3. Екатерининская эпоха (вторая половина 18 века)

8

5

Сохранившиеся достопримечательности Петергофской дороги

1

комбинированный урок

Исторические черты Петергофской дороги, обсуждение виртуальных экскурсий и проектирование реального маршрута

Научиться строить и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в предметной и метапредметной деятельностях

П.:формировать умения оценивания исторических фактов, личностного восприятия прошлого.

К.:умение устанавливать рабочие отношения

Р.:умение сотрудничать в совместном решении задач

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной творческой деятельности

Устные сообщения, индивидуальные задания

Katalog.iot.ru Образовательные ресурсы сети Интернет

30.09

6,7,8

Путешествие в век дворянской культуры (усадьбы Петергофской дороги)

3

Квест на маршруте

Усадьбы Брюса, Воронцовых, Бутурлина на проспекте Стачек

        -«»-

П.:формировать умения оценивания исторических фактов, личностного восприятия прошлого.

К.:умение устанавливать рабочие отношения

Р.:умение сотрудничать в совместном решении задач

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной творческой деятельности

Победа в квесте (командная)

www.it-n.ru

Сайт «Сеть творческих учителей»

06.10

9

Екатерина Воронцова-Дашкова и ее усадьба «Кирьяново»

1

мастерская

Формирование деятельностных способностей  и способностей к структурированию предметного содержания, составление проекта путеводителя  по истории усадьбы

Научиться строить и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в предметной и метапредметной деятельностях

П.:умение составлять первичный проект, проектировать виртуальную экскурсию.

К.:представлять содержание в устной и письменной форме.

Р.:определять отношение к себе как к субъекту коллективной деятельности.

Познание культурного наследия города, желание выполнять дополнительные задания, посетить изученный памятник, побывать в музее-усадьбе «Кирьяново», самостоятельно извлечь из источников новую информацию

Представление проектов по изучаемой усадьбе

www.it-n.ru

Сайт «Сеть творческих учителей»

27.10

10, 11, 12

Музей-усадьба «Кирьяново» Екатерины Воронцовой-Дашковой

3

Пешеходная экскурсия

Формирование деятельных способностей на маршруте

Научиться строить и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в предметной и метапредметной деятельностях

П.:умение составлять первичный проект, проектировать виртуальную экскурсию.

К.:представлять содержание в устной и письменной форме.

Р.:определятьотношение к себе как к субъекту коллективной деятельности.

Познание культурного наследия города, желание выполнять дополнительные задания, посетить изученный памятник, побывать в музее-усадьбе «Кирьяново», самостоятельно извлечь из источников новую информацию

Выполнение музейных заданий, участие в игре.

www.it-n.ru

Сайт «Сеть творческих учителей»

Wikipedia.org, официальный сайт музея-усадьбы Дашковой

10.11

4

Тема 4. Век 19-й «железный»… История района. Развитие промышленного производства на территории Кировского района.

11

13

Памятники истории 19 века на территории Кировского района

1

дискуссия

Изучение знаковых фактов истории 19 века на территории Кировского района

Научиться строить и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в предметной и метапредметной деятельностях

П.:составлять первичный проект.

К.:представлять собранную информацию

Р.:определять отношение к себе как к субъекту коллективной деятельности.

Формирование мотивации к изучению истории района, воспитание патриотизма, гордости за свою историю

Проверка индивидуальных заданий

Wikipedia.org

01.12

14,15,16

Нарвские ворота – памятник воинской славы, символ победы в Отечественной войне 1812 года

3

Урок-путешествие

-«»-

-«»-

П.:составлять первичный проект.

К.:представлять собранную информацию

Р.:определять отношение к себе как к субъекту коллективной деятельности.

Познание культурного наследия города, желании выполнять дополнительные задания, посетить изученные памятники, найти новые, побывать в музее «Нарвские ворота», самостоятельно извлечь из источников новую информацию

Выполнение музейного задания

Wikipedia.org

08.12

17

История Нарвской заставы

1

Беседа, лекция учителя

Изучение знаковых фактов из истории и культурного наследия Нарвской заставы

-«»-

П.:составлять первичный проект.

К.:представлять собранную информацию

Р.:определять отношение к себе как к субъекту коллективной деятельности.

