РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ПО СМЕШАННОМУ ТИПУ У ДЕТЕЙ С НВОНР, ФНР (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
рабочая программа на тему

Пастухова Светлана Александровна

К числу важнейших задач логопедической работы в школе относится повышение эффективности и качества обучения учащихся. Поэтому программа рассчитана на своевременное предупреждение и устранение имеющихся у некоторых из детей недостатков устной и письменной речи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Белоярский»

РАССМОТРЕНО                                        УТВЕРЖДЕНО

на заседании МО учителей начальных                Директор _______________ Е. А. Пакулев

классов                                                    Приказ № 878 от «30 августа» 2017г.

протокол № 6от «29 августа» 2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

ПО СМЕШАННОМУ ТИПУ

У ДЕТЕЙ С НВОНР, ФНР (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ)

                                                                     

  Составитель: Пастухова С.А.,

учитель – логопед

высшей квалификационной категории

СОШ №1 г. Белоярский

г. Белоярский

2017 год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка.

  1. Предполагаемый результат.

  1. Содержание программы.

  1. Учебно-тематическое планирование.

  1. Учебно-методические средства обучения.

  1. Календарно-тематический план.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе:

- инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

- инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой (Москва, 1996 г.);

- нового подхода к организации логопедической работы в школе Елецкой О.В., Горбачевской Н.Ю. (Москва, 2006);

- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 06.10.2009 № 373.

        К числу важнейших задач логопедической работы в школе относится повышение эффективности и качества обучения учащихся. Поэтому программа рассчитана на своевременное предупреждение и устранение имеющихся у некоторых из детей недостатков устной и письменной речи. Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала. Учитываются принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации. Это позволяет ребенку-второкласснику опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и обеспечивает его поступательное развитие.

        Материал подобран с учетом постепенного перехода от простого к сложному. Причем в занятия включены лексические темы с целью уточнения, обогащения и активизации словарного запаса детей и развития связной речи.

 Работа по формированию связной речи (практически ведется на каждом занятии) в программе предлагается системно блоками в начале каждого времени года. Первые четыре, пять, а иногда и шесть занятий в начале каждого временного сезона: осень – сентябрь месяц, зима – декабрь месяц, весна – март месяц, лето – конец мая; направлены на решение  задач развития связной речи детей-логопатов. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности.

На занятиях дети знакомятся с различными видами работ, в процессе выполнения которых строят разные виды высказываний. Дети уясняют, что такое рассказ, описание, рассуждение, сказка; чем отличается описание предмета от описания картины или описания по наблюдениям; что отличает рассказ о том, что видел и наблюдал, от рассказа по картине или рассказа по наблюдениям; какая разница между подробным пересказом и выборочным, между устным сочинением и пересказом; в чем разница между пересказом и изложением, изложением и сочинением.

Этапы занятий предполагают введение в урок здоровьесберегающих технологий, упражнений на формирование фонематических процессов, тренировочных заданий на развитие звукового анализа и синтеза, игр на воспитание слухового внимания и памяти, зрительного гнозиса. При определении форм работы с ребенком-логопатом учитываются его индивидуальные особенности.

        Практическая часть занятий предусматривает игры и задания на развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, закрепление знаний в зрительно-пространственной _ориентации,  знание и обогащение словарного запаса детей.

        Коррекционно-воспитательная работа направлена на развитие психических процессов (внимания, памяти, воображения).

        Эффективность коррекционно-развивающего обучения при устранении дисграфии достигается при условии комплексного и системного характера, осуществляется дифференцированно с учетом симптоматики, механизмов, структуры речевого дефекта и особенностей познавательной деятельности младших школьников с дисграфией.

        Программа рассчитана на проведение трех занятий в неделю с определенным количеством детей в группах (ОНР-III. Дисграфия – 4 человека, НВОНР. Дисграфия – 5 человек). Диагностика проводится два раза в год: вводная (сентябрь-октябрь) и итоговая (май).

                ЦЕЛЬ. Основная цель программы – своевременное преодоление отклонений в речевом развитии и проведение коррекционной работы по ликвидации всех видов дисграфии и дислексии у детей.

        ЗАДАЧИ:

- Закрепление различных форм словоизменения и способов словообразования.

- Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса детей.

- Развитие связной речи учащихся.

- Устранение имеющихся у обучающихся дисграфических ошибок (замен,

пропусков, искажений и др.).

- Закрепление навыков фонематического анализа и синтеза, звуко-слогового

анализа.

1. Развитие неречевых психических процессов:

- дыхания, артикуляционной, ручной и общей моторики;

- совершенствование способностей зрительного анализа и синтеза;

- развитие слухового и зрительного восприятия и способности узнавания;

- расширение объема зрительной и слуховой памяти.

- Совершенствование психологических предпосылок к обучению:

- устойчивости внимания, наблюдательности к языковым явлениям, способности к запоминанию;

- активизация навыков и приемов самоконтроля;

- развитие познавательной деятельности.

- Совершенствование коммуникативных умений и навыков как одного из

условий успешной социализации в обществе.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

        Правильная организация комплексного коррекционного воздействия на детей с речевой патологией позволяют вовремя устранить нарушения письма и чтения (как вторичного дефекта) и не допустить отставания в усвоении программы обучения по русскому языку. Программа легче усваивается, в письменной речи становится меньше дисграфических ошибок (замен, искажений, пропусков букв и слогов).

        Ребенок принимает активное участие в коллективном устном общении, вступает в диалог. Правильно, аккуратно, разборчиво и, по возможности, красиво начинает писать буквы и оформлять их соединение, адекватно оценивает каллиграфическую сторону своей записи.

        Логопедическая работа во втором классе имеет как ближайший, так и отсроченный результаты. Правильно построенная и своевременно проведенная, она позволяет заложить прочный фундамент для формирования ключевых образовательных компетенций учащихся по всем учебным дисциплинам, социально и психологически адаптировать детей, сняв совсем либо значительно ослабив влияние дефекта на все виды деятельности детей-логопатов. Ведь очевидно, что речь, как письменная, так и устная, лежит в основе познания, общения, продуктивной деятельности. Опираясь на Стандарт в программе установлены требования к результатам обучающихся:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

предметным, включающим освоенный обучающимися опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.

Формирование УУД у учащихся начинается с первого класса, продолжается во втором и третьем классах. К концу четвертого класса УУД у учащихся должны быть сформированы.

В данном контексте значимость логопедической работы в общеобразовательной школе как особого вида помощи детям, испытывающим трудности в общении и обучении, трудно переоценить. При этом требуется и новая оценка роли школьных логопедов, и привнесение нового в содержание логопедической работы.

Своевременное устранение речевой патологии у учащихся, объективная квалификация имеющихся у них дефектов устной речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появление у детей-логопатов нарушений письма и чтения (как вторичного дефекта по отношению к устной речи), но и не допустить отставания школьников при усвоении программного материала по родному языку и чтению.

В результате регулярных занятий улучшается артикуляционная моторика у детей, развивается мелкая и общая моторика, речь их становится более четкой, эмоционально-окрашенной и выразительной, обогащается и активизируется словарь учащихся. Программа по русскому языку легче усваивается, в письменной речи становится меньше ошибок (замен, искажений, пропусков букв, слогов).

В результате освоения учебного материала программы, обучающиеся должны приобрести совокупность способов действия, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений:

Артикуляторные:

- хорошая подвижность органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо;

- точность, сила и дифференцированность движений этих органов;

- выработка полноценных движений и определенных положений органов

артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Речевые:

- выделять из потока устной речи отдельные предложения, определять их

количество, слышать интонацию, с которой каждое произносится;

- использовать средства создания выразительности: окраску голоса (интонацию),мимику;

- понимать вопросы и задания, инструкции учителя;

- создавать устные высказывания на основе схем, рисунков.

Фонетические:

- разграничивать понятия «звук» и «буква», правильно называть звуки и буквы;

- выделять звуки слова и характеризовать их; выделять слоги, хорошо различать ударные и безударные гласные, парные и непарные по глухости-звонкости согласные.

Языковые (грамматические и фонетико-графические):

- определять границы предложений, правильно обозначать их при письме (начало –прописной буквой, конец – точкой, вопросительным или восклицательным знаком);

- задавать вопросы к словам-предметам (в том числе разграничивать вопросы кто? что?), отличать от слов-предметов слова-действия и слова-признаки;

- различать звуки и буквы. Выполнять звуковой анализ слов, распознавать звуки речи, выделять их из слова, давать им характеристику, определять последовательность в слове.

Гигиенические, графические, орфографические:

- соблюдать правила посадки за столом, положения тетради, ручки в руке;

- правильно, аккуратно, разборчиво и красиво писать буквы и оформлять их

соединение;

- осмысленно обозначать при письме твердость и мягкость согласных;

- применять правила оформления границ предложений, написание имен

собственных, раздельного написания слов, а также написания букв гласных в слогах жи–ши, ча–ща, чу–щу;

- писать под диктовку, списывать с печатного и письменного образца слова и

предложения, применяя освоенные орфографические правила и правила переноса слов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование темы/раздела

Количество часов

1.

Коррекционный этап

6

2.

Предложение и слово

12

3.

Парные согласные звуки и буквы

8

4.

Дифференциация звуков по акустическому сходству

23

5.

Дифференциация букв по кинетическому сходству

3

6.

Звуковой состав слова

15

7.

Слог. Ударение.

5

8.

Связная речь

20

9.

Закрепление

1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

        Цель и задачи, поставленные в программе, реализуются в процессе изучения следующих тем.

        «Диагностический этап»

        «Коррекционный этап» (6 часов)

Развитие высших психических функций. Развитие фонематических процессов, слуховой памяти.

Уточнение созданных в процессе обучения предпосылок овладения грамотой (зрительный гнозис, мнезис, оптико-простроанственные представления). Проводится работа по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Проводится работа по развитию свойств внимания, памяти. Проводятся мероприятия по коррекции почерка ( с возможным  использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики).

        «Предложение и слово» (12 часов). Предложение как способ выражения мысли; оформление предложений в устной и письменной речи, их вычленение на слух и составление; наблюдения за интонацией конца предложений.

Правильное и красивое письмо – важное условие понятности и вежливости речи. Наблюдения за темпом, силой, окраской голоса (интонацией), за мимикой и жестами как помощниками устной речи. Группы слов: родственные слова, слова синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. Разграничение слов, постановка вопросов к словам; раздельное написание слов, использование прописной буквы в именах собственных.

        «Звуковой состав слова» (15 часов). Звуки русского языка: гласные и согласные; согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, парные и непарные. Способы обозначения твердости-мягкости согласных буквами гласных и ь; способы обозначения звука [й’] буквами е, ё, ю, я. Приемы вычленения звуков и выяснения признаков каждого; характеристика отдельных звуков. Представление о слогообразующей роли гласных.

        «Слог. Ударение» (5 часов). Слог как минимальная произносительная единица, выделение слогов с помощью скандирования; деление слов на слоги и подбор слов заданной слоговой структуры. Гласные ударные и безударные. Смыслоразличительная и фонетическая роль ударения.

        «Парные согласные звуки и буквы» (8 часов). Парные и непарные звуки русского языка. Изучение букв из числа тех, которые обозначают парные по глухости-звонкости согласные – Зз–Сс, Бб–Пп, Дд–Тт, Вв–Фф, Жж–Шш; характеристика их сходства и отличий, артикуляторные особенности.

        «Дифференциация звуков по акустическому сходству» (23 часа). Звуки, сходные по звучанию и произношению (С-Ш, З-Ж, Р-Л, Ч-Щ, Ц-Ч и др.). Анализ всех акустических признаков звуков. Узнавание согласного звука в начале слова, в конце слова, в середине слова.

