Консультация для родителей «Как игра влияет на ребенка, как правильно играть с ребенком дома»
консультация

Решетникова Лариса Александровна

В данном материале даны рекомендации родителям о том, как и в какие игры играть с ребенком  с задержкой психического развития дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как игра влияет на ребенка, как правильно играть с ребенком дома»

Учитель-дефектолог Решетникова Л.А.

Детям обязательно нужны игрушки, ведь они — главный инструмент для обучения.

Игрушка – неизменный спутник каждого ребенка с первых дней рождения. Игрушка  помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности.

Становление игры детей с ЗПР подчиняется общим закономерностям, но идет значительно медленнее и имеет ряд специфических особенностей. Если у детей без отклонений в развитии к шести годам сформировано сюжетно-ролевая игра, то у детей с ЗПР к шести годам игра на уровне развития младшего дошкольного возраста.

У детей с ЗПР отмечаются трудности в формировании мотивационно-целевого компонента игры:

- Трудности на этапе возникновения замысла, ограниченность плана – замысла.

- Узкая вариативность при поиске путей его реализации.

- Отсутствие потребности в совершенствовании своих действий.

- Направленность на осуществление каких-либо действий, а не реализацию замысла игры.

Операционально-техническая сторона игры так же имеет свои особенности:

- Недостаточно используют предметы – заместители, чаще всего за конкретным                     предметом закрепляется конкретный заместитель.

- При овладении ролью одна роль закрепляется за ребенком и используется им постоянно.

Для игры дошкольников с ЗПР характерен предметно-действенный способ ее построения игровое поведение недостаточно эмоционально, часто игра, не сопровождается речью, мир отношений моделируется поверхностно. Игровые правила, в основном, распределяются на моделируемый детьми предметно-практический мир, но не на мир социально-практических отношений, так как логика реальных действий более доступна, чем логика социальных отношений.

Такие особенности игры у детей с ЗПР связаны с:

- Трудностью   формирования  представлений.

- Недостаточностью  регуляции  деятельности.

- Недостатком общения по линиям: «взрослый ребенок; ребенок взрослый».

- Трудностью осмысления мира человеческих отношений.

Для развития детей  с задержкой психического развития    нужны особые игры, в которых деятельность взрослого имеет ключевое значение. Без руководящей роли взрослого, его примера и активного участия такие дети полноценно играть не смогут.

         Сюжетно-ролевые и театрализованные игры – основа обучения и развития таких малышей. При этом необходимо заинтересовать детей игрой, показывать игровые ситуации на примере других детей или взрослых. С помощью театра и настольных композиций можно не только развить навыки общения у таких детей, но и, главное, развить игровую деятельность, которая станет основой для бурного развития высших психических функций. Попробуйте создать игровые уголки совместно с детьми, пусть они их обустраивают, почаще делают перестановку.

Главная цель – научить ребенка играть. Для этого необходимо организовать поэтапную работу.
-Дать ребенку представление о содержании игры. Возможно, провести экскурсию (в кабинет врача, на почту, в магазин).

- Далее организовать беседу – сначала называем действия, их последовательность, затем просим отгадать действие (изображая, например, его – это поможет создать образы-представления). Неоценимую роль сыграют и дидактические игры, в которых перечисляются действия по профессии, присутствуют соответствующие картинки.
Взрослый показывает действия с 3-4 предметами, их можно выполнять совместно с ребенком. Обращайте внимание на речь! Проговаривайте все основные действия!

   Для развития речи, воображения, образов-представлений можно придумывать сказку: по предмету (описательный рассказ), по картинкам (не более 4 штук), по игрушкам. В помощь ребенку предлагайте вопросный план, опорные слова (3-4 слова для рассказа, например: гвоздь, картина, художник). Также можно организовать коллективный рассказ сказки (один начинает, другой продолжает) и сочинение сказки с измененными условиями “А что было бы, если...”

    Разыгрывайте сценки-диалоги с помощью разнообразного материала: на куклах, на предметах-заместителях, например, кубиках (например, сказка “Три медведя”: большой кубик – папа медведь, средний – мама медведица, маленький - медвежонок, шар – девочка). Это поможет развить навыки абстрактного мышления и воображения.
В работе над коммуникацией, азбукой общения может помочь книга Богуславской “Этот веселый этикет”.
Для расширения кругозора с дошкольниками обязательно нужно говорить об отвлеченных предметах, на определенную тему. Здесь могут выручить энциклопедии для дошкольников.

    Планирование предстоящей игровой деятельности.
В конструировании, например, можно обсудить, какие кубики нам понадобятся, какой будет фундамент, что будем делать. В конце стоит дать вербальную оценку - как мы это сделали. Аналогично организуется рисование, лепка, рассказывание сказок. Совместно с ребенком составляйте план игры (в почту, в больницу, в “Дочки-матери”) – необходимо отобрать предметы для игры, определить роли, выбрать действия.
 
  Формирование знаково-символической функции. Сначала используются реальные персонажи. Затем сказка разыгрывается на заместителях (кегли, треугольники). Потом только представляем в воображении, без опоры на предметы.
  И несколько слов о преимуществах театрализованных игр. Театр – один из самых привлекательных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решать различные педагогические и психологические задачи, среди которых нас интересуют: развитие коммуникативных качеств личности (вербальное и невербальное общение), развитие памяти, воображения, речи (диалогической и монологической), творческой инициативы, произвольной регуляции собственного поведения, избавление от эгоцентрических установок (необходимость учитывать мнение и позицию другого). И, конечно, театр способствует развитию духовного и творческого потенциала каждого ребенка, его социальной адаптации, снятию излишнего напряжения и тревожности.

Для организации соответствующих занятий можно обратиться к книге “Театрализованные игры в детском саду” Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. М: Школьная Пресса, 2000.
Источник: http://www.stranamam.ru/post/125382/

Как играть с ребенком дома, предлагаю вам   советы  как правильно играть с ребенком.

 1. Безопасная игра. При выборе игрушек надо думать о развитии органов чувств ребенка и тщательно проверять, нет ли у предметов острых кромок или мелких деталей, которыми малыш может пораниться или поперхнуться.

2. Безопасная среда. Чтобы радость от игр ничем не омрачалась, надо заранее позаботиться о создании безопасной для ребенка среды, изучив комнату глазами малыша и приспособив среду к ребенку, а не ребенка к среде. Переставим вазу с верхней полки, посмотрим, не завалялось ли что-то на полу, уберем безделушки из доступных мест, наглухо перекроем доступ к проводам и разъемам. И никаких чашек с горячим кофе!

3. Хвалите ребенка за каждое достижение. Похвала вырабатывает у ребенка положительную самооценку, учит радоваться своим успехам! И никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, чтобы не выработались комплексы. Ведь каждый ребенок особенный и развивается в своем индивидуальном ритме!

4. Помогите  ребенку полюбить свое тело. Уделяйте внимание играм, направленным на то, чтобы малыш познал и полюбил свое тело. Если малыш видит, с какой любовью родители его ласкают, он начинает считать свое тело чем-то хорошим и красивым. К такого рода играм относятся все телесные контакты, например, поглаживание ручек и ножек, поцелуи, нежный массаж, разнообразные прикосновения и воздушные ванны.

 5. Предлагайте ребенку соответствующие его возрасту игрушки и игры. Один из золотых законов игры - чтобы способствовать развитию малыша и побуждать его стараться, игрушки и игры по мере усвоения надо постоянно усложнять.

 6. Развивайте самостоятельность. Играя с ребенком, старайтесь сбалансировать время, когда он играет с вами и сам с собой. Первое вырабатывает навыки общения, второе учит малыша самостоятельности.

7. Общайтесь. Важно разговаривать с ребенком, чтобы он  постепенно учился выговаривать отдельные слоги, слова и фразы.

8. Называйте вещи своими именами. Совершайте экскурсии по дому, рассказывайте, что вы видите, что делаете,  так ребенок  очень много узнает об окружающем его мире, о своем месте в нем, усвоит простейшие действия и их названия. Так закладываются основы для развития речи!

 9.     Делитесь эмоциями. Если грустно - плачьте! Если весело, радуйтесь и улыбайтесь. Но любые эмоции сопровождайте словами - это научит ребенка  распознавать различные чувства и позднее называть своими именами. Следует добавить, что именно малыши до двух лет еще не научились притворяться как взрослые и своими эмоциями и мимикой выражают самые неподдельные чувства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Ох уж это слово «Молодец!» Или Как не «испортить» ребенка похвалой?"

Ох уж это слово «Молодец!» Или Как не «испортить» ребенка похвалой?       Посмотрите на Вашу похвалу со стороны Как часто Вы говорите своему ребенку «...

Консультация для родителей на тему "Долгожданный выходной: как его полезно провести для ребенка?!"

Уважаемые родители, данная консультация, предлагаемая Вашему вниманию, поможет выходной день сделать по-настоящему захватывающим для ребенка. Особенно, если Вы не будете забывать  смотреть вокруг...

Консультация для родителей "Суперактивный ребенок дома: играем, организуем среду"

Консультация для родителей  "Суперактивный ребенок дома: играем, организуем среду". Презентация в двух частях. Подготовили педагог-психолог Гребнева В.Ю., учитель-дефектолог Прошина Е.Б...

Консультация для родителей «Развитие речи у детей дошкольного возраста в игре»

Московская область, Ленинский городской округМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 22 «Город детства»     Консультация...

Консультация для родителей «Игры. Чем занять ребенка дома?»

Консультация для родителей «Игры. Чем занять ребенка дома?»К 6-7 лет у вашего малыша уже сформирована инициативность. Он точно знает, что хочет и почему он это хочет. Чаще всего...