-«»-

Работа в творческих тетрадях

-«»-

12.01

18, 19

История Нарвской заставы и промышленных предприятий

2

Квест-путешествие

Изучение знаковых фактов из истории и культурного наследия Нарвской заставы

Научиться самостоятельно выполнять индивидуальный  проект при помощи учителя, ребят

П.:составлять первичный проект.

К.:представлять собранную информацию

Р.:определять отношение к себе как к субъекту коллективной деятельности.

-«»-

Выполнение заданий на маршруте, командное соревнование

-«»-

19.01

20

«Хочу воспеть я город мой  мастеровой»

1

диспут

Изучение знаковых фактов из истории заводов и фабрик Нарвской заставы. История Путиловского завода.

Научиться самостоятельно выполнять индивидуальный  проект при помощи учителя, ребят

П.:составлять первичный проект.

К.:представлять собранную информацию

Р.:определять отношение к себе как к субъекту коллективной деятельности.

-«»-

Индивидуальные сообщения, викторина

-«»-

02.02

21

22, 23

История  Путиловского завода

3

Урок-путешествие

Посещение музея Кировского (Путиловского) завода

Научиться самостоятельно работать в музейном пространстве

П.:формировать умения оценивания исторических фактов, личностного восприятия прошлого.

К.:умение устанавливать рабочие отношения

Р.:умениесотрудничать в совместном решении задач

Формирование навыков индивидуального  и коллективного проектирования в ходе создания виртуальных экскурсий

Выполнение музейных заданий

selevko.net›bio.php

09.02

Тема 5

Революционный Петроград. Обновленная жизнь Нарвской заставы

3

24

Конструктивизм советского времени в Кировском районе

1

Беседа, урок нового знания

Знакомство с новым архитектурным стилем советского периода – конструктивизмом. Изучение объектов на территории бывшей Нарвской заставы.

-«»-

П.:формировать умения оценивания исторических фактов, личностного восприятия прошлого.

К.:умение устанавливать рабочие отношения

Р.:умение сотрудничать в совместном решении задач.

      -«»-

Составление проекта «Листая семейный альбом»

selevko.net›bio.php

01.03

25, 26

Осмотр построек конструктивизма на территории района

2

путешествие

Изучение объектов на территории бывшей Нарвской заставы.

Научиться самостоятельно изучать городское пространство

П.:формировать умения оценивания исторических фактов, личностного восприятия прошлого.

К.:умение устанавливать рабочие отношения

Р.:умение сотрудничать в совместном решении задач.

-«»-

Квест-задания

selevko.net›bio.php

15.03

Тема 6.

Великая Отечественная война на южных рубежах Ленинграда

7

27

Военная история Кировского и Красносельского районов

1

творческая мастерская

Знакомство с литературными произведениями о Великой Отечественной войне и блокаде Ленинграда, с историческими фактами ВО войны на южных рубежах, сведения о блокаде Ленинграда

Научиться корректировать индивидуальный маршрут при помощи учителя

П.:составлять первичный проект, осваивать навыки выразительного чтения.

К.:представлять в устной форме подобранную информацию

Р.:воспринимать себя как индивидуального объекта и субъекта коллективной деятельности.

Желание самостоятельно извлечь из источников новую информацию, осуществляя межпредметные связи

Выразительное чтение подобранных отрывков литературных произведений

www.it-n.ru

05.04

28,

29, 30

Памятники защитникам Ленинграда на территории Кировского и Красносельского районов

3

урок-реконструкция на экскурсионном маршруте

-«»-

Научиться систематизировать и анализировать исторически и краеведческие факты, сопоставлять их с литературным взглядом поэтов военных лет

П.:составлять первичный проект, осваивать навыки выразительного чтения.

К.:представлять в устной форме подобранную информацию

Р.:воспринимать себя как индивидуального объекта и субъекта коллективной деятельности.

Желание самостоятельно извлечь из источников новую информацию, осуществляя межпредметные связи

Индивидуальные и коллективные задания на маршруте

www.it-n.ru

26.04

31

32, 33

Военные захоронения Краснень кого кладбища

3

путешествие

Осмотр военных захоронений Красненького кладбища

Научиться корректировать индивидуальный и коллективный маршруты при помощи учителя

П.:объяснять явления, процессы истории.

К.:формировать навыки работы в группах

Р.:применять методы информационного поиска, в том числе, ЭОР.

Познание исторического наследия города, желании выполнять дополнительные задания, посетить изученные памятники, найти новые, побывать в музеях, самостоятельно извлечь из источников новую информацию

Выполнение групповых заданий

www.it-n.ru

10.05

Тема 7.

Современная жизнь района. Подведение итогов курса

1

34

Современная история Кировского района. Подведение итогов курса.

1

проект

Защита коллективного проекта по истории  края

Научиться выполнять исследовательскую работу в ходе проектирования виртуальных экскурсий и производить диагностику результатов

П.: формирование умения эмоционального оценивания исторических фактов, личностного восприятия прошлого.

К.: эффективное коллективное сотрудничество

Р.: формировать саморефлексию и рефлексию, сотрудничать в совместном решении задач.

Сформировать чувство патриотизма и гордости за историю народа, города края, сформировав основы государственного самосознания.

Презентация проектов

Proekt-s.ru

24.05


Список использованной литературы

Основной

  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
  2. Балязин В.Н. Неофициальная история России. От Екатерины Первой до Екатерины Второй. М.: Олма Медиа Групп, 2007.
  3. Биржаков М.Б., Кузнецов Ю.В., Карташева Р.А., Усыпкин Г.С. Туристический путеводитель по Ленинградской области. М.-СПб: Невский фонд, Издательский дом Герда, 2007.
  4. Горбатенко С.Б. Петергофская дорога. Историко-архитектурный путеводитель. СПб: Европейский дом, 2001.
  5. Дмитриева Е.В.  Санкт-Петербург: культура и быт. СПБ: Корона Принт, 2001.
  6. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Пригороды. СПб: Корона Принт, 2008.
  7. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: учебник. М.: Советский спорт, 2004.
  8. Первушина Е.В. Усадьбы  и дачи петербургской интеллигенции 18 – начала 20 века. Владельцы, обитатели, гости. СПб: Паритет, 2008.
  9. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.
  10. Примерные программы внеурочной деятельности. Под ред. В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010 г.
  11. Потапов А., Максименко Ю. Петербургские окрестности: таинственное и загадочное. Путеводитель. М.: Издатель Осипенко А.И., 2009.
  12. Пыляев М.И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга. СПб: Паритет, 2009.
  13. Рожков А.М. На юго-западе Санкт-Петербурга. Из истории Красносельского района. СПб: Лики России, 1997.
  14. Сыров А.А. Забытые достопримечательности южного берега Финского залива. Путеводитель. М.: Центрполиграф, 2011.
  15. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М: Просвещение, 2010.
  16. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2010.
  17. Юхнева Е.Д. Из Петергофа в Стрельну по Царской (Нижней) дороге. 19 век. Путеводитель. СПб: Паритет, 2007.

Дополнительный

  1. Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики. Лидеры образования. 2007. №7.
  2. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути преодоления кризиса идентичности и построения гражданского общества. Вопросы образования. 2008. № 1.
  3. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов. Под общей редакцией М.Б. Лебедевой. СПб: БХВ – Петербург, 2010.
  4. Жильцова О.А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников: дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. М.: Просвещение. 2007.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности учителя Физической культуры (средняя школа).

Методическая разработка представляет собой программу внеурочной деятельности по Физической культуре для учащихся 7-8 класса. Включает в себя курс подготовки детей к сдаче норм ГТО.Программа расчитана ...

Методическая разработка программа внеурочной деятельности по Истории и культуре Санкт-Петербурга

Методическая разработка программы внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга, направленная на развите творческих способностей у учащихся, формирование исторического сознания и патр...

методическая разработка программы внеурочной деятельности "Гитара" КТП

программа расчитана на 1 год , для учащихся 5-7 классов...

Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности по курсу «Театральная студия с элементами пантомимы «Этюд»»

Программа внеурочной деятельности курса «Театральная студия с элементами пантомимы «Этюд» » для 4-(5) «Б» составлена в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ, утверждённым при...

Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности «Решение генетических задач»

Программа имеет большое значение для более глубокого понимания учащимися закономерностей наследственности и изменчивости организмов, генетических основ медицины, эволюции, селекции....