"Наука жить вместе - поговорим о толерантности"
методическая разработка (6 класс) по теме

Бубенцева Наталья Александровна

Данная разработка внеклассного мероприятия для 6-8 классов  "Наука жить вместе - поговорим о толерантности" была успешно апробирована на классном часе 16 ноября в 6 "Б" классе МАОУ гимназии № 2 имени А.П. Чехова г. Таганрога и получила сертификат участника в городском конкурсе уроков толерантоности в 2011 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_tolerantnosti.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУ гимназия № 2 имени А.П. Чехова

Методическая разработка

урока толерантности

Подготовила Бубенцева Н.А.,

классный руководитель 6 «Б» класса

Таганрог – 2011 г.

Цели:

  1. сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);

  2. формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;

  3. воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

  4. развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

  5. способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

Оборудование:  ПК, видеопроектор (по возможности),  презентация.

Ход урока

(Слайд №1)

  1. Вступление. Слово учителя. (Слайд №2)
  2. Звучит песня из кинофильма «По семейным обстоятельствам»

А годы уходят,

 Но снова и снова

 Нам вспомнится каждая

 Встреча с людьми.

 От первого шага,

 До самого первого слова,

 От первого слова,

 До первой любви.

                   Меня провожают

 Лесные опушки,

 Меня приглашают

 Огни площадей,

 Летят самолёты,

 Считают нам годы кукушки.

 И всё это вместе -

 Планета людей.

        И всё это вместе -

        Планета людей.

Опять по тропинкам,

 Следы заметая,

 Шумит листопад нам,

 И тают снега,

 Разливаясь весной.

 Я выйду из дома, и кто-то

 Со мною окажется рядом.

 Спасибо вам, люди,

 За дружбу со мной.


         Все мы разные: толстые и худые (слайд №3), блондины и брюнеты (слайд №4), отличники и двоечники (слайд №5), люди разных рас и национальностей (слайды №6): африканцы, азиаты, евреи, русские, армяне… Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим.
        Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет, – вот, что значит быть толерантным. Об этом мы и поговорим сегодня на первом уроке нового учебного года.  Я приглашаю вас на урок гражданственности и мужества
(слайд №7) «Толерантность – путь к миру!».

         Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов.
         Российская Федерация  - одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В России проживает приблизительно 166 национальностей и народностей - от более чем 100-миллионной российской нации до малых северных народов, численность которых иногда не превышает ста человек.
        
Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно представить Россию без таких людей, как  (слайд №8) Петр Багратион - российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г.;  Абрам Петрович Ганнибал - генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп; (слайд №9) Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» - из обрусевших датчан; Константин  Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики -  из поляков…
        Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения?

3. Введение и объяснение понятия толерантность. Слово учителя.
         Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”.
         (Слайд №10) Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
        
(Слайд №11) Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

(Слайды № 12-18)
         - В наши дни ситуация в мире очень не спокойная. Какие события, угрожающие миру, можно назвать?
        - Война в Ираке, Израиле, теракты в Чечне, конфликты в Грузии….
        - Множество людей – мирных жителей этих стран – оказались беженцами. Эти люди были вынуждены покинуть свою страну. Кров для бездомных – наш долг. Сейчас в Россию приезжают беженцы из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Грузии, Афганистана, Ливана, Чечни, Дагестана. Эти люди – мирные жители, и они не виноваты в проведении той политики, которая приводит к национальным войнам и розни.

         - Почему происходят войны?
        - Нетерпимость друг к другу, ссоры, предрассудки, злость, зависть, деньги – желание обогащаться и устанавливать мировое господство, подчинять более слабые страны и народы и эксплуатировать зависимых.
        - Так всегда было в истории. Но страдает простой, ни в чем неповинный народ. Сегодня беда коснулась этих людей. Завтра беда может коснуться и нас. С какими трудностями сталкиваются сегодня беженцы?
        - Негде жить, негде работать, национальная нетерпимость, равнодушие окружающих людей и унижение.
        
(Слайд №21, 22) Мы должны проявлять милосердие!
        
Милосердие – это сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, мягкосердечность.

4. Игра - разминка
Ну-ка, дружно встали вместе,
Повернулись-ка на месте,
Громко хлопнули три раза,
Подмигнули правым глазом,
Левой топнули ногой!
А потом еще другой!
Закричали все “Ура”!
А теперь и сесть пора!

5.  Проанализировать ситуации. Найти нужные решения.

Чтобы научиться понимать людей других стран, других культур, нужно научиться

понимать своих родителей, друзей, одноклассников.

  1. Ваш одноклассник не носит в школу учебник английского языка. Часто берет его у вас. После урока, забывая отдать учебник, уходит домой. В результате вы иногда не готовы к уроку, за что получаете неудовлетворительные оценки.
  2. Один одноклассник грубо высказывается в адрес вашего друга. Вас это беспокоит и огорчает, хотя остальные ребята с удовольствием слушают колкие замечания.
  3. Вашу лучшую подругу пунктуальной не назовешь: она всегда и везде опаздывает. Если пойти в школу, не заходя за ней, она обидится, а дожидаться одноклассницы – значит опоздать в школу. Эта ситуация каждый раз приводит вас в бешенство.

6. Тестирование
         А сейчас мы с вами проведем тестирование и определим, насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ, загибайте палец.

1. У Миши не дорогих кроссовок как у тебя…

  1. Это неважно.
  2. Ты подсмеиваешься над ним.

3. Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…

  1. Ты просишь, чтобы он объяснил это.
  2. Ты говоришь, что он выглядит смешно.

2. Цвет кожи у Джо отличается от твоего…

  1. Ты стремишься лучше узнать его.
  2. Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.

4. Пожилой мужчина медленно идет…

  1. Ты помогаешь ему и придерживаешь дверь.
  2. Ты отталкиваешь его, чтобы обогнать.

5. Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком…

  1. Ты разговариваешь с ним.
  2. Ты говоришь, что все мальчик - нули.

6. На твоих глазах на кого – то нападают…

  1. Ты пытаешься защитить его.
  2. Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

7. К тебе подходит ребенок – инвалид…

  1. Ты естественным образом разговариваешь с ним.
  2. Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

Загнул 7 пальцев? Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если от 3 до 6, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.

Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!

Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявлением доброты.

7. Обобщение.
(Слайд №23) Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? Давайте послушаем китайскую притчу «Ладная семья».
        Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

    - Как вы поняли эту притчу?

8. Тренинг

Давайте вдумчиво и в полголоса произнесем следующие фразы:
Наша Родина - Россия.

Россия – многонациональная страна
Мы живем дружно.
Мы терпимы друг к другу.
Мы милосердные, добрые, справедливые.


Если все люди будут такими, то на всей планете Земля будут счастливо жить дети и никогда не будет войны.

9. Итог урока 
         (Слайд №24) Государства - члены Организации Объединенных наций объявили 16 ноября Международным днем, посвященным толерантности. Но давайте будем толерантными, терпимыми, всегда, независимо от того, господствует на улице хмурый ноябрь или знойный август.
        Дети всей Земли хотят жить в мире, дружбе, понимании, чтобы всегда светило яркое солнце, а рядом была любимая мама, как поется в одной очень старой, но до сих пор популярной детской песенке.

Давайте все дружно споем песню “Дружба – это не работа”  (слайды №25-36).
        (Слайд №37)
Счастья Вам всем, мира, радости и терпения! До свидания! До новых встреч!

Литература

  1. Абдулкаримов Г. Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. – Образование в современной школе. – 2002. – № 4.
  2. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М., . - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Толерантность, свободный. – Загл. с экрана.
  3. Герасимова В. А. Классный час играючи. - М.: ТЦ «Сфера». - 2003.    удошникова Н. “Не воздавать злом на зло”: важная человеческая добродетель. – Граждановедение. – 2002. – № 44.
  4. Кленова Н. В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7.
  5. Максимова М. Игры во взаимопонимание и терпимость: смогут ли они оградить наших детей от влияния экстремистов. – Директор школы. – 2002. – № 8.
  6. Морозова Л. П. Классные часы.5 класс. – Волгоград: ИТД «Корифей». - 2008.
  7. Пастухова Е. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости. – Директор школы. – 2003. – № 5.
  8. Сайт «Толерантность: декларация принципов» [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М., 2003. -  Режим доступа: http://www.tolerance.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
  9. Северина О. А., Дронова Т. А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности. - М.: «Глобус». - 2007.
  10. Соколова Э. Образование – путь к культуре мира и толерантности. – Народное образование. – 2002. – № 2.
  11. Толерантность / Общ. ред. М. П. Мчедлова. - М.: Республика. - 2004.
  12. Универсальная Энциклопедия "Кругосвет" [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М., 2001. -  Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/TOLERANTNOST.html, свободный. – Загл. с экрана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь классному руководителю. Поговорим о толерантности.

Публикация содержит материал необходимый для бесед классного руководителя с учащимися. Содержит рекомендации по разрешению конфликтов....

Поговорим о толерантности

Классный час о толерантности Цели: познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развить способности адекватно и полно познавать себя...

Поговорим о толерантности в школе

На уроке обществознания в 6 классе мы с ребятами проходили тему -  «Мы все разные».  И вопрос о толерантности просто не мог не возникнуть. Ведь у нас в школах обучается большое количество ре...

Поговорим о толерантности.

Что такое толерантность?Толерантность (от лат. toleraпtia - терпение) проявляется в терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению. Толерантность - это моральное качество личности или состоян...

Выступление на педагогическом совете на тему: Толерантность-это искусство жить вместе.

Выступление раскрывает проблему толерантности среди обучающихся и содержит практические упражнения на развитие толерантности....

"Вместе жить, вместе и умирать"? Урок-дискуссия по творчеству А.С. Пушкина между учащимися 9 и 11 классов.

Цель этого урока - развитие коммуникативной и дискуссионной культуры. На примере произведений А.С. Пушкина учащиеся попытаются обсудить актуальность семейных ценностей сегодня....