Доклад на МО классных руководителей
статья (8 класс)

Турнаева Лариса Валерьевна

Формированию функциональной грамотности школьников в нашей  школе уделяется много времени. Мы понимаем, как важны эти знания нашим детям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_klassnyh_rukovoditeley.docx16.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: воспитательный аспект»

Турнаева Л.В.

    В настоящее время формированию у обучающихся функциональной грамотности в образовательном процессе уделяется очень много времени. Одно из наиболее распространённых определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

   Детям, обучающимся в нашей школе-интернате, тоже прививаются навыки функциональной грамотности.  Я воспитываю свой 8 класс с 5 класса. Это дети из неполных и неблагополучных семей. Есть и опекунские дети, и сироты. Формировать функциональную грамотность приходится с самого элементарного. Например, в 5 классе не все дети знали, как называются месяцы и какой за каким идёт по очереди. Для этого мы смотрели и анализировали на классном часе сказку «12 месяцев». Потом повторяли это почти каждый день. Я повесила в классе календарь, так как они не все могли определить, какой идёт месяц и день недели. К 6 классу все уже приобрели этот навык.

   Существуют разновидности функциональной грамотности, в числе которых — читательская, математическая, естественно-научная, компьютерная, юридическая, экономическая. Большой проблемой у нас остаётся приобретение навыков обучающимися читательской грамотности. Читательская грамотность занимает самое особое место. Речь идет о способности человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Наш мир есть текст, вся получаемая информация — так или иначе организованный текст. Мои ученики не знают самых простых слов. Соответственно, они не понимают их значение и читают с ошибками. Моя задача – пояснять эти слова, делать их понятными в контексте. Для этого на экскурсиях мы читаем вывески, объявления, ярлыки на товарах, надписи на коробках и так далее. Ходим на экскурсии в магазины, поликлинику, в почтовое отделение, сберкассу, пожарную охрану. Для кого-то такой вид работы может показаться странным и нелепым. Но для наших детей он необходим. Именно из таких мелочей и складывается представление детей о торговле, медицинской помощи. Многие не имеют представления, что такое письмо и посылка и кому они нужны. Учимся писать адреса на конвертах и пишем письма. Читаем, что написано на чеках в магазине и на ценниках, обсуждаем. На уроках этим заниматься некогда. Поэтому классным руководителям приходится помогать детям изучать мир с помощью таких видов работы.

   За последние два десятилетия возросло влияние сферы информационных и коммуникационных технологий на мировоззрение и образ жизни молодежи. Социальные сети, онлайн-сообщества и интерактивные технологии предоставляют беспрецедентный объем информации, расширяют круг общения молодых людей. Возникают новые формы обучения, в которых учащиеся обладают все большей автономией в образовательном процессе. Однако доступ к неограниченному количеству информации часто сопровождается недостаточной медийной грамотностью, в результате чего на молодых людей легко влияют пристрастные, предвзятые или «фейковые» новости. Развитие у учащихся навыков межкультурного общения может помочь им избежать рисков, лучше понять мир, в котором они живут, и ответственно выразить свое мнение в Интернете. Для этого я провожу с ребятами постоянные беседы о том, что можно выкладывать в интернет, а что – нельзя. К сожалению, всю информацию, прочитанную ВКонтакте или Ютубе они принимают «за чистую монету», верят этим данным. Многие жалуются, что с них списывают деньги непонятно за что. Приходится в сотый раз объяснять и рассказывать, как легко мошенники могут заманить неграмотного, несведущего человека, чтобы его обмануть. Этим занимаемся мы вместе: классные руководители, учителя и воспитатели.

      В  описаниях международных исследований качества образования определены несколько уровней функциональной грамотности:

  • 1-й уровень: низкий уровень элементарных знаний и небольшая вероятность успешного выполнения заданий;
  •  2-й уровень: умение применить имеющиеся знания и навыки в простейших жизненных (неучебных) ситуациях;
  • 3-4 уровень: способность использовать имеющиеся знания и умения для получения новой информации;
  • 5-6 уровень: умение самостоятельно мыслить, анализировать и выдвигать собственные гипотезы и использовать имеющиеся знания для решения жизненных задач.

    Мы с ребятами до 8 класса дошли до 3-4 уровней. Некоторые постигли и 5-6. Моя задача – довести их до самого высокого уровня. А для этого придётся свозить их на экскурсии в часовню в Балман, в Куйбышевский краеведческий музей, в Храм Иоанна Предтечи, в Ледовый дворец… Я бы очень хотела, чтобы, выйдя из стен школы-интерната, наши дети могли идти уверенно по широкой жизненной дороге, не соблазняясь на плохое и видя перед собой только хорошее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные положения доклада "Профориентационная работа классного руководителя в рамках предпрофильной подготовки девятиклассников"

Данная презентация соджержит основные положения доклада "Профориентационная работа классного руководителя в рамках предпрофильной подготовки девятиклассников"...

Доклад для МО классных руководителей." КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ПЕДАГОГОМ. ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ."

Помощь классному руководителю при разрешении конфликтных ситуаций....

Доклад "Формы взаимодействия классного руководителя с родителями"

Выступление на педагогическом совете (обобщение опыта работы с родителями учащихся)...

Доклад на ШМО классных руководителей: «Роль классного руководителя в успешном воспитании личности»

Без похвал умирает душа,Жизнь не всходит в счастливом зените.Каждый молит без слов, чуть дыша:“Похвалите меня, похвалите!”Без похвал не пройти рубежа,Не добиться великих открытий.Просит сн...

Доклад на ШМО классных руководителей: «Взаимодействие классного руководителя и социального педагога в воспитании обучающихся».

Наиболее сложными вопросами и соответственно участками работы для классного руководителя является работа  с трудными детьми....


 

Комментарии

Богданова Лариса Викторовна

Спасибо за доклад, Лариса Валерьевна

Константинова Алёна Александровна

Большое спасибо! Желаю дальнейших профессиональных успехов!