Мастер-класс для учителей начальной школы «Нейропсихологические приёмы в помощь учителю начальной школы»
материал

В каждом классе есть дети, испытывающие разного уровня сложности в обучении. Они могут талантливо проявлять себя на математике, делать интересные творческие проекты, но часто совершают «глупые» ошибки на уроках русского языка. Очевидно, что дело тут не в неразвитом интеллекте. Нет детей, которые хотели бы учиться плохо. Но есть дети, у которых не получается учиться хорошо.

Если ребенок:

ü не может удерживать правила поведения

ü плохо запоминает информацию

ü не может сосредоточиться

ü истощен (нет энергии), плохо спит

ü не применяет правила правописания

ü пишет буквы зеркально

ü оптически заменяет буквы и знаки

ü плохо себя контролирует

ü медленно читает

ü неловок в движениях

ü имеет навязчивые движения

ü обладает макро- или микропочерком

ü имеет несформированность межполушарного взаимодействия

 - это сигнализирует в первую очередь об отсутствии силы воли и самоконтроля, за которые отвечают определенные участки мозга.

Особенность детской нейропсихологии состоит в том, что мозг очень пластичен до 11 лет. На раннем этапе проще решить проблемы, а если их оставить «как есть», то они будут только укореняться и наслаиваться одна на другую.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neyropsihologicheskie_priemy_master.doc254 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для учителей начальной школы

«Нейропсихологические приёмы в помощь учителю начальной школы»

Подготовила:  учитель-дефектолог  Диунова Татьяна Николаевна

МОУ Фоминская СШ

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в использовании нейропсихологических игр и упражнений в работе со школьниками.

Задачи:

  • Создание условий для профессионального общения по вопросу обучения и развития детей;
  • Дать понятие нейропсихологических приемов и их значение для общего развития детей;
  • Показать практические варианты нейропсихологических приемов работы с детьми.

В каждом классе есть дети, испытывающие разного уровня сложности в обучении. Они могут талантливо проявлять себя на математике, делать интересные творческие проекты, но часто совершают «глупые» ошибки на уроках русского языка. Очевидно, что дело тут не в неразвитом интеллекте. Нет детей, которые хотели бы учиться плохо. Но есть дети, у которых не получается учиться хорошо.

Если ребенок:

  • не может удерживать правила поведения
  • плохо запоминает информацию
  • не может сосредоточиться
  • истощен (нет энергии), плохо спит
  • не применяет правила правописания
  • пишет буквы зеркально
  • оптически заменяет буквы и знаки
  • плохо себя контролирует
  • медленно читает
  • неловок в движениях
  • имеет навязчивые движения
  • обладает макро- или микропочерком
  • имеет несформированность межполушарного взаимодействия

 - это сигнализирует в первую очередь об отсутствии силы воли и самоконтроля, за которые отвечают определенные участки мозга.

Особенность детской нейропсихологии состоит в том, что мозг очень пластичен до 11 лет. На раннем этапе проще решить проблемы, а если их оставить «как есть», то они будут только укореняться и наслаиваться одна на другую.

Все отделы головного мозга  условно делятся на три блока:

  • блок регуляции тонуса и бодрствования (энергетический блок),
  • блок приема, хранения и переработки информации (когнитивный блок),
  • блок программирования, регуляции и контроля.

Таким образом, детей, имеющих трудности в обучении, можно разделить на три группы:

Для детей первой группы характерны следующие признаки:

повышенная истощаемость, колебание активности во время занятия, гиперактивность, наличие синкинезий, нарушение непроизвольного компонента внимания. В письменных работах у данной категории детей наблюдается микрография, колебание нажима, высоты и наклона букв, медленное письмо, колебание темпа и успешности письма во время урока, нарастание ошибок к концу работы.

Дети второй группы отличаются нарушениями зрительного, слухо-речевого, тактильного восприятия, памяти, внимания, пространственных представлений, межполушарного взаимодействия. В письме наблюдаются оптические замены, трудности в запоминании букв, цифр, в ориентировке на листе, замены букв, обозначающих сходные по артикуляции звуки (л-м-д-н), замены согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости, пропуск слов, непонимание смысла прочитанного.

У детей третьей группы страдают три функции – цель, программа, контроль. Они испытывают трудности планирования и планомерного выполнения действия. У них нарушена самоорганизация, произвольный компонент внимания. Характерные ошибки на письме – многочисленные пропуски, повторения букв, орфографические и пунктуационные ошибки.

В начальной школе простые упражнения на уроке или на дополнительных занятиях в форме зарядки или игрового задания помогают справиться с некоторыми проблемами. Главное понимать, что все в организме человека взаимосвязано и успех ребенка зависит от того, насколько хорошо он умеет собой управлять.

Предлагаю вашему вниманию упражнения, которые не требуют специального оборудования и помещения.

  1. Дыхательная разминка 

Дыхательные упражнения оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости, способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания.

Дыхательное упражнение «Кулачки»

Это упражнение помогает в точном запоминании важной и сложной информации. Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Сделайте выдох, не торопясь, сожмите кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, сделайте вдох. Упражнение повторить 5 раз. Выполнение упражнения с закрытыми глазами удваивает эффект.

 Дыхательное упражнение «Шарик»

И.п. - сидя на полу или на стуле, откинувшись на спинку. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания). Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом "пьют" воздух.

Позже ребенку также предлагается вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки (а, о, у, ш, х) и их сочетания (з переходит в с, о — в у, ш — в щ и т.п.).

 Дыхательное упражнение «Ветер»

На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы.

 Дыхательное упражнение «Свечка»

 Сесть или встать прямо. Сделать медленный вдох через нос и медленный выдох через узкое отверстие, образованное губами, на свечу (перышко, воздушный шарик), которая стоит перед ребенком. Голову вперед не тянуть. В нашем случае перышко (пламя ) должно плавно отклониться по ходу воздушной струи. Затем немного отодвинуть перышко (свечу) и повторить упражнение; еще больше увеличить расстояние и т.д. Обратите внимание ребенка на то, что при удалении свечи мышцы живота будут все более напряженными. (Можно использовать смятый комочек бумаги).

  1. Гимнастика для глаз

 Упражнения для глаз не только помогают сохранить и улучшить зрение. Они активизируют разные участки мозга. Проверено: если перед диктантом уделить пару минут такой разминке, то ученики пишут работу гораздо лучше. 

Словесная зрительная гимнастика

Голову держим ровно, не поворачиваем, двигаются только глаза. Посмотрели наверх, налево, направо, вниз. Глазками начертите круг, треугольник, квадрат, нарисуйте гриб. Закройте глазки. Открываем глаза.

Бумажные офтальмотренажёры  

Зрительная гимнастика Базарного В.Ф

  1. Пальчиковая гимнастика

Неспроста задания на моторику активно используются в диагностике нейропсихологических проблем. Непривычные движения, концентрация на разных комбинациях пальцев помогают «зажечь лампочки» в голове.

Массаж пальцев карандашами

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

Массаж шариком су-джок

Ёжик выпустил иголки

(Сжимаем и разжимаем пальчики- Су – джок на середине ладошки)

Стал наш ёжик очень колкий!

(Нажимаем поочерёдно каждым пальчиком)

Ты ежонок не сердись, на ладошку к нам садись! (Круговые движения по ладошке)

Не страшны твои колючки, к ним привыкли наши ручки!

(Берём су – джок двумя пальчиками и «скачем» им по ладошке)

Лучше к нам иди играть – наши ручки развивать

(Перекладываем Су – джок из одной руки в другую).

  1. Развитие межполушарного взаимодействия

Межполушарное взаимодействие – «особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в интегративно-целостную систему, формирующийся в онтогенезе».

Развитие межполушарного взаимодействия происходит через упражнения, при которых левая и правая стороны тела производят разные движения одновременно.

«Перекрестное марширование»

Дети медленно шагают, попеременно касаясь то правой, то левой рукой противоположного колена – перекрестные движения. Педагог в это время отсчитывает 6 раз в медленном темпе. Затем дети также шагают, касаясь одноименного колена – односторонние движения, 6 раз в медленном темпе. Далее перекрестные и односторонние движения чередуются. Важно начинать и заканчивать упражнение перекрестными движениями.

«Ухо-нос»

 Одновременно правая рука дотрагивается до носа, а левая берется за ухо. Далее чередуем руки. Можно усложнить, добавив между движениями хлопок.

Кинезиологические упражнения:

«Колечки»

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем последовательно: указательный, средний, безымянный, мизинец. Упражнение выполняется в прямом порядке – от указательного пальца к мизинцу и в обратном – от мизинца к указательному. Сначала упражнение выполняется поочередно каждой рукой, затем двумя одновременно.

«Цепочки»

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом порядке (от указательного к мизинцу). Вначале упражнение выполняется поочередно каждой рукой, затем двумя одновременно.

«Лезгинка»

 Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой руки. Одновременно меняем положение правой и левой руки  - 6-8 раз. 

