Звуки и буквы «К,Кь-Г,Гь»
план-конспект

Навдаева Татьяна Ивановна

Занятие направлено на дифференциацию  звуков к-г в устной и письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_logopedii.doc762 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение «Дивеевская школа-интернат»

Тема: Звуки и буквы «К,Кь-Г,Гь»

Цель: научить различать звуки к-г в устной и письменной речи.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить обучающихся со сравнительной характеристикой звуков К, Кь, Г, Гь, нормами их артикуляции;

- учить дифференцировать звуки К, Кь-Г, Гь в слогах, словах;

- закрепить правописание твердых и мягких согласных в словах.;

- закрепить правило правописания парных согласных.

Коррекционно-развивающие:

- формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов и слов;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать фонематические процессы через проведение упражнений;

- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание и память путем проведения дидактических игр;

- учить координировать речь с движениями.

Воспитательные:

- воспитывать у обучающихся организованность и самостоятельность.

Ход занятия

  1. Организация начала занятия.

- Развитие зрительного и фонематического восприятия.

Логопед: рассмотрите карточки, на которых написан набор букв.  Подчеркните буквы через одну и прочитайте получившиеся слова.

Буквы: КГАНРОЛМСИОКН

- Правильно! Получились слова: Карлсон и Гномик. Эти сказочные герои, которые сегодня будут нашими гостями на занятии, приготовили для вас задания. Давайте вспомним, из каких сказок они к нам пришли.

«Белоснежка и семь гномов» - сказка, написанная Братьями Гримм о прекрасной дочери короля, которую приютили в лесу гномы, спасая от гнева злой мачехи, владеющей волшебным зеркалом.

«Малыш и Карлсон» - повесть шведской писательницы Астрид Линдгрен. Это маленький толстенький самоуверенный человечек, и к тому же он умеет летать.

- Давайте назовем звуки, с которых начинаются имена наших героев.

       II. Сообщение темы занятия.

Логопед: сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки К,Кь-Г,Гь в слогах  и словах.

       III. Сравнительная характеристика звуков.

Г – согласный, звонкий, твердый. Соответствует синему звонку, на письме обозначаем синим квадратом.

Гь - согласный, звонкий, мягкий. Соответствует зеленому  звонку, на письме обозначаем зеленым квадратом.

К - согласный, глухой, твердый. Соответствует синему наушнику, на письме обозначаем синим квадратом.

Кь - согласный, глухой, мягкий. Соответствует зеленому  наушнику, на письме обозначаем зеленым квадратом.

       IV. Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов.

Логопед:

«Киска сердится», «Катушка»

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает,

Кошка спинку выгибает.

- Развитие целенаправленной воздушной струи.

- Карлсон такой непоседа. Стоит ему только нажать на кнопку за спиной, тут же начинает работать хитроумный моторчик. Но вот беда, моторчик почему-то не заводится. Давайте поможем Карлсону завести его. Сильно подуйте на моторчик, чтобы он завелся.

- Молодцы! Карлсон очень доволен, что моторчик опять заработал.

  1. Дифференциация звуков К,Кь-Г,Гь.

1.        Дифференциация изолированных звуков

- Карлсон и Гномик решили с вами немного повеселиться и попеть  и поэтому для вас нарисовали дорожку из звуков и их символов. Давайте пройдем по ней и произнесем эти звуки, включая и выключая голос.

2. Дифференциация звуков К,Кь – Г,Гь в слогах и словах.

Логопед: А сейчас посмотрите отрывок из мультфильма.

-Какие слова произнес Карлсон? («Я самый больной в мире человек»)

-Как мы можем помочь ему? (дать таблетки, поставить градусник, вызвать врача,дать варенье…). Вы правы, но правильное лечение может назначить только врач, а мы свами приготовим для него варенье.

(Приторный порошок» по рецепту Карлсона, который живёт на крыше. Ты возьмёшь немного шоколаду, немного конфет, добавишь такую же порцию печенья, всё это истолчёшь и хорошенько перемешаешь. Как только ты приготовишь лекарство, я приму его. Это очень помогает от жара).

Задание №1. Составь слова из слогов и получи название варенья.

- Физминутка

Цель: учить координировать речь с движениями.

Для разминки из-за парт

Поднимаемся. На старт!

Делаем вперёд наклоны –

Раз – два – три – четыре – пять.

Мельницу руками крутим,

Чтобы плечики размять.

Начинаем приседать -

Раз – два – три – четыре – пять.

Руки к солнышку потянем.

Руки в стороны растянем.

А теперь пора учиться.

Да прилежно, не лениться

Задание №2. Игра « Наведи порядок в комнате» (задание по интерактивной доске).

Логопед: - Карлсон пригласил в гости к себе домой Малыша. Но он сказал, что  я должен сначала прибрать у себя в доме. Но на это не уйдёт много времени, потому что мы вместе с Гномиком и вами поможем ему навести порядок. Послушайте задание от Карлсона и Гномика и выполните его.

Слова-предметы: кот, кубики, ракетки, клоун, пирамидка, гиря, гармонь, магнитофон, гантели, гусь.

VI. Пальчиковая гимнастика «Гномики»

Жили-были в домике                   (Сжимают и разжимают кулачки)

Маленькие гномики:

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики   (Загибают пальчики, начиная с больших.)

Раз, два, три, четыре, пять,           (Разгибают пальчики, начиная с мизинцев)

Стали гномики стирать:                (Трут кулачки друг об друга)

Токи – рубашки,

Пики – платочки,                            (Загибают пальчики, начиная с больших)

Лики – штанишки,

Чики – носочки.

Мики умница был,

Всем водички носил.

  1. Работа в тетрадях

Логопед:

- Что можете сказать о буквах Г и К? (Они обозначают парные согласные звуки.)
- Какие ещё буквы обозначают парные согласные звуки? (
Б-П, В-Ф, Д-Т, Ж-Ш, З-С)

Почему они считаются “опасными”? (На конце слов пишутся не так, как слышатся.)
- Как проверить парные согласные в слове?

Правило.

Чтобы правильно написать парную согласную в конце слова, надо изменить форму слова, чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный.

-Для того, чтобы нам было легче применять правило, мы будем пользоваться алгоритмом.

Алгоритм:

1. Читаю слово ….

2. Слышу звук ….

3. Изменяю слово….

4. Проверяю…

5. Пишу букву….

Задание «Грамотеи»

Слова: сапог, жук, круг, индюк.

Итог занятия.

- Чему мы научились сегодня на занятии?

- Какие звуки учились различать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Конспект занятия "Звук и буква М. Знакомство с согласными буквами."

Мною представлен конспект открытого занятия по обучению грамоте детей с ЗПР 6-7 лет....

Урок чтения Тема: Звук и буква Д. Чтение слогов и слов с буквой д.

Тема: Звук и буква Д. Чтение слогов и слов с буквой д.Технология: на ситуативной (игровой) основе Задачи:образовательные: познакомить учащихся со звуком и буквой д; создать условия для формирования у ...

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква А".

Проект создан в программе mimio и рассчитан на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста, опубликован на официальном сайте Мимио в России.В нем используются различные...

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква У".

В проекте учтены принципы от простого к сложному и формирования у ребенка чувства успешности, которые позволяют оптимизировать процесс образовательной деятельности в дошкольном учреждении и, как следс...

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква Д".

В проекте учтены принципы от простого к сложному и формирования у ребенка чувства успешности, которые позволяют оптимизировать процесс образовательной деятельности в дошкольном учреждении и, как следс...

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква Р".

Проект создан в программе mimio и рассчитан на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста.В нем используются различные игры и игровые упражнения, направленные на разви...