Семинар-практикум для воспитателей "Особенности общения детей первого года жизни со взрослыми в условиях дома ребенка"
методическая разработка

Антонова Ирина Александровна

Семинар-практикум для воспитателей "Особенности общения детей первого года жизни со взрослыми в условиях дома ребенка"

 

ПУБЛИКАЦИЯ  https://urok.1sept.ru/articles/641820

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc215 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей "Особенности общения детей первого года жизни со взрослыми в условиях дома ребенка"

ПУБЛИКАЦИЯ  https://urok.1sept.ru/articles/641820

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель: формирование у воспитателей умений выстраивания общения с детьми.

Задачи:

- определить подходы к проблеме общения детей первого года жизни со взрослыми;

- выявить особенности общения детей первого года жизни со взрослыми в условиях дома ребёнка.

Подготовительная работа:

- анкетирование воспитателей (Приложение 1);

- видеосъёмка взаимодействия в паре “взрослый – младенец” на занятиях и в режимных процессах.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово.

Уважаемые воспитатели!

Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.

Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми - это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.

Давно было замечено, что дети, растущие в домах ребёнка, как правило, отстают в психическом развитии от своих сверстников, живущих в семье. Почему же так получается? Ведь, казалось бы, медицинское обслуживание, питание и физический уход в закрытых детских учреждениях ничуть не хуже, чем в обычных детских садах.

Порою кажется, что психическое развитие ребенка происходит как бы само собой: дети растут, становятся сильнее, умнее, а роль взрослых сводится к тому, чтобы создавать необходимые условия для детского развития: обеспечивать безопасность, кормить, одевать, согревать. Но это не так.

Окружающие люди не только условие, помогающее детям нормально жить и расти, но и главный источник, двигатель психического развития. Ребенок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми способностями, знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в обществе людей. Сам по себе ребенок никогда не научится говорить, пользоваться предметами, думать, чувствовать, рассуждать, как бы его хорошо ни одевали и ни кормили. Все это он может освоить только вместе с другими людьми и только через общение с ними.

Нами было проведено анкетирование воспитателей. Результаты свидетельствуют о том, что основной фокус своей профессиональной деятельности воспитатели сосредотачивают на процессе ухода за детьми, а процесс общения рассматривается ими как второстепенный компонент профессиональной деятельности. С одной стороны, это объясняется недостатком времени и большой нагрузкой на воспитателя, с другой стороны неосознаваемые защитные стратегии воспитателей: выполняя, по существу, материнские функции, воспитатели балансируют на грани между необходимостью формирования крепких эмоциональных связей с ребенком и угрозой их разрушения, при котором пострадают два человека – и ребенок, и взрослый.

2. Теоретический этап. 

Уважаемые воспитатели, вашему вниманию предлагается доклад “Особенности общения детей первого года жизни со взрослыми в условиях дома ребёнка”.

В доме ребенка дети попадают в особые условия жизни. Здесь нет близких им людей, круг получаемых впечатлений ограничен, постоянное пребывание в коллективе, недостаточное общение с взрослыми — все это влияет на поведение, развитие, здоровье детей, отягощенных к тому же неблагоприятным анамнезом [8].

Многочисленные исследования, посвящённые изучению особенностей развития детей, оставшихся без попечения родителей (М.Ю. Кистяковская, 1970; М.И. Лисина, 1986; Н.М. Щелованов, 1938; Р.В. Тонкова-Ямпольская, 1987; Э.Л. Фрухт, 1987 и др.) показывают, что по своему психическому развитию дети-сироты отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп их развития замедлен, здоровье и развитие имеет ряд качественных особенностей, которые отмечаются на всех ступенях детства [9].

Жизнь детей-сирот проходит в условиях специфической социальной изоляции, психологической и психической депривации. Современное понимание психической депривации базируется на понимании этого явления как многоуровнего, включающего в себя депривацию материнскую, сенсорную, социальную, эмоциональную (Л.Ярроу,1972).

Этой категории детей свойственны полное отсутствие инициативы и интереса к окружающему миру, апатичность к индивидуальному жизненному распорядку и каким-либо волевым проявлениям [9].