В помощь пособие: Мухаматулина Е.А. «Генезис / Попробуй повтори! Нейропсихологическая игра».

«Кулак-ладонь-ребро»

Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет движения вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

Задания для обеих рук:

- письмо букв двумя руками одновременно (на этапе дифференциации букв, на этапе связи звука с буквой);

- раскрашивание двумя руками (можно связать с темой урока);

- письмо в воздухе одновременно правой и левой рукой разных геометрических фигур, букв;

- ощупывание фигур, букв двумя руками.

Большую помощь может оказать пособие Г.М. Зегебарт, О.С. Ильичевой «Волшебные обводилки», О.А. Давыдова «Развитие межполушарного взаимодействия и пространственного мышления» альбом графических упражнений.

  1. Лабиринты

Пройти по лабиринту – увлекательное занятие, дети очень любят такие задания в любом возрасте, развивают познавательную сферу (внимание, память, пространственную ориентацию, логическое мышление, воображение), а также графомоторные навыки у детей.

  1. Развитие пространственных представлений

Отрабатываются понятия право-лево, верх-низ, ближе-дальше, ориентировка в пространстве по отношению к собственному телу. Освоение пространства между предметами без использования схемы тела.

«Робот»

Ребенок изображает робота, которому можно отдавать различные команды: шаг вперед, два шага влево, повернуться направо и т.п.

«Кладоискатели»

Ребенок должен найти клад по словесной инструкции. Кладом может служить любой предмет или буква, связанная  с темой урока.        

«Продавец канцелярских товаров»

 Просим детей положить тетрадь на середину парты, сверху положить карандаш, линейку справа от тетради и т.д.        

        «Очередь»

Предлагаем детям в определенной последовательности расставить картинки, игрушки, буквы.

     «Делай как я»

Дети попарно становятся лицом друг к другу, один из каждой пары задает определенную позу, например правая рука на поясе, левая рука поднята вверх. Второй ученик из пары должен принять такую же позу. Начинаем с простых движений, затем усложняем перекрестными позами.

Много интересных упражнений можно найти в пособии А.В. Сунцовой, С.В. Курдюковой «Изучаем пространство».

Для развития межполушарного взаимодействия и пространственных представлений советуем родителям записать детей на танцы, ритмику, освоить вязание спицами, игру на скрипке, гитаре, пианино. 

«Муха»

На доске чертится поле размером 3 на 3 клетки. В центр поля садится «муха», которая может летать вверх-вниз, вправо-влево, перемещаясь на одну клетку. Если «муха» вылетает за пределы поля, дети должны ее поймать, хлопнув в ладоши. Уровни сложности:

- «муха» реально перемещается по клеткам;

- «муха» остается в центре, дети представляют ее перемещения;

- дети следят за мухой с закрытыми глазами;

- следят за перемещениями «мухи», одновременно рисуя кружки.

Игра «Солнечная система»

Учитель условно распределяет планеты по пространству класса, указывая рукой: «Здесь у нас Марс, здесь Юпитер...» и т.д. Несколько раз повторяет с детьми это расположение, чтобы ученики запомнили. Далее дети закрывают глаза. Учитель дает команды указать с закрытыми глазами на планеты определенными руками и пальцами. Например: «Покажите безымянным пальцем левой руки на Венеру и указательным пальцем правой руки на Меркурий».

Аналогично можно распределять в пространстве любые понятия и образы, связанные с темой урока.

Упражнение «Задай вопрос»

Учитель говорит утверждение с научным фактом и дает задания ученикам: «Задайте мне по этому утверждению такой вопрос, чтобы на него можно было ответить „да“», «Задайте по этому утверждению такой вопрос, чтобы ответ был „возможно“» («нет», «информации нет в утверждении»).

  1. Произвольная регуляция деятельности

Способность ребёнка самостоятельно управлять своим поведением. Способствуют повышению сосредоточенности, реактивности, развитию навыков быстрого реагирования, переключения, преодолению двигательного стереотипа, развитию речевой и двигательной памяти.

Игра «Четыре стихии»

Учитель, называя стихию, показывает соответствующее ей движение, ребёнок должен его запомнить и воспроизвести, когда услышит называние стихии.

Пример:

Земля – положить руки на стол, на колени.

Вода – Волнообразные движения руками вперед.

Воздух – Поднять руки над головой и потрясти кистями.

Огонь – Кисти вместе, шевелить пальчиками.

Можно усложнить игру, придумав для каждой стихии соответствующий звук, и воспроизводить его вместе с движением.


Игра с мячом

Учитель задает вопрос и кидает мяч ученику. Ученик должен бросить мяч учителю и дать ответ на вопрос. Так параллельно с познавательным действием развивается координация.

Игра с хлопками

Перед уроком учитель объявляет: «Если на занятии я хлопну один раз в ладоши, все тоже должны хлопнуть. Если два раза — затопать ногами. Если три раза — крикнуть „Ура“». Такое задание помогает сохранять внимание учеников на протяжении всего урока.

Игра «Услышь слово»

Ученик выходит из кабинета. Учитель распределяет среди оставшихся детей несколько слов (например, один ряд — одно слово). Ученики должны говорить их хором. Важно задать темп, потому что все говорят по-разному. Далее ученик возвращается в класс. Он слушает, как одноклассники хором проговаривают свои слова. За три попытки он должен распознать как можно больше слов. Если у ребенка возникают сложности с восприятием, каждый ряд говорит свое слово отдельно.

Упражнение «4 за 4»

Дети получают задание: за 4 минуты написать мини-сочинение из 4 предложений. Обязательные условия: в заголовке 2 слова, у сочинения есть начало и конец. Хотя это творческое задание, ученики обычно пишут что-то банальное. Но если учитель начинает вслух зачитывать самые красивые сочинения, то мотивация резко возрастает, и в следующий раз дети выдают замечательные художественные тексты.

  1. Проговаривание

Проговаривать слова, предложения, закрепляя движениями. Можно использовать физкультминутки для закрепления знаний (о сенсорных эталонах, величине, пространстве, цифрах, буквах).

Вывод:

Произвольная деятельность – это способность ребёнка самостоятельно управлять своим поведением, а это качество требуется для обучения в школе в первую очередь. Когда у ребёнка есть произвольность, тогда он сможет быть более внимательным на уроках, у него лучше будут развиваться и внимание, и память, и речь, улучшится поведение.

И нужно находить на уроках повод для похвалы — это окрыляет  детей.  

 Список использованной литературы:

  1. Давыдова О.А. Развитие межполушарного взаимодействия и пространственного мышления. М., 2018.
  2. Зегебарт Г.М., Ильичева О.С. Волшебные обводилки. М., 2017.
  3. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми.
  4. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
  5. Мухаматулина Е.А. Генезис/Попробуй повтори! Нейропсихологическая игра.
  6. Пылаева Н.Н., Ахутина Т.В. Школа внимания. Рабочая тетрадь. Спб., 2008.
  7. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М., 2010.
  8. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М., 2008.
  9. Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Изучаем пространство: лево-право, верх-низ, близко-далеко. М., 2009.


  1. https://psy-files.ru/wp-content/uploads/c/a/f/cafc15b0fc0336fc12c471d529459554.jpeg

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятия по использованию потенциала педагогов школы для оказания методической помощи учителям начальных классов МБОУ СОШ № 3 г.Вязники по внедрению ФГОС НОО

Данная разработка позволяет в системе на основе принципа преемственности  вести работу по переходу на новые ФГОС...

Кучерова Н.Н., учитель английского языка, Бондаренко С.М., учитель начальной школы МБОУ «Гимназия №5 г. Белгорода» Программа интегрированного курса по усскому и английскому языку для 3 класса

Данная программа является примерной. Терминология представленная здесь позволяет расширить словарный запас обучающегося первой ступени обучения. Предложенный курс предполагает выполнение творчес...

Методическая разработка мастер-класса для учителей математики "Решение геометрических задач с помощью техники оригами"

В данной статье показан пример использования техники оригами на уроке геометрии при доказательстве теоремы "Сумма углов треугольника". Приведены результаты контрольных срезов после классического объяс...

Мастер-класс для учителей начальной школы на тему: "Применение коррекционных приемов при изучении гласных букв на уроках обучения грамоте"

В работе даны советы, которые помогут учителям начальной школы избежать дисграфических и орфографических ошибок у первоклассников при обучении грамоте....

Мастер -класс для учителей начальных классов и воспитателей "Артикуляционная гимнастика"

Презентация знакомит с понятием "артикуляционная гимнастика", её целью и задачами, строением артикуляционного аппарата, особенностью артикуляции школьников с СНР; содержит рекомендации по ор...

Методические рекомендации в помощь учителям начальной школы. (Исследовательская деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребенка).

Технология исследовательского обучения является одной из эффективных форм формирования компетентностей и самостоятельной творческой, исследовательской деятельности школьников.Грамотная организация исс...

Представление опыта работы на РМО учителей-логопедов по теме:«Нейропсихологические приёмы в практике учителя-логопеда, применяемые в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а сензитивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного ...