Конспект подгруппового логопедического занятия для старшей группы детского сада для детей с ОНР
план-конспект

Лексическая тема: « Домашние животные»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия для  старшей группы детского сада для детей с ОНР

Лексическая тема: « Домашние животные»

Коррекционно-образовательные цели:

  • закрепление представлений о домашних животных;
  • уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные»;
  • совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -емок-, -ат-, -ят-);
  • формирование множественного числа существительных;
  • закрепление представлений о предлогах.

Коррекционно-развивающие цели: развитие диалогической речи, слухового внимания, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

  • формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
  • воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Наборное полотно «Живая природа. В мире животных», предметные картинки с изображениями домашних животных( корова, свинья, овца, кошка, собака, лошадь, баран), картинки с изображением детенышей домашних животных, ротики-воротики домашних животных, мячик, картинка «скотный двор»

  1. Организационный момент: Ребята, смотрите, на наше занятие прибежал Теленок. Он какой-то взволнованный. Давайте поздороваемся с Теленком и спросим, что у него случилось?

Дети: Здравствуй, Теленок, что у тебя случилось?

Логопед (Теленок): Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Я теленок. У меня случилась беда. Я гулял, гулял и потерял маму. Никак не могу ее найти. Помогите мне, пожалуйста, отыскать ее.

 Логопед: Мы поможем Теленочку найти маму?

Детям представляются картинки с изображением домашних животных: корова, овца, собака, кошка, свинья. Дети называют каждую картинку.

Логопед: А кто мама Теленочка?

Дети: Корова

Логопед: Покажите ее  на картинке.

Дети показывают.

Логопед: Ну вот, мы с вами большие молодцы, помогли Теленочку найти маму. А скажите, Теленок, это же детеныш коровы?

Дети: Да.

Логопед: а перечислите детенышей овцы, собаки, кошки и свиньи.

Дети: ягненок, щенок, котенок, поросенок.

Логопед: Правильно, вы молодцы.

Логопед. Думаю, вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о домашних животных, о том, как они выглядят, какую пользу приносят человеку, как человек за ними ухаживает.

  1. Беседа о домашних животных с опорой на картинки.

Логопед помещает на наборное полотно «Живая природа. В мире животных».

Логопед. Внимательно посмотрите на картинки. Кто на них изображен?

Дети. На картинках нарисованы домашние животные и их детеныши: овца с ягненком, свинья с поросятами, корова с теленком, кошка с котенком, собака с щенком, лошадь, баран.

Логопед. Каких домашних животных можно считать крупными?

Дети. Корову и лошадь.

Логопед. Вспомните, какую пользу приносят эти животные.

1-й ребенок. Корова дает человеку молоко и мясо.

2-й ребенок. Лошадь перевозит грузы, помогает пахать землю.

Логопед. Каких домашних животных мы считаем средними по размеру?

Дети. Овцу, барана, козу, свинью.

Логопед. Какую пользу приносят эти животные?

3-й ребенок. Свинья, овца и баран дают человеку мясо, шкуру, а овцы и баран — еще и шерсть.

    4-й ребенок. Коза дает очень полезное молоко, пух, шерсть.  

Логопед. Каких домашних животных, мы считаем мелкими?

Дети. Собаку и кошку.

Логопед. Расскажите о том, какую пользу они приносят.

1-й ребенок. Собака охраняет хозяина и его дом.

2-й ребенок. Кошка в деревенском доме ловит мышей.

Логопед. Человек за это ухаживает за домашними животными. Зимой он держит животных (корову, лошадь, овцу, барана, козу) в теплом хлеву, дает ему вкусное сено и теплое пойло, убирает навоз. Кошка живет в теплом доме хозяина. Конуру собаки на зиму утепляют, стелют сено, чтобы собаке было не холодно спать на земле. Лошадь очень нужна в деревне. Она поможет хозяину привезти из леса дрова, с поля — сено, заготовленное летом в стога, отвезти на поле навоз. Все домашние животные нужны человеку. Значит, какие они?

Дети. Нужные.

Логопед. Все они приносят пользу. Значит, какие они?

Дети. Полезные.

Логопед: а давайте и мы с вами сделаем полезное дело, покормим домашних животных.

  1. Упражнение на дыхание:

Упражнение «Накорми домашних животных»

Логопед предлагает детям животных, у которых рот-это воротики, куда дети должны задуть разные лёгкие предметы- развивается речевое дыхание. 

