ГБОУ СОШ № 264 Кировского района Санкт-Петербурга Шилова Елена Юрьевна, Рамонова Наталья Анатольевна, учителя русского языка и литературы, внеурочной деятельности «Флэшмоб во внеурочной деятельности классного руководителя как эффективный метод воспитания
статья на тему

Рамонова Наталья Анатольевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fleshmob.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Новый образовательный стандарт побуждает учителя пересмотреть свою деятельность в свете новой системы ценностей современного образования и воспитания. Именно поэтому учитель находится в постоянном поиске новых решений для деятельностного обучения ребенка.

Личностное развитие обучающихся  и формирование метапредметных умений и результатов должны присутствовать на каждом полноценном уроке, внеурочном занятии в современной школе. Особенно важно достигать практических учебных и воспитательных результатов и на занятиях по внеурочной деятельности.

                На внеурочных занятиях по краеведению мы, Шилова Е.Ю. и Рамонова Н.А.,  как классные руководители 5 и 7 классов столкнулись с проблемной ситуацией: богатая история Кировского и Красносельского районов незаслуженно забыта, многие исторические и культурные объекты утрачены, в районах доминирует стиль новостроек.

Проблема культурного разрыва между богатым историческим прошлым и современной действительностью спальных районов побудила нас к поиску новых форм для знакомства учеников, их родителей, учителей школы с достопримечательностями, жизнью великих людей, военной историей и пр.

Кроме того, занятия по  краеведению предполагают постоянный поиск  новых форм, чтобы ученики не  утратили интерес к получению знаний по истории и культуре родного города, а характер обучения был обязательно деятельностным.

Так появилась идея использовать новую технологию – технологию флэшмоба, весьма интересную для школьников, позволяющую детям самим собрать информацию по теме, провести мероприятие, привлечь к проблеме многих людей, познакомить их с информацией.

Что же такое флэшмоб, откуда он появился, как трансформировался в России? Флэшмоб как новая технология появился в начале 21 века, пришел в Россию из-за рубежа (первые флэшмобы были организованы в США)  как принцип формирования «умной толпы» и  стал заметным явлением в России. Флэшмоб (от англ. Flash mob – «мгновенная толпа») – это  новое, очень популярное явление в среде молодежи, которое определяется как массовая акция, заранее спланированная по определенному сценарию, проводимая в общественном месте. Флэшмоб может быть организован для достижения самых разных целей, но обязательной целью должно быть привлечение внимания к важной проблеме, к важной дате.

У флэшмоба есть ряд обязательных признаков:

  1. У данного мероприятия должен быть организатор.
  2. Должно быть четко определено место проведения. Это должно быть многолюдное место.
  3. Должно быть определено количество участников, проводящих флэшмоб.
  4. Желательно знать количество привлеченных коллег.
  5. Деперсонификация участников, которые проводят флэшмоб. Они не должны представляться, называть себя и учреждение, в котором они учатся или работают, так как  их цель – без всякой выгоды и награды познакомить других людей с интересной информацией.
  6. Флэшмоб рассчитан на случайных зрителей и участников («мобберов»), на привлечение их интереса.
  7. Возможен анонс флэшмоба и форум флэшмоба.
  8. Участники-организаторы  не должны повторять ранее проходивших акций.

Принципы флэшмоба некоторым образом изменились за последнее десятилетие: ранее в нем участвовали абсолютно незнакомые люди, проведение флэшмоба не освещалось в СМИ, участники акции не преследовали финансовых и рекламных целей. Но на сегодняшний день ситуация стала более благоприятной: проведенные общественные флэшмобы освещаются в информационных изданиях, участники-организаторы флэшмоба могут быть знакомы. Таким образом, сохранилась неизменной лишь финансовая незаинтересованность участников мероприятия.        

                Технология флэшмоба в некоторых формах стала соединяться  с технологией квеста, когда задания стали выполняться  не только массово, но и на скорость, а информация не только передавалась от участников к окружающим, но и они сами получали новые сведения в процессе мероприятия.

Флэшмоб как транслятор информации и новое молодежное движение еще не до конца сформировался, и это дает надежду нам, педагогам, внедряющим данную технологию, на трансформацию технологии флэшмоба из молодежной озорной акции в мероприятие деятельного характера, которое несет познавательную функцию.

Взяв за основу цель флэшмоба – привлечение внимания к важной проблеме, к важной дате, мы решили использовать данную новаторскую технологию на внеурочных занятиях по краеведению. Мы были уверены: если целью флэшмоба станет  привлечение  внимания  к ценностям исторического прошлого нашего Отечества, то, безусловно, никто из участников не сможет остаться равнодушным. Участниками такого флэшмоба могут стать все обучающиеся на внеурочных занятиях по истории края, могут быть привлечены другие ученики, учителя. Активность на этапе подготовки флэшмоба гарантирует и то, что в акцию будут вовлечены многочисленные «зрители», то есть люди, для которых данный флэшмоб и организовывался.

Цель такого флэшмоба – познакомить организаторов (школьников), а затем и «зрителей» - «мобберов» (случайных прохожих, жителей Кировского и Красносельского районов) с интересными историческим фактами, памятными датами, знаменитыми людьми данных районов Петербурга.

21 октября 2016 года, в 15.00 мы организовали и провели флэшмоб «Такими людьми гордится Россия. Знаменитый конструктор танков Жозеф Яковлевич Котин» с учащимися 5 «б» и 7 «г» классов в количестве 30 человек, посещающими внеурочные занятия по краеведению, а также совместно с 18-ю учениками 8 «в» класса, присоединившимися к нам. Мероприятие проходило на улице Котина, у дома № 2.

За несколько дней до запланированного мероприятия на внеурочных занятиях по краеведению мы познакомили детей с личностью и деятельностью конструктора военных лет Ж.Я. Котина, совместно составили информационную листовку о нем. Далее дети проработали полученную информацию: отвечали на вопросы, пересказывали, готовили собственные индивидуальные и групповые выступления.

Знакомясь с личностью знаменитого конструктора, дети ощущали свою сопричастность с историей Отечества, историей военного Ленинграда блокадных лет. Так на этапе подготовки осуществлялось воспитание патриотизма: гордости за свою Родину, землю отцов, желание продолжить их великое дело.

Флэшмоб был удачно реализован всеми участниками-организаторами. Проводимый нами флэшмоб по форме не отличался от классического: дети не привлекали внимания прохожих ни ярким внешним видом, ни плакатами и пр. Интересной должна была стать информация, которой они делились со случайными прохожими, предлагая им информационную листовку о Жозефе Яковлевиче Котине. Учащиеся готовы были ответить на вопросы заинтересованных жителей, рассказать, почему улица Котина так названа, рассказать о деятельности знаменитого конструктора танков, работавшего на Кировском заводе довоенного и военного Ленинграда.

 В начале мероприятия были возложены цветы к мемориальной доске Ж.Я. Котина, размещенной на доме № 2 по одноименной улице. Это привлекло внимание некоторых жителей, проходивших мимо. Участники  акции пояснили, что Ж.Я. Котин скончался именно 21 октября 1979 года, поэтому в день его памяти происходит данная памятная акция. Дети раздавали листовки проходящим по улице Котина гражданам, отвечали на их вопросы, знакомили с датой и биографическими сведениями о Ж.Я. Котине сотрудников находящихся в пешей доступности организаций. Акция длилась около 15 - 20 минут, так как технология проведения флэшмоба отличается динамичностью.

Весь флэшмоб проходил под тщательным под контролем учителей-организаторов: Шиловой Е.Ю., Рамоновой Н.А., Тихоновой С.Б. и сопровождающих родителей.

