Методика изучения коммуникативной компетентности у слабослышащих школьников 7-10 лет.
методическая разработка по теме

Апанасенко Татьяна Викторовна

В современных условиях модернизации системы образования важную роль приобретает разработка и внедрение стандартов нового поколения и нашедший в нём отражение компетентностный подход. Одним из ведущих приоритетов образовательных стандартов является его коммуникативная направленность. В статье представлены диагностические исследования, направленные на выявление уровня развития коммуникативных компетенций у слабослышащих детей.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon meodika.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Методика изучения коммуникативной компетентности у слабослышащих дошкольников.

В современных условиях модернизации системы образования важную роль приобретает разработка и внедрение стандартов нового поколения и нашедший в нём отражение компетентностный подход. Одним из ведущих приоритетов образовательных стандартов является его коммуникативная направленность.  

Исключительную значимость компетентностного подхода отмечают А.Г. Асмолов, И.А. Зимняя, А.В.  Хуторской и др. По их мнению, овладение соответствующими компетенциями и компетентностями необходимо для успешной социализации, самоопределения, коммуникативного развития, раскрытия личностного и творческого потенциала, овладения учебными и профессиональными навыками. Особое внимание исследователями уделяется одной из ключевых компетентностей – коммуникативной. Она является основой для взаимодействия с предметным, природным, социальным миром и обслуживает другие компетентности благодаря своей универсальности [1-3].

В специальной педагогике проблема изучения коммуникативной компетентности представлена единичными исследованиями. Работы, посвящённые проблеме формирования коммуникативной компетентности у дошкольников с нарушениями слуха в современной сурдопедагогике отсутствуют.  

В современных исследованиях не существует однозначного понимания сущности понятия коммуникативная компетентность. На основе анализа научно-методической литературы мы под коммуникативной компетентностью в отношении детей 6-7 лет понимаем с одной стороны - умения устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми с целью передачи и получения информации в процессе социального взаимодействия, используя доступные для этого возраста речевые средства, в том числе невербальные компоненты коммуникации и коммуникативные качества личности – с другой стороны.

Первый этап исследования был нацелен на выявление уровня владения речевыми средствами и невербальными компонентами коммуникации у детей. При разработке этого этапа мы опирались на диагностические задания, разработанные Н.Г. Морозовой, Е.Г. Речицкой, Е.В. Пархалиной [5,6]. Второй этап имел своей целью изучение умений самостоятельно устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми для передачи и получения информации в процессе социального взаимодействия. Третий этап методики был направлен на изучение коммуникативных качеств у детей. При определении качеств личности, необходимых для осуществления общения, мы опирались на указанные В.А. Богдановым, А.А. Бодалёвым [7,8].

Первый этап включал три серии заданий. Учитывая коммуникативную направленность в обучении языку детей с нарушенным слухом, предложенные задания были комплексными, позволяющими решать несколько диагностических задач одновременно. Первая серия позволяла оценить навыки разговорной речи и предполагала выполнение поручений детьми с последующим отчётом о выполнении и ответы на вопросы. Содержание второй серии этого этапа составила проверка словарного запаса для изучения состояния пассивного и активного словаря с фиксацией произносительных особенностей. Третья серия была нацелена на оценку владения детьми грамматическим строем языка и навыками связной речи. Эта серия содержала три задания: составление предложений по картинкам, сообщение о своих действиях и составление связного рассказа по сюжетной картинке. Таким образом, задания этого этапа позволили выявить уровень речевого развития слабослышащих детей в сравнении со слышащими сверстниками.

На втором этапе выявлялся уровень самостоятельного владения умениями устанавливать и поддерживать контакты для передачи и получения информации в процессе социального взаимодействия, используя доступные для этого возраста речевые средства и невербальные компоненты коммуникации. Для этого использовались методы: наблюдение, лабораторный эксперимент. Целью наблюдения было изучение умений устанавливать и поддерживать контакты детьми в условии свободной деятельности. Далее проводился лабораторный эксперимент с целью более глубокого анализа умений детей устанавливать и поддерживать контакты в разных условиях речевого общения. Изучение умений проводилось в условии:

        общения с незнакомым взрослым,

        общения в преднамеренно созданных коммуникативных ситуациях,

        общения в ходе организованной деятельности при совместном выполнении задания.

Беседу-интервью на личностные темы мы использовали в условиях общения с незнакомым взрослым. Беседы проводились индивидуально с каждым ребенком и дословно фиксировались. Вопросы к детям носили анкетный характер, типа: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «С кем ты  живёшь?», «Что ты любишь делать?» и т.п. Далее проводилась беседа с детьми в преднамеренно созданных коммуникативных ситуациях. Примерные коммуникативные ситуации: С кем хочешь играть? Как пригласишь поиграть? Пригласи. У твоего друга (подруги) новая игрушка. Ты хочешь с ней поиграть. Как попросишь? Попроси и др. Для изучения умений устанавливать и поддерживать контакт в процессе организации и осуществления совместного выполнения задания детьми мы использовали методику Г.А. Цукерман «Рукавички» [1].  

