Развитие детской креативности
статья на тему

Саратова Ирина Петровна

Креативность (от англ. сreate – создавать, творить) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру  одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kreativnost.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Креативность (от англ. сreate – создавать, творить) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру  одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.

На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка – способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку,  предметы и обстоятельства необычным образом. В широком смысле – нетривиальное и остроумное решение  проблемы. Причем, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если потребность материальна. И смелому, нестандартному, что называется не штампованному подходу к решению проблемы или удовлетворению потребности, находящейся в нематериальной плоскости.

Креативность с точки зрения психологии

По мнению психологов, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению  этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке  и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются  различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

Экспертные и экспериментальные оценки способности человека к производству знаний показывают, что креативные способности человека не очень велики. Путем вовлечения всех работников в непрерывное совершенствование организации (метод Кайдзена) креативность организации резко возрастает.

Существуют психологические инструменты  измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике – Тест Пола Торренса. Этот тест позволяет оценить:

  • Вербальную креативность
  • Образную креативность
  • Отдельные креативные способности:
  • Беглость – этот количественный показатель, в тестах чаще всего это количество выполненных заданий.
  • Гибкость – этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому.
  • Оригинальность – этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных.
  • Способность видеть суть проблемы.
  • Способность сопротивляться стереотипам.

Критерии креативности

Критерии креативности:

  • Беглость – количество идей, возникающих в единицу времени;
  • Оригинальность – способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
  • Гибкость;

Как отмечает Ранко, важность этого параметра обуславливается двумя обстоятельствами: во – первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во – вторых,  позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность.

  • Восприимчивость – чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
  • Метафоричность – готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное,  а в сложном – простое;
  • Удовлетворенность – итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства;

По Торренсу:

  • Беглость – способность продуцировать большое количество идей;
  • Гибкость – способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
  • Оригинальность – способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;
  • Разработанность – способность детально разрабатывать возникшие идеи;
  • Сопротивление замыканию – это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем;
  • Абстрактность названия – это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму;

Гипотезы происхождения креативности

Имеются несколько гипотез по возникновению креативных способностей. Согласно первой считается, что творческие способности возникли у человека разумного постепенно, в течение длительного времени и явились следствием культурных и демографических изменений человечества. В частности, роста численности народонаселения, путем сложения способностей самых умных и одаренных особей в популяциях, с последующим закреплением данных свойств в потомстве.

По второй гипотезе, высказанной в 2002 году антропологом Ричардом Клайном из Стэнфордского университета, появление креативности носило скачкообразный характер. Она возникла вследствие внезапной генетической мутации около 50 тысяч лет назад.

В современной социально – экономической ситуации вопросы социальной адаптации детей с нарушениями в развитии (соответственно, с особыми образовательными потребностями) приобретают особую актуальность. Происходящие в настоящее время в России глубокие социокультурные изменения определяют актуальность  разработки методологических и теоретических оснований внедрения инновационных образовательных программ и технологий, ориентированных на качественное совершенствование процесса социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение таких детей и ставится как цель перед нами в нашей школе, с нашими детьми. Как бы то ни было, творчество, креативность  предполагает наличие способности продуцировать, порождать новые идеи. В современном обществе на творческую личность существует особый спрос, что объясняет пристальное внимание педагогов к проблеме развития творческого потенциала личности. В этой связи говорится о возможности создания в образовательном учреждении особо креативной атмосферы, способной развить в ребенке творческие способности.

Н.С. Лейтес (2000 г.) отмечает, что помощь, оказанная детям, чтобы они могли уверенно чувствовать себя в жизни, - это не только информация и знания, но и креативная установка. Это своего рода основа для всего, что дети будут делать, в каком бы направлении  они ни развивались.

Е. Белова и И. Ищенко (1992 г.) говорят о необходимости создания условий для творческого развития ребенка, подразумевая наличие у ребенка материалов и рабочего места для творчества, а также сохранение за ребенком права изменять дома привычный порядок вещей в соответствие со своими творческими представлениями.

Авторы говорят о том, что мы взрослые, должны активно участвовать  в творческом развитии ребенка. Для этого следует отвечать на детские вопросы, совместно обсуждать разнообразные проблемы, участвовать в продуктивной и игровой деятельности детей, ходить с ними на экскурсии  и т.п. Не следует создавать вокруг ребенка слишком строгий порядок, чтобы он был вынужден соблюдать этот порядок. Важно обращать внимание ребенка на различные вещи, чтобы таким образом развивать его собственное восприятие, учить его видеть, слышать и чувствовать. Развитие у ребенка чувствительности к материалам и их свойствам, формирование умения наблюдать окружающий мир и соединять воспринятые вещи есть база для развития детского творчества. Одна из задач креативного воспитания состоит в том, чтобы дать ребенку понять, что от него ожидают творчества.  Это не означает, что нужно оказывать на ребенка давление или подталкивать к результатам. Это лишь касается его общего подхода к окружающему миру. Если взрослые сами креативны и показывают ребенку в этом личный пример, то это нетрудно ему передать.

Стимулирование творческой активности может осуществляться через поощрение детей к творчеству, через демонстрацию  со стороны взрослых внимания и уважения к детским идеям и результатам творческого труда ребенка.

Итак, взрослые способны сыграть значительную роль в развитии детской креативности. Для этого следует создавать особую творческую атмосферу, активно участвовать в развитии детского творчества и стимулировать креативность детей. Первое открытие ребенка – это, прежде всего совместное с взрослыми открытие. Важно сохранить и развить в ребенке радость от этого открытия и от творчества в целом.

Взрослым, важно помнить, что именно особенности личности определят в дальнейшем перспективы развития таланта, обусловят наличие или отсутствия достижений. К. Тэкэкс (1986 г.) подчеркивает, что в детях следует развивать следующие качества: уверенность, базирующиеся на сознании самоценности; понимание достоинств и недостатков в себе  самом и окружающих; интеллектуальную любознательность, готовность к исследовательскому риску; уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению и душевному  мужеству; привычку  опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за собственные поступки; умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми разных возрастов, рас, социально – экономических и образовательных уровней. Желательно, чтобы родители демонстрировали детям моральные, социальные и интеллектуальные ценности. Важно предоставлять детям определенную свободу в достижении цели и получении ответов на вопросы – не следует давать готовых, однозначных и исчерпывающих ответов. При этом у ребенка должно быть ощущение  защищенности и надежности – отсутствие жесткой регламентации и давления должно сочетаться с готовностью прийти на помощь, если ребенок в этом нуждается.

Ю. Д. Бабаева (2000 г.) говорит о том, что любые рекомендации становятся ценными тогда, когда будут учтены индивидуальные  особенности ребенка, без этого условия рекомендации окажутся не эффективными. И самое главное, что должны помнить взрослые, что их цель воспитания – вырастить и воспитать человека сопереживающего, сочувствующего, умеющего прийти на помощь, понять и принять и себя, и мир вокруг.

Необходимо построить так педагогическую систему, чтобы она была ориентирована на развитие  человеческого потенциала в целом.

У нас в школе существует множество кружков и секций, где занимаются наши дети и где они могут развиваться и раскрыться как «личность».





















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральное образовательное пространство, как средство развития детского творчества

Статья об Образцовом художественном коллективе детском музыкальном театре-студии «Гармония» МОУ СОШ № 40 им. М.К.Видова...

Методическая разработка «Технологии развития социальной активности: технологии развития социальной креативности»

В методической разработке рассмотрены технологии развития социальной креативности обучающихся для учреждений дополнительного образования....

«Развитие социальной креативности ребенка в условиях дополнительного образования»

laquo;Социализация ребенка в условиях спортивно-оздоровительного лагеря»...

Развитие социальной креативности учащихся в условиях дополнительного образования (на примере деятельности студии ДПИ)

В статье рассматривается ряд компонентов, составляющих структуру социальной креативности, и описываются способы развития социальной креативности учащихся на занятиях по программе студии ДПИ в системе ...

Функции регионального ресурсного центра развития дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности в реализации стратегических направлений программы развития детско-юношеского спорта в Санкт-Петербурге до 2030 года

Система детско-юношеского спорта в Санкт-Петербурге представляет собой слаженную структуру межведомственного взаимодействия, выстроенную для популяризации и развития школьного спорта, детско-юношеског...

Методический доклад "Влияние детско-родительских отношений на развитие детской одаренности. Сопровождение семей, имеющих детей с признаками одаренности."

                         Работа с одаренными детьми –  сложный и никогда не прекращающийся процесс, требующий ...