Флэшмоб предполагает обязательную рефлексию. Мы провели опрос среди детей по окончании мероприятия. Было установлено, что в ходе проведенного флэшмоба все участники получили заряд положительных эмоций, ощущая себя участниками нужного и полезного общего дела. У детей сформировалось устойчивое убеждение: «Я смог подготовить интересную для всех информацию, смог оформить ее, сделав понятной и доступной для всех, я смог преодолеть страх общения с незнакомыми людьми, я теперь могу многое!» Такая форма работы позволяет каждому ребенку почувствовать себя востребованным, нужным, формирует навыки взаимоуважения, взаимосотрудничества, повышает самооценку, безусловно, социализируя учащихся.

Именно такая деятельностная социализация позволяет ученикам  (участникам флэшмоба)  научиться действовать индивидуально и «в команде», общаться с незнакомыми людьми, привлекая их к важным проблемам сохранения истории и культуры.

Безусловно, некоторые участники флэшмоба столкнулись с гражданами, которые не знали или не хотели знать о героическом конструкторе. Проявив деликатность, умение убеждать, ученики нашей школы смогли заинтересовать жителей интересной информацией об улице Котина, на которой проходил флэшмоб. Так исторические знания о Жозефе Яковлевиче Котине с помощью учащихся ГБОУ СОШ № 264 стали достоянием общественности.

Мы глубоко уверены, что подобные формы и технологии, используемые в рамках внеурочных занятий по истории Санкт-Петербурга будут полезны каждому участнику флэшмоба: классному руководителю как воспитателю классного коллектива на основах патриотизма и сплоченности, детям, реализовавшим себя в общем проекте, и жителям района, которые через усилия детей приобщились к героической истории.

Кроме того, данная акция способствует процессу социализации его участников. Столкнувшись со сходными проблемами в реальной жизни, дети смогут найти адекватный выход, реализовав навыки, полученные в ходе флешмоба.

Список использованной литературы:

 1.Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. М., «Народное       образование», 1998.

 2.Коллективная учебно- познавательная деятельность школьников. Под ред. Первина И.Б.   М., Просвещение.1985.

3.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.  М., АРКТИ, 2003.

 4.Полат Е.С. Метод проектов: типология и структура // Лицейское и гимназическое образование. – 2002. –  №9.

5. Флешмоб «Танцуй как президент» прошел в Москве/http://www.youtube.com.

6. Рейнгольд Г.Умная толпа: новая социальная революция, Москва, ФАИР-ПРЕСС, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рецензия на программу «Азы журналистики» (автор-составитель: Ничкова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы, педагог дополнительного образования)

Программа «Азы журналистики» является подпрограммой к программе муниципальной экспериментальной площадки по теме «Профессиональное самоопределение учащихся как одно из условий успешной социализации ли...

Развитие интереса школьников к русскому языку и литературе на уроках и во внеурочной деятельности

В данной работе указаны аспекты и пути формирования у школьников интереса к русскому языку и литературе на уроках и во внеурочной деятельности...

«Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности как один из показателей повышения качества образования».

Материал статьи обобщил опыт работы по теме «Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности  как один из показателей повышения качества образ...

Аттестационный материал на первую квалификационную категорию по должности «учитель» Макаровой Юлии Анатольевны, учителя русского языка и литературы

        Настоящее портфолио разработано в соответствии с методическими рекомендациями для представления материалов и документов при оценке результатов профессиональной деяте...

Индивидуальный план профессионального развития педагога на 2014-2017 учебный год Тарелиной Натальи Сергеевны учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ №32 с уип» г.Набережные Челны

Цели профессионального развития: приобретение профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС ООО второго поколения....

Статья "Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности."

В статье рассматривается необходимость использования различных методов повышения мотивации учащихся с ограниченными возможностями здоровья к изучению русского языка и литературы....

Методическая разработка урока «От берёзы вся Русь рождена…» 6 класс Московских Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Учебник соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, "Примерным программам по учебным предметам. Литература. 5-9 классы" и...