«Комплекс логопедических приёмов по дифференциации звуков и букв в устной и письменной речи»
методическая разработка по теме

Осипова Елена Ивановна

 Конспект разработан для учащихся 3-х классов, имеющих нарушения письменной речи. Данные приёмы можно использовать для коррекции устной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие для 3 класса

Тема: «Комплекс логопедических приёмов по дифференциации звуков и букв

в устной и письменной речи»

Цели:     Совершенствование умения  дифференцировать звуки и буквы.

Задачи:  

совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза, способности к переключению, памяти, контрольных действий, развитие связной речи;

уточнение и активизация словаря;

развитие мыслительных процессов детей: зрительное и слуховое восприятие, логику, аналитическое мышление, творческие способности;

воспитание учебных навыков;

развитие способностей к коллективному творчеству.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

На доске вывешиваются буквы (печатные)

С   З   Ц                                          Ш  Ж  Ч  Щ

Задание:

а) Написать под буквами заглавный вариант

б) Ниже написать строчной вариант этих букв

Вопрос: Какие это буквы?  (свистящие и шипящие)

Какие звуки могут передавать в устной речи указанные буквенные знаки?

С - С, СЬ;   З – З, ЗЬ;  Ц – Ц;  Ш – Ш; Ж – Ж;  Ч – Ч; Щ - Щ

Правильно, молодцы!

II. Сегодня мы будем работать над различением свистящих и шипящих звуков и букв.

Давайте ещё раз вспомним: звуки – слышим и говорим, а буквы – видим и пишем.

Молодцы!

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

1. Посмотрите на экран. Перед вами текст известного и очень красивого стихотворения (первый раз читает логопед, второй раз читает ученик):

Пусть плачет, если хочет, кто-то.

А я не плачу, неохота.

И мне за плачущих обидно:

Сквозь слёзы солнышка не видно.

Задание: зашифровать текст, записав только буквы, о которых мы сегодня говорим, если в слове нет нужных букв, ставим черту.

С Ч, С Ч, -.

- - -  -, -.

- - З ЧЩ - :

СЗ СЗ СШ - -.

Проверим (на экране появляется правильная шифровка)  Молодцы!

2. Сыграем с вами в игру «Удивляя народ, скажем наоборот» (антонимы),

( мяч)

ТЕМНО – СВЕТЛО

ГРЯЗНЫЙ – ЧИСТЫЙ

МОЛОДОСТЬ – СТАРОСТЬ

ГЛАДКИЙ – ШЕРШАВЫЙ

СИЛА – СЛАБОСТЬ

РЕБЁНОК – ВЗРОСЛЫЙ

ГРУБОСТЬ – ВЕЖЛИВОСТЬ

ГОРЕ – СЧАСТЬЕ

ГРЯЗНУЛЯ – ЧИСТЮЛЯ

ПЛАКСИВЫЙ – СМЕШЛИВЫЙ

ВЫЧИТАНИЕ – СЛОЖЕНИЕ

3. Ребята, представьте, что вы разведчики и вам надо зашифровать сообщение. Послушайте внимательно слова, если услышите звук Ш, определите его место в слове и обозначьте шифром (вывешивается таблица). У вас на партах лежат геометрические фигуры, используйте их для шифровки.

                         – звук в начале слова

                         – в середине

                          – в конце

       ___                     звука нет

Логопед читает слова, а дети выкладывают «дорожку» из геометрических фигур.:

Школа, кошка, матрёшка, мышь, радуга, щенок, кувшин, кукушка, камыш, стужа, малыш, шкаф, щавель.

Проверим. (На экране появляется шифровка)

4. Посмотрите, на доске даны схемы места положения звука в слове.

Задание: распишите слова в колонки по образцу. Работаем на доске и в тетради.

Ж ________        _____ Ж ______        __________ Ж

Слова: этаж, журнал, ежевика, кружка, нож, морж, жаба, ножницы, жасмин, крыжовник, уж, жираф

Молодцы!

5. Ребята, я немного огорчена, у меня для вас было интересное задание, но, наверно, забегал к нам Дед-Буквоед и решил нам всё испортить. Он взял и разрезал буквы, которые лежали у вас в конвертах, теперь там просто отдельные части. Давайте не доставим Деду радости и соберём буквы.

(У каждого ребёнка в  конверте разрезанные песочные буквы)

Молодцы! Слушайте дальше. Запомнили букву, которую собрали, кивните головой.

Задание:  У вас в конвертах лежат картинки, вам надо определить, какой из звуков есть в их названии. Затем друг за другом вы выходите и кладёте картинку в открытый конверт, который прикреплён на доске, с вашей буквой. Выполнять надо тихо и быстро.

Картинки: овощи, щенок, перец, цветы, мяч, самолёт, коза, запятая, ковш, шахматы, ложка, ружьё, борщ.

Молодцы! Замечательно справились с заданием!

6. А сейчас немного отдохнём. Отгадайте загадки:

 Мягкие лапки, в лапках царапки.

