опыт работы школьной службы медиации
опыты и эксперименты (7 класс) на тему

Кулаковская Марина Вячеславовна

Из опыта работы школы по организаци работы в школьной службе медиации, конкретные примеры разбираемых случаев в школьной службе медиации, соблюдая все этапы конфликта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_shkolnoy_sluzhbe_mediatsii.docx31.23 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы службы школьной медиации (примирения) ГБОУ школы № 588 Колпинского района г.Санкт-Петербурга.

М.В.Кулаковская, социальный педагог ГБОУ школы № 588 Колпинского района г.Санкт-Петербурга

М.А.Гайдаманова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГБОУ школы № 588 Колпинского района г.Санкт-Петербурга

В нашем ОУ Служба школьной медиации (СШМ) была создана в 2014 году. Несмотря на небольшой временной период её работы, накоплен первый опыт реализации восстановительных программ, который может быть полезен, как медиаторам-новичкам при рассмотрении аналогичных ситуаций, так и для использования результатов анализа в дальнейшей работе службы.

Определяющий момент начала функционирования службы  - квалифицированное информирование учеников, родителей, педагогов, которое осуществлялось через презентацию службы на общешкольных родительских собраниях и конференциях, педагогических советах, ДОО «Школьный парламент», классных часах, а также оформление стенда и  страницы на сайте школы.

Миссией службы школьной медиации мы считаем трансформацию исполнительно-распорядительных взаимоотношений внутри школьного образовательного пространства в отношения заинтересованного сотрудничества. По разным причинам, не все конфликтные ситуации в школе поступают для урегулирования в нашу службу. Так,  некоторым педагогам по-прежнему сложно отказаться от привычной административной позиции. Но проводимая просветительская работа среди учащихся, педагогов, классных руководителей позволяет объяснить преимущества восстановительного подхода не только им, но и родителям.

Служба школьной медиации работает по обращениям педагогов, учащихся, родителей о наступивших и, что также важно, назревающих конфликтах. Безусловно, определенная часть, из указанных сторонами-участниками программ примирения, причин их возникновения могла бы не перерасти в конфликт. В этом направлении службе медиации и педагогическому коллективу школы еще предстоит кропотливая профилактическая работа.

Среди обращений, рассмотренных службой за данный период, наблюдались отдельные случаи, когда участники конфликта отказывались участвовать в его разрешении. Отмечено также, что учащиеся с большей готовностью проявляют готовность к участию в процедуре примирения, но родители иногда препятствуют их проведению.

Поскольку анализ работы службы показывает, что преобладающими являются случаи по восстановлению отношений «ученик» – «ученик» (обидные прозвища, борьба за лидерство, личная неприязнь и др.), мы приводим отчеты о проведении двух из таких программ.*

*В целях соблюдения требований Федерального закона РФ «О персональных данных»№ 152-ФЗ и сохранения медиативного принципа конфиденциальности информация о персональных данных сторон и иных существенных обстоятельствах рассматриваемых случаев изменена.

Программа примирения № 1.

Медиатор: Кулаковская М.В.

Источник получения информации: обращение классного руководителя к куратору службы школьной медиации.

Стороны: одноклассницы Виктория и Анастасия, проживающие в одном дворе.

Содержание информации:  родителей одной из сторон встревожила переписка в социальных сетях вышеназванных учащихся. Переписка, с их слов, велась достаточно продолжительное время, с использованием нецензурной лексики, угроз, попыток вовлечения в конфликтную ситуацию между членами одной компании. Решением родителей стало обращение к классному руководителю с просьбой о помощи.

Ход ведения программы:

Были сформулированы цели: обеспечить безопасное психологическое пространство для реализации примирительной встречи; способствовать восстановлению конструктивных отношений между одноклассниками и заглаживанию морального вреда.

Шаг 1.Участники подростки без родителей.

Сторонам были изложены правила процедуры. Обратившаяся сторона первой обозначила проблему. Заслушали и другую сторону с иным видением ситуации и причин, её вызвавших. Первая встреча с девушками прошла очень эмоционально и не позволила определиться с точной формулировкой причин разногласий, и, следовательно, мы не смогли приблизиться к разрешению самого конфликта. Одноклассницы не слушали и не слышали друг друга. Потребовалось взять паузу и назначить вторую встречу через неделю.

Шаг 2. В преддверие следующей совместной встречи были организованы индивидуальные встречи с каждой из сторон для уточнения неизвестных обстоятельств и стартовых позиций девушек. Выяснились существенные поведенческие особенности Виктории (приехала из другого города, конфликты постоянные в предыдущем коллективе, в результате мать забрала девочку к себе). В связи с этим, одной из сторон была предложено психологическое сопровождение с целью преодоления напряжения и страхов, связанных с рисками изоляции в молодежной среде. Кроме того, с просьбой об участии в медиативном процессе обратился классный руководитель. Его волновала степень участия в конфликте других учеников класса, поскольку на основе рассказов девушек нам не удалось достоверно определить масштаб разногласий и наличие (либо отсутствие «провокаторов»).

Шаг 3. Вторая совместная встреча состоялась с участием родителей девушек и классного руководителя.

Выявлена истинная причина конфликта - психологическая несовместимость сторон, что является, пожалуй, самой трудноразрешимой в практике примирения. Осложнена эта основная причина была еще и невозможностью девушек самореализоваться в коллективе.

Были предложены к рассмотрению варианты  моделей поведения, высказаны рекомендации, где и каким образом можно пробовать себя «найти»  с учетом интересов и проблем  сторон.

Шаг 4. Третья встреча состоялась через 1 месяц. Девушки воспользовались рекомендациями медиаторов: сформировали каждая свой круг общения, одна из сторон продолжила коррекционные занятия с психологом и стала регулярно участвовать в общешкольных мероприятиях. Другая – пришла в кружок ОДОД «На пороге взросления», готовила и проводила мероприятия, совместно с руководителем, для младших школьников по умению общаться. Обстановка в классе и во дворе стабилизировалась.

Результат, резюме:

Заключительный этап состоялся через 2 месяца после первого обращения. Несмотря на то, что девушки сделали свой выбор, не посчитав нужным сближаться, несомненным успехом проведенной работы стало выстраивание ими отношений по принципу «минимизации вербального общения». С учетом специфики конфликта такое частичное решение проблемы есть наиболее возможное и оптимальное.

Таким образом, при своевременном обращении родителей, заинтересованном участии сторон, СШМ удалось своевременно купировать разрастание конфликта, не позволить ему перейти в открытую фазу с перерастанием в групповой между одноклассниками, способствовать восстановлению комфортных взаимоотношений внутри класса.

Программа примирения № 2.

Медиатор: Кулаковская М.В.

Источник получения информации: инспектор по делам несовершеннолетних, родители, классные руководители.

Стороны: учащиеся 7-х параллельных классов: Александр и Олег

Содержание информации. Пытаясь доказать друг другу свою  правоту в  вопросе, кто  больше понимает в компьютерных стратегиях, способах реализовать себя в социальных сетях и, используя момент отсутствия взрослых, по пути домой, подростки начинают доказывать и демонстрировать жестами, как нужно себя вести в той или иной ситуации. В результате Александр не рассчитал силу, Олег не устоял и упал на лестнице, ударился  головой, врачи  зафиксировали  сотрясение головного мозга, ребенок был госпитализирован.

Ход ведения программы:

Шаг 1. Проводился совместно со службой медиации, советом по профилактике школы, родителями обеих сторон. Александр сразу признал свою вину, сразу последовали извинения, предложения помощи в лечении, восстановлении повреждённых очков. Александр, на тот момент, уже  посетил Олега в больнице. Сторону  потерпевшего представляли родители, которые не защищали сына, а хотели разобраться в ситуации и их интересовал немаловажный вопрос, а что дальше? Ведь мальчики будут продолжать учиться в школе?

Шаг 2. Александр рассказал, что Олег в момент разборок наносил оскорбления, а Александр (приехал из другой страны) привык защищать свою честь, не сдержался и в этот раз, но он очень сожалеет о случившемся. Мальчику была предложена консультация психолога. Родители дали согласие на участие подростков в медиации по выходу Олега из больницы. В отделении по делам несовершеннолетних дело прекратили, т.к. родители Олега не сомневались, что процедура даст свои результаты.

Шаг 3. Мальчики встретились, были заслушаны обе стороны, уточнены обстоятельства  и отношение к произошедшему. Мальчики не стали называть одноклассников, свидетелей конфликта, самостоятельно определили «цену вопроса», поняли, что ссора произошла из-за малозначимых обстоятельств. Ребятам было предложено подписание примирительного договора.

Шаг 4. На примирительной встрече ребята сами назвали причины конфликта, смогли встать на место другой стороны. Они предварительно, готовясь к встрече, достаточно мудро разобрали ситуацию в семьях,  назвав пути игнорирования конфликтных ситуаций на будущее. Договор был подписан, учащиеся пожали друг другу руки по-мужски.  Мальчики с хорошим настроением ушли на летние каникулы.

Шаг 5. Постконфликт. В сентябре Александр и Олег встретились после каникул. Наблюдая со стороны, было приятно наблюдать, что мальчики при встрече пожимают друг другу руки, как хорошие знакомые. При общении  в отдельности с каждой стороной пришли к выводу, что возвращаться к повторной медиации нет смысла.

Результаты, резюме. Ребята были удовлетворены исходом медиации. Важными результатами работы стали следующие факты:  последствий для здоровья не выявлено, учащихся на поставили на учет в соответствующие органы. Сами ребята поняли, что в решении любого случая важен конструктивный исход и уход от повторного конфликта. Родители поблагодарили службу, отметили воспитательный момент, а служба, в свою очередь, поблагодарила родителей за понимание.

Медиативные технологии не могут разрешить все спорные школьные ситуации, не подменяют административные меры. Но важно, что они предлагает разумную альтернативу разрешению многих назревающих и текущих конфликтов, дают возможность сторонам воспользоваться восстановительным подходом в максимальном количестве случаев в целях обеспечения комфортной и безопасной среды в школе.

В школе, наряду с процессом обучения и воспитания существуют и другие, малоизученные процессы, которые потом приводят к конфликтам и наша служба старается помочь разным ребятам не переступить черту. Опыт этой работы свидетельствует, что службы примирения способны помогать разрешать самые сложные ситуации, поскольку в 80 % случаев ситуация была частично или полностью разрешена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная служба медиации "Нормативно-правовая база школьной службы медиации"

Школьная Служба примирения и восстановительной медиации» предназначена для того, что бы создать условия, где две конфликтующие стороны смогли бы снова понимать друг друга и договариваться о приемлемых...

Деятельность школьной службы медиации в рамках учебно-воспитательной работы

В работе раскрывается деятельность школьной службы медиации в рамках учебно-воспитательной работы на 6 уровнях, трудности,  которыми сталкивается школа в процессе стоновления СШМ,...

Статья "Анализ работы школьной Службы примирения (медиации) 2017/18 учебный год." Куратор - социальный педагог ГБОУ школы №476 Песочина И.А.

Служба медиации действует на основании действующего законодательства, Положения о школьной службе медиации....

ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В статье рассматривается опыт создания службы медиации в многонациональной школе г.о.Котельники Московской области.  Раскрывается близость ценностей медиации и установок на толерантность. Авторы...

"Работа школьной службы медиации МБОУ ООШ №5"

Мастер - класс  "Работа школьной службы медиации МБОУ ООШ №5" Медиация - это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только ...

План работы школьной службы медиации на 2019-2020 учебный год

План работы школьной службы медиации....

Школьная служба медиации (план работы на 2017-2018 учебный год)

План работы службы школьной медиацииМКОУ  «Петропавловская адаптивная школа-интернат»на 2017-2018 учебный год № п/пНаименование мероприятияВремяпроведениясентябрь1Заседание члено...