Л.Ярроу в своих работах писал: “Ребенок — пассивная кукла в руках взрослого, действует только по определенному указанию, собственной инициативы у него нет... Создается такое впечатление, что они, собственно говоря, живут в совершенном тумане, для них мир — загадочное явление, в котором они не пытаются разобраться. Их можно поднять, опустить хоть на прежнее место, хоть на новое, в кровать, в манеж или куда угодно — они пассивны” /69, с. 27/.

В отечественных исследованиях понятие “депривация” рассматривалась в 30-50 годы через призму понятия “госпитализма”. Большой вклад в разработку этой проблемы внесла группа отечественных учёных, объединившаяся под руководством профессора Н.М. Щелованова. Вместе с Н.М. Аксариной он создал научные основы воспитания в нашей стране детей раннего возраста в яслях и домах ребёнка, поставив во главу угла педагогическую работу с ними с первых дней жизни и поместив в центр этой работы общение персонала с воспитанниками [7].

За последние годы “госпитализм” изменил свои внешние проявления, но остался в виде глубокой задержки в развитии, несформированности социального поведения. Исследования последних лет подтверждают существование у воспитанников домов ребёнка признаков “скрытого госпитализма”: малой подвижности нервных процессов, преобладания возбуждения над процессами торможения, трудности адаптации (М.М. Кольцова,1973), значительного снижения активности, по сравнению с домашними детьми, отставания в развитии познавательной деятельности, уплощения эмоциональной сферы (Г.В. Грибанова, 1994; С.Ю. Мещерякова, 1982; Э.Л. Фрухт, 1973 и др.). Современные виды госпитализма отличаются от его “классических” форм меньшей выраженностью признаков и обострённой потребностью детей в общении со взрослым (Л.М. Царегородцева, 1987).

Поэтому вопросы психического развития ребёнка первого года жизни, воспитывающегося в условиях дома ребёнка, рассматриваются в генезисе общения (М.И. Лисина, 1974; С.Ю. Мещерякова, 1979, 1982).

Общение младенцев с взрослым в условиях дома ребёнка имеет свои особенности.

В своих работах Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова, Л.М. Царегородцева отмечают, что потребность в общении у детей-сирот обнаруживается позже, чем у детей из семьи. Само общение протекает более вяло и имеет смазанную форму. Комплекс оживления выражен слабо, возникает с трудом, в его состав входят менее разнообразные проявления, он быстро затухает при исчезновении активности взрослого[4].

Формы общения отличаются своеобразием, их явный интерес к взрослому, инициативные действия, направленность к нему, обострённая чувствительность к его вниманию и оценкам свидетельствует о том, что дети испытывают острую потребность во внимании и доброжелательности взрослого, характерную для ситуативно-личностной формы общения. Эта потребность остаётся доминирующей на протяжении всего дошкольного возраста. Слабо представленный интерес к деловому сотрудничеству у детей-сирот ограничен рамками бытовой сферы обслуживания [5].

Средства общения у детей из дома ребёнка не соответствуют мотивам и потребностям. Экспрессивно-мимические средства достаточно бедны и однообразны, доминирующим средством является речь, которая отличается скудным содержанием лексико-грамматических форм. Собственная активность ребенка остается ситуативной и неосознанной [4].

В сочетании с гипертрофированной потребностью в общении со взрослыми, вызванной дефицитом такого общения в детском учреждении интернатного типа, зависимость эмоционального благополучия ребенка от отношения к нему взрослого определяет сверхценность этого общения и создает совершенно специфический тип отношений со

взрослыми [2]. Это происходит не только вследствие нарушения ранних эмоциональных связей с матерью и другими близкими взрослыми, но и того, что жизнь в детском учреждении зачастую не требует личности в той ее функции, которую она выполняет или, по крайней мере, должна выполнять в нормальной человеческой жизни [6].

Одной из проблем домов ребёнка является проблема психолого-педагогической культуры отношения взрослого к конкретному малышу. Авторы говорят о таких недостатках воспитательного процесса в домах ребёнка как: отсутствие реализации индивидуального подхода к детям с учетом их психологических особенностей; использование силы зависимости ребенка от их настроения, внимания для управления его поведением . У детей не формируется ощущение своей незаменимости, необходимости другим людям. Это ведет к тому, что мотивация общения и взаимодействия с людьми становится узкопрагматичной и связана с желанием получить от партнеров по общению - взрослых, помощи, услуг, или приспособиться к их настроению, требованиям [7].

Общение взрослых с детьми сконцентрировано на отрицательном полюсе оценивания, смещено из сферы практической активности в дисциплинарную. Невозможность реализации потребностей в любви и признании, которые у детей-сирот сохраняются как доминантные в иерархической структуре сферы потребностей, приводит к аффективным срывам, к ощущениям гнетущего напряжения, тревожности, отчаяния. Лишение ребенка любви и признания приводит к деформации детской личности в сторону отчуждения, ситуативная реализация потребностей в любви и признании не компенсирует последствия хронической депривации реализации этих потребностей и приводит к отклоняющемуся социальному поведению [8].

Анализ литературы, посвященной организации работы в домах ребенка (Н.М. Аксарина, Л.В. Дружинина, Р.В.Тонкова-Ямпольская, Э.Л. Фрухт, Н.М. Щелованов и др.), показал, что основной идеологией и основной моделью работы персонала является модель оказания медицинской помощи, а основной миссией дома ребенка является реабилитация ребенка, в первую очередь, средствами здравоохранения, и только потом – социально-педагогическими средствами. Из этого можно заключить, что приоритетами в работе дома ребенка является лечение и уход. При таком подходе психолого-педагогический блок работы становится вспомогательным. Таким образом, воспитатель, “впитывая” наиболее распространенную идеологию дома ребенка становится носителем стереотипных профессиональных ориентиров. (Г. Линдсей, Р.Томпсон, К. Халл).

Дети, растущие в закрытом детском учреждении, общаются с большим количеством взрослых, сменяющих друг друга, отличающихся разными программами поведения. Общение с ними обычно менее эмоционально насыщено. Доверительность и сверхэмоциональность связей с взрослыми у ребенка практически отсутствуют. Поведение детей жестко регламентировано действиями персонала[3].

Младенцы сироты высоко чувствительны к воздействиям взрослого и проявляют готовность к ситуативно-личностному общению с ним. В то время как воспитатели довольно часто стремятся к увеличению эмоциональной и физической дистанции от ребёнка. Об этом свидетельствуют последние данные, полученные И.А Выродовой (2008).

Среди причин своего недостаточного общения с детьми воспитатели отмечают нехватку времени в связи с занятостью основными видами работ – уходом и проведением лечебных и профилактических процедур (Р.Ж. Мухамедрахимов, 2003).

Серьёзной проблемой является слабая научно-методическая оснащённость педагогического процесса и отсутствие квалифицированных кадров для работы с детьми-сиротами и детьми, лишившимися родительского попечения. Система подготовки воспитателей в основном носит общий характер и в полной мере не отражает проблем, связанных с будущими особенностями профессиональной деятельности воспитателей домов ребенка [2].

3. Этап просмотра видеозаписи. 

Уважаемые воспитатели. Предлагаю просмотреть видеозаписи взаимодействия в паре “взрослый – младенец” на занятиях и в режимных процессах. (Перед просмотром воспитатели получали словесную инструкцию о том, на что нужно обратить внимание в данном эпизоде.) Все наблюдения прошу фиксировать в протоколе (приложение №2).

4. Анализ видеозаписи. 

5. Подведение итогов семинара–практикума. 

Анализ литературных источников и видеоматериалов позволил сделать вывод, что основным условием развития ребёнка первого года жизни является его общение с близким взрослым.

Психическое развитие младенца невозможно рассматривать вне его постоянного взаимодействия с близкими людьми, прежде всего, матерью, которая является посредником и организатором практически всех его контактов со средой. Рассматривая развитие детей в первые месяцы жизни, Д. Винникот писал, что “без материнской заботы не было бы младенца”.

В условиях дома ребёнка близким взрослым, заменяющим малышам мать, является воспитатель. Значимость его в жизни малыша гораздо больше, чем просто воспитателя в детском саду или учителя в школе. Ребенок зависим от воспитателя не только физически (как от источника реализации всех его потребностей в сытости, тепле, безопасности и т.д.), но и как от регулятора его аффективного состояния: он может его успокоить, расслабить, взбодрить, утешить и настроить на усложнение взаимоотношений с окружающим миром.

Обеспечение эмоционально-личностного взаимодействия становится основной задачей воспитателей, от решения которой зависит развитие ребенка-сироты. От количества и качества общения воспитателя с ребёнком зависит благополучие его психического развития.

Дети, воспитывающиеся в домах ребёнка, могут успешно развиваться при условии хорошей организации педагогической работы, ядром которой должно быть общение взрослого с ребёнком и расширение рамок индивидуального опыта последнего. В качестве главного компонента профессиональной деятельности воспитателей дома ребенка должно рассматриваться личностно-ориентированное взаимодействие с детьми.

Данный семинар-практикум дал возможность воспитателям повысить уровень своих профессиональных знаний, а на создавшейся теоретической основе в дальнейшем изменять представления о младенцах-сиротах, профессиональную позицию и обучаться личностно-ориентированному взаимодействию с воспитанниками.

Список литературы

  1. Выродова И.А. Обучение воспитателей личностно-ориентировочному взаимодействию с младенцами-сиротами в условиях специализированного дома ребёнка. Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2009. – 23 с.
  2. Галигузова Л.Н., Лисина М.И. Становление потребности детей в общении со взрослым и сверстником // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. – М.: 1980. – С. 55-78.
  3. Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю., Царегородцева Л.М. Психические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах // Вопросы психологии. – 1990. - № 6. – С. 17-25.
  4. Грибанова Г.В. Нарушение привязанности у детей-сирот в раннем возрасте // Дефектология. – 1994. -№ 3. – С. 10-16.
  5. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства: Автореф. дис. … доктора пед. наук. – М., 2000. – 44 с.
  6. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998. – 336 с.
  7. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. – СПб.: Питер, 2007. – 416 с.
  8. Разенкова Ю.А., Айвазян Е.Б., Выродова И.А. Изучение представлений воспитателей о младенцах-сиротах с отставанием в психическом развитии // Дефектология. – 2007. – № 5. – С. 67-74.
  9. Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка: Книга для работников дома ребенка. / Сост. Э.Л. Фрухт. – М.: Просвещение, 1989. – 210 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к практическому занятию по теме "Вскармливание детей первого года жизни"

Характеристика практического занятия. При проведении занятий по данной теме, преподаватель учитывает, что эта тема имеет огромное значение в будущей работе медицинской сестры. Задача современной медиц...

Развитие детей первого года жизни

Представлены материалы по основным этапам развития детей первого года жизни. Указываются основные характеристики эволюции ребенка для каждого месяца. Данные материалы послужили основой моего докл...

Формирование первых эмоциональных контактов и предпосылок общения между детьми первого года жизни

В методической разработке приводятся показатели развития эмоций и социального поведения детей первого года жизни и приёмы работы, которые предлагаются для работы с малышами....

Организация логопедической работы с детьми 1-го года жизни в условиях дома ребенка (из опыта работы)

Я работаю учителем-дефектологом в ГКУЗ НО «Выксунский специализированный дом ребенка» уже более 20 лет, из которых большая часть была посвящена работе с детьми первого года жизни.Один из алгоритмов мо...

ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Специализированного дома ребенка №3 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики на 2015-2019 годы «Создание коррекционно-развивающей образовательной среды Дома ребенка №3, обеспе

1.    Краткая презентация ПрограммыСпециализированного дома ребенка №3 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психикина 2015-2019 годы«Создан...

Консультация для воспитателей "Закаливание детей первого года жизни в условиях дома ребенка"

Консультация для воспитателей "Закаливание детей первого года жизни в условиях дома ребенка" Посмотреть презентацию можно по ссылке https://urok.1sept.ru/articles/659438...