Логопед: Какие вы молодцы, всех животных накормили. А теперь, давайте поиграем в интересную игру с мячом.

  1.   Игра с мячом «Один — много» (формирование множественного числа имен существительных)

Логопед: Я буду говорить про одного животного, а вы про нескольких. Корова мычит, а коровы…

Дети: Мычат

И так далее про овцу, собаку, кошку и свинью.

 Логопед: Вы снова прекрасно справились с заданием!


5. 
Упражнение «Где находится животное? » (развитие пространственной ориентировки и употребление предлогов)

Логопед: Ребята, посмотрите, это скотный двор. Расскажите пожалуйста, где находится, овца, собака, кошка,  корова, свинья.

Дети:. Кошка сидит на заборе. Собака лежит в будке. Корова гуляет на лугу.

Логопед: Молодцы! Вы правильно использовали короткие слова (предлоги) .

6. Упражнение «Будь внимательным».

Логопед: Теперь я хочу проверить какие вы внимательные. Послушайте стихотворение «Мои друзья».

На подворье нашем

Овцы и барашек,

Хрюшка с поросенком

И коза с козленком,

Добрый пес Тризорка

И корова Зорька,

Кролики, крольчата,

Лошадь, жеребята,

Все они хорошие,

Я их всех люблю.

Кроликов я травкою

Утром покормлю.

- Дети, вы были внимательны? Вы запомнили домашних животных, о которых говорится в стихотворении? Сейчас проверим. Достаньте из корзинки только тех животных, о которых говорилось в стихотворении.

- Назовите их.

Когда вы найдете всех животных, возьмите фигурки и пройдите с ними за стол. Расставьте животных на столе.

Дети выполняют задание.

7. Логоритмическое упражнение «Веселись детвора».

Логопед: Дети, сделайте большой круг в центре зала.

Веселись детвора!

Поиграть пришла пора!

Как мяучит кисонька?

-Мяу, мяу, мяу!

А как лает жученька?

-Гав, гав, гав!

Как мычит коровушка?

- Му, му, му!

А как свинка хрюкает?

-Хрю,хрю,хрю!

Веселись детвора!

Продолжается игра!

Как блеет овечка?

-Бе, бе, бе!

А как ржет лошадка?

-И-го-го!И-го-го!

Как блеет козочка?

- Ме, ме, ме!

А как кролик фыркает?

-Фыр, фыр,фыр!

8.. Физическая пауза «Хозяюшка»

Цель: Развитие общей моторики и координации движений.

Дети стоят ковриках и имитируют движения животных.

 «Теленок»

(Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи)

Бу –бу,

Два прыжка.

Я рогатый.

«Рожки» из пальчиков ставят на голову.

Бу-бу,

Два прыжка.

Я хвостатый.

«Хвостик» из руки за спину.

Бу-бу,     

Два прыжка.

Я ушастый.

«Ушки» из ладошек на голову.

Бу-бу,

Два прыжка.

Очень страшный.

«Рожки» на голове, «бодаются».

Бу-бу,

Два прыжка.

Испугаю.

 

Бу-бу,

 

Забодаю.

 

 Организация окончания занятия. Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили? Правильно, мы говорили о домашних животных. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось больше всего? Каждый из вас порадовал меня на нашем занятии.

Конспект  подгруппового занятия для детей старшей  группы с ОНР        по лексической  теме «Зима».

Коррекционно-образовательные цели:

закрепить и расширить представления о зиме и ее приметах;

- уточнить и активизировать словарь по теме «Зима»;

- совершенствовать грамматический строй речи: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, подбирать однокоренные слова;

- совершенствовать умения отвечать на вопросы развернутым ответом.

Коррекционно-развивающие цели:

- развивать фонематический слух, длительный плавный выдох, зрительное и слуховое восприятие, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

- формировать положительные личностные качества;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование. Игрушка Снеговик, письмо, сюжетные картинки по теме «Зима», бумажные снежинки.

Предварительная работа

1. Рассматривание иллюстраций: «Кто как к зиме приготовился», «Зимние забавы».

2. Чтение  К. Д. Ушинский «Проказы старухи-зимы»,  И. Суриков «Зима»,  Русская народная сказка «Зимовье».

Ход занятия:

Какое сейчас время года? (зима). Да, наступила зима и у неё, как и у всех времен года есть свои три месяца: декабрь, январь и февраль. Как называется первый месяц зимы? (декабрь).

А как мы узнали, что наступила зима? Да, зима принесла с собой холод, снег, длинные ночи и короткие дни. У зимы бывает разное настроение: то она яркая и искристая, то сварливая и даже злая.

Подула зима холодом. Птицы собрались, покричали и улетели (куда) за высокие горы, за синие моря, в теплые страны. Но не все улетели, а какие остались? (зимующие). Да, те, которые не боятся мороза. Не испугались и звери: у одних шубы теплые, медведь в берлоге лапу сосет, заинька прыгая греется, белка в дупле орешки грызет. А что же у зимы есть такого, чего нет у другого времени года? (снег). Да, зима не только злая и лютая, но и волшебница, она украсила землю, укутала деревья и кустарники в снег.

Игровое упражнение «Какое слово отличается от других?»

                                      снежинка, пушинка, пушинка, пушинка;

                                      банки, банки, санки, банки;    

                                      йод, йод, йод, лед;

                                      лужа, лужа, стужа, лужа;

                                      корка, горка, корка, корка;

                                      дом, дом, ком, дом;

                                      пуховик, снеговик, пуховик, пуховик;

                                      оконце, оконце, оконце, солнце;    

                                      плюшка, плюшка, клюшка, плюшка.

 Логопед: Продолжаем путь. Мы очутились в сказочном лесу. Оглянитесь кругом, как здесь красиво, необычно, давайте полюбуемся.

Физкультминутка «Снежинки».

                                                      Тихо падают снежинки.

                                         Легкий ветер гонит их.

                                         То построит в хороводы,

                                         То, как в вальсе, закружит.

                                         Ветер стих, снежинки плавно

                                         Ниже опускаются.

                                         Собрались в комок, пушисты,

                                         На ветру качаются.

                                         Кувыркаются снежинки,

                                         Поворачивают спинки,

                                         Веселятся и резвятся,

                                         Радуясь зиме.

 А теперь снова закрывайте глазки. Касаюсь каждого ребенка волшебным снежком. Раз, два, три – вот опять ребята мы.

Логопед: Ох, и хорошо повеселились! Спасибо зимушке. Давайте ее похвалим, назовем ласково.

Игра «Назови ласково».

                                   Зима – зимушка

                                   снег – снежок

                                   снежинка – снежиночка

                                   сосулька – сосулечка

                                   солнце – солнышко

                                   санки – саночки

                                   мороз – морозик

                                   лед – ледок

                                   холод – холодок

                                   снеговик – снеговичок.

 Логопед: Ой, посмотрите какая необычная снежинка. Она не похожа на других. У нее мало лучиков. Давайте ей поможем. Чтобы появился лучик нужно вспомнить «снежное слово» - слово, в котором прячется слово «снег». Первый лучик у нас уже есть это слово «снежинка». Давайте продолжим.

Упражнение «Грустная снежинка».

  • Как называется комочек из снега… (снежок).
  • Девочка из снега, внучка Деда Мороза … (Снегурочка).
  • Человек из снега, вместо носа у него морковка … (снеговик).
  • Зимующая птичка с красной грудкой … (снегирь).
  • Баба из снега … (снежная баба).
  • Когда много снежинок падает с неба … (снегопад).
  • Первый весенний цветок, появляющийся из-под снега …(подснежник).
  • На каждое слово, ребенок выкладывает вокруг снежинки – лучик/
  • Увидела снежинка, как много лучиков у нее обрадовалась.

Логопед: Вы правильно назвали слова. Все эти слова: снежок, Снегурочка, снеговик, снегирь, …похожи друг на друга общей частью «снег» и  называются похожими (родственными) словами.

А теперь снова в путь. Мы пришли за снежком прямо на полянку, а где же снеговик? Посмотрите вот беда, снеговик рассыпался, наверно от сильного ветра. Что же делать? (Его надо слепить).

Упражнение «Собери снеговика».

 Логопед:                          Снеговика мы все лепили,

                                      И ничего не позабыли.

                                      Сначала ком большой скатали

                                      И плотно этот ком прижали.

                                      Второй ком меньше был размером.

                                      На первый он уселся смело.

                                      Мы голову слепить не прочь,

                                      Ну как же другу не помочь?

Логопед : Какой красивый снеговик! Мы помогли ему, он очень рад.

Нам пора возвращаться домой из зимнего леса. Все задания мы выполнили правильно и освободили Снеговика. Помогут нам вернуться в детский сад волшебные зеркала. Возьмите их.

                             Мы в зеркалах отразились,

                             Три раза покружились,

                             Перенесите нас зеркала

                             Обратно в детский сад.

Мимическое упражнение.

Логопед: На столе  лежат карточки, отражающие  настроение и настроение зимы: одно лицо на них грустное, другое веселое. Сейчас, я буду читать  строки о зиме,  попробуй  определить какая это зима злая или добрая, т. е. какое настроение они вызывают грустное или веселое.

«Вот зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю. Дышится легко и хорошо» (Радость).

«А вот сердитая зима-старуха заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами» (Грусть).

- А ты боишься зиму? А в какие игры можно играть зимой?

Пальчиковая гимнастика «Лыжники»

Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, безымянный и мизинец прижать к ладони большим пальцем.

Указательный и средний пальцы поставить на счетные палочки.

Не отрывая средний и указательный пальцы от «лыж»- счетных палочек, ребенок «едет» скользящими движениями по столу.

Утром на лыжах кататься пошли,
Быстро до леса на лыжах дошли.
Время к обеду – весь лес обошли.
Дружно на лыжах домой мы пришли.

- Посмотри  к нам в гости снеговики пришли.

Организация окончания занятия.

Вы Снеговику помогли, а он исполнит любое ваше желание. Снеговик дарит вам льдинки, не простые, а волшебные, чтобы вы загадали желание. Возьмите их в ладошки. Загадать желание надо пока льдинка не растаяла. Загадали? Кладите льдинки в ведерко. Какие руки у нас теперь? (холодные, мокрые). Пойдемте пить горячий чай, чтобы согреться.

КОНСПЕКТ

фронтального логопедического занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР

Лексическая тема «Посуда»

Коррекционно-образовательные цели.

Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит; материалах, из которых она сделана. Формировании понятий чайная, столовая, кухонная посуда. Уточнение и активизация словаря по теме «Посуда» (посуда, чайник, кастрюля, ковш, дуршлак, супница. Хлебница; готовить, варить, жарить. Кипятить. Тушить, наливать, класть; столовый, кухонный, чайный, фарфоровый, металлический, стеклянный, серебряный)совершенствование грамматического строя речи (использование имен существительных в косвенных падежах), навыков слогового анализа слов

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зрительного восприятия и внимания, конструктивного праксиса, общей, мелкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, тактильных ощущений.

Коррекционно-воспитательные цели.

Формирование навыков сотрудничества. Взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Оборудование. Магнитная доска, карандаши, мешочек с маленькой кукольной посудой, картинки с изображением посуды, конверты с частями плоскостного изображения посуды, пластмассовые стаканчики  с водой, соломинки для коктейля, по числу детей, мяч, пособие «где звук» по числу детей.

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Игра «Волшебный мешочек»

Логопед встречает детей, организует приветствие, предлагает занять места, рядом со стульчиками, стоящими вокруг стола.

Логопед. Чтобы узнать. О чем мы будем говорить на нашем занятии. Выполните мое задание. Опустите руку в мешочек. Нащупайте один предмет. Ощупайте его и скажите, что это, как вы догадались об этом.

Дети по очереди опускают руку в мешочек, нащупывают предметы и рассказывают о том, как они их узнали, достают из мешочка и кладут на стол.

Логопед. Молодцы, вы угадали предметы и хорошо рассказали как это сделали. Подумайте, как назвать эти предметы одним словом.

Дети. Посуда.

Логопед. Правильно. А для чего нужна посуда?

Дети. В посуде готовят и хранят еду, из посуды едят.

Логопед. О посуде, ее назначении; материалах, из которых она  сделана; о частях из которых она состоит, мы и будем говорить сегодня.

1.Артикуляционная гимнастика « в гостях у бабушки с дедушкой»

Логопед предлагает сесть и приготовить зеркала.

Выполняется гимнастика.

Упражнение «Чай кипит»

Логопед предлагает взять пластмассовые стаканчики на половину наполненные водой и соломинки для коктейля, показывает как остудить чай не расплескав воду.

2.Упражнение «В магазине».

На магнитной доске изображение витрины. На верхней полке изображения чайной посуды, на средней –столовой, нижней –кухонной.

Логопед. Мы пришли с вами в магазин, где продается посуда. Перечислите, какая посуда стоит на верхней полке.

1 ребенок. Чайник, чашки, блюдца, сахарница.

Логопед. Верно. Это посуда нужна для того , чтобы пить чай, ее называют чайной. Повторите, пожалуйста.

Дети. Чайная посуда.

Логопед. Теперь перечислите названия посуды, которая стоит на средней полке.

2 ребенок. Тарелки, супница, хлебница, солонка.

Логопед. Этой посудой пользуются за столом во время обеда. Ее называют столовой посудой. Повторите.

Дети. Столовая посуда.

Логопед. Назовите посуду, которая стоит на нижней полке.

3 ребенок. Кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг.

Логопед. Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу. Ее называют кухонной. Повторите.

Дети. Кухонная посуда.

Логопед. А теперь повторите еще раз, как называется посуда на каждой полке.

Логопед. Давайте обратим внимание на материалы из которых сделана посуда. Чайная и столовая посуда сделана из фарфора. Как ее называют?

Дети. Фарфоровая.

Логопед. Кухонная посуда сделана из металла. Как ее назвать?

Дети. Металлическая.

Логопед. Стаканы из стекла.

Дети. Стеклянные.

3. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика.

Л.: Разомнем свои пальчики и поможем мастера.

Раз, два, три, четыре,

Чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга

Мы посуду перемыли:

Одна ладонь скользит по другой по кругу

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Загибать пальчики по одному, начиная с большого

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Разгибать пальчики по одному, начиная с большого

Так мы маме помогали!

Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши

4.Игра «Что изменилось»

Логопед. Посмотрите на витрину и запомните что стоит на верхней полке, а потом закройте глаза.

Дети закрывают глаза. Логопед убирает чайник.

Логопед. Чего не стало?

Дети. Не стало чайника.

Игра повторяется 3-4 раза.

5.Упражнение «Посуда»

дети приглашаются на ковер, выполняют упражнение.

Вот большой стеклянный чайник

Очень важный как начальник.

Надуть животик, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик

Вот фарфоровые чашки

Очень хрупкие бедняжки.

Присели, одна рука на поясе

Вот фарфоровые блюдца

Только стукни –разобьются

Кружатся, рисуя круг руками

Вот серебряные ложки

Голова на тонкой ножке.

Потянулись, руки сомкнуты над головой

Вот пластмассовый поднос

Он посуду нам принес.

Нагнулись, руки в стороны

6. Игра с мячом «Назови ласково»

дети приглашаются на ковер. Логопед бросает мяч одному ребенку, говоря слово: чашка.Ребенок возвращает мяч-чашечка

Логопед. Ложка.

Ребенок. Ложечка.

Логопед. Чайник.

Ребенок. Чайничек.

Логопед. Вилка.

Ребенок. Вилочка.

Логопед. Тарелка.

Ребенок. Тарелочка.

7. Упражнение «раздели на слоги»

Логопед предлагает детям разделить слова на слоги . Называет посуду. Дети хором делят слова, говорят сколько слогов в слове.

    8. Упражнение « Найди посуду»

Детям раздаются карточки с нарисованной посудой «Помоги Антошке».

Предлагается найти как можно больше предметов, отметить их любым карандашом.

8. Упражнение «Найди звук К»

Логопед предлагает приготовить пособия «Где звук»

Логопед. Какой звук встречался чаще всего в названиях посуды?

Дети. Звук К

Логопед. Где звук в слове –чайник.

Дети кладут синий кружочек на третий квадратик пособия.

Логопед. Где звук К в слове  -кастрюля?

Дети кладут кружок на первый квадратик.

Логопед. Где звук К в слове –тарелка?

Дети кладут кружок на средний квадратик.

9. Физкультминутка

Пора нам идти дальше, только сначала давайте немного

отдохнем.

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Дети «надувают» живот,

одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Приседают, одна рука на поясе.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни — разобьются.

Кружатся, рисуя руками круг.

Вот серебряные ложки,

Потягиваются, руки вверх,

сомкнуть над головой,

Вот пластмассовый поднос —

Он посуду нам принес.

делают большой круг.

10. Упражнение «Разбитая посуда»

логопед раздает конверты с разрезными картинками, предлагает детям собрать картинку.

Организация окончание занятия (оценка работы детей).

Логопед предлагает вспомнить, чем занимались, в какие игры играли, затем оценивает работу каждого ребенка.

Конспект занятия по грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «А» и буквой «А»

Коррекционно- образовательые цели:

1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «а».

2. Учить выделять звук из ряда гласных.

3. Развивать слуховое внимание.

4. Познакомить с буквой «А».

5. Развивать мелкую моторику.

Материалы:

Кукла, сюжетная картинка «Девочка качает куклу», символ (карточка) звука «А», красный круг, карточка с буквой «А»,, палочки, рабочая  тетрадь, цветные ручки, предметные картинки,схемы.

I. Организационный момент

1. Все встаньте и внимательно послушайте, что я скажу (инструкция дается в полголоса): Диана, сядь, Настя, сядь, Ксюша, сядь, все девочки сядьте. Никита, сядь, Саша, сядь, Захар, сядь, все мальчики садятся.

2. – Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня. Она приготовила для вас задание.

Послушайте и назовите первый звук в словах:

арка, антенна, арбуз, акробат.

– Правильно, слышится звук «А». Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим не чувствуем преграды. Посмотрите на картинку: девочка укачивает куклу и поет ей «АААА».

II. Основная часть.

3.Уточнение артикуляции  при произнесение звука А. Что делают наши губы и зубы? (широко открыты) А что делает язык? (спокойно лежит)

- Сейчас я произнесла звук А.

– Давайте вместе произнесем звук «А».

Широко рот открываем

Куклу ласково качаем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

Звук А можно петь и тянуть. Такой звук мы называем гласным и обозначаем его красным кружком .

. Все, что мы слышим и произносим – это ЗВУКИ.

4. Игра «Веселые ладошки». Я буду называть звуки, а вы когда услышите звук А, хлопните в ладоши. Будьте внимательны.

А, У, И, Э, А, А, Ы, О, У, А.

6. Знакомство с буквой «А».

– Послушайте стихотворение:

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

– Посмотрите вот она буква «А». (Выставляется карточка с изображением буквы «А»).

– Найдите букву «А» в своей тетради, в правом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?

– Потому что звук «А» гласный и обозначаем мы его красным цветом.

5. Физминутка. Сейчас встанут тихо-тихо девочки и встанут в круг, а теперь тихо-тихо встанут мальчики и подойдут к девочкам.

«Буратино»

Буратино потянулся.

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно, на носочки встать.

Теперь спокойно садимся на места.

6. Работа с картинками. Возьмите картинки, которые лежат у вас на столах (у каждого ребенка по картинке). У меня тоже есть картинка«арбуз». В этом слове есть звук А? Где он стоит? (в начале слова). (На доске, на схеме обозначить место звука).

Сейчас вы по очереди будете выходить, и говорить где стоит звук.

7. Выкладывание буквы «А» из палочек, рисование в воздухе.

8. Напечатайте букву «А» в своих тетрадях.

9. – Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.

Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».

– Посмотрите как можно сложить букву «А» из пальчиков:

Указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные пальчики сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует перекладинку.

Давайте попробуем сложить вместе.

 Итог занятия, оценка детей.

– Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

– С какой буквой?

– Каким цветом обозначаем?

– Что понравилось больше всего?

– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.


Логопедическое занятие по теме: 
«Звук и буква О»

Цели и задачи:

- закрепить знания о гласных звуках и буквах;

 - уточнить артикуляцию и изолированное произношение (о), упражнять в умении определять его позицию в слове;

 - закрепить зрительный и графический образ буквы О, умение соотносить звук с буквой;

 - совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

 - развивать речь, внимание, память, творческое воображение, речевую и мелкую моторику, интонационную и мимическую выразительность;

Оборудование:

Буква О, стилизованные буквы О, чудесный мешочек, ствол дерева, листочки клена, портреты детей, пластилин, бумага, краски.

Ход занятия:

Оргмомент.

1.Здравствуйте, ребята!

Какие гласные звуки мы с Вами выучили?

Какое сейчас время года? Какой первый звук в слове осень?

Сегодня мы будем слушать и произносить слова со звуком (о), выполнять задания. За правильные ответы осень будет дарить Вам листочки.

Фонетическая зарядка

Ребята, посмотрите у Оли заболел зуб и она охает. Какой звук она произносит? Произнесем вместе? О-о-о!

Представьте больных животных, которых вылечил Айболит. Как охала мышка? Как охал мишка?



2.Характеристика звука (о).

а) артикуляционная:

Посмотрите в зеркало и произнесите звук (о). - губы: в форме овала; - язык : лежит за нижними зубами; - звук произносится с голосом; - воздушная струя не встречает преграды.

б) акустическая:

Как мы называем звук ,если воздух не встречает преграды? Каким цветом обозначаем гласный звук? Покажите символ звука (о)?

3. Работа над голосом.

Произнесите звук столько раз, сколько я хлопну в ладоши: хх, ххх, хххх.

Произнесите звук : беззвучно…, шепотом…, тихо…, громко…

Произнесите звук наоборот: если я громко, то вы тихо, если я тихо, Вы громко.

4.Развитие фонематического слуха, анализа и синтеза.

Игра « Слушайте внимательно»! хлопни в ладоши, услышав (о). АУ ОИЭ ЭУО УЭ ОП УМ ОН

5.Cвязь буквы и звука.

Ребята, давайте скорее познакомимся с буквой, которой на письме обозначается звук (о). Но где же она, ищите!!!

По кабинету развешаны буквы О. Какие красивые портреты буквы О Вы нашли.

На что похожа буква О? Каждый ребенок должен сказать: Буква О похожа на…

Обруч, мяч и колесо Вам напомнят букву О!!!

Эти буквы Вы нашли глазами.

6.Физкультминутка.

логопед: а сейчас мы все встали и подошли ко мне.

выполнение движений за логопедом.

незнайка встал с утра пораньше:

улыбнулся, потянулся,

один раз — нагнулся,

два раза — нагнулся,

руки в стороны развел,

и пошел он умываться,

а потом стал вытираться

и смотрел он в зеркало.

7. закрепление звука в тексте

повторение вслед за логопедом.

ом-ом-ом — плывет по реке сом.

ок-ок-ок — выпил ваня вкусный сок.

от-от-от — в зоопарке бегемот.

ох-ох-ох — вырос па грядке горох.

 

8. Игра «Раскрась-ка». Логопед раздает детям букву О, дети берут краски и кисти и красят ее в красный цвет.

 А найдут ли  букву О Ваши умные ручки?

Игра «Умные ручки». Найти букву О среди других гласных букв из наждачной бумаги.

Конструирование буквы О. - «написать» - правой рукой в воздухе, на левой ладони, на спине товарища;

- сложите букву О из пальчиков: соедините мизинцы и большие, большие и безымянные, большие и средние, большие и указательные;

Итог занятия.

С каким звуком и буквой Вы работали на занятии?

Много ли осень подарила Вам листочков?

Вы выполнили все задания? Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР

Конспект логопедического занятия  в старшей группе по автоматизации звука "С" в словах и фразах....

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ВЕСНА!ВЕСНА!ПОРА ЗА ДЕЛО!-звенят пичужек голоса…» в старшей возрастной группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи

Закрепление знаний детей по темам "Весна", "Перелётные птицы".Обогащение  словарного запаса по темам «Весна», «Перелётные птицы»,путём  составления распространённых предложений самостоятельн...

Конспект подгруппового занятия в младшей группе детского сада для детей с ЗПР и ОНР "Путешествие в страну А"

Занятие для детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи с использованием метода песочной терапии...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с диагнозом ОНР. "На помощь Лесовичку".

Логопедическое занятие предназначено для детей подготовительной группы ДОУ. В подгруппе 4 человека. Занятие проводилоясь в начале учебного года для закрепления признаков осени и дифференциации гласных...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи "В поисках Немо"

Данное занятие нацелено на активизацию и закрепление словаря по лексической теме "Животный мир морей и океанов", закрепление умения употреблять в речи простые и сложные предлоги, а также развитие...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по теме: «Овощи».

Конспект подгруппового логопедического занятияв подготовительной группе для детей с ОНРпо теме: «Овощи». Цель: Развивать лексико- грамматический строй речи. Закрепить знания дете...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением: ОНР, 3 уровень речевого развития.) "На острове сокровищ"

Данная методическая разработка учитывает особенности работы с детьми ОВЗ, с логопедическим заключением ОНР , 3 речевого уровня...