        «Дифференциация букв по кинетическому сходству» (3 часа). Буквы, сходные по начертанию первого элемента (б-д, а-о, и-у и другие на выбор логопеда). Анализ состава и структуры графического знака, синтез его элементов. Формирование зрительно-пространственного гнозиса.

        «Связная речь» (20 час)

Работа по формированию связной речи (практически ведется на каждом занятии) в программе предлагается системно блоками в начале каждого времени года. Первые четыре, пять, а иногда и шесть занятий в начале каждого временного сезона: осень – сентябрь месяц, зима – декабрь месяц, весна – март месяц, лето – конец мая; направлены на решение  задач развития связной речи детей-логопатов. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности.

        «Закрепление» (1 час). Логопедический праздник: повторение  изученного за год.

        Каждое занятие, помимо изучения грамматических тем, содержит в себе лексические темы. Благодаря этому развивается связная речь детей. Предусматривается проведение на занятиях упражнений на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, а также введение в этапы занятия ряда оздоровительных приемов, что будет способствовать внедрению здоровьесберегающих технологий в школе.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

1. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных

классов».

2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия».

3. Лалаева Р.И. «Конспекты занятий».

4. Ястребова А.В. «Коррекция нарушения речи у учащихся общеобразовательной

школы».

5. Флерова Н.М. «Логопедия».

6. Ткаченко Т.А. «Формирование лексико-грамматических представлений»

(Логопедическая тетрадь).

7. Ткаченко Т.А. «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового

анализа» (Логопедическая тетрадь).

8. Лалаева Р.И. «Коррекция нарушения чтения и письма у умственно отсталых

детей».

9. Коноваленко В.В. «Пишем и читаем» (Тетрадь по обучению грамоте № 1, 2, 3).

10. Козырева Л.М. «И свистящие, и шипящие, и самые звонкие» (Тетрадь для

логопедических занятий).

11. Козырева Л.М. «Различаем глухие и звонкие согласные» (Тетрадь для

логопедических занятий).

12. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. «Дидактический материал к урокам

чистописания» (2 класс).

13.Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. «Дидактический материал к урокам

чистописания» (3 класс).

14. Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем».

15. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. «Чтение и письмо».

16. Губарева Н. Загадки в стихах «Во саду ли, в огороде».

17. Губарева Н. Загадки в стихах «Времена года».

18. Дмитриева В. «Речь, моторика, кругозор».

19. Костюк Н. «Загадки».

20. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для школьников».

21. Русские народные загадки.

22. Светлова И. «Внимание».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников.

Программа  по коррекции нарушений чтения и письму у младших школьников 2 классов на базе общеобразовательной школы....

Рабочая программа «Коррекция нарушения письма у учащихся 2 – 4 классов»

Рабочая программа – это важный документ в работе учителя – логопеда. Данная программа и календарно – тематическое планирование направлены на коррекцию нарушения письма у учащихся 2 - 4 классов общеобр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У ДЕТЕЙ С ОНР, ФФНР (1 ГОД ОБУЧЕНИЯ)

Основная цель программы – преодоление нарушений в речевом развитии и проведение коррекционной работы по профилактике всех видов дисграфий и дислексий у учащихся....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ПО СМЕШАННОМУ ТИПУ У ДЕТЕЙ С НВОНР, ФНР (3 ГОД ОБУЧЕНИЯ)

Цель данной системы коррекционного обучения -  усвоение значений слова, расширение стоящих за словом системы связей, восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического  ст...

Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» для детей с ОВЗ 6 класс

На уроках чтения и развития речи в 6  классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с ...

Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» для детей с ОВЗ 5 класс

Рабочая программа составлена для учащихся коррекционной школы 5 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма обусловленное ОНР» для учащихся 5-6 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА    «Предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма обусловленное ОНР»   для учащихся 5-6 классов. Срок реализации...