Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР) «Путешествие за сокровищами»
презентация к уроку ( класс) на тему

Прозорова Елена Геннадьевна

Цели и задачи занятия

Коррекционно-образовательные: продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов; развивать графомоторные навыки и зрительное внимание; совершенствовать навыки движения под музыку.

Коррекционно-развивающие: развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка; развивать зрительное восприятие, внимание, память; обогащать лексику, практически знакомя с антонимами.

Коррекционно-воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять игровые правила; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность

Оборудование: мольберт с картой, игрушка – Лунтик, интерактивное оборудование, конверты с заданиями, раздаточный материал (звуковые фишки, солнечные лучики, картинки, удочки, рыбки, маркеры, камешки, сундук.)

Ход занятия

I. Организационный момент. (Дети под музыку входят в зал)

Логопед: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришла гостья поздоровайтесь.

Дети: Здравствуйте!

1. Психогимнастика слайд 1

Логопед: А сейчас давайте встанем в кружок и пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик.

(Дети встают вместе с логопедом в круг. (Включить звук.) Звучит лирическая музыка.)

Этот мячик не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его по кругу, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.

Дети здороваются друг с другом

  1. Проблемная ситуация: слайд 2

Логопед: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пожаловал еще один гость … давайте отгадаем, кто же это?

Знают взрослые и дети, что упал с другой планеты фиолетовый зверек – детям маленьким дружок.

Дети отгадывают имя героя «ЛУНТИК»(щелчок мышью.)

Слайд 3 Логопед: Ребята, лунтик хочет Вас позвать в путешествие. Дело в том, что он перебирал старые вещи и нашел карту, где спрятаны сокровища, к которым необходимо добраться на корабле. Но ему нужна команда. Согласны ли вы плыть вместе с лунтиком?

Дети: Да.

Логопед: Нас ждут сложные испытания и только, справившись с ними, мы добудем сокровища. Вы готовы к испытаниям? Тогда в путь.

Логопед: Давайте скажем волшебные слова: «Вокруг себя повернись и на корабле очутись»

Дети: Все вместе произносят волшебные слова. Слайд 4

Дыхательная гимнастика

Логопед: Вот мы с Вами стоим на корабле, представим, что греет нас теплое солнышко и мы дышим морским целебным воздухом. Давайте мы подышим свежим воздухом (Вдох носом- выдох ртом) (включить звук)

(музыкальное сопровождение «Шум моря»)

Развитие зрительного внимания Слайд 5

Логопед: (разворачивает карту и показывает детям) Ребята вот карта, по мере выполнения заданий, корабль будет продвигается по карте).

Логопед: «1,2,3 – наш корабль вперед плыви!»

3. Введение в тему. Кораблик приплыл к Замку звуков. Слайд 6

Характеристика звука.

Логопед: Итак, первое испытание. (Конверт с предложением) Я сейчас прочитаю предложение, а Вы определите какой звук чаще других слышится в этих словах? (Л)

Лодка плыла по волнам.

Логопед: Дайте характеристику этому звуку. Какой это звук? (гласный или согласный)

Дети: Согласный, потому что есть преграда – язычок.

Логопед: Еще он какой?

Дети: Твердый, звонкий.

Логопед: Можем плыть дальше.

II. Основная часть.

Логопед: Итак, мы приблизились к озеру Перемен. Слайд 7

Задание на развитие фонематического восприятия

- Игра “Добавь звук” (с помощью мяча)

Цель: Развитие фонематического слуха, внимания, мышления.

Логопед: Ребята, выходите из своих кают на палубу мы поиграем.

Логопед: Я буду говорить слово, а вы постарайтесь изменить его так, чтобы звук Л был первым в этом слове:

Майка-лайка, сук-лук, ком-лом, папа-лапа, ножка-ложка, моток-лоток, коза-лоза, мак-лак, паста-ласта,рожь-ложь,рама-лама,рука-лука.

Логопед: Ребята, а что такое звуки?

Слайд 8 Дети: Звуки – то, что мы слышим и произносим

Логопед: А где живет звук Л? (в букве Л)

Развитие мелкой моторики

Логопед: Ребята, а сейчас вернитесь в свои каюты и попробуйте выложить букву Л из камней. Молодцы! Отправляемся в путь дальше.

Логопед: Ребята, теперь мы подплыли к Равнине звуковых линеек. Слайд 8

Игра «Подбери картинку к схеме»

Цель: научить определять место звука в слове (начало, середина, конец) по представлению.

Ход игры. У детей — схемы слов (прямоугольники, разделенные поперек на три части, с раскрашенной первой частью — начало слова, раскрашенной второй частью — середина слова, раскрашенной третьей частью — конец слова). Ребенок берет картинку, определяет место звука Л в этом слове, накладывает картинку на соответствующий квадрат.

Логопед : Молодцы, вы успешно справились с этим заданием, и мы можем плыть дальше.

Логопед: Ребята, а сейчас мы входим в очень сложный Пролив Противоположностей. Здесь нас ждет новое задание Слайд 10

Игра «Скажи наоборот»

Цель: Упражнение детей в подборе антонимов.

Пушинка легкая, а камень - …. (тяжелый)

Летом погода жаркая, а зимой - …. (холодная)

Горчица горькая, а сахар - … (сладкий)

Суп горячий, а компот - … (холодный)

Заяц трусливый, а лев - …. (смелый)

Дедушка старый, а внук - … (молодой)

Волк летом сытый, а зимой … (голодный)

Асфальт шершавый, а камень … (гладкий)

Лужа мелкая, а река … (глубокая)

Волшебница добрая, а колдунья … (злая).

Логопед: Теперь пора отдохнуть. Мы попали с вами на остров «Физминутки». Слайд 11 Выходите из своих кают на палубу.

5. Остров Физминутки «Лунтик ножками топ-топ».

Ребенок имитирует движения из текста:

Лунтик ножками топ-топ,

Лунтик ручками хлоп-хлоп,

Лунтик глазками миг-миг,

Лунтик плечиком чик-чик.

Раз туда, два сюда.

Повернись вокруг себя.

Раз присели, два привстали,

Руки кверху мы подняли,

Сели-встали, сели-встали,

Словно Ванькой-встанькой стали.

Руки к телу мы прижали

И подскоки делать стали,

А потом пустились в скач,

Буд-то мой веселый мяч.

Встали, выпрямили спинки.

Вновь шагаем по тропинке!

Задание на чтение слогов

Цель: Отработка навыка послогового чтения.

Логопед: Для того, чтобы вернуться в свои каюты, необходимо произнести пароль. У каждого из вас свой пароль. Его нужно прочитать. Я раздам карточки с паролями. (ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ, АЛ, УЛ, ОЛ, ЫЛ, ЭЛ). Дети читают слоги.

6. Остров Слов. Звуковой анализ слова. Слайд 12

Дети, мы с вами проплываем «остров Слов»

Слайд 13- Посмотрите-ка ребята это Солнце. Оно грустное потому что потеряло лучики.

Слайд 14- Здесь новый конверт с заданием. Слайд 15Здесь написаны 2 слова (ВОЛКИ, СЛОНЫ). Надо расшифровать слово по слогам. Давайте сначала разделим первое слово на слоги Слайд 16 , а потом и второе Щелчок. Слайд 17 Из первого слова возьмите 1 слог, Щелчок со второго 2 слог. Какое слово получилось? (ВОЛНЫ)

- Давайте разделим это слово на слоги (Дети отхлопывают)

- Сколько слогов в слове ВОЛ-НЫ? (два).

- Давайте, ребята, возьмем лучики и выложим схему этого слова. (Дети работают с фишками).

- Дети дают характеристику звукам.

Логопед: Какие Вы молодцы! Слайд 18Теперь наше солнышко стало каким? (Веселым)

 

7. Наш корабль плывет дальше. На горизонте остров «Грамотеев».

Слайд 19

Логопед: Ребята, жители острова приготовили для вас новое задание, но сначала надо всем размять пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

Драить палубу пора.

Развитие графомоторных навыков

- Игра «Печаталка»

Цель: Развитие мелкой и общей моторики, зрительного восприятия.

Дети печатают букву Л

Логопед: Ребята, а что Вы сейчас печатали? (букву Л)

Логопед: А чем буква отличается от звука? (Буквы – мы видим и пишем) Слайд 20

III. Итог.

Л: Ребята, мы с успехом справились со всеми испытаниями, добрались к сокровищам. Слайд 21 щелчок , Слайд 22

- Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Пришла пора возвращаться в детский сад.

Слайд 23- Теперь давайте скажем волшебные слова «Вокруг себя повернусь, и в детском саду окажусь»

- Ребята, вам понравилось путешествовать? (ответы детей)

- С каким звуком и буквой мы познакомились?

- Где мы с вами побывали?

- Теперь попрощаемся с гостями и пойдем в группу.

Список использованной литературы:

  1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004.

  2. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2000. – 48 с.

  3. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб.: ”СОЮЗ”, 2004. – 192 с.

  4. Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий). Составитель Марцинкевич Г.Ф. – Волгоград. Изд. Учитель, 2001. – 129 с.

  5. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 1999. – 245 с.

  6. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. –М.: “Гном-Пресс”, 1999. – 64 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ostrov_sokrovishch.pptx2.76 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Знают взрослые и дети, что упал с другой планеты фиолетовый зверек – детям маленький дружок!

Слайд 4

ЛАЙНЕР

Слайд 5

Замок Звуков Озеро Перемен Равнина звуковых линеек Пролив Противоположностей остров « Физминутки » сокровища остров слов Остров грамотеев

Слайд 12

А З Б У К К А

Слайд 15

ВОЛКИ СЛОНЫ

Слайд 16

ВОЛ -КИ СЛО - НЫ

Слайд 17

ВОЛ НЫ

Слайд 19

грамотей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе "Звуки [Д], [Дь] и буква Д."

Данное занятие было составлено к МО учителей-логопедов города-курорта Ессенутки по моей аттестации на I квалификационную категорию по теме "развитие графо-моторных навыков у детей, имеющих различные н...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III уровня

Тема занятия "На базар ходили мы..."-проводилась с подгруппой детей, посещающих  подготовительную к школе группу детей с общим недоразвитием речи 3 уровня. Проводилась предварительная работа по а...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе детей с ОНР. Тема: "Звук и буква С"

Занятие направлено на знакомство  со звуком и буквой "С", на автоматизацию звука с словах, словосочетаниях и предложениях . Для поддержания интереса к материалу использовались словесные и дидакти...

Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (в подготовительной группе) «Путешествие за сокровищами»

Продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов, развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка, развитие зрительного восприятия, внимания и памяти,сове...

Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Еженедельные заданияучителя-логопедавоспитателямподготовительной к школегруппы компенсирующейнаправленности для детей сТНР...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Путешествие в Страну Знаний»

Цель: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания по обучению грамоте  на материале лексической темы «Транспорт ».Коррекционно-развивающие задачи: закреплять ...