Консультация для родителей по теме: "Музыкально-одаренный ребенок"
консультация

Никулица Ростислав Витальевич

Среди многообразных человеческих дарований музыкальные способности принято считать наиболее изученными. Наличие особых данных для занятий музыкой признавалось всегда. Признание человека способным или неспособным всецело зависело от наличия или отсутствия таких качеств как - музыкальный слух, чувство ритма, а также музыкальная память. Однако музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

     

Консультация для родителей по теме: «Музыкально-одаренный ребенок»

Подготовили музыкальные руководители:

Никулица К.П.,

Никулица Р.В.

Среди многообразных человеческих дарований музыкальные способности принято считать наиболее изученными. Наличие особых данных для занятий музыкой признавалось всегда. Признание человека способным или неспособным всецело зависело от наличия или отсутствия таких качеств как - музыкальный слух, чувство ритма, а также музыкальная память. Однако музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному.

У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте.

У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей (Б. М. Теплов). Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления. Нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая один-два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание музыкальной деятельности.

Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контроль над приобретаемыми детьми программными навыками и умениями. Для того чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать не только развитие навыков и умений, но и в первую очередь музыкальных способностей детей. Навыки и умения иногда выступают показателями развития той или иной способности. Как уже подчеркивалось выше, не всегда показателями развитости способностей являются приобретенные навыки и умения. Так, способность эмоциональной отзывчивости на музыку (центр музыкальности) не может быть зафиксирована в навыках и умениях. Нужны специальные показатели, которые позволяют судить о ее развитии у ребенка.

Диагностика способности чувства ритма также не может быть приравнена к овладению детьми двигательными навыками и умениями. Необходимы показатели, включающие эмоциональность, выразительность движений и их соответствие ритму музыки. Игра на музыкальных инструментах может быть показателем развитости музыкально-слуховых представлений (и чувства ритма, только если мелодия подбирается по слуху, но не воспроизводится по показу или с применением цветовых и других обозначений. Диагностика музыкальных способностей различается тем, какие способности в структуре музыкальности считаются основными. В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трех основных музыкальных способностей - ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма (Б. М. Теплов). Эмоциональная отзывчивость на музыку (центр музыкальности) в наибольшей степени проявляется в первой и третьей способностях.

Изучение музыкальных способностей позволит целостно и синтетически изучить своеобразие музыкальности ребенка и определить индивидуальный путь ее формирования в детском саду. Результаты диагностики позволят педагогам грамотно развивать музыкальные способности ребенка в логике его индивидуального развития, его индивидуальных возможностей.

В диагностике, предложенной Н. А. Ветлугиной в изучении музыкальных способностей особое внимание уделялось поведению детей, описанию их индивидуальных особенностей, проявлений музыкальности, которые составлял воспитатель, наблюдая за ребенком в повседневной жизнедеятельности и в процессе музыкальных занятий.

Педагогом О. П. Радыновой конкретизированы и более четко выделены показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными особенностями детей.

Короткие тестовые задания, для детей среднего и старшего дошкольного возраста предлагает использовать и А. Н. Зимина.

Анализируя психолого-педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу о том, что проблема поиска оптимальных путей развития одаренных детей, поиска педагогических приемов и методов взаимодействия с ними остается актуальной на сегодняшний день. Для развития и реализации творческого потенциала детей с выраженной музыкальностью необходимо создать педагогические условия и каждый год (в конце и начале) года диагностировать музыкальные способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста"...

Консультация для родителей "Роль мультфильма в жизни ребенка"

Консультация для родителей "Роль мультфильма в жизни ребенка"...

Консультация для родителей "Развивающие упражнения для подготовки ребенка к школе"

Как подготовить ребенка к школе: игры, которые Вам помогут....

Консультация для родителей на тему: «Как помочь ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками?»

Часто родители раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками. В таком случае необходимо немедленно принимать меры - лучше пойти и поговор...

Консультация для родителей "Развитие творческих способностей у ребенка"

Консультация для родителей "Развитие творческих способностей у ребенка" Цели:·         выявить представления родителей о способностях детей;·...

Консультация для родителей «Как игра влияет на ребенка, как правильно играть с ребенком дома»

В данном материале даны рекомендации родителям о том, как и в какие игры играть с ребенком  с задержкой психического развития дома....