КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И НАВЫКОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОЙ НА УРОКАХ трудового обучения по профилю «Штукатурно - малярное дело»
методическая разработка на тему

Никитин Сергей Александрович

В материале освещаются вопросы связанные с развитием познавательной деятельности на урока профессионально-трудового обучения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_i_razvitie_poznavatelnyh_protsessov.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« ШКОЛА № 107»

КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И НАВЫКОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОЙ  НА УРОКАХ

трудового обучения по профилю

«Штукатурно - малярное дело»

Подготовил: учитель трудового обучения  С.А.Никитин

г. Нижний Новгород.

2016г

        Уроки трудового обучения создают наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья в трудовой и познавательной деятельности. А так как наша работа нацелена на формирование у учащихся целенаправленных способов деятельности, коррекция и развитие речи, а также мыслительной занимает ведущее место на уроках трудового обучения. Для успешного усвоения учебного материала учащимися с ИН здоровья в процессе трудового обучения мной используются как традиционные, так и инновационные методы и приемы работы.

           Состояние внимания влияет на всю деятельность ребёнка. Именно из-за неумения управлять вниманием, из-за его несформированности, дети с ИН испытывают трудности в школе, в повседневной жизни, в приобщении к труду. Поэтому я развиваю внимание обучающихся регулярными упражнениями, включая их в учебно-трудовую деятельность.

С целью развития внимания использую следующие приёмы:

мотивационные: постановка цели, показ практической значимости и результатов труда;

стимулирующие: убеждение, одобрение, поощрение;

     Лучше всего заинтересовать учащихся, сосредоточить их внимание на том, что они делают, для чего они это делают, т.е. придать их действиям смысл. Например, во время прохождения трудовой практики (июнь, 2016г) учащимися моей группы был отремонтирован цоколь нашей школы. Перед детьми были поставлены следующие задачи:

  • соблюдать правила по т/б
  • подготовка поверхности к оштукатуриванию
  • оштукатуривание
  • покраска оштукатуренной поверхности

        Внимание детей поможет удерживать ориентация на их интересы, эмоциональное обыгрывание ситуации: "Постараемся для родной школы.  Сделаем школу красивой."

       С целью расширения объема внимания, формирования сосредоточенности я использую специальные упражнения. Они не требуют большого умственного напряжения, поэтому используются в качестве «передышки» между работой.

Карточки с загадками   об инструментах и приспособлениях используемых во время работы заготавливаются заранее. Такая работа полезна, так как требует концентрации внимания при слуховом восприятии материала.

       Профессионально-трудовое обучение не должно ограничиваться формированием у обучающихся только рабочих двигательных навыков. Оно, кроме того, должно быть направленно на воспитание умения решать умственные задачи, связанные с практическим выполнением трудовых заданий. Это в свою очередь способствует коррекции умственного развития детей с ИН.

Любая трудовая деятельность включает предварительные этапы, когда происходит всесторонний анализ, и намечаются перспективы. У детей с ИН предварительные этапы как бы выпадают или находятся в свёрнутом состоянии и без специального обучения не получают развития.

    Так, из-за недоразвития умений ориентироваться в задании, планировать работу, учащиеся  вынуждены   обращаться за помощью. В результате чего они мало продвигаются в своем развитии, у них формируется привычка к бездумной, несамостоятельной работе.

     В случае затруднений помогаю, но в итоге требую полного правильного самостоятельного анализа.

  • правильного дозирования материалов;
  • последовательности выполнения операций; 
  • соблюдения правил ТБ;
  • правильного владения инструментом; 
  • соблюдения культуры труда;
  • контроля качества выполненной работы; 
  • оказания необходимой помощи учащимся;

     Вопросы помогают детям  точно, последовательно, анализировать работу. Группа 9 класса ориентируются в задании и могут самостоятельно дать анализ своей работе.

Такой интеллектуальный компонент трудовой деятельности, как планирование предстоящей работы является очень сложным для детей с ИН Поэтому при планировании работы по приготовлению раствора я ставлю следующие вопросы:

С чего начать работу?

Сколько раствора необходимо на данный объект?

В каких частях?

     Дети отвечают на вопросы, опираясь на операционную  карту, которая служит реальной опорой для составления плана работы, помогает оформить высказывания о будущей деятельности.

При планировании первостепенное внимание обращается на то, чтобы подвести учащихся  к выводу о целесообразности начать работу  с определённой операции. Обсуждая последовательность, я манипулирую карточками плана и задаю вопрос: "Можно ли изменить последовательность работы по подготовки стены к оштукатуриванию  таким образом?" Добиваюсь, чтобы мальчики  ясно представляли себе, что в одних случаях определённая последовательность диктуется необходимостью (иначе нельзя), а в других - из ряда вариантов выбирается наиболее целесообразная последовательность работы.

В работе над планом приучаю детей обосновывать свой ответ, т.е. доказывать или объяснять, почему они думают так, а не иначе. Такая многообразная работа позволяет им осознанно усвоить ориентировочные и планирующие действия, и в дальнейшем использовать их самостоятельно.

Развитие восприятия на основе упражнений на сравнение.

Восприятие детей с ИН характеризуется нарушением избирательности, целостности, обобщённости. У них образуются лишь простейшие, а не главные связи между объектами, поэтому они с трудом постигают смысл, воспринимаемого. Необходимо формировать восприятие детей с ИН, исправлять их дефекты.

Одним из приёмов, активизирующих процесс восприятия и обеспечивающий его большую продуктивность, является сравнение изучаемых объектов. Данный приём применяю на любом этапе урока.

Например, при изучении нового материала по теме "Способы укладки кафеля", ученикам раздаю карточки с двумя вариантами укладки кафеля. Задаю вопросы:

Каким способом выложен кафель?

Чем отличаются способы укладки?

Правильно ли соблюдено расстояние между кафелем?

Таким образом, учащиеся  изучают внешний вид, разновидности и способ выполнения укладки кафеля.

При изучении темы "Клеящие составы" демонстрирую презентацию с различными клеящимися составами. Рассматривая образцы, дети  отвечают на такие вопросы:

Какие составы предназначены для тех или иных поверхностей?

Какой клей применяется внутри помещения или снаружи?

Кокой клей более устойчив к влаге?

Ответив на вопросы, обучающиеся делают вывод: клей для укладки кафеля в помещении не подходит по своим свойствам для работы на улице.

 Для детей с ИН труднее сравнивать по признаку сходства, поэтому я применяю такой методический приём, как введение третьего объекта с резко отличительными признаками, который наталкивает учащихся на выделение сходства признаков первых Например,  глиняный раствор не применяют для укладки кафеля.

При изучении видов кафеля показываю образцы (кафель).

 Коррекционные упражнения включаются в организационный момент, так как эти упражнения сразу включают учащихся в активную познавательную деятельность и создают мотивационную обстановку на уроке. Для этого изготовлено достаточное количество карточек по различным темам. Карточки типа: Какой предмет, инструмент на этом рисунке "лишний". Сравни варианты. Сравнивая объекты, дети  устанавливают признаки их различия и сходства, осуществляя, необходимую аналитическую деятельность.

При проверке знаний также использую карточки-тесты. Тест - одна из форм контроля знаний, умений и навыков обучающихся, которая позволяет в интересной форме проверить уровень усвоения знаний одновременно у всех учащихся  при минимальной затрате времени на уроке. Такая форма контроля обеспечивает развитие навыков сравнения, правильного выбора в принятии решения.

Таким образом, используемые карточки на сравнение требуют от учащихся не просто воспроизведения знаний, а анализа, сравнения, проведения учебного исследования, что делает процесс обучения более интересным, способствует развитию восприятия, логического мышления.

Развитие мышц рук.

Для того, чтобы дети с ИН  могли полноценно заниматься трудовой деятельностью, их движения должны быть точными, скоординированными, а мышцы рук развитыми. Поэтому, при обучении штукатурно-малярному делу  большое внимание уделяю развитию мышц рук. Возможности для этого имеются при изучении любой программной темы. Тренирует руки и кисти  рук работа со шпателем, кельмой, тёркой, соколом.   При работе с инструментами необходим правильная хватка и соблюдение приёмов набрасывания , разравнивая  и затирки штукатурки. При обучении правильного использования того или иного инструмента, при овладении определённым двигательным приёмом труда тщательно, поэтапно отрабатываю с детьми отдельные движения с многократным закреплением навыка. В противном случае у них может сформироваться неправильный навык работы, что приведёт к некачественному выполнению изделия и нарушению правил безопасности труда.

Иногда, особенно у младших учащихся , рука бывает настолько вялой, что не удерживает карандаш, шпатель, кельму, поэтому основной помощью такому ребёнку является передача моторного стереотипа действия (манипуляция руками ребёнка).

Для развития кисти рук и отработка рабочей правильной позы  в пятом классе применяю такие приёмы, как: игра с теннисной ракеткой, приготовление глиняного раствора в ручную, изготовление кирпичей,  шлифовка различных поверхностей (деревянных, металлических, пластиковых, бетонных)  используя в работе наждачную бумагу различного назначения. Для укрепления мышц руки, развития точных движений пальцев использую специальные тренировочные упражнения, которые провожу во время физкультурной паузы или непосредственно перед работой. Вращение кистями рук, сжимание кистей в кулак, последовательное нажимание кончиком большого пальца на кончики остальных пальцев той же руки. Эти упражнения способствуют развитию координации движений, укреплению мышц руки. В старших классах проводится более сложная пальчиковая гимнастика.

Учитывая в работе такие обстоятельства, как быстрое утомление детей , связанное с приложением достаточных мышечных усилий, я переключаю их на другой вид деятельности или делаю перерывы, физ. минутки, музыкальные паузы.

Перечисленные приёмы совершенствуют двигательные трудовые навыки детей с ИН. Движения становятся более координированными, укрепляются мышцы рук.

Развитие речи.

Программа по профессионально – трудовому обучению построена концентрически, с естественным усложнением от одного класса к другому технических сведений и практических умений и навыков, трудовых приемов. Возникает необходимость поддерживать интерес к этим усложнениям, поэтому я применяю различные виды инструктажа: словесные, письменные, графические и их сочетания. В качестве педагогического средства стимуляции к повышению речевой активности и ее упорядочения на уроке я использую следующие приемы:

  • побуждение учащихся к самостоятельным высказываниям о проделанной работе;
  • обсуждение образца предстоящей работы и сравнение образца с с выполненной работой;
  • планирование предстоящей работы и запись порядка операций;
  • взаимное инструктирование учащихся и взаимная проверка работы;
  • обсуждение готовой работы;

В 5 – 6 классах учащиеся ориентируются в задании и планируют предстоящую работу в коллективной беседе, а уже в старших классах я предлагаю им делать анализ выполненной работы индивидуально по специально разработанному плану, Например, проанализировать назначение обоев , их основные свойства, состав , из которого  они изготовлены и т.д.

Учащиеся  вносят поправки в ответ товарищей , доказывают правильность своих суждений. Таким образом, активизируется мыслительная деятельность.

Использование описанных коррекционных методов и приёмов эффективны, т.к. обогащается чувственный опыт обучающихся, совершенствуется их внимание, мышление, восприятие, речь; двигательные навыки, трудовые знания и умения складываются в определённую систему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сибогатулина Н.И. КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Из опыта работы учителя технологии Сибогатулиной Н. И. "КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ  ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА...

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОФИЛЮ ШТУКАТУРНО – МАЛЯРНОЕ ДЕЛО

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА УРОКАХ   ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОФИЛЮ "ШТУКАТУРНО – МАЛЯРНОЕ  ДЕЛО"...

Пакет экзаменационных материалов для проведения итоговой аттестации выпускников 9 класса по профилю "Штукатурно-малярное дело".

Данный материал представляет собой:1.Перечень экзаменационных билетов;2.Необходимую информацию по содержанию каждого билета...

Мониторинг предметных результатов по учебному предмету "Профильный труд" (профиль «Штукатурно-малярное дело») для учащихся 5 класса

Мониторинг предметных результатов по учебному предмету "Профильный труд" (профиль «Штукатурно-малярное дело») для учащихся 5 класса...

ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ» (ПРОФИЛЬ: «ШТУКАТУРНО-МАЛЯРНОЕ ДЕЛО») ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА

Программа по предмету «Штукатурно-малярное дело»  в 5 классе составлена с учетом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего  и речевого развития, подгото...