«Организация работы по формированию пространственной ориентировки в музыкальной деятельности и физическом развитии с детьми с нарушением зрения и речи в условиях ДОУ»
статья на тему

Вилегжанина Ирина Викторовна

Выступление на тему формирования простарнственной ориентировки с детьми с нарушением зрения и речи с кратким описанием значения этого аспекта и примерными игровыми заданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_dekabr.docx26.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 229»

654080, г. Новокузнецк, ул. Запорожская, дом 13, тел. (3843) 76-01-69, 76-39-56

E-mail: dou229_nvkz@mail.ru

ОКПО 46313218 ОГРН 1024201473075 ИНН/КПП 4217032076/421701001

Педагогический  совет:

«Организация работы по ориентированию в пространстве с детьми с нарушением зрения и речи в условиях ФГОС ДО»

29.12.2016 года

Выступление по теме:

«Организация работы по формированию  пространственной ориентировки в музыкальной деятельности  и физическом развитии с детьми с нарушением зрения и речи в условиях ДОУ»

Авторы: Вилегжанина Ирина Викторовна, музыкальный руководитель. Давыдова Мариана Валерьевна, музыкальный руководитель. Мельникова Ирина Владимировна, инструктор по физической культуре.

            Дети с нарушением зрения  и речи характеризуются своеобразием развития психических и физических процессов, что проявляется в недостаточной двигательной активности, особенностях двигательной сферы, в нарушении согласованности, ритма и темпа.  В свою очередь, это вызывает у них трудности пространственной ориентировки. Ориентировка в пространстве – одна из актуальных и труднейших проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения, имеющих свою специфику и особенности.  Внутрисистемные нарушения зрения приводят к сложностям зрительной ориентации, замедляют ход развития важных системных структур: зрительного восприятия, ориентировки и движения в пространстве. Пространственная ориентировка при слабовидении характеризуется замедленностью, неточностью, фрагментарностью, недостаточностью зрительного анализа и синтеза. Развитие ориентировки в пространстве детей с нарушением зрения и речи  требует специального обучения активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов (слуха, тактильно-двигательного восприятия, обоняния и т. д.) Только в этом случае возможно создание у детей целостного обобщенного образа осваиваемого пространства. В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося. Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами).

Рассмотрим организацию работы по  направлениям деятельности:

  • инструктор по физической культуре закрепляет умение ориентироваться в пространстве, дополняя зрительное восприятие пространства двигательными ощущениями.
  • музыкальный руководитель упражняет детей в узнавании местоположения людей, предметов по звуковой характеристике, развивает слуховое восприятие.

Для формирования способностей  ориентировки  в пространстве используются такие  приемы, как:

1. работа перед зеркалом (работа проводится при выполнении упражнений, танцевальных элементов,  гимнастики);

2.  работа по разметкам и меткам, ориентирам (слуховым, звуковым, голосовым, зрительным);

3.  работа в парах, тройках, в группах;

4.   работа в играх (музыкально-двигательных и подвижных играх). Игра  -   как средство коррекции и компенсации нарушенных функций у детей, повышающее уровень ориентировочной деятельности, двигательных навыков и умений;

5. упражнения (в основных видах движений, ОРУ, музыкально-ритмических упражнениях).  

Музыкально-ритмические упражнения направлены на:

  • формирование чувства ритма, темпа, размерности восприятия музыкального рисунка;
  • согласование  движений с музыкальной ритмичностью;
  • изменение характера движений в соответствии с изменением контрастов звучания (громко-тихо, быстро-медленно, высоко-низко);
  • согласование движений с пением;
  • выразительность движений (имитационно-подражательные действия под музыку и без неё).

Практика показывает, что чем раньше музыкально-ритмические движения начинают использоваться в работе с детьми с проблемами зрения (в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов), тем выше результаты в развитии у ребенка речевой функции, моторики, пластичности, ориентировке в пространстве, выразительности движений, а также в развитии музыкальных способностей.

 Игры и упражнения по  формированию способности ориентироваться в пространстве  по  физической культуре, направлены на:

  1. ориентировку в собственном теле, пространственной организации движений;
  2. оптико-пространственной ориентировки в пространстве зала через движение;
  3. понимание вербальных инструкций, отражающих пространственные отношения и выполнение их (перестроения, движение по инструкции и т.д.);
  4. способности к словесному выражению этих отношений (движение влево, вправо, назад, вперед и т.д.).

    В организации работы по формированию ориентировки в пространстве используются игровые задания с различными ориентирами (световыми, цветовыми, звуковыми, тактильными), двигательные  игры и упражнения, музыкально-ритмические упражнения и подвижные  игры.   В залах имеются напольные разметки в виде линий, кружков, треугольников. Настенные  и навесные обозначения, ориентиры. Метки на оборудовании и пособиях. Сами пособия имеют цветовые  и размерные отличия (обозначения). Вместе с традиционным оборудованием, можно активно использовать в работе и нестандартное оборудование. Данное оборудование несложное, недорогое, но вносит в каждое занятие элемент необычности, вызывает интерес детей, желание поиграть с новыми для них атрибутами.  Использование  оборудования увеличивает количество упражнений для разных групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с ребятами, имеющими разную зрительную патологию, подготовить их к выполнению других, более сложных движений, упражнений, заданий.

    Сначала выбираются задания требующие ориентировки на ограниченной площади, при близком расположении предметов относительно друг друга. Педагог показывает выполнение задания, ребенок выполняет, повторяет действие, после этого ему задаются вопросы. Далее педагог выполняет, какие – либо действия с предметом и оречевляет  их.   При этом активно используется привлечение собственного опыта  ребёнка (поставь куклу также как ты стоишь, как вы стоите – напротив друг к другу и т.п.). После этого дети сами выполняют задания, в которых требуется встать в строй или в шеренгу и определить местоположение своих соседей.  Используются задания, в которых необходимо воспроизведение направлений по называнию, самостоятельное обозначение их словами, показ направлений из статического положения. Передвижение в указанном направлении, переход к их  различению в процессе ходьбы и бега. Усложнение: увеличение количества предметов, увеличение удаленности предметов от ребенка. Необходимо широко использовать упражнения, требующие дифференцировки основных пространственных направлений в процессе передвижения.  Усложнение: увеличение площади пространства, увеличение темпа выполнения задания. В обучении детей с нарушением зрения большое внимание следует уделять упражнениям в зрительной оценке расстояний между предметами или удаленности их «от себя».  Для правильной ориентировки в пространстве формируется и отрабатывается умение в качестве точки отсчета принимать положение того или иного объекта среди других, фиксируя при этом различные пространственные соотношения объектов. Эта система отсчета позволяет лучше понять пространственные соотношения объектов между собой, определять удаленность, местонахождение предметов. На этом этапе используются следующие упражнения: передвижения на различные расстояния, ориентируясь на сигнал и по памяти; с преодолением и обходом препятствий; определение направления и расстояния пройденного пути (в том числе по звуковым сигналам); метание с закрытыми глазами в озвученные цели, расположенные в разных направлениях и др.

        С целью развития возможностей слухового анализатора при ориентировке в пространстве рекомендуют проводить такие игры и упражнения, как: «С какой стороны от тебя звучит?», «Найди звучащий предмет», «Узнай по звукам, в каком помещении ты находишься», «Мир вокруг нас в звуках», «В какую сторону от тебя движется звучащий предмет?». Для развития слухового восприятия полезно также учить детей различать по звуку музыкальные и озвученные игрушки в играх и упражнениях «Что звучало?», «Найди игрушку, которая звучала». Требуется не только узнать игрушку по характерному для нее звуку, но и найти ее среди других, обозначить словом ее пространственное расположение (по отношению к другим игрушкам и «от себя»).  Дети знакомятся с характером музыки и учатся соотносить свои движения с ее темпом, ритмом, скоростью, плавностью и т.д. Музыкальное сопровождение движений детей учит их быть  ритмичными, отзывчивыми к различным двигательным актам. Связь музыки и движения обеспечивает формирование у детей как музыкально-ритмических навыков (ритмического, динамического, тембрового слуха, способности различать форму, характер музыкального произведения), музыкальной памяти, внимания, так и двигательных навыков, которые обеспечивают согласование средств музыкальной выразительности и передачу их в различных движениях в играх, плясках, упражнениях.

Например,  упражнения:  «Бегите ко мне» автор Дубянская, муз Тиличеевой (способствует развитию прослеживающих функций);  «Птички летают» Банникова (способствует развитию переферического зрения, «Карусель» русская нар. мел. (развивает пространственную ориентировку), «Смело идти и прятаться» Баркович (развитие понятия «ближе-дальше», пространственной ориентировки), «Змейка» Щербачев (развивает прослеживающие функции глаз).  Игры: «Прогулка» Преображенского (способствует развитию слуховой и пространственной ориентировки), «Мотылек» Рустамова (развивает прослеживающие  функции глаза и пространственную локализацию), «Зеркало» русская нар. мелодия (развивает подражательные функции), «Повтори» белорусская нар. мелодия и «Сделай, как мы» Вебер (развивает зрительную память и движения подражательного характера), «Ловим бабочек» Генералова (помогает развитию пространственной локализации и прослеживающих функций), «Зоркие глаза» муз. Глинки (развивает прослеживающие функции, фиксацию и боковое зрение). Упражнения, танцы, игры с предметами:   с мячами, обручами, лентами,  игрушками, платочками, флажками, шарами (игры «Магазин игрушек» латвийская нар. мелодия, «Дети идут в гости» Феоктистовой, «Игра со звоночками» Рожавской, «Игра с флажками» муз. Чичкова, «Прятки с платочками» венгерская нар. мелодия, «Кто скорее возьмет игрушку» латвийская нар. мелодия; упражнения «Качание рук с лентами» польская нар. мелодия, «Передача платочка» Ломовой, «Упражнения с погремущками» Жилина, «Упражнение с мячами» Александрова).  

В играх и упражнениях дошкольники учатся располагать предметы,  находить их в местах.  Обучение этому требует много времени и практических упражнений. Недостаточный уровень развития мышления приводит к тому, что действия детей носят нечёткий характер. Это объясняет наличие ошибок. Между практическими и мыслительными действиями наблюдается некоторый разрыв.

Игра «Спрячем игрушку (шишку, осенний листочек)». Всем знакомую игру можно дополнить инструкциями по указанию направления движения поиска игрушки. При знакомстве с игрой инструкцию ребёнку дают поэтапно, затем можно усложнять игру: сразу сообщать направление и изменение движения. Например: «Сделай два шага вперёд, три шага вправо и ещё два шага вперёд» и т.п.

«Лицом друг к другу», «Зеркало», «Тень». Упражняем детей в умении ориентироваться на собственном теле, и стоящего напротив товарища, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины. Стоя попарно лицом друг к другу, определить сначала у себя, затем у товарища, левый глаз, правое ухо, левое колено и т.д.

 «Куда я спрятался», «Кто лишний?», «Что изменилось?». Формируем  понимание и словесное  обозначение  объекта; употребление  предлогов: за, из-за, около, от, перед, в, из и т.д.

Игра для всей семьи: ребёнок с одним из родителей прячется, второй родитель ходит, ищет их. Главное в этой игре, постоянно обозначать места, где ищут, например: «В песочнице есть? На скамейке? За деревом? Около куста?» и т.д. Усложнение игры, когда ребёнок сам проговаривает места поиска объекта.

Игра «Транспорт». Наблюдая за движением транспорта на улице, попросить ребёнка определить в какую сторону едет автобус, легковая машина, маршрутное такси и т.д.

Игра «Отгадай,  кто,  где стоит». Перед детьми — несколько предметов, расположенных по углам воображаемого квадрата и в середине его. Ведущий предлагает детям отгадать, какой предмет стоит сзади зайца и перед куклой или справа от лисы перед куклой и т. д.

Игра «Компас».  Формируем восприятие  направления  движения по инструкции. При возникающих сложностях у ребенка с называнием направления, взрослый должен помочь ему найти нужные указательные слова.

      Ориентировка в пространстве - одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. Это объясняется тем, что успешность интеграции человека со зрительной патологией во многом зависит от его способности самостоятельно ориентироваться в пространстве своего дома, на рабочем месте, на улицах города, в различных учреждениях, организациях, в общественных местах. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт организации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения и задержкой речевого развития

Опыт организации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения и задержкой речевого развития...

Методика работы на уроках физической культуры с детьми с нарушением зрения

У детей с нарушением зрения на уроках физической культуры формируются зрительно-двигательные взаимосвязи (выполнение движений под контролем зрения) и повышение двигательной активности за счет увеличен...

Логопедическая работа с детьми с нарушением зрения и речи

в презентации обобщен опыт работы с детьми с нарушением речи и зрения старшего дошкольного возраста...

Специфика работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения и речи.

Доклад посвящен особенностям коррекционно-логопедической работы учителя-логопеда с дошкольниками, имеющими нарушения зрения и речи. Описаны принципы работы, предложены наглядные схемы для составления ...

Статья на тему:"Развитие речевых и коммуникативных навыков, творческих способностей у детей с нарушением зрения и речи через проектную деятельность"

Статья  на тему:"Развитие речевых и коммуникативных навыков, творческих способностей у детей с нарушением зрения и речи через проектную деятельность"...

Статья "Организация работы с детьми с нарушениями зрения в инклюзивных группах".

Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения в условиях инклюзии направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы ...

Картотека речевых игр для работы с детьми с нарушениями зрения и речи

У детей с нарушениями зрения имеются вторичные отклонения - тяжёлые нарушения речи. Представленный материал поможет воспитателям и специалистом преодолеть речевые трудности в работе с детьми с нарушен...