ПРОГРАММА деятельности историко-краеведческого музея «Истоки»
методическая разработка по краеведению (8 класс) по теме

Мельникова Елена Андреевна

      В основе учебно-воспитательной работы по предлагаемой программе лежит методика развивающего обучения и воспитания, активизация познавательной деятельности подростков, их внимания и интереса с помощью  методов исследования, проектного метода, практической работы с краеведческим материалом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     

                            ПРОГРАММА

деятельности

историко-краеведческого

музея «Истоки»

МОУ СОШ № 5

Программа разработана в 2008 году.

С 2008 года реализуется в МОУСОШ №5

г.Зверево.

                           

             Автор: учитель истории МОУСОШ №5

                         Мельникова Елена Андреевна

                         г.Зверево Ростовской области

г. Зверево

2008

         

                           Пояснительная записка

В современных условиях повышение эффективности воспитательного процесса связывается с созданием воспитательных систем.

Создание условий психолого-педагогической помощи учащимся и их родителям, условий для повышения общей культуры, гражданственности, реализации творческих способностей, воспитание стремления к здоровому образу жизни – далеко не полный перечень реализуемых школой воспитательных задач. Их целенаправленное решение способствовало развитию воспитательной системы школы, в основе которой – совместная деятельность детей и взрослых.  Активную работу по развитию нравственных качеств у школьников, формированию их гражданской позиции, привитию любви к Родине, семье, окружающей природе ведет школьный музей.

                         Закон РФ «Об образовании» предусматривает два компонента  государственного          образовательного стандарта: федеральный и национально-региональный.

     Национально-региональный компонент, являясь вариативным, выражает цели и ценности регионального образования, создает условия и предпосылки  для развития личности с учетом специфики местного социума, органично связывает между собой образовательные и воспитательные цели.

                                               

         Основные цели программы деятельности  историко-краеведческого музея «Истоки»: воспитание и поддержание чувства гражданского долга, патриотизма, развития поисковой, краеведческой деятельности школьников.

        Задачи: создание условий для интеллектуального, эстетического и культурного удовлетворения интересов у учащихся, формирование нравственных и духовных ценностей, пропаганда уважения к историческому и культурному прошлому Отечества, памяти его защитников.

           Существующие региональные программы, посвященные истории Донского края, имеют образовательные  цели и задачи как первоочередные. Наша программа отличается тем, что на первый план мы выдвигаем воспитание: воспитание молодого человека, духовно связанного со своей  малой Родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции, адаптированного к региональным экономическим условиям, со сформированной потребностью быть нужным, востребованным в своем регионе.

      В основе учебно-воспитательной работы по предлагаемой программе лежит методика развивающего обучения и воспитания, активизация познавательной деятельности подростков, их внимания и интереса с помощью  методов исследования, проектного метода, практической работы с краеведческим материалом. Основным способом исследования здесь выступает самостоятельный выбор темы по велению души. На наш взгляд, такой подход способствует раскрытию личности подростка, способствует формированию правильной самооценки, развивает интерес и любовь к родному краю. Предметом развития  становятся теоретические знания, а результатом – воспитание у подростка позитивного отношения к себе и окружающему сообществу, толерантности, освоение основных социальных ролей.

        В основе практико-исполнительской части программы лежит активное сотрудничество педагогов, детей, их родителей путем организации совместных мероприятий, поездок, экскурсий, встреч, бесед, рассказов и т.д.

       Программа согласована с федеральной программой по истории России и региональной программой по истории Донского края.

       Методической основой программы является исследовательский метод и метод проектов.

       Программа рассчитана на учеников 5-9 классов и 11 класса средней общеобразовательной школы.

        Участники программы:

  • учащиеся школы;
  • представители кружка «Краеведение»;
  • учителя-предметники;
  • педагоги школы;
  • руководители детских объединений.

                 Уровни:

программа предполагает 3 уровня реализации                программы.

  1. Подготовительный - выявление источников, архивных
    документов, подбор материала.
  2. Изучающий - изучение материалов в библиотечных и
    архивных фондах, подбор фотоматериалов, оформление эскизов.
  3. Практический - реализация полученных знаний на
    практике (создание экспозиций, стендов, организация
    экскурсионной работы, проведение тематических лекций, бесед).

