Воспитательная программа 2014-2018 "Учимся жить вместе"
рабочая программа (6, 7, 8, 9 класс) на тему

Ушакова Виктория Викторовна

В программе представлены пояснительная записка с содержанием направлений работы, анализом воспитательной деятельности, характеристикой класса и программное содержание воспитательной работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 5»
г. Железногорска Курской области

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ»
срок реализации: 2014 - 2018 г.г.

Составитель: Ушакова Виктория Викторовна,
классный руководитель 6 «В» класса

г. Железногорск

2014

Я, ты, он, она –

вместе дружная страна,

вместе - дружная семья,

в слове «мы» - сто тысяч «я»!

Пояснительная записка

Воспитание - один из сложнейших социальных процессов. Его сложность - в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества.

Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться работать на благо её и встать на защиту.

Важнейший период становления личности будущего гражданина приходится на его школьные годы. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.

Исключительную роль в формировании подрастающего человека играет школьный коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой воспитываются способности личности. В школьном коллективе с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности его членов, обеспечивается всестороннее развитие личности, надлежащая подготовка учащихся к труду, к активному участию в общественной жизни, к защите Родины.

Многогранны виды деятельности, в которые я, как классный руководитель, стараюсь вовлечь школьников. Это и общественно полезные дела, и трудовые десанты, и обсуждение книг, и спортивные соревнования. Но для того, чтобы они стали не просто мероприятиями, а ступеньками в духовном, познавательном развитии и возвышении ребят, важно верное педагогическое руководство их отношениями, создание условий для взаимообогащающего общения, развития и укрепления лучших черт характера, чувства коллективизма. Деятельность школьников должна развертываться в такой воспитательной среде, психологический климат которой отражает нравственные нормы нашего общества. Именно такой средой я стараюсь сделать коллектив моих учеников. Без создания и воспитания коллектива я бессильна, т.к. одна не в состоянии организовать постоянное влияние на личность каждого учащегося.

В концепции модернизации российского образования отмечается, что “...развивающемуся обществу нужны современные, образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамичностью, конструктивностью, обладающие чувством ответственности за судьбу страны...”.

Моя воспитательная деятельность направлена на помощь ребёнку сформировать свою систему интересов, как основу успешной социализации личности. При этом для него должны быть значимыми общечеловеческие ценности, такие как доброта, гуманизм, справедливость, милосердие. В своей работе я опираюсь на технологии саморазвития личности школьника, здоровьесберегающие технологии, коллективную творческую деятельность (КТД), метод проектов и ИКТ.

Программа развития ученического коллектива составлена на основе принципов системности, научности, доступности. Воспитательная программа разработана для обучающихся 6-9 классов и рассчитана на четыре года.

Программа состоит из четырёх ступеней:

1 ступень - 6 класс ДЕВИЗ: «Вместе мы - сила!»

2 ступень - 7 класс ДЕВИЗ: «Я + ТЫ = Мы»

3 ступень - 8 класс ДЕВИЗ: «Жить - значит действовать»

4 ступень - 9 класс ДЕВИЗ: «Сам строю свою судьбу!»

Цели воспитательной деятельности:

  1. Создание коллектива, в котором будут все условия для разностороннего развития личности на основе общечеловеческих ценностей, воспитание человека, живущего в согласии с собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию по отношению к ней;
  2. Развитие ученического самоуправления как важного фактора формирования инициативной творческой личности, готовой к активным социальным действиям, стремящейся к постоянному совершенствованию.
  3. Воспитание гражданских и патриотических качеств личности.
  4. Развитие нравственной, интеллектуальной, активной, творческой личности учащихся, способной к самопознанию и саморазвитию на основе формирования педагогической культуры и поддержки творчески устремленных учеников в индивидуальной и совместной деятельности

Задачи воспитательной деятельности:

  1. сохранение и укрепление здоровья школьников;
  2. создание условий для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности;
  3. развитие творческих способностей детей;
  4. создание условий для самореализации каждого члена классного коллектива;
  5. создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта;
  6. объединение усилий классного руководителя и родителей для совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;
  7. формирование целостного мировоззрения у учащихся, основанного на воспитании духовно - нравственных, патриотических, эстетических представлений, здорового образа жизни, общественно - значимых мотивов выбора профессии, воспитания лидерских качеств;
  8. формирование полового самосознания;
  9. профессиональная ориентация.

Исходя из целей и задач, мною создан образ выпускника 9 класса:

  1. Выпускник - гражданин России, которому свойственно чувство гордости за свою Родину. Это целеустремленный человек, для которого дороги понятия «Родина», «Культура», «Гуманность», «Любовь».
  2. Выпускник готов к профессиональному самоопределению, самоутверждению, он адекватно оценивает свои возможности.
  3. Он активен, обладает организаторскими способностями.
  4. Он умеет самостоятельно работать с дополнительной литературой, стремиться продолжить свое образование или включиться в трудовую деятельность.
  5. Он коммуникабелен, владеет навыками культуры общения. Может корректировать свое поведение и чужую агрессию, психологически устойчив.
  6. Выпускник законопослушен, обладает основами правового образования.
  7. Он стремиться строить свою жизнь по законам гармонии и красоты, развивает свой творческий потенциал.
  8. Выпускник стремиться к физическому совершенству. Сторонник здорового образа жизни.

Принципы воспитательной работы:

1. Личностно-ориентированные:

  • целостное развитие (физическое, интеллектуальное, духовное);
  • психологический комфорт (атмосфера раскрепощенности, уважения, успешности, достижения поставленной цели);
  • адаптивность (Школа - мой второй дом!).

2. Культурно-ориентированные:

  • смысловое отношение к окружающему миру;
  • опора на культуру, как на основу мировоззрения;
  • толерантность;
  • целостная картина мира.

3. Деятельностно-ориентированные:

  • овладение деятельностью (целеполагание, контроль, опора на самостоятельное развитие);
  • креативность.

Прогнозируемые результаты I ступени

  • воспитание чувства гордости, любви к родному краю;
  • повышение интереса к нроектно-исследовательской деятельности;
  • проявление уважительного отношения к старшим;
  • расширение кругозора;
  • активное участие родителей в жизни класса, школы;

Прогнозируемые результаты II ступени

  • воспитание чувства гордости за свою страну;
  • умение применять методы самовоспитания, самоконтроля;
  • повышения интеллектуального уровня;
  • проявление самостоятельной творческой активности;
  • формирование негативного отношения к вредным привычкам;
  • повышение степени удовлетворения родителей результатами работы школы, классного руководителя;
  • приобретение полезных социальных и практических умений

Прогнозируемые результаты III ступени

  • формирование мотивации к познавательной деятельности.
  • совершенствование нравственных качеств личности, таких как: вежливость, чуткость, уважительное отношение друг к другу, проявлению сознательной дисциплины.
  • совершенствование психических процессов самонаблюдения, самопознания, самовоспитания, саморегуляции чувств, эмоций.
  • умение абстрактно мыслить, совершенствовать стиль общения.
  • увеличение знаний, умений и навыков по пропаганде здорового образа жизни.
  • воспитание художественно - эстетический вкуса, развитие самотворчества в коллективе.
  • приобретение полезных социальных и практических навыков

Прогнозируемые результаты IV ступени

  • формирование и развитие Человека - гражданина, способного ориентироваться и адаптироваться в современных социальных условиях;
  • проявление своих способностей и возможностей, реализация личностного потенциала;
  • приобретение обучающимися позитивного социального опыта;
  • участие обучающихся в решении проблем образовательного учреждения, местного социума;
  • способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, участвовать в преобразовании своей улицы, своего села, района, области, страны;
  • расширение кругозора по профессиональной ориентации учащихся;

Условия реализации программы:

  • создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива, органов местного самоуправления, общественных организация;
  • совместная деятельность с родителями, с учреждениями дополнительного образования

Содержание направлений работы

Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер. Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел: День знаний, День урожая, осенний и весенний кросс, Новогодний праздник, праздник мам и бабушек, слёт отличников, Масленица, встреча с участниками ВОВ, турслёт, День здоровья, участие в акциях, проектах и др.

Реализация программы воспитания осуществляется одновременно по всем направлениям во всех возрастных группах с учетом их особенностей и оказывает воспитательное воздействие, как на весь коллектив учащихся, так и на отдельно взятую личность ребенка. Работа каждой ступени строится по 6 направлениям:

I. Духовно- нравственное воспитание

Задачи: 1) формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям;

2) формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни.

II. Гражданско-правовое воспитание

Задачи: 1) формирование у учащихся правовой культуры;

2) осознание своих прав и прав других людей;

3) обучение решению задач правового воспитания, созданных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования.

III. Физкультурно-оздоровительное воспитание

Задачи: 1) формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования

собственного здоровья (выполнение режима дня, правильное питание, регулярные занятия спортом);

2) воспитание уважения к людям, занимающимся спортом, стремящимся к здоровому образу жизни.

IV. Развитие национально-культурных традиций.

Задачи: 1) формирование глубоких знаний о родном крае, его богатствах;

2) формирование уважительного отношения к своему прошлому;

3) обеспечение сохранения объектов культурного наследия.

V. Трудовое воспитание

Задачи: 1) формировать у учащихся положительное отношение к трудовой деятельности;

2) создать условия для оказания шефской помощи больным, ветеранам, престарелым людям.

VI. Взаимодействие лицея с учреждениями дополнительного образования и культуры

Анализ воспитательной работы за 2013 - 2014 учебный год

В классе обучается 23 человека. Из 20 учащихся 14 мальчиков и 9 девочек. Из них 19 детей 2002 года рождения; 3 - 2001 года и 1- 2003 года рождения. Изучив листок здоровья, можно отметить, что имеют хронические заболевания - 11 ребят, нарушено зрение у девяти учеников, 1 ученица - имеет диагноз сахарный диабет, 1 ученица - порок сердца, 2 ребёнка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. При составлении социального паспорта класса было выявлено, что в классе учатся: двое детей из многодетной семьи - Азаров Д. и Шоленков С. (сводные братья); трое детей - Хилько Т., Даньшина У., Аникушин В.. Дети класса в основном из семей среднего достатка. Среди родителей учащихся есть представители творческой и технической интеллигенции, работающие сфере бизнеса. При исследовании жилищных условий было определено, что в квартирах проживают - 23 учащихся. По национальному составу 23 учащихся класса русские.

В начале учебного года передо мной стояла главная задача - обеспечить адаптацию вчерашних учеников начальной школы к условиям среднего звена. Отличительной чертой средней школы, на мой взгляд, является ставка учителей на большую долю самостоятельности детей, как в учебе, так и во внеклассной жизни.

Успешно и безболезненно прошло привыкание учеников к новым учителям и их требованиям.

В начале учебного года коллектив был сформирован из учеников разных школ. Моей задачей было обеспечить комфортное ощущение каждого ученика коллектива в условиях низшей ступени средней школы. Как и во всяком коллективе, в моем классе есть несколько групп во главе со своими лидерами, есть дети, выпадающие из коллектива по тем или иным причинам. Поэтому во внеклассные мероприятия я старалась вовлечь абсолютно всех детей. И это мне удавалось, так как им всем очень нравится участвовать во всевозможных творческих делах. Что в итоге: пускай не все они дружны (некоторые явно не симпатизируют друг другу), но вспышек агрессии, ненависти удалось избежать (хотя конфликты были). Чувство коллективизма, взаимной ответственности и заботы еще не сформированы, над этим в 6 классе классному руководителю следует немало потрудиться и посвятить этому немало мероприятий. В начале года, вовремя было замечено негативное отношение некоторых учащихся класса к однокласснице (Дегтярёва К.). Работа с ребятами велась в течение всего года, но слишком больших результатов достичь не удалось, в результате, над данным вопросом нужно продолжить работать и в 6- м классе. Большинство учителей-предметников, преподающих в классе, обладают несомненным авторитетом среди учащихся, они уважаемы и любимы. Успешно, хотя и не гладко, прошло привыкание учеников к новым учителям и их требованиям. Крупных ссор за год не было.

Формированию коллектива, кроме творческих дел, способствовало и проведение регулярных классных часов на животрепещущие темы (Что нравится во взаимоотношениях ребят в классе? Что не нравится? Что такое дружба? Что такое толерантность? Моя мама лучшая на свете.).

В начале учебного года был сформирован актив класса, в который вошли все учащиеся класса, которым по желанию были распределены обязанности по секторам. Но не все учащиеся добросовестно выполняли свои обязанности и данные им поручения, то забывали про них, то считали их неважными. Самыми активными были КорнееваЛ., Климкин И., Гущин М., Кашин Н., ЖуковаО., Нестриляй Т., Гринёва Л..

Никаких проблем не было в выборе ответственного дежурного. А вот организация уборки кабинета имела свои изъяны, график дежурства не всегда соблюдался, мои попытки назначать разных ответственных за дежурство тоже были неудачными. К середине учебного года дежурство наладилось. Ребята стали более ответственно относиться к уборке своего класса и дежурству в лицее, беречь школьное имущество. На формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к труду повлияли:

генеральная уборка класса и прилегающей территории, а также совместное дежурство по школе. Но задачам трудового воспитания в 6 классе нужно будет уделять ещё много внимания.

В течение года регулярно два раз в месяц проводились тематические классные часы разного плана, а так же рабочие классные часы и много бесед по правилам поведения в лицее, общественных местах, о ПДД.. В начале первого триместра учащиеся класса были малоактивны, планируя различные классные и школьные мероприятия, большинство предпочитали отмалчиваться или соглашаться с остальными. В середине второй триместра многие предложили свои услуги по организации и проведению некоторых мероприятий. В жизни класса и школы под конец года участвовало большинство учащихся класса(95%).

Анализ воспитательной работы классного руководителя показал, что принято учащимися наиболее охотно из воспитательных мероприятий - это классные часы, психологические тренинги и беседы. В них принимали участие 100% обучающихся класса. С наибольшим удовольствием учащиеся класса участвовали в открытом мероприятии "Моя мама - лучшая на свете", психологических тренингах, подготовке огоньков, проведении классного часа «Блокада Ленинграда», «Крым - часть России», «История создания праздника 8-е марта». Среди проведенных мероприятий, в которых учащиеся проявили себя активными организаторами, были: классные часы, выпуск тематических газет и плакатов, Дни именинника. Равнодушными ребята класса не остались ни к одному мероприятию. Проанализировав участие учащихся класса в школьных мероприятиях, удалось установить, что активными были лишь несколько учащихся класса.

При анализе занятости детей во внеурочное время было установлено, что из 22 учащихся класса кружки и секции посещают 21 ученика, 2 - не заняты. Наиболее посещаемыми оказались спортивные секции (8), и музыкальные кружки (7), а также танцы (3), кружки прикладного творчества (2), художественная школа (3). В 6 классе классному руководителю нужно попытаться привлечь через беседы с родителями и обучающимися, остальных учащихся класса к посещению кружков и секций.

При изучении уровня воспитанности учащихся класса было отмечено, что такие качества как целеустремленность, отзывчивость, доброта, честность и скромность преобладают над другими качествами. Хотелось бы еще сформировать в детях такие качества, как ответственное отношение к учебе, долг, должное отношение к общественнополезному труду, дисциплинированность, требовательность к себе. Эти полгода выдались трудными для всех: и для родителей, и для учителей, и, конечно, для ребят. Но анкетирование показало, что абсолютно все ребята класса не утратили интереса к учебе и к школе. У большинства ребят во многом представления и мечты о школе как о втором доме совпали с реальностью.

