НОД с детьми старшей группы, имеющими системное нарушение речи III уровня. Тема: Дифференциация звуков [С] и [С'].
план-конспект занятия по теме

Уважаемые коллеги! Представляю на Ваш суд конспект НОД, проведенной в старшей группе детей с ОВЗ. Цель: учить различать звуки [С] и [С'] изолированно, в слогах, словах и простых предложениях.Задачи: развивать фонематическое восприятие, фонематический слух,  формировать процессы звукового анализа и синтеза, учить давать акустическую и артикуляторную характеристику звуков [С] и [С'], развивать память, внимание, мышление.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_s_i_s.odt673.34 КБ

Предварительный просмотр:


Непосредственно организованная деятельность

с детьми старшей группы, имеющими системное нарушение речи III уровня.

Тема: Дифференциация звуков [С] и [С'].

        Цель: учить различать звуки [С] и [С'] изолированно, в слогах, словах и простых предложениях.

        Задачи: развивать фонематическое восприятие, фонематический слух,  формировать процессы звукового анализа и синтеза, учить давать акустическую и артикуляторную характеристику звуков [С] и [С'], развивать память, внимание, мышление.

        Оборудование: большое зеркало, маленькие индивидуальные зеркала, дидактические игры, флажки, схемы предложений, таблицы слогов, компьютер.

        Ход занятия:

        1. Уточнение артикуляции звуков, характеристика звуков [С] и [С'].

Логопед: Возьмите зеркала, произнесите звук [С]. Обратите внимание на положение языка, губ. http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/5772_8ec2d027654a5744cdb04f6741aa0ab0.jpg.jpg

Дети: Губы в улыбке, язык похож на «горку», кончик языка у нижних зубов.

 Л.: Это гласный или согласный звук? Обоснуйте свой ответ.

Д.: Это согласный звук, во рту есть преграда — язык и нижние зубы.

Л.: Положите руку на горлышко и проверьте, дрожит ли оно, слышим ли мы голос? Как называется такой звук?

Д.: этот звук глухой. Горлышко спокойное.

Л.: Как звучит звук [С] , твердо или мягко? Каким цветом на схеме мы его обозначим?

Д.: [С] — твердый звук, мы его обозначим синим цветом.

Л.: Молодцы! А теперь еще раз посмотрите в свои зеркала и произнесите звук [С']. Изменилось ли положение губ? А языка?

Д.: Губы остались в улыбке. Язык так же похож на «горку», но «горка» стала чуть выше.

Л.: Проверьте, глухой этот звук или звонкий?

Д.:  [С'] — глухой звук, т.к. горлышко не дрожит

Л.: Чем же тогда отличаются звуки [С] и [С']?

Д.: [С] звучит твердо, а [С'] — мягко. На схеме [С] обозначается синим цветом,  [С'] обозначается зеленым цветом.

2. Развитие фонематического слуха и восприятия.

Л.: Возьмите в руки ваши цветные флажки — синий и зеленый.

Внимательно слушайте: если я назову твердый [С]  - поднимите синий флажок, если мягкий [С'] — зеленый флажок.

        М, С, К, ПЬ, СЬ, Р, С, СЬ, Л, ТЬ, СЬ, С, ФЬ, Д, СЬ, Н, С, СЬ, В, СЬ...

Л.: Умницы! Теперь то же задание со слогами:

        СЫ, ОМ, ТУ, АП, ЛЯ, УР, СИ, ОС, КА, ИСЬ, СО, СЮ, АСЬ, ПО, ЭС, ОН, РЭ, СЭ, ЛИ, СЯ, УМ, ДО, СЕ, ИР, СУ, СЁ...

Л.: Прекрасно! Теперь посмотрите на таблицу слогов, прочитайте слоги. Подберите слоги к схемам:

с

к

к

с

з

к

Л.: Закройте ваши таблицы. Кто может придумать сам слог к таким схемам? А вот к такой?

к

з

        3. Дифференциация согласных звуков [С] и [С']в словах

Л.: Посмотрите на экран. На картинках нарисованы различные предметы. Рядом 2 домика — с синей и зеленой крышей. Нам нужно узнать, кто (или что) в каком домике живет. Как нам это определить? Кто догадался?

Дети: Одни слова начинаются на звук [С], они живут в домике под синей крышей, а другие — на звук [С'], они живут в домике под зеленой крышей.

(Дети сперва называют слово, анализируют, затем кликают мышкой по картинке, она перемещается в нужный домик).

        Картинки:

 http://afisha.nmsk.ru/wp-content/uploads/2012/01/sanki-2.jpg   http://www.rusvelikaia.ru/upload/iblock/979/e9d984f70dbaaf3dab2d595357a8427e.jpg   http://thumbs.dreamstime.com/x/candle-18255687.jpg

http://tseed.ru/sites/tseed.ru/files/images/%D1%81%D1%8B%D1%801.jpghttp://adalat.net.ru/briders/img/hs.bmp   http://frontovik.org/military_photos/fotografii-dokumenti-knigi-propaganda/232d1244659850t-risunki-soldat-vojsk-ss-a_203502149_pic_l.jpg  http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/4/81/74/81074339_0_5686a_39e06319_M.png

http://www.fishing-seti.ru/img/15061003_1.jpg  http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/6a/Hand_written_7.png/50px-Hand_written_7.pnghttp://cargofon.ru/wp-content/uploads/2013/08/semafor.jpg

http://allforchildren.ru/birds/img/bird25.jpg   http://karatov.ru/upload/iblock/8d7/8d793121e183099ffde6aaa9b85edce9.jpg

санки, совы, свечка, сыр, собака, солдат, сирень, сеть, семерка, семафор (словарная работа),серьги, синица.

4. Игра «Кто? — что?»

Л.: Я кину мяч и задам вопрос «кто?» или «что?» В ответ на вопрос «что?» вы назовете неживой предмет, на вопрос «кто?» -  живое существо. Смотрите на картинки — это подсказка. Слова с твердым звуком [С] вы произнесите грозным, сердитым тоном, а слова с мягким звуком [С']  - добрым, ласковым тоном.

5. Составление предложений по заданному слову.

Л.: каждый из вас должен выбрать 1 картинку и придумать предложение по ней. Сколько слов в этом предложении? В каких словах есть звуки [С] и [С']? Есть ли маленькое слово — предлог — в этом предложении? Составьте схемы ваших предложений.

6. Итог занятия.

Л.: О каких звуках мы сегодня говорили? Встанет и пойдет в группу тот, кто назовет имя со звуком [С] или [С'] . (Соня, Саша, Света, Сима, Борис, Стас, Костя, Арсений, Настя, Таисия и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.

Упражнение в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического слуха и логического мышления и внимания. Упражнение  в звуковом ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы, имеющими речевые нарушения. «Секреты здоровья»

Воспитание  у детей потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Систематизация и обобщение знаний об окружающем в рамках лексических тем: «Деревья», «Животные», «...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы, имеющими речевые нарушения. «История одуванчика и его маленького парашютика»

Систематизация и обобщение знаний об окружающем в рамках лексических тем: «Первоцветы», «Деревья», «Животные», «Фрукты»...

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Конспект коррекционно-развивающей деятельности с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи третьего уровня Тема: «Звуки «Р-Рь», буква «Р» Образовательная область: речевое развитие

конспект НОД составлен для детей подготовительной группы, речевым диагнозом общее недоразвитие речич третьего уровня. структура НОД соответствует возрасту детей, их диагнозу....

Логопедический досуг для детей старшей группы с тяжёлыми нарушениями речи по теме: Зимний КВН.

В игровой форме дети упражняются в употреблении и образовании прилагательный согласований слов в предложениях. Формируется умение согласовывать слова с движением....

Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми старшей группы с нарушением зрения и общим недоразвитием речи, III уровень речевого развития Тема: «Автоматизация и дифференциация звуков [Ш] - [Ж] в словах и словосочетаниях»

Тема урока, контингент: Коррекционно-развивающее занятие для детей дошкольного возраста с ОНР, III ур.р.р., амблиопией (старшая группа) «Автоматизация и дифференциация звуков [Ш] - [Ж] в словах ...