Полипредметный урок (химия, география, информатика) «Химические реакции в производстве чугуна и стали» с использованием технологии сетевого взаимодействия Web2.0.
методическая разработка (химия, 9 класс) по теме

Мокрова Ирина Михайловна

При изучении темы «Химические реакции в производстве чугуна и стали» применялись знания учащихся по географии об основных технологических стадиях металлургического производства. Для лучшего усвоения темы использовалась технология сетевого взаимодействия Web2.0

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий полипредметного урока

«Химические реакции в производстве чугуна и стали» с использованием технологии сетевого взаимодействия Web2.0.

9 класс (химия, информатика, география)

Авторы:  Мокрова Ирина Михайловна, учитель химии;

              Жигалева Вероника Викторовна, учитель географии;

                 Чичев Евгений Михайлович, учитель информатики.

Цели  урока:

Образовательная: - актуализация знаний об основных технологических стадиях

                                    металлургического производства;

                                  - ознакомление учащихся с химизмом металлургического
                         производства;

 - повторение алгоритма работы с редактором формул, вставка
  изображений во внешние документы.         

Развивающая:         - формирование умения работать в группах, с Интернет-

                                     ресурсами.

Воспитательная:  - формирование осознания российской гражданской
                         идентичности.

Задачи урока:

  1. Показать красоту родного города;
  2. Актуализировать знания об основных процессах черной металлургии;
  3. Изучить химизм процессов черной металлургии;
  4. Отработать навык написания окислительно-восстановительных реакций и уравнивания их методом электронного баланса;
  5. Актуализировать знание металлургических комбинатов полного цикла России и факторов их размещения;
  6. Повторить инструменты работы с гугл-документами, редактором формул.

Ресурсное обеспечение урока.

Материальное обеспечение:  образцы кокса, железной руды, чугуна, стали, Периодическая система элементов Д.И.Менделеева,
мультимедийное оборудование, рабочие ноутбуки,

   подключенные к сети Интернет.

Методическое обеспечение:  методическая разработка урока, таблицы и схемы, созданные

   при помощи гугл-инструментов, авторская презентация, фрагмент видеофильма: «Узор оград чугунный».

Кадровое обеспечение:           учитель географии, учитель химии, учитель информатики.

Тип урока: комбинированный.

План урока:

Наименование этапа урока

Описание этапа урока

Время

Введение в тему

   Неповторим облик Санкт-Петербурга, его архитектурные ансамбли, набережные, мосты. Не случайно, воспевая красоту нашего города, А.С.Пушкин писал:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий,  стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный…

   Демонстрация фрагмента фильма «Узор оград чугунный».

   Ребята, вы не раз видели решетку Летнего сада. Какая легкость и стройность в ее рисунке! Она восхищала многие поколения людей. На ограде Михайловского сада даже в сильные морозы как будто распускаются цветы, а на ограде дворца Шереметьевых от порыва ветра звенят колокольчики. Такова музыка застывшего металла…

Слайды 1, 2, 3.

    Учитель географии:

  • Почему сегодня урок химии и географии мы начали с этого фильма и с таких замечательных видов нашего города?
  • В каком периоде и в какой группе находится чугун в периодической таблице Д.И. Менделеева?
  • Из чего получают чугун?
  • На уроках географии мы с вами уже рассмотрели производственный процесс получения чугуна. Чугун - это новое вещество, которого нет в таблице Менделеева, в природе чугуна тоже нет. Значит, чугун получается в результате протекания определенных химических реакций.   Какова же тема нашего урока?

Тему урока озвучивают учащиеся самостоятельно.

На слайде  4 - тема урока. Какова цель урока?

6 мин.

Актуализация знаний

   Учитель географии:

  • Почему в теме урока есть слово сталь?
  • В чем разница между чугуном и сталью?

      Слайд 5 - состав чугуна и стали.

  • Какая отрасль науки и промышленности занимается изучением способов выплавки стали и чугуна?
  • Заполните предложенную на гугл-сайте схему основных стадий производственного процесса получения чугуна и стали. Приложение 1.

Учитель информатики: проводит инструктаж по заполнению схемы, напоминает о правилах работы с гугл-документами.

Проверка схемы.

  • А теперь заполните в общей таблице на гугл-сайте графу – география (по группам). Приложение 2.

Учитель информатики: проводит инструктаж по заполнению таблицы.

Проверка таблицы.

9 мин.

Изучение нового материала

   Учитель химии:

   Сегодня на уроке мы рассмотрим, какие химические реакции протекают на основных стадиях металлургического производства.           Слайд 6.

   В основе химизма производства чугуна лежат реакции восстановления.

1стадия - коксование, получение восстановителя - СО:

С+О2=СО2

СО2+С=2СО

Н2О+С=Н2+СО

2 стадия - производство чугуна - восстановление железа.  

Fe2O3 —Fe3O4 —FeO--Fe

3стадия - производство стали. В основе химизма данного процесса лежат реакции окисления. Основные окислители - кислород из воздуха и оксид железа, содержащийся в металлоломе.


Si+2FeO=SiO2+2Fe

Mn+FeO=MnO+Fe

2P+5FeO=P2O5+5Fe


Все реакции, о которых говорилось, не закончены.

Ваша задача:

1. Записать уравнения реакций полностью.

2. Проставить степени окисления.

3. Определить восстановитель и окислитель.

4. Уравнять методом электронного баланса.

Для этого каждая группа разбивается на пары и работает с одним из уравнений реакций по выбору.

Учитель информатики: вместе с учащимися определяет алгоритм заполнения гугл-таблицы с использованием редактора формул и вставки изображений во внешний документ. Приложение 2.

Проверка таблицы. Вывод.

Учитель химии:

Существует несколько способов переработки чугуна в сталь: мартеновский, конверторный и электродуговой. Все они основываются на рассмотренных выше окислительно-восстановительных реакциях. Слайд 7.

23 мин.

Подведение  итогов

Вопросы для обобщения задает учитель географии:

  • Что является сырьем для производства чугуна?
  • В чем суть процесса коксования?
  • Какой основной восстановитель получается в процессе коксования?
  • Что происходит в доменной печи?
  • Какие реакции лежат в основе производства чугуна?
  • Что является сырьем для производства стали?
  • Что происходит в процессе выплавки стали?
  • Какие реакции лежат  в основе производства стали?
  • Назовите основные окислители.
  • Могут ли все стадии технологического процесса осуществляться на одном предприятии?
  • Как оно будет называться?
  • Где оно должно размещаться?
  • Каковы факторы размещения предприятий черной металлургии?
  • Покажите на карте металлургические комбинаты полного цикла России и назовите, к каким металлургическим базам они относятся? Слайд 8.


  • Что позволило сегодня объединить три предмета вместе?
  • Понравился ли вам урок?
  • На какую тему вы хотели бы провести следующий такой урок?

5 мин.

Рефлексия

(при нехватке времени может выполняться дома)

Свое отношение к сегодняшнему уроку мы просим вас выразить, ответив на вопросы анкеты, размещенной на гугл-сайте.

Анкета:

1) Считаете ли вы проведение полипредметных уроков необходимым?

(да нет)

2) Считаете ли вы подготовку к таким урокам трудоемкой?

(да нет)

3) Понравилось вам изучение данной темы в виде предложенного  урока?

(да нет)

4) Удалось вам найти контакт и взаимопонимание при работе в группе?

(да нет)

5) Сыграл ли данный урок положительную роль в выборе экзамена по данным предметам и выборе профессии?

(да нет)

1мин.

Домашнее задание

Выполните проект по одной из предложенных тем. Слайд 9.

Оценки за урок выставляются по ходу основных этапов урока.

1 мин.

Приложения

Приложение 1

Получение чугуна

Рис. 1

Рис. 2

Получение стали

Приложение 2

Химические реакции в производстве чугуна и стали

Группа 1 «Коксование»

Группа 2 «Выплавка чугуна»

Группа 3 «Выплавка стали»

География

Реакция 1

Реакция 2

Реакция 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся экологического аспекта социального направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519 Московского района Санкт-Петербурга «Человек и

Подпрограмма «Человек и природа» предусматривает интеграцию собственных образовательной и воспитательной программ Учреждения с практикой сетевого взаимодействия с различными социальными партнёрами.Уча...

Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся духовно-нравственного направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования "В поисках себя"

Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся духовно-нравственного аспекта общекультурного направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования...

Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся эстетического аспекта общекультурного направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519 Московского района Санкт-Петербурга «Краски ра

Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся по эстетическому направлению с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519 Московского ...

Фрегин И.Н. Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся гражданско-правового аспекта общеинтеллектуального направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519

Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся гражданско-правового аспекта общеинтеллектуального направления с использование технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего о...

Мироненкова Т.И. Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся по эстетическому направлению с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519 Московского района Санкт-Петербурга «Краски радуги

Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся по эстетическому направлению с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519 Московского ...

Елизарова А.В. Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся духовно-нравственного аспекта общекультурного направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519 "В поисках себя"

Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся духовно-нравственного аспекта общекультурного направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования...

Подкопаева Е.А. Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся экологического аспекта социального направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519

Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся экологического аспекта социального направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы...