ПРОГРАММА деятельности историко-краеведческого музея «Истоки»
методическая разработка по краеведению (8 класс) по теме
В основе учебно-воспитательной работы по предлагаемой программе лежит методика развивающего обучения и воспитания, активизация познавательной деятельности подростков, их внимания и интереса с помощью методов исследования, проектного метода, практической работы с краеведческим материалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРОГРАММА деятельности историко-краеведческого музея | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
деятельности
историко-краеведческого
музея «Истоки»
МОУ СОШ № 5
Программа разработана в 2008 году.
С 2008 года реализуется в МОУСОШ №5
г.Зверево.
Автор: учитель истории МОУСОШ №5
Мельникова Елена Андреевна
г.Зверево Ростовской области
г. Зверево
2008
Пояснительная записка
В современных условиях повышение эффективности воспитательного процесса связывается с созданием воспитательных систем.
Создание условий психолого-педагогической помощи учащимся и их родителям, условий для повышения общей культуры, гражданственности, реализации творческих способностей, воспитание стремления к здоровому образу жизни – далеко не полный перечень реализуемых школой воспитательных задач. Их целенаправленное решение способствовало развитию воспитательной системы школы, в основе которой – совместная деятельность детей и взрослых. Активную работу по развитию нравственных качеств у школьников, формированию их гражданской позиции, привитию любви к Родине, семье, окружающей природе ведет школьный музей.
Закон РФ «Об образовании» предусматривает два компонента государственного образовательного стандарта: федеральный и национально-региональный.
Национально-региональный компонент, являясь вариативным, выражает цели и ценности регионального образования, создает условия и предпосылки для развития личности с учетом специфики местного социума, органично связывает между собой образовательные и воспитательные цели.
Основные цели программы деятельности историко-краеведческого музея «Истоки»: воспитание и поддержание чувства гражданского долга, патриотизма, развития поисковой, краеведческой деятельности школьников.
Задачи: создание условий для интеллектуального, эстетического и культурного удовлетворения интересов у учащихся, формирование нравственных и духовных ценностей, пропаганда уважения к историческому и культурному прошлому Отечества, памяти его защитников.
Существующие региональные программы, посвященные истории Донского края, имеют образовательные цели и задачи как первоочередные. Наша программа отличается тем, что на первый план мы выдвигаем воспитание: воспитание молодого человека, духовно связанного со своей малой Родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции, адаптированного к региональным экономическим условиям, со сформированной потребностью быть нужным, востребованным в своем регионе.
В основе учебно-воспитательной работы по предлагаемой программе лежит методика развивающего обучения и воспитания, активизация познавательной деятельности подростков, их внимания и интереса с помощью методов исследования, проектного метода, практической работы с краеведческим материалом. Основным способом исследования здесь выступает самостоятельный выбор темы по велению души. На наш взгляд, такой подход способствует раскрытию личности подростка, способствует формированию правильной самооценки, развивает интерес и любовь к родному краю. Предметом развития становятся теоретические знания, а результатом – воспитание у подростка позитивного отношения к себе и окружающему сообществу, толерантности, освоение основных социальных ролей.
В основе практико-исполнительской части программы лежит активное сотрудничество педагогов, детей, их родителей путем организации совместных мероприятий, поездок, экскурсий, встреч, бесед, рассказов и т.д.
Программа согласована с федеральной программой по истории России и региональной программой по истории Донского края.
Методической основой программы является исследовательский метод и метод проектов.
Программа рассчитана на учеников 5-9 классов и 11 класса средней общеобразовательной школы.
Участники программы:
- учащиеся школы;
- представители кружка «Краеведение»;
- учителя-предметники;
- педагоги школы;
- руководители детских объединений.
Уровни:
программа предполагает 3 уровня реализации программы.
- Подготовительный - выявление источников, архивных
документов, подбор материала. - Изучающий - изучение материалов в библиотечных и
архивных фондах, подбор фотоматериалов, оформление эскизов. - Практический - реализация полученных знаний на
практике (создание экспозиций, стендов, организация
экскурсионной работы, проведение тематических лекций, бесед).
Ожидаемые результаты Программы
- Создание в школе системы гражданско-патриотического воспитания средствами краеведения; единого воспитательного пространства, обеспечивающего условия для активного приобщения школьников к национальным традициям и обычаям, национальной истории и культуре, формирующим национальное самосознание, достоинство, любовь к Отечеству, родному краю, родному народу, семье;
- Развитие установок у родителей и педагогов на приобщение детей к истории и культуре предков;
- Разработка методических рекомендаций для работников ОУ по реализации гражданско-патриотического воспитания средствами краеведения;
- Разработка новых курсов и программ краеведческой направленности;
- Изменение системы управления школой на основе принципов сотрудничества, саморазвития, индивидуализации;
- Позитивные результаты по формированию гражданских, нравственных и общекультурных качеств выпускника
- Увеличение количества школьников, регулярно участвующих в работе органов управления школой, патриотических объединений, клубов, желающих сочетать общественные и личные интересы;
- Снижение количества учащихся с девиантным поведением.
Сроки реализации Программы:
Программа рассчитана на 10 лет: 2004 - 2014годы
Этапы реализации Программы:
- аналитико-проектировочный – 1 год;
- деятельностно-практический – 8 лет;
- коррекционно-обобщающий - 1 год.
Организация контроля за исполнением программы:
Управление реализацией программы осуществляется администрацией школы
Основные мероприятия по реализации программы
№ | Мероприятие | Ответственный | Время проведения |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | Создание совета музея (инициативной группы). Формирование экскурсионных групп. Поисково-исследовательская работа по классам (сбор, изучение и инвентаризация материала): а) «Моя родословная». б) «Замечательные люди нашего города». в) «Судьбы выпускников» г) «История спорта в школе». Проведение в музее тематических бесед, экскурсий, («История Донского края», «Город, в котором я живу», «Семейные реликвии» и др.), месячников по патриотическому воспитанию учащихся; (по плану) Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны; Знакомство с интересными людьми нашего города. Оформление творческих выставок «Таланты в городе живут». «Палитра войны» Работа в музее (инвентарная книга, оформление, дополнения) | Руководитель Мельникова Е.А. Совет музея Инициативная группа музея Классные руководители и активы классов экскурсионная группа (для 1-4 кл.) (1-11кл.) Классные руководители Активы классов Пресс-центр Совет музея | Сентябрь Сентябрь учебный год октябрь -декабрь март февраль, май февраль,май учебный год май учебный год
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа школьного историко-краеведческого музея "Истоки" по гражданско-патриотическому воспитанию "Моя Россия!"
Программа школьного историко-краеведческого музея "Истоки" по гражданско...
Планирование историко-краеведческого цикла "Родные истоки"
Календарно-тематическое планирование историко-краеведческого цикла "Родные истоки" для учащихся 7 класса....
Гражданско – патриотическое воспитание школьников средствами историко - краеведческого объединения «Мои истоки».
Одним из патриотических направлений воспитательной работы является гражданско-патриотическое воспитание. Гражданственность и патриотизм во все времена определяли духовно – нравственное сос...
Рабочая программа по историко-краеведческому кружку «ШКОЛА КРАЕВЕДА»
Программа историко-краеведческого кружка составлена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования. Она призвана обеспечивать региональные особенности содержания образования в области...
Программа деятельности школьного комплексного музея "Истоки"
Цель программы - улучшить деятельность краеведческого музея «Истоки», повысить его роль в учебно-воспитательном процессе...
Рабочая программа школьного Историко-краеведческого музея .
Цель программы заключается в подготовке учащихся к жизни в современном обществе , воспитанию любви ; к "малой родине",формированию компетенций, необходимых современному; россиянину.Главная задача ...
Развитие ключевых компетенций через деятельность историко-краеведческого клуба «Поиск».
И на примере работы нашего историко-краеведческого клуба «Поиск» покажу, как мы развиваем ключевые компетенции.Деятельность нашего клуба позволяет вызвать большой интерес к историческому прошлому Роди...
Комментарии
очень понравился ваш материал
очень понравился ваш материал!!!
Спасибо большое, Наталья
Спасибо большое, Наталья Юрьевна!!!