Что касается успеваемости, то учебный год 5 класс закончил со следующими результатами: на «5» - 3 ученика, на "4" и "5" - 14, с одной "3" - 1, на "4" и "3" - 5 ребят. В плане учебы есть откровенно слабые и, к сожалению, ленивые дети. Учеба им дается трудно. В течение года я следила за учебным процессом в классе: постоянно общалась с преподавателями, организовывала их встречи с родителями. Каждую неделю проводились классные часы разного плана (чаще всего организационные, но были и много тематических. С учащимися класса постоянно проводятся индивидуальные беседы на темы учебы и дисциплины. Класс стал более организованным. В классе учатся учащиеся (Корнеева А., Шоленков С., Анпилогов Д., Хилько Т.) с наиболее яркими проявлениями таких индивидуальных особенностей как ответственность, доброта, скромность.

Большую помощь в воспитательной работе мне оказывали родители. По сути, у нас с ними общие задачи - обеспечить психологический комфорт ребенка. Важно, что у нас с большинством родителей схожие представления о том, что это такое. Самым главным помощником классного руководителя является замечательный родительский комитет.

Благодаря этим мамам (Шоленкова Е.В. и Корнеева Л.И.) все родители организованны, четко и чаще всего принимают участие во всех делах класса. За год было проведено 4 родительского собрания. На последнем родительском собрании говорили об участии родителей учащихся в жизни школы и класса.

Активно участвовала в жизни класса и школы половина ребят класса. На самом деле, никто не оставался в стороне от жизни класса. Если оценивать уровень воспитанности ребят, то, безусловно, не все они хорошо воспитаны, есть проблемы. Сложными в своем поведении я могла бы назвать очень милых, но «неровных» пятерых ребят. Это так называемые «очаги возбудимости» - Кашин Н., Гущин М., Климкин И, Ставцев И.. Нередко именно они создают шум и затевают возню на уроках (с ними я веду индивидуальную работу, связь с родителями - постоянная). Надеюсь, что следующий год будет увлекательным и плодотворным.

Мы планируем участие во всех общешкольных делах, постановку праздников для родителей, обязательно поход, поездку в театр, различные огоньки.

Выводы:

Получилось:

  • хоть и не до конца, но сблизить учащихся классного коллектива;
  • подключиться к общешкольным праздникам;
  • наладить эстетическое и духовное воспитание учащихся;
  • обеспечить почти полную занятость ребят во внеурочное время;
  • начать работу по воспитанию уважения к окружающим;

Не удалось:

  • привлечь всех учащихся класса к делам класса и школы;
  • обеспечить 100% посещаемость родительских собраний родителями;
  • закончить учебный год с большим количеством хорошистов.

Полагаю, в дальнейшем продолжу работу и с детьми, и с родителями по формированию уважительного отношения к окружающим; попытаюсь добиться, чтобы все учащиеся класса посещали секции или кружки; продолжу сплочение и формирование классного коллектива; буду формировать самооценку учащихся; повышу стремление к участию в классных и школьных делах всех учащихся класса; помогу учащимся повысить оценки по некоторым предметам; попытаюсь повысить посещаемость родительских собраний и активность родителей в жизни класса и школы.

Характеристика класса

В классе обучается 24 ученика. Коллектив ребят сформирован из учеников разных школ.

В классе преимущественно дети 2002 года рождения, но есть и 3 ребенка 2001 года (АзаровД., ЖуковаО., КорнееваА.), а также 2 ребенок 2003 года рождения (Хилько Т., Ставецкая С.). Хочется отметить, что практически в большинстве полных семей ребенок воспитывается мамой и отцом, а не отчимом. Но и, конечно, есть группа детей, которые воспитываются в неполной семье.

В классе 5 семей с одним ребенком, 15 семей с двумя детьми и 1 многодетная семья. Средний возраст родителей 30-40 лет. Есть семьи, у которых это второй ребенок. У некоторых детей есть старшие братья и сестры, которые заканчивают/уже окончили школу и помогают. А некоторые дети, наоборот, помогают родителям с младшими братьями и сестрами.

Практически все дети удовлетворены школьной жизнью. Они принимают активное участие в делах класса и в спортивных соревнованиях. Дети, которым с трудом дается обучение, удовлетворены в меньшей степени. Неудовлетворенность более всего связана у них именно с образовательным процессом, а не с коллективом класса или школы.

Итак, в классе 7 человек, имеющие I группу здоровья.

Большую часть составляют дети со II группой здоровья - их 10 человек.

Очень большой процент детей, у которых III группа здоровья - 7 человек.

Большую обеспокоенность вызывает состояние здоровья сегодняшних детей и подростков: они страдают избыточным весом, ведут малоподвижный образ жизни, имеют врожденные патологии, аллергии, хронические заболевания, имеют слабое зрение, плохой слух. Одним из приоритетных направлений современного образования остается физическое развитие обучающихся. Физическая культура - единственный предмет в школьной программе, который напрямую связан со здоровьем учащихся, поэтому очень важно уделять внимание внеурочным спортивным занятиям детей.

В целом взаимоотношения в классе непростые, но ребята дружат, любят проводить время в школе и вне нее. Хочется отметить, что уровень взаимопомощи в классе растет с каждым днем, с каждым совместно организованным мероприятием. Ребята достаточно доброжелательны по отношению друг к другу, неравнодушны к чужим неудачам, готовы прийти на помощь в любую минуту.

Дети заняты в сфере дополнительного образования, как в школе, так и в других учреждениях. Как видно из вышеизложенного, большая часть детей выбрала спортивное и музыкальное направления.).

Наш класс занимает призовые места в разных спортивных соревнованиях в школе. Во время соревнований - это сплоченный коллектив, но ребята не умеют переносить поражения. В классе нет явного лидера, есть так же и дети аутсайдеры.

В классе есть лидеры как положительные, так и отрицательные, которые пользуются авторитетом среди одноклассников, как в школе, так и во внеурочное время (Корнеева Анастасия, Анпилогов Даниил, Климкин Илья, Гущин Максим, Кашин Никита). Но есть и «отвергнутые» (Дегтярёва Карина). В классе ведется совместная работа классного руководителя и педагога - психолога по нормализации отношений между обучающимися.

Социальный паспорт класса

В 6 «В» классе обучаются 24 учащихся:

  • 19 обучающихся 2002 года рождения;
  • 3 обучающихся 2001 года рождения (Азаров Д., Жукова О., Корнеева А.);
  • 2 обучающихся 2003 года рождения (Хилько Т., Ставецкая София)

Мальчиков - 14

Девочек - 10

Состав семей:

Многодетные - 1 (Шоленков С, Азаров Д. - из одной семьи)

Малоимущие - отсутствуют

Находящиеся в трудной жизненной ситуации - 1 (Хилько Т., Аникушин В.)

Неполные семьи- 3 (Данынина У., Хилько Т., Аникушин В.)

Дети из группы риска- отсутствуют

Состояние здоровья детей:

Нарушения зрения - 10 (Даныпина У., Анпилогов Д., Иванов К., Азаров Д., Хилько Т., ГринёваЛ., Сигунова В., Симкин А., Дениченко А., Ставецкая София)

Нарушения опорно-двигательного аппарата - 2 (Кубатин Н., Симкин А.)

Имеют хронические заболевания - 3 (Нестриляй Т., Корнеева А., Сигунова В.)

Посещение внешкольных учреждений:

Школа искусств – 3

Музыкальная школа –  3

Танцевальные кружки – 2

Кружки лицея – 6

Спортивные секции - 8

Циклограмма работы классного руководителя:

Ежедневно:

  1. Выяснение причин отсутствия учащихся
  2. Организация питания учащихся
  3. Организация дежурства в классном кабинете
  4. Индивидуальная работа с учащимися

Еженедельно:

  1. Проверка дневников учащихся
  2. Проведение мероприятий в классе (по плану).
  3. Работа с родителями (по ситуации)
  4. Встреча со школьным врачом, медсестрой по справкам о болезни учащихся.

Ежемесячно:

  1. Обобщение результатов успеваемости, ознакомление родителей с оценкам за месяц
  2. Посещение уроков в своём классе
  3. Консультации у школьных специалистов (педагога - психолога, социального педагога - по ситуации)

Один раз в триместр:

  1. Встреча с родительским комитетом.
  2. Оформление классного журнала по итогам триместра.
  3. Проведение родительского собрания
  4. Анализ выполнения плана работы за триместр, коррекция плана воспитательной работы на новый триместр (по необходимости)
  5. Экскурсия, поездка

Один раз в год:

  1. Оформление личных дел учащихся
  2. Анализ и составление плана работы класса
  3. Статистические данные (на первое сентября)

РАБОТА С УЧИТЕЛЯМИ-ПРЕДМЕТНИКАМИ

Форма работы

Сроки проведения

Довести до сведения учителей-предметников информацию об уровне здоровья детей, особенностях психики, условиях проживания.

Сентябрь

Контроль за успеваемостью по предметам и своевременное оказание помощи.

В течение года

Посещение уроков.

В течение года

Отслеживать выполнение графика контрольных работ с целью предупреждения перегрузки учащихся.

В течение года

Приглашение учителей-предметников на родительские собрания.

В течение года

Приглашение учителей-предметников для индивидуальных бесед с родителями отдельных учащихся.

В течение года

Привлечение учителей к организации и проведению предметных игр, соревнований, олимпиад для пятиклассников.

В течение года

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Форма работы

Тема, основные вопросы

Месяц

Родительское собрание - ознакомление родителей с особенностями возраста, трудностями обучения, знакомство с новыми педагогами, работающими в классе.

«Пятиклассники - особенности возраста, трудности воспитания»

  • Тематическое выступление классного руководителя
  • Слово учителям предметникам
  • Информация о всероссийском мероприятии «Внимание - дети»
  • Выборы родительского комитета
  • Разное

Сентябрь

Мини - тренинг для родителей.

«Самостоятельность мышления - залог успешной учёбы ребёнка»

Октябрь

Посещение учащихся класса имеющих проблемы в обучении.

Совместное родительское собрание (дети + родители)

Индивидуальные беседы с детьми и родителями.

«Мы строим наш общий дом»

  • Тематическое выступление классного руководителя
  • Выступления детей
  • Совместные конкурсы

Ноябрь

Родительское собрание - ознакомление родителей с особенностями возникновения и угасания интересов подростка, рекомендации родителям - как сохранить интерес учащихся к учёбе.

«Как сохранить интерес учащихся к учёбе. Дневник - на стол. Отметки и оценки в школе»

  • тематическое выступление классного руководителя
  • слово учителям предметникам
  • устное сообщение на тему «Будьте примером для детей в правильном поведении на дороге»
  • разное

Декабрь

Мини - тренинг для родителей.

«Между запретом и поощрением. Правила жизни пятиклассников»

Январь

Родительское собрание «Наши успехи и трудности».

Индивидуальные беседы с детьми и родителями

Март

Родительский час «Век информационных технологий. Компьютер в жизни школьника - польза и вред» (с привлечением учителя информатики)

Вопросы для обсуждения: опасности увлечения компьютером; значение компьютера в развитии интеллекта; использование компьютера в домашних условиях для подготовки к урокам.

Апрель

Родительское собрание

«Итоги года - вот и стали мы на год взрослей»

  • Тематическое выступление классного руководителя (отчёт о проведённой работе с классом за учебный год)
  • Итоги учебного года
  • Слово родительскому комитету
  • Разное

Май

Чтобы поддержать ребенка. необходимо:

  1. Опираться на сильные стороны ребенка.
  2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.
  3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.
  4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
  5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.
  6. Проводить больше времени с ребенком.
  7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
  8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
  9. Уметь взаимодействовать с ребенком.
  10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
  11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
  12. Принимать индивидуальность ребенка.
  13. Проявлять веру в ребенка, симпатию.
  14. Демонстрировать оптимизм.

Дети учатся жить у жизни

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.

Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.

Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире. (Выдержка из «Учительской газеты»)

Законы жизни в классе.

  1. Каждый человек имеет право на ошибку и её исправление.
  2. Человек не имеет право унижать, оскорблять и обижать другого человека.
  3. Человек должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать своё мнение.
  4. Человек должен учиться дружить и иметь друзей.
  5. Человек должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи.
  6. Человек должен учиться быть терпеливым и настойчивым в достижении своих целей.



Предварительный просмотр:

Программное содержание воспитательной работы с обучающимися на 2014 -2015 учебный год

Сентябрь

Духовно

нравственное

воспитание

Гражданско-правовое

воспитание

Физкультурно-

оздоровительное

воспитание

Развитие национальнокультурных традиций. Традиции лицея.

Трудовое

воспитание

Взаимодействие лицея с

учреждениями дополнительного образования и культуры

1. ТЧО « Моя малая Родина»

2. Анкетирование «Уровень воспитанности»

3. ТЧО «5 сентября - Всемирный день мира

4. ТЧО «Александр Невский - великий полководец»

1. Общелицейская ученическая конференция

2. ТЧО «Права и обязанности лицеистов»

3. Беседа «Огонь-это опасно»

4. Учебная эвакуация

1. Участие в школьных соревнованиях

2. День здоровья

3. «Что я знаю о профилактике простудных заболеваний» - устный журнал с привлечением медработник

1. Линейка, посвящённая 45-летию школы.

2. ТЧО «С днем рождения мой город»

3. Участие в праздновании Дня города

4. Организация работы комиссии «Пресс-центр» по оформлению классного уголка

1 .Организация дежурства по лицею и классу

2. Уборка территории лицея

1. Посещение дендрария

Октябрь

Духовно- нравственное воспитание

Гражданско-правовое

воспитание

Физкультурно-

оздоровительное

воспитание

Развитие национальнокультурных традиций. Традиции лицея.

Трудовое

воспитание

Взаимодействие лицея с

учреждениями дополнительного образования и культуры

1. Декада, посвящённая Дню пожилого человека

2. ТЧО «Учитесь делать добро» (в рамках декады)

1. ТЧО «Умей общаться со всеми и всегда»

2. Беседа о правилах поведения на дорогах

3. Работа с активом класса по планированию работы

1. Беседа «Каникулы без травм»

2. Беседа «Как развивать память»

1. Беседа «Учителями славиться Россия!»

2. День именинника

1. Организация дежурства по лицею и классу

2. Уборка территории лицея

1. Посещение краеведческого музея

2. Организация поездки

Ноябрь

Духовно- нравственное воспитание

Гражданско-правовое

воспитание

Физкультурно-

оздоровительное

воспитание

Развитие

национально-

культурных

традиций.

Традиции

лицея.

Трудовое

воспитание

Взаимодействие лицея с

учреждениями дополнительного образования и культуры

1. ТЧО «Как сказать «Нет» и не потерять друзей»

2. Праздник для родителей «Моя мама лучшая на свете»

3. Проведение конкурса рисунков «Моя милая мама»

1. Классное собрание «Подведем итоги» (по итогам первого триместра) - отчет правовой и учебной комиссий

2. Всемирный день памяти жертв ДТП. Беседа «На дороге главное - осторожность»

1. ТЧО «Азбука здоровья»

2. ТЧО «Самые полезные продукты»

3. Беседа «Режим дня школьника»

1. Осенний бал «Веселое настроение»

2. День именинника

1. Генеральные уборки классных комнат

2. Организация дежурства по лицею и классу

1. Посещение музея МГОКа

Декабрь

Духовно- нравственное воспитание

Гражданско-правовое

воспитание

Физкультурно-

оздоровительное

воспитание

Развитие

национально

культурных

традиций.

Традиции

лицея.

Трудовое

воспитание

Взаимодействие лицея с

учреждениями дополнительного образования и культуры

1. Беседа «Жизнь без сигарет»

2. ТЧО «Дорога добра» .

1. ТЧО «Мораль и аморальные поступки»

2. Беседа «Конституция- основной закон государства»

3. Работа с род.комитетом по подготовке Новогоднего огонька

4. Беседа «Правила поведения во время праздников»

1. Беседа

«Формирование

ЗОЖ»

1. Новогодний бал «Метелица». Новогодний утренник.

2. День именинника

1. Организация дежурства по лицею и классу

2. Украшение коридоров

1. Посещение станции юных натуралистов

Январь

Духовно

нравственное

воспитание

Гражданско-правовое

воспитание

Физкультурно-

оздоровительное

воспитание

Развитие

национально

культурных

традиций.

Традиции

лицея.

Трудовое

воспитание

Взаимодействие лицея с

учреждениями дополнительного образования и культуры

1. ТЧО - « 0

сквернословии»

1. ТЧО «Мои права и обязанности»

2. Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо»

3. Работа с активом класса по составлению плана работы на второе полугодие

1. Беседа «Зачем нужны прививки?»

1. Игра «Зимние забавы»

2. День именинника

3. Беседа «Откуда хлебушек пришёл?»

1. Организация дежурства по лицею и классу

Февраль

Духовно- нравственное воспитание

Гражданско-правовое

воспитание

Физкультурно-

оздоровительное

воспитание

Развитие национальнокультурных традиций. Традиции лицея.

Трудовое

воспитание

Взаимодейств

ие

лицея с

учрежден иями дополнителен ого

образования и культуры

1. Участие в конкурсе военно- патриотической песни

2. Обзорная экскурсия по залу боевой славы

3. Проведение конкурса рисунков «23 февраля»

4. ТЧО «Гордость и слава» (посвященный победам русской армии)

1. ТЧО « Я среди людей, люди вокруг меня»

2. ТЧО «Служба ратная, служба солдатская»

3. Совместное заседание родительского комитета и актива класса по организации семейного спортивного праздника

1. Конкурс плакатов о вреде алкоголя, никотина, наркотиков

1. Работа с род.комитетом и комиссией «Досуг» по вопросу организации праздника к 23 февраля

2. День именинника

3. Семейный праздник «Как на масляной неделе»

1. Генеральные уборки классных комнат

2. Организация дежурства по лицею и классу

Март

Духовно- нравственное воспитание

Гражданско-правовое

воспитание

Физкультурно-

оздоровительное

воспитание

Развитие национальнокультурных традиций. Традиции лицея.

Трудовое

воспитание

Взаимодействие лицея с учреждениями дополнительного образования и культуры

1. ТЧО «Уроки нравственности»

2. ТЧО «Женщины России»

3. Конкурс рисунков, посвященный 8-му марта

1. Классное собрание «Наши успехи и трудности»(по итогам второго триместра)

2. Посещение библиотечных мероприятий, проводимых в рамках «Недели детской книги»

1. Беседа «Правильное питание»

2. Участие в соревнованиях

1. Совместное мероприятие с родителями

2. День именинника

1. Организация дежурства по лицею и классу

1. Посещение краеведческого музея

Апрель

Духовно- нравственное воспитание

Гражданско-

правовое

воспитание

Физкультурно-

оздоровительное

воспитание

Развитие национальнокультурных традиций. Традиции лицея.

Трудовое

воспитание

Взаимодействие лицея с учреждениями дополнительного образования и культуры

1. Городской фотоконкурс «Православие и мы»

2. «Розыгрыш» - праздничный час, посвященный Дню юмора и смеха

3. ТЧО «Через тернии к звездам» (ко дню Космонавтики)

1. Беседа «Что значит быть ответственным?»

2. Викторина «Экологическая тропа»

1. Семейный спортивный праздник «Мама, папа ,я - спортивная семья»

2. Беседа «О вкусной и здоровой пище»

3. Беседа «Как сохранить хорошее зрение»

1. Участие в мероприятиях, проводимых в рамках Дня науки,

творчества и спорта.

2. День именинника

1. Организация дежурства по лицею и классу

2. Уборка территории лицея

1. Организация поездки

Май

Духовно- нравственное воспитание

Гражданско-

правовое

воспитание

Физкультурно-

оздоровительное

воспитание

Развитие национальнокультурных традиций. Традиции лицея.

Трудовое

воспитание

Взаимодействие лицея с учреждениями дополнительного образования и культуры

1. ТЧО «Дети войны»

2. Встреча с ветеранами ВОВ

3. Участие в мероприятиях, посвященных

празднованию Дня Победы

4. Конкурс рисунков «Никто не забыт, ничто не забыто»

1. Заседание актива класса «Анализ работы за год»

2. Заседание родительского комитета по подготовке к турпоходу

3. ТЧО «Большой Дуб - боль и страдание нашего края»

1. День здоровья

2. Туристический поход

1. День именинника

2. Участие в празднике «Звезды лицея»

3. Участие в празднике «Звени, звени звонок»

1. Генеральные уборки классных комнат

2. Организация дежурства по лицею и классу

1. Экскурсия на мемориал «Большой Дуб»

День здоровья - 1раз в триместр

Беседы по ПДД и правилам поведения в общественных местах во время каникул и не только - в течение года

План индивидуальной работы с обучающимися

Направление работы

Формы работы

Цель

Участники

Ответ-ные

Сроки

Результат

Работа с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации

1. Посещение семей

Обследование материально-бытовых условий проживания

Классный

руководитель

Сентябрь

Акты

обследования

2.Помощь в оформлении документов в УСЗН на бесплатное питание

Содействие в обеспечении горячим питанием

Классный руководитель Члены родит.

комитета, Соц. педагог

Сентябрь

Работа со

слабоуспевающими детьми и обучающимися, испытывающими трудности по отдельным предметам

1. Посещение учебных занятий

2. Беседа с отстающими учениками и учителями предметниками по выявлению трудностей в учебе

1. Контроль за успеваемостью детей

Классный руководитель, учебный сектор

В течение 2 триместра

Работа с обучающимися, склонными к нарушению дисциплины

1. Вовлечение детей в кружковую работу

Контроль за свободным времяпрепровождением

Классный

руководитель

В течение года

2.Наделение общественным поручением в классе

Классный

руководитель

ежедневно

Комиссия

«Поздравляем»

Комиссия

«Милосердие»

Ежедневный контроль за поведением учащихся

Контроль за дисциплиной

Классный

руководитель

ежедневно

Переписка с родителями через записи в дневнике

4.Беседы с

Информирование

Классный

еженедельно

родителями

родителей об успеваемости и дисциплине ребенка

руководитель

Работа с обучающимися, испытывающими состояние стресса и дискомфорта

Направление к психологу

Оказание помощи в

стрессовых

ситуациях

Классный

руководитель

Психолог

По мере необходимости

Индивидуальная работа психолога с обучающимися

План работы с семьями обучающихся

ЦЕЛЬ: создание условий для активного участия семьи в воспитательной системе классного коллектива, формирование коллектива единомышленников из числа родителей.

Задачи:

  1. Довести до сознания родителей педагогические советы и рекомендации, выработать положительное отношение к ним
  2. Создать эмоциональный настрой на совместную работу родителей с детьми и учителями - предметниками

п/п

Содержание

Сроки

Ответственные

1.

Участие родителей в управлении

  1. Участие в работе общешкольного родительского комитета
  2. Работа классного родительского комитета

В течение года

Классный руководитель, председатель РК

2.

Родительский лекторий

1. Родительские собрания:

  • Организация начала учебного года.
  • Планирование работы класса и родительского комитета на 2014- 2015 учебный год.
  • «Семейный климат»
  • «О поощрении и наказании»

Классный руководитель

Классный руководитель, педагог - психолог

Классный руководитель, учителя - предметники

  • «Как помогать детям в учебе»
  • «Вот и стали мы на год взрослей» 2.

2. Консультации для родителей по вопросам воспитания детей

Еженедельно

Классный руководитель, ученический актив класса

З. День открытых дверей «Добро пожаловать в наш класс: на урок, классный час, мероприятие!»

В течение учебного года

Классный руководитель, ученический актив класса

3.

Участие родителей во внеклассной

работе

1. Турпоходы (выезды на природу)

2. Спортивные игры, соревнования, праздники:

  • Игра «Веселые старты»
  • День здоровья

3. Внеклассные мероприятия с участием родителей:

  • День знаний
  • Конкурсная программа ко Дню матери
  • Новогодний праздник

В течение года

В течение года

Родительский комитет класса

Классный руководитель

Классный руководитель, спортивный сектор, родительский комитет класса

Классный руководитель, спортивный сектор, родительский комитет класса

  • Праздничный концерт для мам

Классный руководитель, ученический актив класса, родительский комитет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наука жить вместе - поговорим о толерантности"

Данная разработка внеклассного мероприятия для 6-8 классов  "Наука жить вместе - поговорим о толерантности" была успешно апробирована на классном часе 16 ноября в 6 "Б" классе МАОУ гимназии № 2 и...

Программа развития ученического коллектива «Учимся жить вместе»

Программа деятельности составлена на основе принципов системности, научности, доступности. Разработана для обучающихся 5 – 8 классов и рассчитана на четыре года.Программа состоит из четырёх ступеней:1...

Участие в районной конференции "Учимся жить вместе"

Выступление на ученической районной конференции по толерантности....

Участие в районной конференции "Учимся жить вместе"

Выступление на ученической районной конференции по толерантности....

Проверочная работа по теме "Семья. Жить вместе"-6 класс

материал поможет систематезировать, обобщить и повторить пройденный материал по теме раздела (УМК-Биболетова)...

"Вместе жить, вместе и умирать"? Урок-дискуссия по творчеству А.С. Пушкина между учащимися 9 и 11 классов.

Цель этого урока - развитие коммуникативной и дискуссионной культуры. На примере произведений А.С. Пушкина учащиеся попытаются обсудить актуальность семейных ценностей сегодня....