Урок химии по теме "Типы химических реакций"
план-конспект занятия по химии (8 класс) на тему

Эльмира Мубиновна Гильметдинова

Цель урока – ознакомление с типами химических реакций, где основной признак состав исходных веществ и продуктов реакций.

 

Задачи урока:

Обучающие:

•       сформировать представление о понятии «классификация химических реакций»;

•       познакомить с реакциями соединения, разложения, замещения, обмена;

•       продолжить формирование практических умений учащихся при работе с химическими веществами;

Развивающие:

•         развивать познавательную активность обучающихся к предмету;

•         продолжить формирование умений работать с дополнительными источниками информации;

•         развивать умения самостоятельно ставить цели урока, умение сравнивать, проводить анализ, делать выводы, развивая мышление обучающихся;

•         способствовать повышению информационной культуры.

Воспитательные:

•   прививать интерес к предмету;

•   прививать навыки самостоятельной работы;

•   формировать навыки работы в группе;

•   воспитывать толерантность и дисциплинированность.

Здоровьесберегающие:

•   воспитывать экологическую культуру у школьников: закрепить знания о влиянии химических соединений на здоровье человека;

•   формировать навыки безопасного обращения с химическими веществами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гильметдинова Эльмира Мубиновна, учитель химии, биологии МКООУ «СШИ» г. Тарко-Сале

Муниципальное казенное оздоровительное образовательное учреждение

 «Санаторная школа – интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении»

 г. Тарко – Сале, Пуровского района.

План-конспект урока химии

«Типы химических реакций»

8 класс

Разработала: Гильметдинова Э.М.,

 учитель химии и биологии

 высшей квалификационной категории.

2016 г.

Тема урока: «Типы химических реакций»

Тип урока – комбинированный.

Цель урока – ознакомление с типами химических реакций, где основной признак состав исходных веществ и продуктов реакций.

Задачи урока:

Обучающие:

  • сформировать представление о понятии «классификация химических реакций»;
  • познакомить с реакциями соединения, разложения, замещения, обмена;
  • продолжить формирование практических умений учащихся при работе с химическими веществами;

Развивающие:

  • развивать познавательную активность обучающихся к предмету;
  • продолжить формирование умений работать с дополнительными источниками информации;
  • развивать умения самостоятельно ставить цели урока, умение сравнивать, проводить анализ, делать выводы, развивая мышление обучающихся;
  • способствовать повышению информационной культуры.

Воспитательные:

•        прививать интерес к предмету;

•        прививать навыки самостоятельной работы;

•        формировать навыки работы в группе;

•        воспитывать толерантность и дисциплинированность.

Здоровьесберегающие:

•        воспитывать экологическую культуру у школьников: закрепить знания о влиянии химических соединений на здоровье человека;

•        формировать навыки безопасного обращения с химическими веществами.

Ожидаемые результаты: самоанализ учащихся об уровне их подготовки по данной теме, развитие творческих способностей, формирование навыков работы в группе.

ТСО: компьютер, проектор, экран.

Оборудование: учебник, карточки, лабораторный штатив с пробирками, спиртовки, пробиркодержатели, спички, тигельные щипцы, лучина.

Реактивы: сульфат меди (II), перекись водорода, диоксид марганца, хлорид бария, медная проволока, железный гвоздь.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Постановка целей и задач урока.
  3. Изучение нового материала с элементами проектной опытно-экспериментальной площадки.
  4. Закрепление.
  5. Рефлексия.
  6. Домашнее задание, выставление оценок.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие. Подготовка учащихся к работе: формирование команд учащихся по 3 человека в каждой.

2. Постановка целей и задач урока.  Ребята, вы уже изучали классы неорганических соединений. Согласно этим классам вы и разделились на 4 группы: оксиды, кислоты, основания, соли. Мы можем предположить, что эти вещества могут взаимодействовать между собой? Такие реакции наблюдаем в природе? Обратите внимание на (слайды 1,2,3).

 -Как вы думаете, какая тема урока будет?

Тема урока: «Типы химических реакций»

-Можем сейчас назвать какие типы химических реакций, между веществами бывают? Как изучить на уроке типы реакций?

-Поставьте (сформулируйте) цель урока

Каждой команде дается время – 1 минута.

/Путем опытно-экспериментального исследования изучить типы химических реакций/

ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С ЭТАПАМИ УРОКА (слайд 4)

  1. Выполнение мини проекта: «Экспериментальным исследованием установить тип данной химической реакции»
  2. Защита мини проекта.
  3. Взаимопроверка. Заполнение рабочих листов.
  4. Видео просмотр.
  5. Значение полученных знаний в жизни.

3.  Изучение нового материала  

-Классификаций реакций существует много, их мы будем рассматривать в ходе дальнейшего изучения химии. Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из таких классификаций. А какой признак положен в основе, давайте попробуем выяснить по следующим схемам.

(слайд 5).

- По какому признаку делят реакции? (число веществ вступивших в реакцию и образующихся). По этой классификации реакции можно разделить на 4 типа: реакции соединения, разложения, замещения, обмена.

Каждая группа согласно инструктивной карте проводит свое исследование, экспериментально изучает тип реакции, составляет химическую реакцию и готовит отчет по работе. Из группы первый учащийся записывает схему уравнения на доске, а второй расскажет, как проводили опыт, что получилось. Третий запишет уравнение реакции.

Каждой команде дается время – 5 минут.

Лабораторный опыт №1 - Прокаливание медной проволоки.

Запись схемы уравнения, химической реакции определение реакции соединения. Защита мини проекта.

- Что вы наблюдаете? Что же произошло в результате реакции? 

- Какие вещества принимают участие в данной химической реакции – простые или сложные?

- Какие вещества образуются в химической реакции – простые, сложные?

- Что же происходит с химическим элементом медью в данной реакции? Какого цвета образовавшееся вещество.

- Определите, какой тип реакции?  (Соединения)

Лабораторный опыт №2 - Взаимодействие раствора сульфата меди (II) с железным гвоздем.

- Что вы наблюдаете? Что же произошло в результате реакции? 

- Какие вещества принимают участие в данной химической реакции – простые или сложные?

- Какие вещества образуются в химической реакции – простые, сложные?

- Что же происходит с химическим элементом железо в данной реакции?

- Определите тип вашей реакции? (замещения).

Лабораторный опыт №3 - Взаимодействие раствора сульфата меди (II) и хлорида бария.

- Что вы наблюдаете? Что же произошло в результате реакции? 

- Какие вещества принимают участие в данной химической реакции – простые или сложные?

- Какие вещества образуются в химической реакции – простые, сложные?

- Что же происходит, какое вещество выпало в осадок в данной реакции?

- Определите тип вашей реакции? (обмена).

Лабораторный опыт №4 – Взаимодействие перекиси водорода с диоксидом марганца.

- Что вы наблюдаете? Что же произошло в результате реакции? 

- Какие вещества принимают участие в данной химической реакции – простые или сложные?

- Какие вещества образуются в химической реакции – простые, сложные?

- Что же происходит, какой газ выделился в данной реакции? Как это вы проверили?

- Определите тип вашей реакции? (обмена).

4. Обобщение и систематизация изученного материала.  

Задание 1: 

Из предложенного списка задания № 1 выбрать реакции соединения, разложения, замещения, обмена (назвать их номера). (Приложение № 1)

(слайд 11)

Задание 2

Индивидуально по карточкам. «Угадай слово» (Приложение 2)

-Запишите в рабочий лист полученное ваше слово.

Задание 3****

Расставить коэффициенты и определить тип химической реакции.

 (Приложение № 3)

Каждый учащийся самостоятельно выполняет задание, а затем осуществляет самопроверку.

(слайд 13)

Задание 4***

Учитель зачитывает описание химической реакции, а учащиеся должны определить, о каком типе идет речь.

1) В результате нагревания известняка идет выделение углекислого газа.

2) При реакции металлов с кислотами выделяется водород.

3) Кислоты взаимодействуют со щелочами с образованием соли и воды.

4) Все простые вещества при взаимодействии с кислородом образуют оксиды.

5) При нагревании оксида ртути образовалась металлическая ртуть.

5. Подведение итогов урока.

- Что мы сегодня изучали на уроке?

- Какие типы химических реакций выделяют?

- Какие реакции называют реакциями соединения, разложения, замещения?

- Сегодня мы познакомились в результате опытно-экспериментального исследования типы химических реакций (по числу вступивших и образовавшихся в реакции веществ). Назовите типы реакций изученных на уроке.

6. Домашнее задание: Составить мини - проект «Реакции в повседневной жизни»

Учебник Габриелян О.С. п. 29-32, стр. 155 упр. 4; стр.159 упр. 2; с. 168 упр. 4.

7. Рефлексия.

Учитель инициирует рефлексию (высказывания великих людей)

- мыслительный процесс: какие знания я сегодня получил

- близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг

- состояние духа: каким было у меня сегодня настроение

– услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем порадовал или чему способствовал

– бодрость, физическая форма: каким было моё самочувствие.

Учитель благодарит за урок.

Приложение.

Приложение № 1  

Из предложенного списка реакций выбрать реакции разложения, соединения, замещения, обмена.

1) C + O2 = CO2

2) MgCO3 = MgO + CO2

3) CuSO4 + Fe = Cu + FeSO4

4) 2H 2O = 2H2 + O2

5) FeCl2 + NaOH = Fe(OH)2 + NaCl

6) 2H2 + O2 = 2H2O

7) BaO + SO2 = BaSO3

8) H2SO4 + 2KOH = K2SO4 + 2H2O

9) Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2

10) 2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O

( соединения – 1,6,7;   замещения – 3,9;    обмена – 8,5;   разложения – 2,4,10)

Приложение № 2  «Угадай слово»

Уравнения реакций

Типы химических реакций

соединения

разложения

замещения

обмена

Mg + 2HCl = MgCl2 + H2

Б

В

Р

З

2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O

Г

Е

К

Д

2Ca + O2 = 2CaO

А

Ж

С

Ф

K3PO4+3AgNO3=Ag3PO4+3KNO3

Н

У

Т

К

2HgO = 2Hg + O2

А

Т

Р

П

Br2+2KI = 2KBr + I2

Ш

Л

И

И

2Сu + O2 = 2CuO

В

Я

Ю

Ы

Приложение № 3 Расставьте коэффициенты и укажите тип химической реакции:

1) СaСl2 +  K2CO3  =  CaCO3 +  KCl                

2)  Mg +  O2 =   MgO                        

3)  AgNO3 +  BaCl2 =  AgCl  + Ba(NO3)2                           

4)  H2O =  H2 +  O2

5)  CuO +  H2 =  H2O +  Cu

6) Cu(OH)2 =  CuO + H2O

7)  Mg + HCl = MgCl2 +  H2

8)  SO2 + O2 =  SO3

(ответы)

1) СaСl2 +  K2CO3  =  CaCO3 + 2KCl                

обмена

2)  2Mg +  O2 =  2MgO                        

соединения

3) 2AgNO3 +  BaCl2 =  2AgCl↓ + Ba(NO3)2                           

обмена

4)  2H2O = 2H2 +  O2

разложения

5)  CuO +  H2 =  H2O +  Cu

замещения

6) Cu(OH)2 =  CuO + H2O

разложения

7)  Mg + 2HCl = MgCl2 +  H2

замещения

8)  2SO2 + O2 =  2SO3

соединения



Подписи к слайдам:

Прокаливание медной проволо
ки
.

2
Cu
+
O
2
=
2
CuO

красный

черный

Что вы видите?

Карта урока.

Опыт 1
Опыт
2
Опыт 4
Опыт 3
закрепление
Видео 2
Видео
4
Видео
3
Угадай слово
повтори
Из
предложенного списка реакций выбрать реакции разложения, соединения, замещения, обмена
.
1)
C
+
O
2
=
CO
2
2) MgCO
3
= MgO + CO
2
3) CuSO
4
+ Fe = Cu + FeSO
4
4) 2H
2
O = 2H
2
+ O
2
5) FeCl
2
+ NaOH = Fe(OH)
2
+ NaCl
6) 2H
2
+ O
2
= 2H
2
O
7)
BaO
+ SO
2
= BaSO
3
8) H
2
SO
4
+ 2KOH = K
2
SO
4
+ 2H
2
O
9) Zn + H
2
SO
4
= ZnSO
4
+ H
2
10) 2Fe(OH)
3
= Fe
2
O
3
+ 3H
2
O
Урок химии 8 класс
Великие мыслители.
Бернар Шоу
Конфуций
Аристотель
Герберт
М.
В.Ломоносов

7 слайд
Взаимодействие перекиси водорода с диоксидом марганца


MnO2

2
H
2
O
2

2
H
2
+ O
2

Тлеющая лучина загорается в кислороде.
Этапы проекта
Цель
мини проекта
:
«Экспериментальным исследованием установить тип данной химической реакции»
Защита мини проектов.
Взаимопроверка. Заполнение рабочих листов
. Самооценка.
Значение
полученных знаний в жизни.
Проверка
1) С
a
С
l
2

+
K
2
CO
3
=

CaCO
3


+ 2KCl

обмена
2)

2
Mg
+
O
2
= 2
MgO

соединения
3)
2
AgNO
3
+
Ba
Cl
2
= 2AgCl↓ + Ba(NO
3
)
2

обмена
4)
2
H
2
O =
2
H
2


+
O
2

разложения
5) CuO + H
2
= H
2
O + Cu
замещения
6) Cu(OH)
2
= CuO + H
2
O
разложения
7) Mg +
2
HCl
= MgCl
2
+
H
2

замещения
8)
2
SO
2
+ O
2
=
2
SO
3
соединения
Взаимодействие раствора сульфата меди (
II
) и хлорида бария

CuSO
4
+
Ва
Cl
2
=
BaSO
4
+Cu
Cl
2

Голубой


Белый
Что объединяет?
Взаимодействие раствора сульфата меди (
II
) с железным гвоздем

CuSO
4
+ Fe = FeSO
4
+
Cu

Голубой

красный
Расставьте
коэффициенты и укажите тип химической реакции
:
1
)
С
a
С
l
2
+ K
2
CO
3
= CaCO
3
+
KCl
2)

Mg
+ O
2
=
MgO

AgNO
3

+ BaCl2 =
AgCl
+ Ba(NO
3
)
2

4
)


H
2
O = H
2
+ O
2

5)


CuO
+ H
2
= H
2
O + Cu
6
)


Cu(OH)
2
=
CuO
+ H
2
O
7)

Mg
+
HCl
= MgCl
2
+ H
2

8)


SO
2
+ O
2
= SO
3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по химии по теме: "Химические реакции.Реакции разложения"

Методическая разработка данного урока может применяться  для работы по прогамме О. С. Габриеляна и Г. Е. Рудзитиса....

Урок-обобщение по химии в теме "Химические реакции" 8 класс

Подборка заданий по теме "Химические реакции" по УМК Новошинского/Новошинской. Применимы при повторении темы и подготовке к контрольной работе....

Полипредметный урок (химия, география, информатика) «Химические реакции в производстве чугуна и стали» с использованием технологии сетевого взаимодействия Web2.0.

При изучении темы «Химические реакции в производстве чугуна и стали» применялись знания учащихся по географии об основных технологических стадиях металлургического производства. Для луч...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Типы химических реакций". 8 класс

Реакции соединенияРеакции разложенияРеакции замещенияРеакции обмена...

Разработка урока по теме "Скорость. химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции"

Данная методическая разработка предназначена для учащихся общеобразовательных школ 11 класса.         Изучение темы «Учение о скорости химической реакции....

8 класс. Химия. Составление уравнений химических реакций

Задания по расстановке коэффициентов в у равнениях реакций, химия 8 класс....

Технологическая карта урока химии "Физические и химические явления. Химические реакции", 8 класс

Технологическая карта урока химии "Физические и химические явления. Химические реакции", 8 класс...