ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ» (ПРОФИЛЬ: «ШТУКАТУРНО-МАЛЯРНОЕ ДЕЛО») ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА
рабочая программа (5 класс)

Кутузова Елена Юрьевна

Программа по предмету «Штукатурно-малярное дело»  в 5 классе составлена с учетом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего  и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции. При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:

  • Программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Бобрешовой С.В. под редакцией Воронковой В.В.;
  • Программой обучения «Штукатурно - малярному делу для учащихся 5-11 классов» специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Кутузовой Е.Ю., Руф Э.Ф.

 Цель реализации программы по учебному предмету «Штукатурно-малярное дело»: формирование у обучающихся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) новых трудовых компетенций на уроках штукатурно-малярного дела в 5 классе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_na_sayt.docx34.11 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области

«Адаптивная школа № 12»

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области

«Адаптивная школа № 18»

ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«ТЕХНОЛОГИЯ»

(ПРОФИЛЬ: «ШТУКАТУРНО-МАЛЯРНОЕ ДЕЛО»)

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5  КЛАССА

НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

Разработана и реализуется в соответствии

с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью

 (интеллектуальными нарушениями),

вариант 1

                                                                                Составители:

Бобрешова Светлана Владимировна,  учитель                                                          

Кутузова Елена Юрьевна, учитель

                                                                                   

г. Омск – 2019

1.  Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по учебному предмету «Штукатурно-малярное дело» для 5 класса разработана на  основе следующих нормативных документов, регламентирующих составление и реализацию рабочих программ:

  • Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013) N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом образования для обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью»;
  • Приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка и осуществления деятельности по основным образовательным программам –  начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2017-2018 учебный год;
  • Письмом Департамента государственной политики в сфере общего образования  от 28.10.2015 года № 08.1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
  • Положением о рабочих программах образовательного учреждения
  • Учебным планом образовательного учреждения.

При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:

  • Программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Бобрешовой С.В. под редакцией Воронковой В.В.;
  • Программой обучения «Штукатурно - малярному делу для учащихся 5-11 классов» специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Кутузовой Е.Ю., Руф Э.Ф.

Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного богатства, фактором социального прогресса.

Обучение штукатурно-малярному делу имеет значительный коррекционно-развивающий эффект. Изучение данного вида профиля способствует социализации и интеграции выпускников в обществе.

Цель реализации программы по учебному предмету «Штукатурно-малярное дело»: формирование у обучающихся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) новых трудовых компетенций на уроках штукатурно-малярного дела в 5 классе.

Рабочая программа по предмету «Штукатурно-малярное дело»  в 5 классе решает следующие  задачи:

  • развитие интереса к трудовой деятельности;
  • формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием;
  • освоение отдельных операций и технологий;
  • развитие у обучающихся умения осуществлять самоконтроль при выполнении практической деятельности;
  • развитие речи обучающихся на основе их практической деятельности;
  • расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования.

2. Общая характеристика учебного предмета

Программа по предмету «Штукатурно-малярное дело»  в 5 классе составлена с учетом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего  и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции.

Основная форма обучения – урок. Объяснение теоретического материала должно быть четким и носить исчерпывающий характер, чтобы ученик мог спланировать свою работу и самостоятельно ее выполнить.  

Для эффективности работы применяются  следующие методы: словесные; наглядные; практические и такие  приемы,  как  подбор занимательного материала, использование индивидуальных заданий, индивидуальный и дифференцированный подходы,  планирование предстоящей работы, словесный отчет о проделанной, логические поисковые задания, работа творческого характера.  Выбор метода и приема определяется возрастными, а так же индивидуальными и типологическими особенностями учащихся.

Обучение штукатурно-малярному делу имеет практическую и коррекционную направленность. Практическая направленность обучения заключается  в том, что все знания и навыки обучающиеся получают практическим путем в процессе упражнений. Коррекционная направленность заключается в использовании специфических методов и приемов обучения с целью исправления психофизических недостатков с опорой на сохранные возможности. Для каждого этапа обучения характерны определенные методические приемы, учитывающие специфику каждого обучающегося.

Особое внимание в данной программе уделяется усвоению и соблюдению правил безопасной работы, приучению обучающихся к соблюдению дисциплинарных требований, использованию речи для взаимодействия в процессе труда. Объем работ, выполнение которых запланировано, невелик. Учителю следует стремиться к тому, чтобы обучающиеся доводили начатое дело до конца, имели время для достижения максимального для их возможностей качества изделия.

Каждая четверть заканчивается практическим повторением, основная цель которой:  закрепление технико-технологических знаний, общетрудовых умений и развитие у учащихся профессиональных навыков.

В конце каждой четверти учащиеся выполняют итоговую самостоятельную работу.  Контрольно-измерительный материал  итоговой работы  за каждую четверть для 5 класса по учебному предмету «Профильный труд» (профиль «Штукатурно-малярное дело») предназначен для выявления степени усвоения обучающимися обязательного уровня трудовой подготовки и получить объективную оценку о характере их познавательной деятельности (Приложение 1).

Программа по предмету «Профильный труд» (профиль «Штукатурно-малярное дело»)  в 5 классе состоит из разделов, соединенных между собой.

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

Вводные уроки

5

I

Знакомство со строительными профессиями

6

II

Общие сведения о малярных работах

8

III

Материалы для малярных работ

10

IV

Подготовка деревянных поверхностей под простую окраску

6

V

Окрашивание деревянных поверхностей

4

VI

Леса и подмости

10

VII

Общие сведения о штукатурных работах

5

VIII

Материалы и инструменты для штукатурных работ

6

IX

Растворы для штукатурных работ

8

X

Основные операции простой штукатурки

14

XI

Краткие сведения о зданиях

5

XII

Отливки из гипса и цемента

22

XIII

Общие сведения о водных колерах

6

XIV

Окраска оштукатуренной поверхности водными составами

10

XV

Изготовление трафаретов и их использование

17

XVI

Работа с глиной

18

XVII

Практическое повторение

36

Самостоятельная работа и анализ ее качества

8

Итого

204

3. Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Профильный труд» входит в образовательную область «Технологии» и изучается школьниками с лёгкой степенью умственной отсталостью  в соответствии с требованиями ФГОС.

Количество часов, предусмотренных учебным планом.

Учебный предмет

Часов в неделю

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Часов

в год

Профильный труд

6

48

48

60

48

204

Количество часов варьируется от расписания уроков. Учебные занятия проводятся в школьной мастерской.

В зависимости от условий конкретного образовательного учреждения и/или контингента обучающихся допускается замена некоторых тем программы на иные темы или расширение, имеющихся в данной программе тем, согласовав их на заседании методического совета.

4. Планируемые результаты освоения программы

В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умеренной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат только личностные и предметные результаты.

Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся.

 Личностные результаты освоения программы по  предмету «Штукатурно-малярное дело»  в 5 классе  включают:

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
  • развитие навыков сотрудничества с учителем профильного труда и другими обучающимися в разных  ситуациях;
  • формирование мотивации к творческому труду, работе на результат;
  • воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности
  • формирование готовности к самостоятельной жизни.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. При этом некоторые личностные результаты могут быть оценены исключительно качественно.

Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием программы по предмету «Штукатурно-малярное дело», характеризуют  достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способности их применения в практической деятельности и жизни.

В рабочей программе 5 класса по предмету «Штукатурно-малярное дело» предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.  Минимальный уровень освоения предметных результатов является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения  этого уровня  не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.

Минимальный уровень:

  • знание названий некоторых строительных материалов и область их применения;
  • представления об основных свойствах используемых строительных материалах;
  • знание правил безопасной работы с инструментами и строительными материалами;
  • подбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для выполнения учебного задания;
  • владение основными приемами работы инструментами;
  • представления о различных видах профильного труда;
  • понимание значения и ценности труда;
  • умение организовать своё рабочее место;
  • понимание необходимости соблюдения порядка и аккуратности  в процессе выполнения трудовых заданий;
  • выполнение общественных поручений по уборке мастерской после выполнения трудовых заданий.

Достаточный уровень

  • экономное и бережное расходование материалов;
  • знание оптимальных и доступных технологических приемов работы ручным инструментом
  • выполнение самоконтроля выполняемых практических действий с исправлением допущенных ошибок;
  • осознание общественной значимости собственного труда, собственных достижений в области трудовой деятельности;

Критерии оценивания предметных результатов

Нормы оценок теоретических знаний

При устном ответе обучающиеся должны использовать технический язык, правильно применять и произносить термины.

Отметка «5» ставится, если ученик:

  • полностью усвоил учебный материал;
  • умеет изложить учебный материал своими словами;
  • правильно и обстоятельно отвечает на основные и дополнительные  вопросы учителя;
  • самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами.

Отметка «4» ставится, если ученик:

  • в основном усвоил учебный материал;
  • допускает незначительные ошибки при изложении учебного материала своими словами;
  • правильно отвечает на основные и дополнительные вопросы учителя;
  • подтверждает ответ конкретными примерами.

