Результаты освоения обучающимися (воспитанниками) программы по коррекции и развитию познавательной сферы
материал

Строева Ксения Николаевна

В данной работе представлены результаты работы по Программе коррекционно-развивающих занятий о формированию и развитию базовых учебных действий «Учусь и развиваюсь» для обучающихся 6-8 классов с ОВЗ» . Цель программы -  подготовка обучающихся к самостоятельной жизни, посредством развития базовых учебных действий (БУД).

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мониторинг по формированию и развитию базовых учебных действий

«Учусь и развиваюсь» для обучающихся 6-8 классов

2020-2021 учебный год

Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития базовых учебных действий (БУД) является мониторинг.

Мониторинг формирования БУД строится на основе деятельностного подхода к обучению и реализует коррекционно-развивающие принципы обучения школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Согласно теории Л.С. Выготского, А. Н. Леонтьева процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы. Именно собственное действие ребёнка может стать основой формирования его способностей. Значит, образовательная задача состоит в организации условий провоцирующих детское действие.

Методологической и теоретической основой формирования учебных действий является системно - деятельностный подход, разработчиками которого являлись Л.С. Выготский, А Н Леонтьев, П.Я. Гальперин, Б.Д. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов.

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность

вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников. Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.

Цель мониторинга уровня сформированности БУД:

отследить уровень сформированности базовых учебных действий на определенном этапе развития обучающихся в условиях реализации ФГОС.

Задачи мониторинга:

  1. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов на каждой ступени образования в условиях внедрения ФГОС.
  2. Апробация системы критериев и показателей уровня сформированности БУД на всех этапах обучения.
  3. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию БУД.

Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, является основанием выявления индивидуальной динамики качества развития обучающегося, для прогнозирования деятельности педагога, для осуществления  необходимой коррекции, а также инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовании ребенка. 

Начинается эта работа с первых дней обучения в школе. Для выявления индивидуальной динамики необходимо знать стартовые возможности обучающихся, поступивших в школу. Поэтому в начале сентября проводится стартовая диагностика совместно с психологом школы.

Результаты диагностики позволят поставить педагогические задачи на адаптационный период.

Мониторинг качества образования в коррекционной школе является механизмом контроля и оценки качества образовательного процесса и позволяет выявить тенденции в развитии конкретного образовательного учреждения, а также позволяет получить данные, характеризующие подготовку обучающихся на промежуточных и завершающих этапах обязательного школьного образования.

Представленный мониторинг позволяет выявить факторы, влияющие на качество образовательного процесса, и принять адекватные педагогические и управленческие решения по коррекции процесса воспитания и обучения и созданию условий для совершенствования образовательной среды. Для оценки сформированности каждого действия используется следующая система оценки:

0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его

смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

Методы сбора информации:

  • наблюдение;
  • беседа.

Список методик для мониторинга

  1. «Лесенка» (1- 4 класс).
  2. Оценка школьной мотивации (1-2 класс).
  3. Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева)

  ( 3 -  4 класс.)

  1.  «Что такое хорошо и что такое плохо» (1-2 класс).
  2. «Незаконченные предложения» (3-4 класс).

Источник информации:

  1. Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под. Ред. А.Г. Асмолова. – 3е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.: ил.


Данные о сформированности личностных БУД

п/п

Ф.И. обучающегося

Определение своего отношения к школьной действительности.

Определение значимости

познавательной деятельности для ребенка, умение задавать вопрос.

Умение устанавливать связи между содержанием

учебных предметов и познавательными интересами обучающихся.

Самооценивание результата учебной деятельности.

в

п

и

в

п

и

в

п

и

в

п

и

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

ИТОГО:

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-





Данные о сформированности регулятивных БУД

№ п/п

Ф.И. обучающегося

Определение цели учебной деятельности.

Действие удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Планирование решения учебной задачи: выстраивать алгоритм действий.

Осуществление итогового и пооперационного контроля деятельности.

Действие сравнивать с эталоном результаты деятельности.

Оценивание по параметрам своего задания (легко или возникли трудности).

в

п

и

в

п

и

в

п

и

в

п

и

в

п

и

в

п

и

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11.

12.

13.

14.

ИТОГО:

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-



Данные о сформированности познавательных БУД

Ф.И. обучающегося

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию

в учебнике.

Знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план.

Знаково-символические действия – кодирование.

Выявлять уровни развития операции логического мышления – анализ и сравнение.

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Выявлять сформированность логических действий установления взаимно-однозначного соответствия.