                 

                     

                          Ожидаемые результаты  Программы

  • Создание в школе системы гражданско-патриотического воспитания средствами краеведения; единого воспитательного пространства, обеспечивающего условия для активного приобщения школьников к национальным традициям и обычаям, национальной истории и культуре, формирующим национальное самосознание, достоинство, любовь к Отечеству, родному краю, родному народу, семье;
  • Развитие установок у родителей и педагогов на приобщение детей к истории и культуре предков;
  • Разработка методических рекомендаций для работников ОУ по реализации гражданско-патриотического воспитания средствами краеведения;
  • Разработка новых курсов и программ краеведческой направленности;
  • Изменение системы управления школой на основе принципов сотрудничества, саморазвития, индивидуализации;
  • Позитивные результаты по формированию гражданских, нравственных и общекультурных качеств выпускника
  • Увеличение количества школьников, регулярно участвующих в работе органов управления школой, патриотических объединений, клубов, желающих сочетать общественные и личные интересы;
  • Снижение количества учащихся с девиантным поведением.

                      Сроки реализации Программы:

        Программа рассчитана на 10 лет: 2004 - 2014годы  

                                Этапы реализации Программы:  

                          - аналитико-проектировочный – 1 год;

                          - деятельностно-практический – 8 лет;

                          - коррекционно-обобщающий - 1 год.

                    Организация контроля за исполнением программы:    

  Управление реализацией программы осуществляется администрацией школы

       

   

     

  Основные мероприятия по реализации программы

Мероприятие

Ответственный

Время проведения

1.


2.


3.









4.





5.


6.



7.


8.




9.




Создание совета музея (инициативной группы).

Формирование экскурсионных групп.

Поисково-исследовательская работа по классам (сбор, изучение и инвентаризация материала):

а)    «Моя родословная».

б)        «Замечательные люди нашего города».

в)        «Судьбы выпускников»

г)        «История спорта в школе».


Проведение в музее тематических бесед, экскурсий, («История Донского края», «Город, в котором я живу», «Семейные реликвии» и др.),

месячников по патриотическому воспитанию учащихся; (по плану)

Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны;

Знакомство с интересными людьми нашего города.

Оформление творческих выставок «Таланты в городе живут». «Палитра войны»

Работа в музее (инвентарная книга, оформление, дополнения)


Руководитель Мельникова Е.А. Совет музея


Инициативная группа музея


Классные руководители и

активы классов




экскурсионная группа (для 1-4 кл.) (1-11кл.)



Классные руководители




Активы классов


Пресс-центр




Совет музея

Сентябрь


Сентябрь


учебный год









октябрь -декабрь март




февраль, май    


февраль,май



учебный год


    май        




  учебный год

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование историко-краеведческого цикла "Родные истоки"

Календарно-тематическое планирование историко-краеведческого цикла "Родные истоки" для учащихся 7 класса....

Гражданско – патриотическое воспитание школьников средствами историко - краеведческого объединения «Мои истоки».

Одним  из патриотических направлений воспитательной работы является гражданско-патриотическое воспитание. Гражданственность и патриотизм во все времена определяли духовно – нравственное  сос...

Рабочая программа по историко-краеведческому кружку «ШКОЛА КРАЕВЕДА»

Программа историко-краеведческого кружка составлена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования. Она призвана обеспечивать региональные особенности содержания образования в области...

Программа деятельности школьного комплексного музея "Истоки"

Цель программы - улучшить деятельность краеведческого музея «Истоки», повысить его роль в учебно-воспитательном процессе...

Рабочая программа школьного Историко-краеведческого музея .

Цель программы заключается в подготовке учащихся к жизни в современном обществе , воспитанию любви ; к "малой родине",формированию компетенций, необходимых современному; россиянину.Главная задача ...

Развитие ключевых компетенций через деятельность историко-краеведческого клуба «Поиск».

И на примере работы нашего историко-краеведческого клуба «Поиск» покажу, как мы развиваем ключевые компетенции.Деятельность нашего клуба позволяет вызвать большой интерес к историческому прошлому Роди...


 

Комментарии

Свечкарёва Наталья Юрьевна

очень понравился ваш материал!!!

Мельникова Елена Андреевна

Спасибо большое, Наталья Юрьевна!!!