При разработке критериев оценки умений, мы опирались на коммуникативные умения детей, представленные в дошкольной педагогике И.Н. Агафоновой, Е.М. Алифановой, Г.М. Бушуевой, Т.П. Колодяжной, Л.А. Колуновой Е.О. Смирновой [9-13]:

        умение начать разговор со знакомым и незнакомым человеком в разных ситуациях;

        умение учитывать условия и ситуацию общения,

        умение слушать и слышать собеседника;

        умение доказывать свою точку зрения;

        умение выражать свое отношение к предмету разговора, согласие или несогласие с мнением собеседника,

        умение сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать;

        умение спрашивать, переспрашивать, отвечать;

        умение высказываться логично, связно. Таким образом, на втором этапе мы выявляли уровень владения умениями детьми в разных условиях речевого общения, как со сверстниками, так и с взрослыми.

Третий этап экспериментальной работы был направлен на изучение коммуникативных качеств у детей. Для реализации этой цели нами была использована тестовая карта коммуникативной деятельности, предложенная А.А. Леонтьевым [14]. Мы адаптировали данную карту с учётом возрастных, психофизических особенностей контингента испытуемых и целей исследования, оформив её в виде анкеты. В качестве экспертов выступали педагоги, которые имели опыт общения с испытуемыми. Эксперты работали независимо друг от друга. Им требовалось оценить коммуникативные качества личности испытуемых в баллах от 1 до 5. Анкета также содержала краткое описание изучаемых коммуникативных качеств.  

Таким образом, предложенная методика, позволит выявить уровень сформированности коммуникативной компетентности у слабослышащих детей 6- 7 лет.

Литература

 1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли // А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: 2008. – 151 с.

 2. Зимняя И.А. Личностная и деятельностная направленность компетентностей как результат современного образования / Актуальные проблемы качества образования и пути их решения. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 130 с.

  3.Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2. – с.58-64.

  4. Белая Н.А. Проблема содержания понятия «коммуникативная компетентность» в современных психолого-педагогических исследованиях / Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте 2011. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции: Том 19. Педагогика психология и социология. – Одесса, 2011. – С.75 – 78.

   5.Морозова Н.Г. Развитие понимания смысловой стороны речи у

    аномальных детей дошкольного возраста. – М.:1982.

   6. Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе. – М.: 2003.  – 192 с.

   7.Богданов В.А. Социально-психологические свойства личности. – Л., 1983.

    8.  Бодалёв А.А.  Психология общения. - М.: 1996. – 256 с.

    9.Агафонова И.Н. Развитие у первоклассников коммуникативных умений. // Управление начальной школой, 2010. № 9. C. 28 – 34.

 10. Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр: Дис. ... канд. пед. наук:  - Волгоград, 2001. – 164 c.

 11.Бушуева Г.М. Коммуникативные задачи как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников: дис. ... канд. пед. наук: - Калининград, 2003. – 206 с.

12. Колодяжная Т.П., Колунова Л.А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. - Ростов-н/Д: 2002. – 21с.

13.Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. – М.: 2000. – 160с.

14.Рогов Е.И. Работа психолога с взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. – М.: 1999. – С.53


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных логопедических занятиях средствами ИКТ».

Из опыта работы учителя – логопеда Чернопятовой Надежды Геннадьевны по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных л...

Использование методик оценки для выявления параметров коммуникативной компетентности у учащихся

Для выявления уровня сформированности коммуникативной компетентности у учащихся 6 класса МОУ «Райковская СОШ» нами были выбраны 3 методики: 1. Методика оценки коммуникативной компетентности Л. Михель...

Развитие информационно-коммуникативной компетентности у учащихся при изучении биологии

Развитие информационно-коммуникативной компетентности у учащихся при изучении биологииУчитель биологии Банеева Инна Юрьевна МОУ «Дульдургинская средняя общеобразовательная школа»Научиться п...

Формирование коммуникативной компетентности слабослышащих детей в процессе интегрированного и инклюзивного обучения в общеобразовательной школе

Опытно-экспериментальная  апробация модели по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащие)...

Методическая разработка на тему "Модель построения предложения как средство формирования коммуникативной компетентности глухих и слабослышащих обучающихся"

В методической разработке представлен комплекс средств обучения для формирования коммуникативной компетентности обучающихся:карточки-модели построения предложений, в основе которых лежит глагол как ба...

Компьютерная обработка теста "Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации» (Личностные УУД)"

Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»(Личностные УУД)Цель:...