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

в

п

и

в

п

и

в

п

и

в

п

и

в

п

и

в

п

и

в

п

и

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

ИТОГО:

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-



Ф.И. обучающегося

Уровень смыслового чтения.

Навык грамотной устной речи.

Работа со "свернутой" информацией.

Соблюдение простейших норм речевого этикета.

Понимание речевое обращение другого человека.

Действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера).

Умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия.

Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

Участвовать в диалоге на уроке и внеурочное время.

Работать в паре.

Действия по согласованию усилий  в процессе организации и осуществления сотрудничества.

в

п

и

в

п

и

в

п

и

в

п

и

в

п

и

в

п

и

в

п

и

в

п

и

в

п

и

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

ИТОГО:

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

0-

1-

2-

3-

4-

5-

Данные о сформированности коммуникативных БУД

Диагностика сформированности базовых учебных действий


Сформированность личностных БУД

Уровень

Кол-во набранных балов

Количество обучающихся

В.

П.

И.

В.

П.

И.

Низкий уровень

0 - 1 балл

Средний уровень

2 - 3 балла

Высокий уровень

4 - 5 баллов


Сформированность регулятивныхБУД

Уровень

Кол-во набранных балов

Количество обучающихся

В.

П.

И.

В.

П.

И.

Низкий уровень

0 - 1 балл

Средний уровень

2 - 3 балла

Высокий уровень

4 - 5 баллов


Сформированность познавательныхБУД

Уровень

Кол-во набранных балов

Количество обучающихся

В.

П.

И.

В.

П.

И.

Низкий уровень

0 - 1 балл

Средний уровень

2 - 3 балла

Высокий уровень

4 - 5 баллов



Сформированность коммуникативных БУД

Уровень

Кол-во набранных баллов

Количество обучающихся

В.

П.

И.

В.

П.

И.

Низкий уровень

0 - 1 балл

Средний уровень

2 - 3 балла

Высокий уровень

4 - 5 баллов







Приложение 1

«Лесенка»

Данная методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

Цель исследования: определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.

Материал и оборудование: нарисованная лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка).

Процедура исследования: Методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребёнком с использованием определённой шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.

Проведение теста: Ребенку дают листок с нарисованной на нём лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребёнок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

.

Рисунок «лесенки» для изучения самооценки 
https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_583287954de9c/diaghnostika_sformirovannosti_bazovykh_uchiebnykh_dieistvii_v_nachal_nykh_klassa_1.png

При работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.

Обработка результатов и интерпретация

При анализе полученных данных исходите, из следующего:

Ступенька 1 – завышенная самооценка.

Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).

Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).

Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка

У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.

Ступенька 4 – заниженная самооценка

Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».

Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка

Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).

Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».

Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку. Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком направлении оказывать им помощь: «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.

«Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, – это выявить причину неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со школьным педагогом-психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы.

Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а лишь формируют негативное отношение ребенка к школе. Искать положительное в деятельности ученика, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки школьников. «Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит себя на шестую ступеньку)». Проблема несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде.

Ступенька 7 – резко заниженная самооценка

Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.

Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в обучении и общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с учителями, одноклассниками – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).

Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.

Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.





Приложение 2


"Неоконченные предложения" М.Ньюттена в модификации А.Б.Орлова

Цель: диагностика мотивации учения. Порядок исследования.

Экспериментатор зачитывает начало предложения и сам записывает окончание предложения, которое говорит школьник. Методика используется во 2-3 классах с каждым учащимся индивидуально. Инструкция испытуемому. Сейчас я буду зачитывать тебе начало предложения, а ты как можно быстрее придумай к нему продолжение.

1. Я думаю, что хороший ученик - это тот, кто... 
2. Я думаю, что плохой ученик - это тот, кто... 
3. Больше всего я люблю, когда учитель... 
4. Больше всего я не люблю, когда учитель... 
5. Больше всего мне школа нравится за то, что... 
6. Я не люблю школу за то, что... 
7. Мне радостно, когда в школе... 
8. Я боюсь, когда в школе... 
9. Я хотел бы, чтобы в школе... 
10. Я не хотел бы, чтобы в школе... 
11. Когда я был маленьким, я думал, что в школе... 
12. Если я невнимателен на уроке, я... 
13. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я... 
14. Когда мне что-нибудь непонятно при выполнении домашнего задания, я... 
15. Я всегда могу проверить, правильно ли я... 
16. Я никогда не могу проверить, правильно ли я... 
17. Если мне нужно что-нибудь запомнить, я... 
18. Когда мне что-нибудь интересно на уроке, я... 
19. Мне всегда интересно, когда на уроках... 
20. Мне всегда неинтересно, когда на уроках... 
21. Если нам не задают домашнего задания, я... 
22. Если я не знаю, как решить задачу, я... 
23. Если я не знаю, как написать слово, я... 
24. Я лучше понимаю, когда на уроке... 
25. Я хотел бы, чтобы в школе всегда... 

Обработка и анализ результатов. Первоначально каждое окончание предложения оценивается с точки зрения выражения школьником положительного или отрицательного отношения к одному из четырех показателей мотивации учения (1 - вид личностно значимые деятельности учащегося (учение, игра, труд и т.д.); 2 - личностно значимые для ученика субъекты (учитель, одноклассники, родители, влияющие на отношение учащегося к учению); 3 - знак отношения учащегося к учению (положительное, отрицательное, нейтральное), соотношение соци альных и познавательных мотивов учения в иерархии; 4 - отношение учащегося к конкретным учебным предметам и их содержанию).

Если окончание предложения не содержит выраженного эмоционального отношения к показателям мотивации учения, то оно не учитывается при анализе. Далее подсчитывается сумма положительных и сумма отрицательных оценок данного показателя мотивации учения. Они сравниваются между собой, и делается окончательный вывод по данному показателю.

Приложение 3


Определение мотивов учебной деятельности

Форма проведения: индивидуальная.

Оборудование: стимульный материал к методике.

Инструкция:

"Сейчас я прочитаю тебе рассказ".

№1. "Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил".

На стол перед ребёнком психолог выкладывает карточку с рисунком
№1: женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках. (Внешний мотив.)

№2. Второй мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 2- фигура ребёнка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)

№3. Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 3: фигурки двух детей играющих в мяч. (Игровой мотив.)

№4. Четвёртый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким"
. Психолог выкладывает карточку с рисунком № 4: две фигурки, изображённые спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.)

№5. Пятый мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать, кем захочешь".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)

№6. Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 6. фигурка ребёнка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка.)

После прочтения рассказа психолог задаёт вопросы:

  • А как по-твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор I)
  • С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2)
  • С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3)

Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: "А что этот мальчик сказал?", чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.

Выборы

Мотивы, №

1

2

3

4

5

6

I выбор
 

II выбор
 

III выбор
 

Контрольный
выбор

  • Внешний мотив - 0 баллов;
  • учебный мотив – 5 баллов;
  • позиционный мотив - 3 балла;
  • социальный мотив – 4 балла;
  • отметка - 2 балла;
  • игровой мотив - 1 балл;

Необходимо подсчитать, сколько баллов набрано отдельно, по каждому мотиву. Контрольный выбор увеличивает количество баллов соответствующего выбора.

Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем, ребёнок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированпости мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях.



https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_583287954de9c/diaghnostika_sformirovannosti_bazovykh_uchiebnykh_dieistvii_v_nachal_nykh_klassa_2.jpeg



Приложение 4

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»

Тест предназначен для диагностики сформированности нравственных представлений у младших школьников.

Учащихся просят привести примеры:

  • принципиального поступка;
  • зла, сделанного тебе другими;
  • доброго дела, свидетелем которого ты был;
  • справедливого поступка твоего знакомого;
  • безвольного поступка;
  • проявления безответственности и др.

Интерпретация результатов теста

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-балльной шкале:

  • 1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
  • 2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
  • 3 балла – если сформировано полное и четкое представление.

Возможно также проведение структурированной беседы на тему, например, справедливости. Детям читают рассказ о справедливом или несправедливом поступке и обсуждают его. Ребенку задают следующие вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?» и т.д.



































По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коррекция и развитие познавательной сферы учащихся»

Коррекционно – развивающие занятия «Коррекция и развитие познавательной сферы учащихся"...

Результаты освоения обучающимися (воспитанниками) программы по адаптации

В данном документе представлены данные аналитической справки о готовности к адаптации в среднем звене обучающихся  4-в класса  (апрель 2020 года), также представлен отчет по результатам...

Результаты освоения обучающимися (воспитанниками) программы по социализации

Здесь представлен анализ результатов мониторинга уровня социализации    обучающихся 5-6, 10х классов    2020-2021 учебного года (анкеты оценки базисных характеристик личн...

Результаты освоения обучающимися (воспитанниками) программы по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы

В данных отчетах представлены мониторинги по следующим показателям: 1. уровень самооценки 2. Уровень тревожности 3. Уровень агрессивности, враждебности. Цель мониторинга— достижен...

Подборка упражнений направленных на коррекцию и развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР

Подборка упражнений направленных на коррекцию и развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР ...