опыт работы классного руководителя 7 класса
методическая разработка (7 класс) по теме

Арусанова Виктория Ивановна

Классный руководитель - организатор видов деятельности учащихся, способствующий духовно-нравственному воспитанию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_klassnym_rukovoditelem.docx39.69 КБ

Предварительный просмотр:

Описание личного опыта

     Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка.                                               

                                                                                                       В. Сухомлинский

     Арусанова Виктория Ивановна учитель Красногорской общеобразовательной школы №14. Образование высшее. Закончила Измаильский государственный педагогический институт в 1999 году по специальности: учитель французского и английского языков. Стаж работы 7 лет из них классным руководителем 4 года.

     На данный момент являюсь классным руководителем 7 «В» класса. В классе учится 33 ученика из них 19 мальчиков и 14 девочек. Трудно было всех детей сплотить в один коллектив, организовать их, помочь им адаптироваться в новой, для некоторых ребят, школе и к новым учителям. Для решения этой проблемы необходимо в первую очередь обращаться к воспитательной работе.

     Классный руководитель – организатор видов деятельности учащихся, способствующий духовно-нравственному воспитанию.

     Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветет ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. Все мы родом из детства. А детство и школа – во многом тождественные понятия. И счастливы те люди, в чьей памяти неизгладимый след оставили мудрые слова учителя, те, чья память хранит самые добрые и теплые воспоминания о любимом классе, родной школе. Школа – это место, где дети получают не только образование, но и где происходит духовно-нравственное формирование ребенка.

     Воспитывать нравственные качества непросто. На этом пути могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры школьника была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с учащимися на основе искренности, доверия, уважения их достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нем, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле. И в этом большую роль играет человек, который находится рядом. Этим человеком являются родители и педагог: учитель, классный руководитель. Роль классного руководителя остается неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает. Как воспитать ученика, чтобы ежедневно можно было отмечать положительные изменения и помогать преодолевать те черты характера, которые, к сожалению, приходится видеть гораздо чаще. Это возможно только в том случае, когда процесс воспитания носит системный характер, когда педагог понимает, что процесс воспитания человека – это процесс создания личности, способной впитать культуру своего народа, человечества и способной шагнуть дальше в развитии себя, своей собственной культуры.

     Что такое воспитание? В своей педагогической деятельности я исхожу из такого определения воспитания: «Воспитание – целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении».

     Само определение воспитания основано на том, что всякая воспитательная система может быть состоятельна в том случае, если она создает условия для развития и становления ребенка, его лучших человеческих качеств.

     Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ему будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок перешагивая порог школы , чувствовал, что там его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей. Воспитанника должна окружать красота, игра, фантазия, творчество. Самое высокое творчество – это раскрытие и реализация каждым своих потенциальных возможностей. Поэтому моя педагогическая позиция заключается в принятии ребенка как личности, признавая его индивидуального своеобразия, его права проявлять своё «Я». Используя слово, дела и наблюдение, я, как классный руководитель, создаю условия, чтобы ребенок в той или иной мере проявил себя.

     Что такое духовное воспитание? Часто под этими словами подразумевается несколько совершенно разных подходов к воспитанию:

  1. Воспитание души ребенка через культуру, литературу, историю, музыку, живопись.
  2. Воспитание в ребёнке сильной духом личности, умеющей найти свое место в современной мире.  

     Педагогической наукой, практикой школы накоплен значительный опыт нравственного воспитания. Что же такое нравственность? В словаре С.И. Ожегова мы можем прочитать, что «нравственность – это правила, определяющие поведения, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках». Но разве в жизни, возможно, отделить нравственное воспитание от духовного? Если исключить духовное воспитание, кто ответит детям на такие вопросы: Что такое человек? Зачем он живет и умирает? По мнению В.А. Сухомлинского, «духовно-нравственное воспитание – это постепенное обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идет вразрез с принятыми в обществе моральными устоями». Духовно-нравственное воспитание направлено на «возвышение сердца» ребенка как центра духовной жизни.

     В наше время актуальными вопросами являются сохранение нравственности в обществе, восстановление и развитие исторического и культурного наследия. Поэтому, организуя воспитательную работу в своем классе, я выработала систему определенных правил:

  1. Нравственное воспитание должно быть ориентировано на духовное развитие ребенка.
  2. В воспитании нравственности ребенка не должно быть мелочей.
  3. Нравственное воспитание должно строиться не на порицании качеств личности ученика, а на поддержке тех положительных черт и качеств характера, которые ему присущи.

Определяющую роль в процессе становления личности занимает семья. «Все самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связанно с моей семьей», писал в своих воспоминаниях основатель Берлинского университета Вильгельм Гумбольт. В сегодняшнем мире, рассматривая значение семьи для ребенка, многие ученые, педагоги и психологи считают, что только семья закладывает основы нравственности. Тот дух, который царит в семье, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка. Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет классному руководителю и родителям объединить свои усилия в создании условий для воспитания у детей нравственных ценностей. Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями – активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Для этого с помощью родительского комитета организую лектории, тематические конференции по нравственному воспитанию. А для родителей, испытывающих трудности в воспитании нравственных ценностях, организую беседы в микрогруппах или индивидуальные беседы. Просвещение родителей проводится с привлечением специалистов: психолога, организатора, учителей-предметников, медицинских работников.

     Для меня, классного руководителя 7 класса, большим подспорьем стала работа по программе «Доброград» (город доброты), которая была разработана для учащихся среднего звена и рассчитана на три года.

     Цель программы:

Воспитать высоконравственных, образованных, творческих детей, умеющих и желающих проявлять заботу друг о друге, коллективе, Родине.

Задачи программы:

  1. Создание условий для самовыражения и самоутверждения каждой личности.
  2. Формирование активной гражданской позиции.
  3. Развитие инициативы и творчества.
  4. Воспитание трудолюбия, бережного отношения друг к труду других людей.
  5. Построение отношений дружбы и заботы друг о друге.

     Данная программа воспитания нравственных ценностей состоит из трех блоков. Первый блок включает классные часы под общим названием «Нравственные корни», второй блок – «Нравственные основы общения», третий – «Я – человек, но какой?». Программа реализуется в различных формах взаимодействия: на классных часах, дискуссиях, беседах, турнирах знатоков, часах общения, устных журналах и т.д. работа по программе раскрывает содержательную сущность данной модели, ориентированную на воспитание нравственных ценностей у учащихся.

     1-ый год

5 класс (2012-2011 уч.г.) – «Нравственные корни»

  1. Добро и зло.
  2. Милосердие и гуманность. Нравственные заповеди Библии.
  3. Нравственные нормы и ценности людей.
  4. Как стать честным?
  5. Душа обязана трудиться.

Задачи блока:

  1. воспитание нравственных ценностей человека;
  2. решение психолого-педагогических задач по воспитанию нравственных норм взаимоотношений, проявлению терпимости и чуткости.

     2-ой год

6 класс (2011-2012 уч. г.) – «Нравственные основы общения»

  1. Роскошь человеческого общения.
  2. История этикета. Современные правила этикета.
  3. Создаем традиции нашего класса.
  4. Семья. Эстетика и нравственность быта.

Задачи блока:

  1. объяснение понятия «общение», содержания общения, функций и видов общения;
  2. формирование представлений учащихся о нравственном климате семьи;
  3. создание крепких традиций классного сообщества.

3-й год

7 класс (2012-2013 уч. г.) – «Я человек, но какой?»

  1. Современный идеал гармоничной личности.
  2. Личные качества успешной личности.
  3. Другие люди в жизни человека.
  4. Как оценить самого себя?

Задачи блока:

  1. формировать представления учащихся о современном идеале гармоничной личности, об истинных нравственных качествах человека.
  2. пробуждать потребность в нравственном самосовершенствовании.
  3. формировать навыки самоанализа, самооценки.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение уровня воспитанности учащихся.
  2. Усиление ориентации воспитанников на духовные ценности.
  3. Сплочение классного коллектива.
  4. Сплочение родительского коллектива единомышленников.
  5. Повышение познавательной активности учащихся.
  6. Формирование негативного отношения к вредным привычкам.
  7. Владение методами самовоспитания, самоконтроля.

     Воспитательная система класса основана на концепции ярославского ученного Г.К. Селевко «Самовоспитание школьников», т.к. она нацеливает на воспитание нравственного человека, уверенно идущего по жизни, ибо, как утверждали древние, все победы в мире начинаются с победы над собой. Исходя из этого, нравственными ценностями для детей становятся: гуманность, доброта, любовь, милосердие, чуткость. Главная характеристика нравственных ценностей – ориентация на добро (во благо).

     Планируя свою работу с классным коллективом, определила те направления воспитательной системы, руководствуясь которыми я строила свою работу с детьми. В своей воспитательной работе выделяю следующие направления:

  1. Духовно-нравственное
  2. Эколого-краеведческое
  3. Гражданско-патриотическое
  4. Художественно-эстетическое
  5. Физкультурно-оздоровительное

     Духовно-нравственное

Формы работы: классные часы, экскурсии, поездки, беседы, конференции, конкурсы, концерты.

     В классе проводится работа по приобщению детей к духовно-нравственным ценностям, традициям, формированию у них основных нравственных правил и идеалов, понятий добра и зла.

     Эколого-краеведческое

Формы работы: экскурсии, поездки, беседы, тематические классные часы, встречи с интересными людьми, конференции, конкурсы, поисковая работа, творческие дела, трудовые десанты.

     Одним из важных направлений в моей работе считаю эколого-краеведческое направление. Проводится работа по воспитанию любви к малой Родине, формированию позиции: кто уничтожает природные ценности – тот безнравственный человек. Большое значение уделяю воспитанию у детей бережного отношения к природе. Ежегодно учащиеся принимают участие в различных акциях: «Птичья столовая», «Кладовая природы», «Родной край в годы великой отечественной войны».

     Гражданско-патриотическое

     Формы работы: экскурсии, беседы, классные часы, просмотр фильмов, встречи с интересными людьми, патриотические акции, военно-спортивные игры, конкурсы, торжественные линейки.

     Работая в этом направлении, стараюсь воспитывать в детях любовь к Родине, к традициям и истории своей страны. Поэтому в классе проводятся уроки Мужества, приуроченные к знаменательным датам (Битве под Москвой, Дню Защитника Отечества, Дню Победы). Например, «Мы будем помнить», «Строки, опаленные войной», «Сталинградская битва». Поездки по местам боевой Славы объединяет все большее количество детей, воспитывают в них дух патриотизма. Встречи с ветеранами и участниками войн, участие в конференциях, конкурсах, посвященных Великой Отечественной войне.  Ежегодно учащиеся моего класса участвуют в спортивно-конкурсной программе «А ну-ка, мальчики!» Прошли классные часы «Я – гражданин  и патриот своей страны», «Мои права и обязанности» и другие. Все это формирует у учащихся устойчивые жизненные позиции, сознательное отношение к своему долгу перед защитниками Отечества, перед своей страной.

     Художественно-эстетическое

Формы работы: посещение музеев выставок, классные часы, конкурсы.

     Прекрасное в жизни – и средство, и результат эстетического воспитания. Оно неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Формирование у школьников эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов.

     Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования у школьника эстетического отношения к действительности. На этой основе формируется не только эстетико-ценностная ориентация личности, но и развивается способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере учебной деятельности, в быту, в поступках и поведении, формируется эстетический вкус и представление об окружающем мире.

     Художественное воспитание – целенаправленный педагогический процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, наслаждаться им, а также развивать в них художественно-творческие способности в процессе их собственной деятельности.

     Физкультурно-оздоровительное

Формы работы: спортивные мероприятия, уроки здоровья, соревнования, работа спортивных кружков и секций.

     Очень важная часть отводится укреплению здоровья участи и развитию физической силы и ловкости. Сейчас как никогда важно помнить о влиянии школы на здоровье учащихся, о ее возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. Ведь именно в пространстве школьного детства формируются основы физического, психического и социального здоровья детей. В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно формирование культуры здоровья у участников образовательного процесса.  Ребята посещают спортивные кружки и секции, вместе с родителями мы организуем походы по родному краю.

      Мой класс участвует во всех спортивных мероприятиях и соревнованиях, которые проводятся в школе. Участие в спортивных мероприятиях помогает сплочению коллектива, осознанию своих возможностей, выработке терпения, настойчивости, достижения цели.

      Моя задача как классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением отнестись к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности и необходимости развития его  индивидуальности, содействовать саморазвитию личности, реализовывать ее творческий потенциал.

     Работая по данной программе, в классе проходят мероприятия, которые проводятся в разнообразных формах. В своей практике применяю такие формы классных часов, как:

1. Ролевые игры:

  1. «Утро в нашем доме» (5 класс)
  2. «Суд на наркодманией» (6 класс)
  3. «Я – гражданин России» (7 класс)

2. Заочные путешествия:

  1. «50-летие полета в космос первого человека планеты Земля -  Юрия Алексеевича Гагарина» (5 класс)
  2. «От Георгия Победоносца до Георгия Жукова» (6 класс)
  3. «Путешествие в Третьяковскую галерею» (7 класс)

3. Дискуссии, диалоги, часы общения:

  1. «В дорогу за знаниями» (5 класс)
  2. «Как научиться жить в мире людей» (6 класс)
  3. «О красоте души и сердца» (7 класс)

     В классе регулярно проводятся разнообразные соревнования, конкурсы, семейные праздники, вечера, огоньки, «круглые столы», викторины, брейн-ринги.

     С целью развития индивидуальных особенностей ребенка, использую в своей деятельности личностно-ориентированный подход. Содержание проводимых классных часов включает материал, необходимый для самостроительства, самореализации и самоутверждения личности ребенка. В моем арсенале существует немало приемов и методов, помогающих обеспечить субъективную позицию учащихся и их родителей.

  1. Метод социологического опроса.

В ходе анкетирования или беседы мною выясняется мнение учеников и родителей. Например, задаю вопрос:

- Что следует обсудить в первую очередь в нашем классе?

- На какой вопрос вы хотели бы получить ответ на классном часе?

          2. Пословицы и поговорки являются прекрасным материалом для проведения классных часов, часов общения, индивидуальных собеседований с учащимися. С их помощью можно провести диагностическое исследование в коллективе. Как ребенок понимает то или иное высказывание, какими примерами он его аргументирует, как он определяет нравственную подоплеку пословиц и поговорок – все это дает возможность активно использовать пословицы и поговорки в воспитательной работе.

Я использую следующие пословицы о поговорки:

  1. Учение и труд все перетрут.
  2. Что посеешь, то и пожнешь.
  3. Береги платье снову, а честь смолоду.
  4. Болтуна видать по слову, а рыбака по улову.
  5. Большому уму и в маленькой голове не тесно.
  6. В тесноте, да не в обиде.

     3. Социометрические исследования

     Учащемуся предлагается ответить на вопросы и сделать выбор только в пользу одного человека при ответе на каждый вопрос. Такое исследование позволяет не только изучить привязанности учащихся в коллективе, но определить приоритеты во взаимоотношениях детей.

С кем из ребят в классе ты хотел бы сидеть за одной партой?

С кем из ребят класса тебе хотелось бы обсудить прочитанную книгу, увиденную передачу?

Кого из ребят тебе хотелось бы пригласить к себе домой?

  1. Методика незаконченного предложения.

Учащимся предлагается продолжить предложение:

Наш класс – самый …

Нам нравится, когда …

Добро – это …

  1. Тест - рисунки
  2. Анкетирование

     Значительную роль в воспитательном процессе играет организация самоуправлении в классе. Эта форма работы с классным коллективом помогает осуществить воспитание у ребят чувства личной ответственности за коллективные дела в классе, позволяет каждому ребенку проявить свои способности, способствует развитию личности, помогает определить свое место в коллективе.

     Я стремлюсь создать коллектив с благоприятной нравственной и эмоционально-психологиеской средой, способствующей развитию познавательных интересов учащихся, формированию у них потребности в самообразовании и воспитании, становлению и проявлению индивидуальности каждого ребенка. Поэтому в моем классе важная роль (роль системообразующего фактора в жизнедеятельности классного сообщества и построении воспитательной системы класса) отводится самоуправлению. Основа его организации – разработанная система поручений, благодаря которой каждый ученик в соответствии со своими индивидуальными особенностями может избрать и выполнить какую-либо деятельность, полезную для него, класса, школы. Высший орган – классное собрание, которое подводит итоги и планирует жизнедеятельность коллектива, решает возникшие проблемы, проводит выборы. В организации классного самоуправления принимают участие не только ученики класса и классный руководитель, но и их помощники: родители, администрация школы, учителя-предметники.

     Родитель оказывают помощь в создании уюта, комфортной обстановки в классном помещении, помогают проводить праздники, участвуют в подготовке и проведении КТД.

     Учителя-предметники выступают консультантами для группы «Умники и умницы».

Наши традиционные дела:

  1. Осенний капустник. (1 четверть)
  2. Новогодний калейдоскоп. (2 четверть)
  3. Масленица. (3 четверть)
  4. Поход, экскурсии. (4 четверть)

     Самоуправление в классе организуется с учетом взаимоотношений среди учащихся. Исходя из этого, они самостоятельно распределяют обязанности в классе. Благодаря этому, дети делают то, что им интересно, то, что у них получается.

     Каждое утро, идя в школу, я знаю, что там возле кабинета, меня ожидают уже они, мои воспитанники. Дети торопятся, перебивая друг друга, рассказать о том, чему я не была свидетелем. Хотят поделиться всем новым, что у них появилось, что их озадачило. И  я стараюсь дать полезный совет каждому, направить на тот единственно правильный путь.

     Мой педагогический девиз: «Люби, твори, прощай!» я твердо верю в силу воспитания, которая складывается из очень простых компонентов: любви к детям, слова учителя, силы личного примера, справедливости – основы доверия; способности прощать ребенка. Учитель – ученик – единая духовная общность, а жизненный путь ребенка – путь радости. Главное в моей работе – воспитание ученика как личности. И в это понятие  вкладываю духовное богатство, широкое мировоззрение, эрудицию, высокую нравственность, общительность, способность влиять на решения и деятельность коллектива.

     Я хочу, чтобы мой цветок зацвел всеми цветами радуги, а это зависит от того, насколько благодатна почва, на которой он будет расти.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы классного руководителя 10 класса

Сегодня, когда образование объявлено одним из приоритетных национальных проектов, роль классного руководителя невозможно переоценить. Основными направлениями деятельности классного руководителя являет...

Опыт работы классного руководителя

Описание моего  опыта и сисиемы воспитательной  работы, как  классного руководителя....

Опыт работы классного руководителя 9 класса МБОУСОШ№22 г.Гуково Мехоношиной Елены Владимировны "Духовно-нравственное воспитание – основа формирования личности".

Разумное и нравственное всегда совпадают.Толстой Л.Н.Что значит «воспитать»? Это способствовать формированию духовного, целеустремлённого, современного человека с сильным характером, способного правил...

Опыт работы классного руководителя.

Опыт работы классного руководителя....

Опыт работы классного руководителя

Опыт работы классного руководителя...

Мастер-класс по теме: «Опыт работы классного руководителя с родителями»

Мастер-класс по теме:«Опыт работы классного руководителя с родителями»...

Мастер-класс по теме: «Опыт работы классного руководителя с родителями»

Цель:Повысить профессиональную компетентность педагогов в области организации взаимодействия с родителями учащихся....