Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи Тема: «Это Осени рецепт...»
план-конспект

Степанкова Марина Владимировна

Субъект:  обучающиеся старшего дошкольного возраста  с ТНР  ( подготовительная к школе группа, возраст 6-7 лет).

Цель:  создать условия для   обобщения представлений детей об осени как времени года на примере лексико - грамматической темы: «Осень.(признаки). Лес (насекомые, животные, птицы)». 

 Приоритетная образовательная область: речевая

 

Интеграция образовательных областей согласно ФГОС ДО:: познавательная, художественно-эстетическая, социально-коммуникативная.

1. Социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми; 

2. Познавательное развитие: - развитие познавательных процессов;

3. Речевое развитие: обогащение  и развитие всех компонентов речевой деятельности;

4.Художественно-эстетическое развитие: развитие слухового внимания, чувство ритма, вкуса, восприятия красоты окружающей природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида  №30 «Лукоморье»

муниципального образования город-курорт Геленджик

Конспект

подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности

в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

 для обучающихся  с  тяжёлыми нарушениями речи

 Тема: «Это Осени рецепт...»

Автор:

учитель- логопед МБДОУ

детский сад компенсирующего вида №30 «Лукоморье»

МО г-к Геленджик

Степанкова М.В.

г-к Геленджик

Субъект:  обучающиеся старшего дошкольного возраста  с ТНР  ( подготовительная к школе группа, возраст 6-7 лет).

 Цель:  создать условия для   обобщения представлений детей об осени как времени года на примере лексико - грамматической темы: «Осень.(признаки). Лес (насекомые, животные, птицы)».

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

-актуализировать знания детей о временных отношениях, об осени-времени года;

-закреплять навык употребления словосочетания существительных множественного числа в Родительном падеже со словом «много», а также навык подбора имён прилагательных к именам существительным при согласовании в роде, числе, падеже;

-совершенствовать умение согласовывать  имена существительные в Родительном падеже с именами существительными вТворительном падеже , а также согласовывать существительные с количественными числительными в роде, числе и падеже; умение оформлять свои высказывания грамотно, развёрнуто и связно  при составлении  рассказа с опорой на пиктограммы и мнемотаблицу;

- создать условия для применения на практике полученных знаний о времени года-осени.

Коррекционно- развивающие задачи: 

-развивать умение оформлять свои мысли логично, с правильной интонацией, эмоционально и выразительно.

-развивать полисенсорное восприятие у детей.

 Коррекционно-воспитательные задачи:

-формировать навык сотрудничества в игре, умение проявлять инициативу и самостоятельность при ответах на вопросы взрослого, умение слушать инструкции логопеда, а также выслушивать участников деятельности;

-формировать положительное отношение к красоте осенней природы, её разнообразию.

Приоритетная образовательная область: речевая

Интеграция образовательных областей согласно ФГОС ДО:: познавательная, художественно-эстетическая, социально-коммуникативная.

 1. Социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми;

2. Познавательное развитие: - развитие познавательных процессов;

3. Речевое развитие: обогащение  и развитие всех компонентов речевой деятельности;

4.Художественно-эстетическое развитие: развитие слухового внимания, чувство ритма, вкуса, восприятия красоты окружающей природы.

Оборудование: мультимедийная  презентация, интерактивная доска, макет осеннего леса и деревьев, осенние листья, муляжи насекомых, картинки с изображением животных, «рецепт», корзинка с  осенними дарами.

Содержание

Обратная связь на высказывания детей

1 этап: организационный

Ритуал приветствия «Как мы сегодня поздороваемся?» (картинки-рисунки)

Цель: предоставление детям возможности поприветствовать друг друга с помощью невербальных и вербальных средств общения. 

Разминка «Тактильная дорожка с ортоковриками и балансирами»

 Цель: создание эмоционального настроя детей

Мотивационно-побуждающий момент

Цель: создание мотивации, интереса к занятию, подведение к пониманию основной цели занятия.

Логопед: -Здравствуйте,  мои любознательные дошколята, мои  почемучки! Подойдите к окну, посмотрите  в него. Что вы видите за окном? (Дети отвечают).

Что случилось с деревом? Как вы догадались?

-А вы  видите, на веточке дерева  что-то висит.

-Как вы думаете, что это?

-Как нам достать этот предмет?

Рассматриваем этот предмет.

Логопед: Что это оказалось?

Дети отвечают.

Дети молчат. Помощь со стороны логопеда.

Это записка какая-то, или послание?Кто сможет прочитать? Хотите, я вам помогу?!

Логопед читает: «Как устроить осень. Рецепт.»

-Слово какое интересное, «рецепт».Что же оно значит? Вы знаете, какие бывают рецепты, для чего?

Ответы детей: «Кулинарный рецепт приготовления пирога". "Медицинский рецепт, выписанный врачом».

-У кого они есть?

Что случилось с нашим рецептом?

 Он странный какой-то!  Часть рецепта оборвана, а часть   размыло, видимо, дождём.

Звучит сигнал. Подходим к интерактивному экрану.

Логопед: Дети, от сигнала включился экран, он как будто ожил. Он хочет что-то подсказать, чем-то помочь. -Хотите посмотреть, что там?

Если дети отвечают верно-

Реакция педагога: "Верно подметили!Какие вы внимательные!»

Ответ детей: Нет ответа, затрудняются.

Реакция педагога:

В ситуации затруднения предлагаю наводящие вопросы: "Что случилось с деревом? Как вы догадались? "Подумайте еще… (Дети отвечают)

-Мы сами сможем его достать или нет ?

- Что мы можем сделать?

(Ответ детей: "Мы попросим, чтобы нам его принесли").

При затруднении в ответах предлагаю наводящие вопросы, помощь, подсказку в решении выхода из затруднения, из сложившейся ситуации.

Логопед: Какое время года изображено? По каким признакам вы догадались? (Дети называют признаки). А что такое осень? (Время года).Где можно увидеть осень?( На улице, за окном, в лесу).

-Вы сможете помочь осени восстановить рецепт? Попробуем это сделать, хотите? Я вам в этом помогу!

2 этап: основной

Цель: организация внимания детей, выявление проблемы, совместное решение, формирование и/или закрепление знаний и навыков, актуализация имеющихся знаний

Логопед:  Ребята, как вы считаете, где нам удобно будет выполнять эту работу?  

Проходим к столу. На  столе выставлены макеты деревьев в разные времена года.  

-Посмотрите на деревья.

(Изображены цветущие,  деревья с зелёными листьями, заснеженные и  почти оголённые деревья).

На экране интерактивной доски показан «кусочек рецепта» с изображением леса и написано «Осенние деревья».

-Как вы думаете, какие из этих деревьев подойдут нам для рецепта. Выберите  каждый себе по дереву.

Дети выбирают, ставят перед собой.

Логопед: Друзья мои, как называется место, где растёт много деревьев?

(Это лес.)

-А кто из вас может вспомнить, как по-другому можно назвать лес?

На экране очередной слайд: Листья.(1,2,…5).Листопад.

Вспомните, как называется явление природы, когда падают листья? (Листопад). Листопад-это сколько листьев? ( Это много листьев). А у вас сколько листьев, посчитайте.

Согласование существительных с числительными до 5-ти:

Логопед: -Какими цветами осень разукрашивает листья? Какими  бывают осенние листья?

-А как меняются листья осенью? Что с ними происходит?

Давайте и мы  устроим листопад и  покружимся с ними в осеннем танце: 

Ветер щёки толстые надул,

И на деревья пёстрые подул

Красный, жёлтый, золотой

Облетел весь лес цветной.

 

Работа по построению предложно-падежной конструкции, а также формированию пространственного восприятия.Развитие полисенсорного восприятия у детей.

Логопед: В нашем рецепте есть ещё размытое пятно.

Слайд: «Спрятанные насекомые».

-Посмотрите,  здесь видны только усики, крылышки и лапки. Кто бы это мог быть? Вы догадываетесь?

-Это насекомые. Кто такие насекомые, назовите их.  (На примере  паука, божьей коровки, кузнечика, мухи, пчелы, богомола, жука-усача, муравьёв, жука).

Дети выбирают любого понравившегося насекомого.

Логопед:  Куда же они прячутся с наступлением холодов? Что мы будем делать дальше? Поможем  нашим насекомым спрятаться от холода, ветра или дождя? Закрывайте глазки, протяните вперёд ручки.

На столе есть варианты- веточки, картинка «муравейник», листик, картинка «пенёк»,муляж «гриб», мох.

Данная часть задания проводится по инструкции логопеда:

-Демьян, куда спрятался твой кузнечик?

-Ника,  где находится жучок?

-Рома, где сплёл паутину  паук?

-Оля, куда спрятались муравьи?  и т.д.

Открытие детьми нового.

Употребление имени существительного в Тв.падеже

Логопед: Ребята, вы у меня такие сообразительные! Как вы умело помогли спрятаться насекомым от осенней непогоды.

Слайд «Ветка с грибами».

 Но наш рецепт ещё не до конца создан. Разве грибы растут на деревьях? Как же они там оказались? Кто их надел на сучки, как вы считаете? Кому они нужны и для чего?

Логопед: Интересная мысль. А кто думает иначе?

-Все животные с наступлением осени засыпают, это так?( Нет, не все.)

-А что же происходит в их жизни? А в жизни птиц тоже есть изменения, какие?

Логопед: Ребята, как вы думаете, если мы угостим  птиц и животных их любимыми лакомствами, они будут рады? Я думаю, ваши гостинцы им очень пригодятся!

Работа в «тройках»: выбор животного или птицы и угощения для него.

Выкатываю стол для следующего задания.Присядем за стол.

На столе выставлен макет с изображением лесной полянки и  плоскостных животных и птиц.

В тарелочках-«угощения» для зверей.

-Чем угостим медведя? Чем любит лакомиться бобёр?Чем угостим белочку? А ежей? Чем угостим воробья?

Слайд: «Корзинка с дарами осеннего леса»

Логопед: Я была  в лесу и принесла дары осени. Давайте рассмотрим и скажем, что у нас в корзинке.

-Осень попросила назвать эти дары уменьшительно: Это шишка- а маленькая…шишечка, каштан- каштанчик, ягода- ягодка, орех-орешек, ветка-веточка; гриб-грибок, грибочек; лист-  листок, листочек, яблоко-яблочко…

Логопед: Ребята, почти до конца восстановили мы рецепт.

Осталось только рассказать об осени полностью.

Волшебный экран подскажет нам всю последовательность.

Слайд: «Мнемотаблица «Осень».

1.Осенние деревья. Лес.

2.Листья ( цвет).

3.Насекомые. Птицы.

4.Животные.

Примерный рассказ: "Наступила осень. Листья на деревьях желтеют, краснеют, вянут, сохнут, облетают. Начинается листопад. Птицы улетают в тёплые края, потому что им не хватает еды. Насекомые прячутся от холода и ветра под кору деревьев, под листья.Муравьи закрывают свои муравейники.

Животные делают запасы на зиму, некоторые впадают в спячку.

Много даров приносит нам осень!"

(Ответ:  « Этот  рецепт удобно  создать за столом»).

Ответ детей правильный:

Реакция педагога: Какие вы наблюдательные и знающие!

Ответ детей неправильный:

Реакция педагога: "Подумайте еще ..."

Если дети сами не ответят, по инструкции логопеда договаривают предложения: "Лес, в котором растут ели и сосны…это бор". Лес, в котором растут только берёзы называется… рощей. Если мы окажемся в самой середине леса, в глубине, то такое место называется…чащей.

(Дети пересчитывают).

 Дети перечисляют признаки окраски листьев: «Осенью листья становятся жёлтыми, красными, золотыми, пурпурными, багряными, бурыми ( коричневыми)".

-Они краснеют, багровеют, желтеют, сохнут, жухнут, опадают, облетают).

Ответ детей неправильный:

Реакция педагога: Посмотрите внимательнее еще раз.

Если ответа у детей не последовало, педагог предлагает детям помощь в ответе.

 Дети выполняют логоритмические и дыхательные упражнения.

Дети: У нас получился листопад!

 Дети рассуждают, предлагая свои варианты ответов.

Если рассуждения верны:

"Вы совершенно правы!"

Если рассуждения далеки от истины:  "Давайте подумаем все вместе!"

-Кузнечик спрятался под листик.

- Жучок сидит на пеньке.

-Паук сплёл паутину между веток.

-Муравьи спрятались в муравейник.

Ответы детей: Они нужны белке, ежу. Белка  собирает и сушит грибы, накалывает, развешивает их на сучки, сухие ветки. Прячет орехи в дупло, срывает шишки с ёлок.

Предполагаемые ответы детей: Медведь наедается малины, кореньев, рыбы, накапливает жир и впадает в «спячку». Заяц  меняет свою окраску, становится белым. Ёж, также как и медведь, готовится к зиме, накалывает листья на иголки, устилает ими свою норку. Многие птицы улетают в тёплые края. Те птицы, которые остаются с нами, держатся ближе к жилью человека. Люди подкармливают птиц, сооружая кормушки.

Ответ детей:  "Да!"

Реакция педагога: "Я рада, что вы такие отзывчивые!"

Дети рассуждают, предлагая свои варианты ответов.

Если рассуждения верны:

"Вы совершенно правы!"

Ответ детей неправильный:

Реакция педагога: Посмотрите внимательнее еще раз.

Если ответа у детей не последовало, педагог предлагает детям помощь в ответе.

(Дети  рассматривают,  называют).

Дети, опираясь на пиктограммы,  изображённые на экране, составляют небольшой рассказ об осени.

 

Если дети хорошо справляются с заданием: "Здорово, у вас хорошо!"

Если у детей возникают трудности: Слушайте еще раз и попробуйте повторить точнее.

3 этап: заключительный 

Цель: подведение итогов занятия, оценка деятельности обучающихся на занятии.

Рефлексия:

Логопед: Мне очень понравился рассказ. Вы смогли восстановить и исправить потерянный рецепт  осени. По этому рецепту смогли устроить осень? Трудно было? Конечно! Но и интересно, правда?

(Оценка деятельности детей)

-Вы рады, что помогли Осени? А я рада тому, что мои замечательные умники и умницы справились с заданиями верно и успешно! Сможете поделиться своими знаниями с родителями и друзьями?

  Дети делятся впечатлениями и эмоциями о том, что было интересно, а   в каких-то моментах (заданиях) было трудно или сложно.

-Здорово!  Вы справились верно и успешно!

Методическое обоснование подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности в  подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи

Тема: « Это Осени рецепт...»

Субъект: дети старшего дошкольного возраста с  тяжёлыми нарушениями речи (подготовительный возраст 6-7 лет).

Цель: обобщить представление детей об осени как времени года на примере лексико-грамматической темы: «Осень.(признаки). Лес (деревья,насекомые, животные, птицы)».

Задачи:

I. Образовательные задачи:

-актуализировать знания детей о временных отношениях, об осени-времени года;

-закреплять навык употребления словосочетания существительных множественного числа в Родительном падеже со словом «много», а также навык подбора имён прилагательных к именам существительным при согласовании в роде, числе, падеже;

-совершенствовать умение согласовывать  имена существительные в Родительном падеже с именами существительными вТворительном падеже , а также согласовывать существительные с количественными числительными в роде, числе и падеже; умение оформлять свои высказывания грамотно, развёрнуто и связно  при составлении  рассказа с опорой на пиктограммы;

- создать условия для применения на практике полученных знаний о времени года-осени.

II. Коррекционно- развивающая задача:

-развивать умение оформлять свои мысли логично, с правильной интонацией, эмоционально и выразительно.

III. Воспитательные задачи:

-формировать навык сотрудничества в игре, умение проявлять инициативу и самостоятельность при ответах на вопросы взрослого, умение слушать инструкции логопеда, а также выслушивать участников деятельности;

-формировать положительное отношение к красоте осенней природы, её разнообразию.

Интеграция образовательных областей согласно ФГОС ДО:

 1. Социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми;

2. Познавательное развитие: развитие познавательных процессов;

3. Речевое развитие: обогащение  и развитие всех компонентов речевой деятельности;

4.Художественно-эстетическое развитие: развитие слухового внимания, чувство ритма, вкуса, восприятия красоты окружающей природы.

Оборудование: мультимедийная  презентация, интерактивная доска, макет осеннего леса и деревьев, осенние листья, муляжи насекомых, картинки с изображением животных, «рецепт», корзинка с  осенними дарами.

1. Ритуал приветствия «Как мы сегодня поздороваемся?»  по карточкам – рисункам– является важным моментом работы с детьми, позволяющим выявить настрой ребенка (ребенок выбирает контактный способ приветствия: «объятие», «рукопожатие», жест «Дай пять!» или бесконтактный- «улыбка»).

 Ритуал приветствия, как постоянный, неизменный элемент занятия, способствует снятию напряжения у детей, создает положительный настрой для продуктивного взаимодействия.

2. Разминка «Тактильная дорожка с ортоковриками и балансирами» является средством воздействия на эмоциональное состояние детей: определенные разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять настроение, другие, напротив, направлены, на снятие чрезмерного эмоционального возбуждения. Данная разминка способствует включению детей «на уровне тела», настраивает на плодотворную работу.

3. Основное содержание занятия представляет собой совокупность упражнений, игр и приемов, направленных на решение задач занятия.

Приём создания проблемной ситуации подводит детей к пониманию и разрешению данного  с помощью логических  размышлений.  

Использование макета осеннего леса и деревьев, предметного набора осенних листьев, муляжей насекомых, способствует развитию зрительного восприятия, произвольного внимания и познавательного интереса у  детей.

Прием   на согласование существительных с числительными до 5-ти позволяет закрепить знания о числах, цифрах 1,2, 3,4,5 и их жестовых обозначениях, способствует развитию ориентировки в пространстве кабинета.

Сенсорная игра с  корзинкой с  осенними дарами, которые являются рационом питания диких животных – развивает полисенсорное восприятие детей.  Таким образом, подача нового материала через различные анализаторы способствуют более качественному его усвоению.

Метод наглядного моделирования, использование символической аналогии с применением опоры на пиктограммы, мнемотаблицу облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью, развивает  у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки, способствует развитию связной речи у детей. Применение данной технологии направлено на формирование целевых ориентиров (ФГОС ДО) у моих воспитанников на этапе завершения дошкольного образования: достаточно хорошее владение устной речью русского языка, выражению своих мыслей и желаний в монологической, диалогической, собственной речи, построении речевого высказывания в ситуации общения, формировании предпосылок грамотности в дальнейшем.

4. Рефлексия занятия проводится в эмоциональном (что больше всего понравилось делать?) и смысловом (зачем мы это делали? Мы помогли Осени).  В процессе занятия у воспитанников сформировалось положительное отношение к красоте осенней природы, её разнообразию, актуализированы знания детей о временных отношениях, созданы условия для применения на практике полученных знаний о времени года-осени, усовершенствовано умение оформлять свои высказывания грамотно, развёрнуто и связно  при составлении  рассказа с опорой на пиктограмму с  применением метода наглядного моделирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юные автолюбители» Лексическая тема: «ТРАНСПОРТ»

Данный конспект предназначен для учителей-логопедов, воспитателей логопедической группы детского сада.Конспект применим для подгруппового занятия с детьми 6-7 лет.Конспект по лексической теме "Транспо...

Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР) «Путешествие за сокровищами»

Цели и задачи занятияКоррекционно-образовательные: продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов; развивать графомоторные навыки и зрительное внимание; совершенствовать навыки движения под музык...

Технологическая карта коррекционной непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности: «Дифференциация звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях»

Цель: закрепить правильное произношение звуков [C] – [Ш] в речи, развивать фонематическое восприятие – дифференциацию звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по развитию словаря и совершенствованию грамматического строя речи Тема. Насекомые

Цель занятия: углубить и расширить знания о насекомых. закрепить обобщающее слово "насекомые", закреплять умение образовывать слова-антонимы, учить употреблять предлоги ЗА, В, НА, ИЗ, ЧЕРЕЗ. Развивать...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Путешествие в Страну Знаний»

Цель: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания по обучению грамоте  на материале лексической темы «Транспорт ».Коррекционно-развивающие задачи: закреплять ...