Как педагогам говорить с родителями о плохом поведении ребенка?
материал

Сэротэтто Людмила Ивановна

 Отправляя ребёнка в школу, каждый родитель надеется услышать, что его ребенок самый успешный, самый дисциплинированный и воспитанный. Но, к сожалению, не всем родительским мечтам суждено сбыться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как педагогам говорить с родителями о плохом поведении ребенка?

     Перед общением с семьей ребенка, который плохо себя ведет, педагогу нужен правильный эмоциональный настрой. Недовольство педагога ребенком родители могут интерпретировать как критику и осуждение по отношению и к ребенку, и к ним. В этом случае послание педагога семья воспримет как нападение и начнет защищаться.

     Если педагог недоволен действиями ребенка, то также может занять позицию осуждения в общении с родителями. Это значит, что он не готов к сотрудничеству с ними.

     Сначала педагогу необходимо осознать, что злость – лишь реакция на возникшее препятствие. Перед разговором с родителями педагогу нужно эмоционально отсоединиться от ситуации: переключить свое внимание, чтобы восстановить психологический баланс.

     Педагог должен подумать, за что конкретно он переживает и задать себе вопросы: «Какое препятствие эта ситуация создает в моей работе как педагога?», «Какую сложность создает для успешной социализации ребенка?». Только после этого он может настраиваться на сотрудничество с родителями воспитанника.

     При общении с семьей педагог должен учитывать свои интересы как педагога и интересы родителя в заботе о ребенке. Ему нужно аргументировать свою позицию и применить активное слушание. Важнее всего для педагога – дать понять родителям, что у них общая цель – развивать ребенка.

Как общаться с родителями

   Если педагог знает техники эффективного общения с родителями, ему будет проще избежать конфликта. Далее читайте об особенностях разных техник с примерами.

Негативная форма

Позитивная форма

«Ваш ребенок плохо себя ведет. Он дерется с другими детьми»

«Ваш сын умеет отстаивать свои потребности и защищать себя. Это важно для жизни. Но ему бывает сложно выразить это безопасным способом. Давайте вместе подумаем, как помочь ему сохранить дружеские отношения с детьми»

«Ваш ребенок гиперактивный, неусидчивый, непослушный»

«Ваш сын очень любознательный и всем интересуется во время занятий, даже успевает увлечься чем-то другим. Не сомневаюсь, что он будет эрудированным человеком. Но иногда это мешает ему сосредоточиться, чтобы доделать работу до конца и получить удовлетворенное состояние»

«У вашей дочери всегда начинается истерика, когда ей что-то не дают!»

«Ваша дочка всегда знает, чего хочет, и способна настаивать на своих желаниях. Это говорит о ее целеустремленности. Но иногда ей бывает трудно справиться с ограничениями. Давайте вместе подумаем, как можем ей в этом помочь»

Техника «Речевые штампы для сотрудничества»

Педагог обращается к родителям с помощью просьб, а не требований. Например, он начинает разговор с фразы: «Не смогли бы Вы…»; «Я прошу…». Также педагог активно проявляет внимание и интересуется мнением родителей, например:

  • «Вы не замечали, что в последнее время…»;
  • «Как вы думаете, с чем это может быть связано?».

Техника «Я-высказывание»

В разговоре с родителями педагог делится своими чувствами: «Вы знаете, меня очень тревожит, что…»; «Я начинаю беспокоиться…»; «Мне бы хотелось позаботиться…». Далее он предлагает родителям совместный поиск решения проблем, что подчеркнет общность интересов. Например, говорит:
– «Давайте вместе попробуем поступить…»;
– «А если мы будем придерживаться одной стратегии, это поможет ему в…»;
– «Мы с вами могли бы помочь Саше в…»;
– «Как мы можем помочь вам в том, чтобы…».

Техника «Речевой стиль "адвокат"»

С помощью этой техники педагог показывает уважение и заинтересованность по отношению к родителям. Педагог выступает «адвокатом» ребенка и родителей – предлагает вместе найти решение, не обвиняет, ищет позитивные моменты и способы кооперации. Ниже смотрите пример с фразами.

Пример

Фразы педагога в технике «Речевой стиль "адвокат"»

  1. «Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти из нее выход, и я протягиваю вам руку помощи».
  2. «Я не обвиняю ни вас, ни вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это есть какие-то причины».
  3. «Для меня важно не выявление этих причин, не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации».
  4. «Я педагог, и моя профессиональная задача – дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни».

Марафон «Управление дисциплиной в сложном детском коллективе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Если ребёнок плохо говорит: советы родителям »

В статье содержатся советы логопеда родителям дошкольников, рассказывается о причинах речевых нарушений и о тех диагнозах, которые могут быть поставлены ребёнку с речевой патологией....

Памятка для педагогов и родителей. Профилактика суицидального поведения подростков.

Материал включает в себя понятийный апарат по суицидальномцу поведению и методические рекомендации педагогам и родителям по профилактике отклоняющегося поведения....

Что нужно знать о плохом поведении подростков (информация для родителей)

Нарушение поведения – повторяющиеся поступки, включающие агрессивность в результате дезадаптации поведения. Проявляются либо в попрании прав других людей, либо в нарушении характерных для данного возр...

7 примеров, как родители поощряют плохое поведение детей.

Любой ребенок, бывает, не слушается родителей. Но если для одного дурное поведение — скорее исключение, то для другого, к сожалению, это может быть правилом. Последнее часто происходит из-за того, что...

презентация педагога-психолога "Плохое поведение и учитель"

В даной презентации даны кратие описания причин плохого поведения учащихся. Так же даны рекомендации учителям и классным руководителям по профилактике плохого поведения учащихся. Информация взята из к...

Причины плохого поведения учащихся. Стратегии и техники в работе педагога с данной категорией учащихся.

Обучающийся может отвлекать внимание учителя и класса разными способами, например: • стучать карандашом, вертеться и разговаривать; • входить в класс, когда урок начался; • вызывающе выглядеть; • ...