Мастер -класс для учителей начальных классов и воспитателей "Артикуляционная гимнастика"
презентация к уроку на тему

Алтухова Людмила Викторовна

Презентация знакомит с понятием "артикуляционная гимнастика", её целью и задачами, строением артикуляционного аппарата, особенностью артикуляции школьников с СНР; содержит рекомендации по организации работы, базовый комплекс артикуляционной гимнастики с фото и стихами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.pptx1012.58 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области « Красносулинская специальная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» мастер-класс для учителей начальных классов и воспитателей «Артикуляционная гимнастика» Учитель-логопед: Алтухова Л.В.

Слайд 2

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Цель артикуляционной гимнастики : выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза

Слайд 3

Артикуляционный аппарат

Слайд 5

Особенности артикуляции школьников с СНР Речь большинства детей с СНР отличается вялостью артикуляции. Особенно заметным это бывает при длительном речевом общении ребенка, при употреблении слов сложной слоговой структуры. В этом проявляется недостаточность моторной функции артикуляционного аппарата. У одних детей наблюдается вялость языка, у других – излишнее напряжение мышц языка, у третьих нет четкости в переключении с одного артикуляционного движения на другое. Даже двух-трехкратное повторение артикуляционных движений вызывает утомление, ведет к замедлению темпа речи, ее невнятности. Речевая разминка на уроках способствует как подготовке учащихся к говорению, так и совершенствованию их навыков владения своим речевым аппаратом. Упражнения по технике речи необходимы всем учащимся: одним эти упражнения помогают исправлять недостатки речи, другим – не терять приобретенные ранее навыки, и всем – позволяют настроиться на урок и подготовить речевой аппарат к говорению.

Слайд 6

Виды артикуляционных упражнений Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд (Бегемот, Лопаточка, Чашечка, Иголочка, Горка, Грибок). Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. (Часики, Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки).

Слайд 7

Организация работы - Перед артикуляционной гимнастикой одно-два упражнения для развития речевого дыхания. - Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. - Размещать детей надо так, чтобы они видели свое лицо и лицо педагога. Лицо педагога должно быть хорошо освещено. - Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. - Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. - Инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д . - Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз. - Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, то есть для достижения конечного результата используется зрительный контроль. После того как ребенок научится выполнять движение, зеркало можно убрать, функции контроля возьмут на себя его собственные ощущения. - Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы, поэтому проводить артикуляционную гимнастику нужно регулярно, на каждом уроке обучения грамоте, письма , во время самоподготовки, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

Слайд 8

Базовый комплекс Лягушка Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до 5. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд. Вот понравится лягушкам, Тянем губы прямо к ушкам. Потяну, перестану И нисколько не устану.

Слайд 9

Хоботок Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать их в таком положении на счёт до пяти. Подражаю я слону. Губы «хоботком» тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю . Лягушка-хоботок На счёт «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок». Свои губы прямо к ушкам Растяну я, как лягушка. А теперь слоненок я, Хоботок есть у меня.

Слайд 10

Окошко (бегемот) На счёт «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счёт «два» закрыть рот (окошко закрыто). Лопаточка Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до 5. Язык лопаткой положи И под счёт его держи: Раз, два, три, четыре, пять! Язык надо расслаблять!

Слайд 11

Иголочка Открыть широко рот, узкий язык сильно высуни вперед. Удерживай иголочку под счет от 1 до 10. Маленького роста я, Тонкая и острая. Носом путь себе ищу, За собою хвост тащу. Лопаточка – Иголочка На счёт «раз-два» чередовать упражнение « Лопаточка » и упражнение « Иголочка ».

Слайд 12

Часики Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной. Наш веселый язычок Повернулся на бочок. Смотрит влево, смотрит вправо... Качели Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна. На качелях я качаюсь Вверх - вниз, вверх - вниз. Я все выше поднимаюсь, А потом - вниз.

Слайд 13

Лошадка Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой. В гости нас звала соседка Кушать пудинг сладкий. Мы приехали к обеду, А соседки дома нету.

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество учителя начальных классов и учителя иностранного языка

В данной статье даны рекомендации учителю начальных классов в формировании элементарных навыков общения на иностранном языке...

Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.

В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...

Взаимодействие учителя начальных классов и учителя-дефектолога при проведении коррекционной работы с детьми с ОВЗ в школе VIII вида

Взаимодействие учителя начальных классов и учителя-дефектолога при проведении коррекционной работы с детьми с ОВЗ в школе VIII вида. Основные направления по взаимодействию учителя начальных класс...

Выступление на заседании членов МО учителей начальных классов по теме "Кадетский класс - начальный опыт работы и перспективы"

Выступление на заседании членов  МО учителей начальных классов по теме "Кадетский класс - начальный опыт работы и перспективы"...

ИНТЕГРИРОВАННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ ДЕЛОВАЯ ИГРА «В МИРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Коллектив учителей разбивается на две группы путем жеребьевки, получает задания на каждом этапе и работает в сотрудничестве. После каждого этапа следует обсуждение и комментирование, выслушиваются раз...

Взаимодействие учителя начальных классов и учителя - логопеда в школе для детей с ОВЗ

Чтобы работа школьного логопеда стала более эффективной, ему необходима тесная связь с учителем начальных классов. Оба они стремятся к общей цели - дать качественное образование школьникам. Для ...

АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.

Презентация к "круглому столу" по вопросу адаптации 5 -х классов. Цель; обмен опытом педагогв начальной и средней школы, их взаимодействие во избежании трудностей у пятиклассников в дальнейш...