В. Жуковский «Жаворонок». Разработка урока чтения для 6 класса школы 8 вида.
план-конспект урока (6 класс) по теме

Переверзева Светлана Александровна

Разработка урока чтения по стихотворению В.Жуковского "Жаворонок" предназначена для учащихся 6 класса школы VIII вида. Преподавание ведётся по программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида под редакцией В.В.Воронковой.
Учебник «Чтение 6 класс» Москва «Просвещение» 2011. Авторы И.М.Бгажнокова, Е.С.Погостина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v._zhukovskiy_zhavoronok.docx17.55 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

            для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья.

п. Целинные Земли

Переверзева Светлана Александровна

Учитель русского языка и чтения

Тема. В. Жуковский «Жаворонок».

Цель: познакомить учащихся со стихотворением «Жаворонок»; совершенствовать навыки правильного, беглого и осознанного чтения; корригировать связную устную  речь, память (через знакомство с новыми словами, составление связного рассказа на заданную тему); воспитывать  интерес к творчеству поэта, прививать любовь  к природе.

Оборудование:  карточка с незнакомыми словами, репродукция с картины И.Левитана «Весна. Большая вода», грамзапись романса М.Глинки «Жаворонок», грамзапись голоса жаворонка.

Ход урока.

I. Орг.  момент.

- Сядет тот, кто назовёт приметы весны.

- Отберите среди данных изображений то, которое по настроению подходит к весне. Объясните свой выбор.

II. Проверка дом. задания.

1.-Какую сказку закончили читать на прошлом уроке? Почему она так называется? Чья песня прогнала Зиму?

 2. Выборочный пересказ.

 - Расскажите, как жаворонок спел первую весеннюю песню.

 3. Итог.

III.  Подготовительная  работа к восприятию нового произведения.

1.- Какое у нас сейчас время года?  Назовите характерные признаки весны.

2. Обобщение.

3. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы  прочитаем стихотворение «Жаворонок» и узнаем, как описывает это время года В. Жуковский.

4. Краткая справка о писателе.

- Василий Андреевич Жуковский – известный  русский поэт-лирик, поэт-сказочник. Он родился в 1783 году, 228 лет тому назад. Это человек, который всей душой любил русские сказки и предания. В возрасте 14 лет поступил в московский благородный университетский пансион и обучался там 4 года. Там же и написал свои первые стихи.

Жуковского, также как и вас, весна не могла оставить равнодушным. Уже 157 лет с удовольствием читают дети и взрослые весеннее стихотворение «Жаворонок», написанное Жуковским в 1851 году, за год до своей смерти.

- Жаворонок – это маленькая птичка, один из лучших певцов, который поднимается высоко-высоко в небо, кажется, что к самому солнцу, и оттуда, с высоты звучат его нежные, переливчатые трели. (Слушанье голоса жаворонка)

IV. Первичное чтение стихотворения.

 -Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Какие картины природы вы   представили, когда слушали стихотворение?

 V. Вторичное чтение.

- Прочитайте стихотворение про себя, подчеркните незнакомые слова.

   ЛАЗУРЬ – светло – синий цвет неба.  

   ЗАРДЕТЬ - начать рдеть, стать рдяным, ярко – красным, вспыхнуть ярко – красным цветом.

VI. Чтение вслух. Анализ  содержания. Выборочное чтение.

 1 четверостишье: что говорится о лесе? Как вы понимаете значение слова «зардел»?

- Кто принёс весть о приходе весны?

- Где жаворонок запел свою песнь?

- Объясните, что такое «лазурь».

2 четверостишье: докажите строчками из текста, что поэт описывает весну.

- Какое чувство вызвал у него приход весны? Подтвердите строчками из текста.

- Что поэт увидел и услышал, находясь в поле, в лесу весной?

- Какие картины вы бы нарисовали к этому стихотворению? Какие краски бы взяли?

VII. Подготовка к выразительному чтению стих-ния.

- Прочитаем стихотворение по строчкам и сделаем зарисовки к каждой строчке и подумаем, как надо прочитать. Анализ каждой строки по плану:

А) Что увидели. Краски.

Б) Звуки, запахи.

В) Чувство.

Г) Как читать – темп, громкость.

На солнце темный лес зардел – тихо, спокойно, прохладно, розовый, темный; медленный темп, умеренная громкость.

В долине пар белеет тонкий – тихо, спокойно, холодно, темный, белый.

И песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий – голос жаворонка, желтый, голубой, тепло, нежность, радость.

Он голосисто с вышины поет, на солнышке сверкая – радость, счастье.

Весна пришла к нам молодая! Я здесь пою приход весны! – опять радость, ликование.

VIII. Выразительное чтение.

IX. Обобщающая работа.

  1. Работа по репродукции с картины И.Левитана «Весна. Большая вода».

- Рассмотрите картину. Выскажите своё мнение о том, что на ней изображено.

- Как вы думаете, почему она так называется?

- Какая пора весны на ней изображена?

- Опишите словами небо, деревья.

- Сравните содержание картины со стихотворением. Что между ними общего?

- Какие чувства они у вас вызывают?

- Подготовьте рассказ по картине, употребляя слова и выражения из прочитанных текстов о весне.

2. Рассказ учащихся.

3. Обобщение.

X. Итог урока.

1. - Как называется  стихотворение, с которым мы сегодня познакомились? Кто его написал?

- Понравилось ли вам это стихотворение? Что вам особенно понравилось, запомнилось?

2. Прослушивание романса  М. Глинки «Жаворонок».

- Какие звуки весны вы услышали?

- Какое настроение вызвала у вас эта музыка? Почему?

XI.  Дом. задание.

Стр. 158 выучить стихотворение наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения 2 класс школа 8 вида

Чтение   2 класс. Тема урока:   « «Жалко птичек». Работа с текстом». Цель урока: а). развитие умение работать с текстом; закрепление знаний о зиме;      ...

календарно-тематическое планирование уроков чтения в коррекционной школе 8 вида, 4 класс

Тематическое планирование составлено на основе Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, под...

Разработка урока чтения во 2 классе коррекционной школы VIII вида.

Материал содержит конспект урока чтения во 2 классе коррекционной школы для детей с ОВЗ с частичным иллюстративным оборудованием....

Методическая разработка урока чтения и развития речи для учащихся 6 классов (школа VIII вида)

Данная методическая разработка предназначенна для учащихся воспитанников 6 классов...

Урок чтения 7 класс школа 8 вида на тему "И.А.Крылов "Кукушка и Петух"

Урок ориентирован на активизацию памяти, мышления путем различных видов деятельности. отбор учебного материала проведён с учетом возрастных и личностных особенностей детей, на основании принципа динам...

Применение технологии дебатов и дискуссии методическая разработка урока в 10 классе школы с углубленным изучением английского языка по теме : Advantages and Disadvantages of Traditional and Modern Lifestyles of People”

Методическая разработка посвящена применению  технологии дебатов и дискуссии на  уроке в 10 классе  по теме :Стиль жизни....

Методическая разработка урока в 5 классе школ с углубленным изучением английского языка на тему «My flat».

Часто при освоении больших блоков лексических единиц учениками средней школы учителям не хватает наглядности. Данная методическая разработка предлагает алгоритм работы с новой лексикой на уроке, при к...