Отметка «3» ставится, если ученик:

  • не усвоил существенную часть учебного материала;
  • допускает значительные ошибки при изложении учебного материала своими словами;
  • не всегда и (или) неполно отвечает на основные и дополнительные вопросы учителя;
  • затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами.

Отметка «2» ставится, если ученик:

  • не усвоил учебный материал;
  • не может изложить учебный материал своими словами;
  • не отвечает на большинство основных и дополнительных вопросов учителя.
  • не может подтвердить ответ конкретными примерами.

Отметка «1»  за устные ответы не ставится.

Нормы оценок практических работ

Учитель выставляет обучающимся отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом их труда, качество выполненной работы  и затраты рабочего времени.

Отметка «5» ставится, если учеником:

  • правильно организовывалось рабочее место;
  • правильно выполнялись приемы труда, работа выполнялась самостоятельно и творчески;
  • работа сделана с учетом установленных требований;
  • полностью соблюдались правила техники безопасности.

Отметка «4» ставится, если учеником:

  • допускались незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
  • в основном правильно выполнялись приемы труда;
  • работа выполнялась самостоятельно;
  • работа сделана с незначительными отклонениями;
  • полностью соблюдались правила техники безопасности.

Отметка «3» ставится, если учеником:

  • допускались недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
  • отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
  • была продемонстрирована низкая самостоятельность в работе;
  • работа сделана с нарушением отдельных требований;
  • не полностью соблюдались правила техники безопасности;

Отметка «2» ставится, если учеником:

  • допускались существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
  • неправильно выполнялись многие приемы труда;
  • самостоятельность в работе практически не проявлялась;
  • работа сделана со значительными нарушениями требований;
  • не соблюдались многие правила техники безопасности.

Отметка «1» ставится, если учеником:

  • не выполнялись все виды приемов труда;
  • самостоятельность в работе не проявлялась;
  • работа выполнялась с нарушением всех требований;
  • не соблюдались правила техники безопасности.

В качестве примера можно использовать мониторинг предметных результатов (Приложение 2).

Изучение предмета «Штукатурно-малярное дело» в 5 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий.

Личностные учебные действия включают следующие умения:

  • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
  • активно включаться в общеполезную социальную деятельность.

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

  • поддерживать коммуникацию при выполнении учебных и трудовых задач;
  • вступать в диалог и поддерживать его с педагогом и учащимися для решения различных учебных задач;
  • ориентироваться с предложенных источниках информации для решения познавательных задач.

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

  • принимать поставленные цели и задачи решения учебных и практических задач;
  • действовать на основе разных видов инструкций для решения учебных и практических  задач;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
  • осуществлять самоконтроль в процессе деятельности;
  • адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия включают следующие умения:

  • использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) в практической деятельности при решении учебных задач;
  • использовать в учебной деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Диагностика базовых учебных действий проводится в соответствии с «Программой формирования базовых учебных действий», реализуемых в образовательной организации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» (Направление «Технический труд») 5-9 классы, Скрипник Елена Андреевна - учитель технологии

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» (Направление  «Технический  труд») 5-9 классы, Скрипник Елена Андреевна - учитель технологии...

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» (Направление «Обслуживающий труд») для 5- 9 классов, Орехова Наталья Николаевна - учитель технологии

Рабочая программа по учебному предмету «Технология»  (Направление «Обслуживающий  труд») для 5- 9 классов, Орехова Наталья Николаевна - учитель технологии...

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для 10-11 классов (базовый уровень), Орехова Наталья Николаевна - учитель технологии

Рабочая программа по учебному предмету «Технология»   для  10-11 классов (базовый уровень), Орехова Наталья Николаевна - учитель технологии...

Рабочая программа по учебному предмету «Технология. Технология ведения дома» с учетом ФГОС.

Создание условий для творческой самореализации учащихся через формирование у них технологической компетентности в интеграции с декоративно-прикладным творчеством и профориентационной проблематикой, ра...

5 класс Рабочая программа по учебному предмету "Технология" по программе И.А.Сасовой

Рабочая программа ФГОС по технологии для 5 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по технологии автора И.А.Сасовой. Программа рассчитана на 68 часов.Цели программ...

Рабочая программа по учебному предмету «Технология»(девочки) Линия УМК Симоненко. Технология 5-9 для 7,8 классов срок реализации программы: 2020-2021 учебный год

Рабочая программа по направлению «Технология» для учащихся 8 классов разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании» с п.7 ст.32, п. ...

Рабочая программа по учебному предмету «Технология»(девочки) Линия УМК Симоненко. Технология 5-9 для 7,8 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по направлению «Технология» для учащихся 8 классов разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании» с п.7 ст.32, п. ...