Пересказ сказки "Случай в лесу" с элементами драматизации
план-конспект

Кощеева Людмила Александровна

Развитие связной речи важная сфера в работе с детьми ТНР. Одним из мощных воспитавающих и развивающих средств в работе с дошкольниками, может быть русская народная сказка.А  пересказ с элементами драматизации– это игра творческого характера, в процессе которой дети отражают содержание литературного произведения и развивают связную  монологическую речь, совершенствуют грамматический строй речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию связной  речи у детей с ТНР в старшей группе

Тема: Пересказ сказки «Случай в лесу» с элементами драматизации.

Цель: Формирование навыка пересказа сказки близко к тексту  с элементами драматизации и импровизации.

Коррекционно-образовательные задачи: Обогащение и уточнение словаря по теме «Лесные животные»; совершенствование грамматического строя речи; развитие логического мышления, фразовой и связной речи.

Коррекционно-развивающие задачи: активизация речевой деятельности детей; развитие навыка подробного пересказа; развитие зрительного и слухового внимания, памяти.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать дружелюбие, отзывчивость, смелость, доброту.

Оборудование: картинки лесных животных, муляжи  яблок, грибов, осенних листьев,  маски ежа, лисы, медведя, волка, белки; музыка «Звуки в лесу».

Ход занятия:

  1. Организационный момент: - Здравствуйте ребята! Прислушайтесь, что это звучит? (звучит музыка «Звуки в лесу».

Логопед: Правильно, это шумит листва, щебечут птицы, рычит медведь. Давайте вспомним животных, которые живут в лесу. (Дети называют животных, а логопед выкладывает картинки животных на доску).

  1. Беседа по картинкам о лесных животных.

Логопед: Ребята вы называли лесных животных, а почему их так называют?

(Ответы детей)

Логопед: Ребята, посмотрите на нашей лесной  полянке лежат осенние листочки, давайте их соберём.  Как много вы собрали листьев, предлагаю их посчитать. (Согласование числительных с существительными).

Логопед: У нас листочки не простые, под каждым листочком есть загадка, давайте их отгадаем.

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

                  В деревне кур крадет.            

 (Лиса)

Ночью воет он в лесу:

«Я ягнёнка унесу-у-у!»

В зайцах тоже знает толк

Злой, голодный серый ...        

(Волк)

С ветки прыгает на ветку
Рыжая красавица.
Шишки, желуди, орехи
Запасает на зиму.

(Белка)

Он зимой в берлоге спит,
Летом улья ворошит,
Бурый мех. Идет неспешно.
А еще он — сладкоежка!

(Медведь)

Совсем маленький зверек
На спине несет грибок.
Уколоть врага он может,
Всем известно это...

(Ёжик)

Логопед: Какие вы молодцы! Сейчас, мы с вами поиграем в игру «Чьё это?»

Дидактическое упражнение:  «Чьё это?» ( Образование притяжательных прилагательных)

- Чья морда? (лисья, медвежья, волчья, беличья)

- Чьи уши? (лисьи, медвежьи, волчьи, беличьи)

- Чей хвост? (лисий, медвежий, волчий, беличий)

Логопед: Ребята, вы так много знаете о животных, а мне всегда было интересно, какие они лесные животные.

Дидактическое упражнение: «Какой? Какая?» (подбор прилагательных к существительным)

Логопед: Ребята, ёжик какой?

Дети: маленький, колючий, пугливый.

Логопед: Лиса какая?

Дети: хитрая, рыжая, пушистая.

  1. Основная часть.

Логопед: Ребята, вы так много рассказали мне  о лесных животных, а хотите я расскажу вам сказку, которая называется  «Случай в лесу»? (Ответ детей)

Рассказ сказки.

«Случай в лесу»

Нашел Ёжик кленовые листья и надел их на иголки. Встретил он Волчонка, дрожит от холода. Укрыл его Ёжик листьями и побежал дальше.

Увидел Ёжик вдоль дороги грибы и нанизал их на иголки. Встретил он Медвежонка на полянке. Ищет Медвежонок еду, а найти ничего не может. Отдал Ёжик ему грибы и продолжил путь.

Заметил Ёжик под деревом яблоки и нацепил их на иголки. Встретил он Белочку. Грустно Белочке одной в лесу. Угостил ее Ёжик яблоками.

Пошел Ёжик дальше. А на встречу ему, Лиса и говорит: “Ёжик я тебя съем!”. Испугался Ёжик, свернулся в клубок, иголки выставил. Тут и помощь подоспела. Выскочили из леса Волк, Медведь и Белка и прогнали Лису.

Беседа по тексту сказки. Логопед задает вопросы с целью усвоения сюжетной линии, последовательности событий, а дети на них отвечают.

Кто главный герой сказки? (Ответы детей)

Что увидел Ёжик в лесу?

Что Ёжик сделал с кленовыми листьями?

Кого встретил Ёжик?

Чем помог Ёжик Волчонку?

Что росло вдоль дороги?

Что Ёжик сделал с грибами?

Кого встретил на полянке Ёжик?

Что делал Медвежонок на полянке?

Что сделал Ёжик?

Где лежали яблоки, когда их заметил Ёжик?

Что Ёжик сделал с яблоками?

Кого встретил Ёжик?

Какая была Белочка?

Что сделал Ёжик?

Кого встретил Ёжик?

 Что сказала Лиса?

Что сделал Ёжик после этого?

Кто пришел на помощь Ёжику?

Физминутка:

Раз – два – три – четыре – пять – В лес отправимся гулять. (Обычная ходьба).

 По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем. (Ходьба "змейкой”).

Может быть, и под листочком  сладкую ягоду найдем.

На носочки дети встали, по дорожкам побежали. (Бег на носках

  1. Пересказ сказки с элементами драматизации.

Логопед: Ребята, сейчас я вам предлагаю стать героями сказки. У меня в руках волшебная веточка, сейчас я дотронусь до любого из вас и вы станете главными героями сказки «Случай в лесу» (Логопед дотрагивается веточкой до ребёнка и выдаёт маску).

Инсценировка сказки. Логопед следит за точностью и логичностью пересказа.

  1. Итог занятия.

 - Чему научила  нас эта сказка? (быть добрыми и отзывчивыми).

Наше занятие подошло к концу.  Вы все, молодцы!

Литература:

  1.  Загадки: https://ped-kopilka.ru/
  2. Текст сказки: https://www.logoped.ru/pereskaz_skazki_sluchaj_v_lesu.htm?ysclid=lp6zsk737q526762630


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по темам: «Знакомство. Приветствие. Я и мои друзья» с элементами драматизации

Урок обобщения и систематизации изученного  с практическим применением знаний и умений (открытый урок)Урок проводился в группе английского языка 2 «б» класса, изучающего язык в первог...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в разновозрастной группе для детей с нарушениями зрения с элементами драматизации по мотивам сказки «Теремок»

Целью занятия являлось закрепление правильного произношения свистящих и шипящих звуков, автоматизация и дифференциация их  в стихотворной и связной речи;продолжение работы над звуковым анализом с...

Открытый урок немецкого языка с элементами драматизации "Золотой гусь"

В данной методической разработке представлен опыт проведения урока немецкого языка с элементами драматизации по мотивам сказки братьев Гримм "Золотой гусь"....

Классный час -игра с элементами драматизации"Этикет-шоу"

Мероприятие предназначено для учащихся 4-6 классов, в доступной игровой форме объясняет правила этикета....

Конспект интегрированного занятия с элементами драматизации по мотивам сказки «Теремок» (подготовительная логопедическая группа с ОНР)

Театрализованная деятельность детей является огромным стимулом для развития и совершенствования речи. Она помогает развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь...

Создание творческой среды на уроках английского языка при помощи элементов драматизации

В данной статье раскрывается такое понятие, как драматизация, а также освещаются цели ее использования на уроках английского языка, тематика уроков с применением драматизации, особенности подготовки к...