Глазки на меня глядят, молока они хотят. (кошка)

Живёт под крылечком, хвостик – колечком,

Кто к хозяину идёт – она знать даёт. (собака)

Что за зверушка, не рот, а ловушка.

Попадёт в ловушку и комар и мушка. (лягушка)

Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.
(Кисточка)

Молодцы! Здорово отгадываете загадки!

7. Посмотрите на экран. Перед вами новая загадка. Теперь уже я решила немного с вами поиграть и перепутала слова. Вам надо правильно их составить и записать в тетрадь. Но, задание делится на три уровня: 1-й – лёгкий, 2-й - сложнее, а 3-й - самый трудный. Вы сами должны определить, какой уровень вам по силам.

I

II

III

ЩА – ЧА

ШЕЧ – КА – ЧА

ГУ – СНЕ – КА - РОЧ

ЛА – ШКО

СНЕ – КА - ЖИН

БУ – ЧЕ – РАШ – КА

КА – СКАЗ

КО - СТРЕ - ЗА

СЕ – ГУ – ЦА - НИ

Проверка.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

 Вот окошко распахнулось. Руки развести в стороны.
 Вышла кошка на карниз.    
Имитация походки кошки.
 Посмотрела кошка вверх,   
Запрокинуть голову, посмотреть вверх.
 Посмотрела кошка вниз.    
Опустить голову, посмотреть вниз.
 Вот налево повернулась,    
Повернуть голову к левому плечу.
 Проводила взглядом мух.  
Повернуть голову к правому плечу, взглядом «проводить» мух.
 Потянулась, улыбнулась     
Соответствующие движения и мимика.
 И уселась на карниз.     
Сесть на свои места.

8. Сыграем в игру «Подружи слова».

Задание: Я вам называю два существительных, а вам надо составить правильное словосочетание прилагательное плюс существительное.

Например: МОЛОДОСТЬ   ЛИСТВА – МОЛОДАЯ ЛИСТВА

БЕРЁЗА   РОЩА

ВЫСОТА   БАШНЯ

ВКУС   МОРОЖЕНОЕ

ЦВЕТ   КАРАНДАШ

ЗЕЛЕНЬ   ЖАБА

ВЕСЕЛЬЕ   ПРАЗДНИК

ЧИСТОТА   ЧАШКА

КОЖА   СУМКА

ГРУСТЬ   РАССКАЗ

СТАРОСТЬ   ЧЕЛОВЕК

РАДОСТЬ   СМЕХ

ЗОЛОТО   ОСЕНЬ

9. А сейчас посмотрим, как с трудным заданием справятся ваши язычки.

Задание:  Повтори за мной правильно.

Ребята, у меня очень трудные слова, но ведь мы умеем бороться с трудностями? Конечно!

Один из учеников повторяет – ШЕЛЕСТЯЩИЙ.

ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ

ТРАНСФОРМАЦИЯ

ТАНЦОВЩИЦА

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК

КУВЫРКАЮЩИЙСЯ

10. Проговорим чистоговорку  и пословицу.

Жук упал, и встать не может. Ждёт он, кто ему поможет.

Взялся за гуж, не говори, что не дюж!

 В нашем выражении гуж - это часть упряжи, кожаная (или веревочная) петля у хомута, служащая для скрепления оглобли с дугой. Взялся за гуж - буквально значило "впрягся", а переносно - "взялся за дело", "дал слово, пообещал что-нибудь". Теперь становится понятной и вторая часть пословицы, содержащая нравоучение: не говори, что не дюж, т. е. не отговаривайся, что ты слаб, немощен. Здесь слово дюж - краткая форма прилагательного дюжий в значении "сильный, здоровый, мощный".

(на экране картинка- объяснение)

11. Ребята, а вы помните, с  какого стихотворения началось занятие?

Попробуйте восстановить его.

12. Упражнение на развитие пространственной ориентировки, координации, тонкой моторики.

А сейчас возьмите в руки по карандашу (жёлтый и красный) и нарисуйте обеими руками одновременно солнышки.

У кого получились самые весёлые?

III. Что нового узнали сегодня на занятии? (ответы детей)

Молодцы, ребята, вы замечательно работали!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.

В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...

программа логопедического пункта по коррекции и формированию грамотной устной и письменной речи для обучающихся 1-4 классов

Развитие и перспективы ребенка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадает в образовательном учреждении. Логопед не только открывает ему неограни...

Технологическая карта логопедического занятия Дифференциация С-СЬ в устной и письменной речи. В группе детей с диагнозом НВ ОНР (1 класс)

Цель занятия: Формирование у младших  школьников умений различать звуки, оппозиционные по твердости - мягкости.Задачи: - Образовательные: Предполагается, что к окончанию занятия учащиеся буд...

Комплекс логопедических приёмов по дифференциации звуков и букв.

В данном занятии представлены приёмы логопедической работы, с целью умения дифференцировать звуки и буквы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе Логопедической программы коррекции нарушений Устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками. Автор Козырева Л.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе логопедической программы коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических...