Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» в рамках общешкольных мероприятий «Оренбург юбилейный»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме

Литош Галина Николаевна

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» поможет педагогу познакомить учащихся с творчеством оренбургского художника Лукиана Васильевича Попова. В помощь составлена мультимедийная презентация, содержащая изображения картин художника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

внеклассного мероприятия на тему

«Творчество Л.В.Попова.

К 140-летию художника…»

в рамках общешкольных мероприятий

«Оренбург юбилейный»

Разработала учитель изобразительного искусства

 МОАУ «Лицей №7» г. Оренбурга

Литош Галина Николаевна

2013г.

«Творчество Л.В.Попова.

К 140-летию художника…»

Цель: Формирование ценностного отношения к произведениям оренбургского живописца Л.В.Попова, повышение интереса к культурному наследию Оренбурга.

 Задачи:

1. Познакомить учащихся с творчеством Лукиана Попова, способствовать глубокому познанию и осмыслению явлений и событий, пониманию их образного воплощения в картинах оренбургского живописца.

2. Развивать навыки эстетического восприятия и эстетической оценки произведений изобразительного искусства, развивать воображение, чувство цвета, эстетическое отношение к окружающему.

3. Вызвать эмоциональный отклик, интерес к творчеству оренбургского художника.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, мультимедийная презентация «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…», конспект занятия.

Ход занятия:

Слайд 1

Я рада приветствовать всех на очередной встрече, посвящённой теме: «Оренбург юбилейный».

Слайд 2

    2013 год – год 270-летия основания города Оренбурга. Много ярких, интересных, а порой трагических событий произошло за время существования нашего города. Много замечательных людей оставили свой след в истории Оренбурга. И сегодня мы вспомним ещё одного человека, чьи жизнь и творчество неразрывно связаны с историей Оренбурга…

Слайд 3

     2013 год – год 140-летия со дня рождения Лукиана Васильевича Попова.

     Культурные традиции в Оренбурге рождались вместе с самим городом, основанным Екатериной II в дикой степи как военная крепость на границе со Средней Азией. История развития изобразительного искусства Оренбуржья насчитывает не одно десятилетие. В русском искусстве конца XIX начала XX веков значительным явлением стало творчество Лукиана Васильевича Попова, академика живописи, позднего передвижника, художника, чья жизнь была неразрывно связана с оренбургским краем.

     Лукиан Попов родился 8 (22) октября 1873 в крестьянской семье пахаря в селе Архангеловка, которое расположено было в 36 верстах от Оренбурга. В 1876 году, после введения всеобщей воинской личной повинности, отца трехлетнего мальца призывают на службу в армию, и семья переезжает в Оренбург, но своей малой родине художник будет предан до конца дней.
    Из статьи, опубликованной в начале ХХ века в газете «Оренбургская жизнь», известно, что родители отдали Лукиана сначала в приходскую школу, затем - в городское трехклассное училище. Впрочем, мальчик после второго класса бросил училище и в 12 лет стал работать в писчебумажном магазине Курникова. Там он попал, как пишет оренбургский журналист, «в мир книг, красок, кистей и картин». В это время Лукиан познакомился с местным художником по фамилии Мехед, который стал для парня первым учителем рисования. Лукиан с упоением трудился в иконописной мастерской, которую держал Мехед.

     Большое впечатление на молодого человека произвели встречи с самарским художником I степени Федором Емельяновичем Буровым и уже известным художником - пейзажистом Аполлинарием Михайловичем Васнецовым, они и сыграли решающую роль в его желании стать профессиональным художником. Современники Попова вспоминали, что Васнецов заказал в магазине раму для своей работы, и молодой Лукиан доставил заказ в гостиницу, где и познакомился с художником. 19-летний Попов с жадностью рассматривал работы Васнецова, засыпал его вопросами и после этой встречи твердо решил ехать учиться «на художника» в Петербург.

Слайд 4

     В столицу империи Попов попал только спустя два года после той «судьбоносной» встречи. В 1894 году он поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художеств, в которой проучился два года. В 1896 году (по некоторым данным – в 1897 году) Лукиан Попов без труда поступил в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при Имперской Академии художеств (во многих источниках название этого заведения считается синонимом самой Академии художеств). Его основным педагогом был Владимир Егорович Маковский, оказавший большое влияние на всё творчество своего ученика. Благодаря Маковскому, Лукиан выбрал для своего творчества один из сложных живописных жанров - жанр сюжетно-тематических и бытовых картин. В Академии художеств Попов учился до 1902 года, каждое лето приезжая на этюды в родной Оренбург. Во время учебы Лукиан очень сдружился с однокурсником, художником Иваном Куликовым, который был родом из Мурома Владимирской губернии. Друзья вместе снимали квартиру на Васильевском острове. Именно благодаря этой дружбе, мы имеем портрет Попова с усиками и в модной шляпе, написанный Куликовым в 1900 году.

Слайд 5

     На третьем курсе Академии, в 1899 году, за картину «Затопило» Лукиан получил премию им. Н. С. Мазурина на конкурсе Московского Общества любителей художеств. С этого же года Попов в течение пяти лет участвовал в выставках этого Общества и традиционных выставках Академии.
    В 1901 году внимание публики и критики привлекла картина «Дети», которую искусствоведы посчитали автобиографической, поскольку художник отобразил судьбу мальчиков, которых нужда в крестьянских семьях вынудила в раннем возрасте покинуть отчий дом, уйти в город, чтобы работать в услужении в магазинах и кустарных мастерских.
    В 1900 году, еще будучи студентом Академии, Попов впервые принял участие в XXVIII выставке Товарищества передвижников. После окончания Академии в 1903 году молодой художник стал действительным членом Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) и принимал участие в этих выставках до самой смерти. Оренбургские краеведы с гордостью пишут, что «честь быть членами этого Товарищества выпадало на долю немногих художников».

Слайд  6

     В 1902 году Лукиан Попов закончил успешно Академию, представив на суд академического жюри картины «Тихо» и «С просветом», за которые получил звание художника и право на пенсионерскую поездку за рубеж.
Весной 1902 года в Оренбурге состоялась большая коллективная выставка художников, на которой Попов представил более 50 картин, эскизов и набросков. Газета «Оренбургский листок» писала: «В картинах Попова особенно рельефно выступает стремление подражать своему учителю В. Маковскому. …Детям очень нравится его картина «Мать у колыбели». Так как наш молодой художник отправлен Академией художеств за границу, то можно ожидать, что его талант, который бесспорно есть, - разовьется».
В этом же 1902 году Попов отправился, как пенсионер Императорской Академии художеств за границу, побывал в Берлине, Дрездене, Мюнхене и Париже, а после успешного завершения заграничной поездки в 1903 году, вернулся в Оренбург, где и прожил до конца жизни.
    Зимой 1905 года городская дума Оренбурга разрешила художнику взять в аренду участок в 200 кв. сажен (архивы уточняют - по цене 10 копеек за кв. сажень) в Зауральной роще на берегу Урала, для устройства там «мастерской для художественных работ».

Слайды 7-8

    Все 1900-е годы Попов плодотворно трудился, причем в разных жанрах. Он одинаково убедителен и как жанрист, и как портретист, и как пейзажист. Судя по всему, в это же время художник женился на Вере Васильевне Поповой (девичья фамилия неизвестна), потому что один из первых портретов его жены датирован началом 1900-х годов. Глубоким чувством проникнуты многочисленные портреты жены –  «Портрет жены в пёстром платке». 1900-е гг, « Портрет жены в красном сарафане». 1908 г., «В саду (Чаепитие)»1911г.

    В конце ноября 1908 года в Оренбурге в помещении коммерческого собрания состоялась  персональная выставка Попова, на которой были представлено около ста картин художника, большинство из которых было предназначено для выставок в Петербурге и Москве. Местная пресса написала: «Во многих картинах оренбуржцы могут признать своих знакомых. Общее впечатление прямо-таки захватывающее. Для оренбуржца такие вещи случаются очень редко, скорее никогда не случаются, почему можно только рекомендовать и рекомендовать эту выставку вниманию самой широкой публики..."

    Выступал Попов и в роли педагога, он преподавал рисование в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе.

     Мастерство художника получило и официальное признание – в 1912 году Академия художеств присвоила Лукиану Попову звание академика живописи.

Слайды 9-11

     Попов, как ученик Маковского, избрал жанр, в котором работал его учитель - жанр сюжетно-тематических картин. Живя в российской глубинке он бытописал жизнь как интеллигенции Оренбурга, так и жизнь оренбургского крестьянства.

Слайды 12-15

     Отдельной темой выступает в творчестве художника тема крестьян - переселенцев, покидающих родные деревни в поисках заработка. Этих обездоленных людей художник видел на дорогах и вокзалах, в ненастную дождливую погоду и в заснеженной степи. Эти жанровые работы отличаются продуманным композиционным решением, тонкой психологической разработкой сюжета, яркой психологической характеристикой персонажей и сочувственным отношением автора к ним.

Слайд 16-17

     Писал Попов и пейзажи, изображая тонко с большой любовью к местной природе «и марево разогретого степным солнцем воздуха летом, и свежесть морозного воздуха зимой».

Слайд 18

     Как портретист, Попов умело передавал характер и настроение модели, раскрывал психологическое состояние, давал точную социальную характеристику. В портретах Попов предпочитает поясной срез фигур, как бы приближающий их к зрителю.

Слайд 19-20

      Но доминирующей в творчестве художника оставалась все-таки жанровая живопись. Большое место в творчестве Попова занимают произведения, посвященные изображению интеллигенции, и в частности коллег-художников. В работах, посвященных интеллигенции, почти всегда наличествует мотив дружеской беседы, а часто и спора. Мотив спора искусствоведы часто трактуют, как поднимание вопросов о судьбах русского народа и России вообще. Интересный факт, но в 1913 году в юбилейный год 300-летия царствования Дома Романовых для актового зала мужской гимназии Лукиан Попов написал портрет Государя Императора Николая II.

Слайд 21

    Среди наиболее известных работ, принесших живописцу широкую известность и популярность, называют картины «Взяты» (1904, Русский музей) и «Луга затопило» (1908, Оренбургский музей изобразительного искусства).

Слайд 22

    В начале 1910-х годов художник странствовал с богомольцами на открытие мощей Серафима Саровского, много ездил по Вологодской и Архангельской губерниям, изучал Башкирию и киргизские степи.

    В его творчестве появляется религиозная тема. В Оренбурге Попов расписал церковь Второго кадетского корпуса, алтарь Введенского собора и иконостас церкви учительской семинарии, им были написаны две картины для церкви Вознесения.

Слайд 23

     Летом 1913 года художник руководил работами по украшению Казанского кафедрального собора в Оренбурге. В соборе имелись семь картин художника В. Маковского, находившиеся в ужасном состоянии. Эти картины были реставрированы Поповым и поставлены под стекло.
    В конце 1913 года в оренбургской учительской семинарии состоялось освящение домовой церкви, оборудованной на средства купца Н.Н. Андреева. Все иконы для церкви написал Лукиан Попов.

    Понять, почему художник обратился к религиозным темам, можно, если знать о семейной трагедии Лукиана Васильевича. Эта трагедия стала известна, благодаря книге «Воспоминания о передвижниках» художника – передвижника и мемуариста Якова Даниловича Минченкова. Можно предположить, что эта трагедия и развивающиеся за ней события и стали причиной преждевременной кончины художника. У Попова был маленький сын, родившийся слепым. Врачи сказали, что это несчастье можно побороть операцией, и советовали обратиться к знаменитому окулисту в Харькове Гиршману. Отец с сыном из Оренбурга поехали в Харьков. Гиршман удачно сделал операцию, и ребенок должен был лежать некоторое время в совершенно темной комнате, в которую будет впускаться свет лишь понемногу, пока ребенок не освоится с первыми зрительными впечатлениями от мира и глаза не привыкнут к свету. Отец находился в другой комнате, рядом. В одно утро, когда стали освещать комнату сына, он услышал его испуганный голос: «Папа, папа! иди ко мне, я что-то вижу!» Встревоженный Попов вбежал в комнату и увидал его с широко раскрытыми испуганными глазами. «Что с тобой?» — спросил отец сына и хотел было подойти к нему. «Не подходи, не подходи!» — закричал неестественным голосом ребенок и замолчал. И когда Попов приблизился, на него смотрели в неописуемом ужасе глаза мертвого сына. Потрясенный смертью малолетнего сына, подавленный горем отец написал портрет умершего мальчика. Эту картину художник в феврале 1914 года поместил на Сорок второй выставке передвижников в Петербурге, которая проходила с 16 февраля по 13 апреля 1914 года в Обществе поощрения художеств. Но Совет Товарищества отказал Попову в размещении картины на выставке, попросив художника убрать портрет с экспозиции, как нарушающий «праздничный тон выставки».

Слайд 24

    Спустя чуть более месяца после закрытия выставки, Лукиан Попов умер у себя на родине в Оренбурге в возрасте сорока лет. Панихида состоялась 20 мая 1914 года в церкви Иоанна Богослова, поминки прошли в доме Попова на улице Фельдшерской № 84, которая сейчас носит имя художника.
Вдова Вера Васильевна Попова после смерти художника переехала со старшими детьми в Самару.

     Интерес к забытому после смерти художнику в середине 1940-х годов вернул журналист и председатель Оренбургского Союза художников Сергей Андреевич Варламов, который наткнулся на имя Попова в уже упомянутой выше книге воспоминаний Якова Минченкова. Варламов выступил по областному радио, и на это выступление откликнулись лично знавшие Попова художники Н.В. Кудашев и братья В.М. и Н.М. Ледяевы, которые в свое время посещали студию Попова в Зауральной роще и у которых имелись работы художника. Варламов же вместе с тогдашним директором местного краеведческого музея, журналистом, педагогом и краеведом Андреем Яковлевичем Борисовым собирали работы художника по всему краю. На весьма скромные средства краеведческого музея скупались произведения художника у его семьи и частных лиц. В 1960 году, когда был организован Оренбургский областной музей изобразительных искусств, картины Попова были переданы в его фонды и стали основой музейного собрания. В музее находится основная часть творческого наследия художника, его творчеству посвящен главный зал музея. Картины Попова хранятся в Русском музее и музее Российской Академии художеств в Санкт-Петербурге, Третьяковской галерее, Самарской картинной галерее, Рыбинском художественном музее-заповеднике, частных коллекциях.

    А мы с вами как оренбуржцы вправе гордиться культурным наследием нашего знаменитого земляка!

    Я надеюсь,  вы внимательно слушали меня и запомнили самые знаменитые картины Лукиана Попова. Предлагаю в конце нашей встречи разгадать кроссворд по творчеству художника. Внимание на экран!

Слайд 25

Кроссворд «Лукиан Попов»

1. Название деревни, в которой родился Л.В.Попов.

(Архангеловка)

2. Какой объект в нашем городе носит имя знаменитого земляка?

(Улица)

3. Какое  образовательное учреждение окончил художник?

(Академия)

4.  К какому виду изобразительного искусства можно отнести произведения Лукиана Попова?

(Живопись)

5. В каком жанре изобразительного искусства наряду с сюжетно-бытовым работал живописец?

(Пейзаж)

6. Кого часто изображал «с глубоким проникновением» на портретах Лукиан Попов?

(Жена)

7. Много  работ художника посвящены  крестьянам, покидающим родные деревни в поисках заработка. Как называли таких крестьян?

(Переселенцы)

8. Город, в котором жил и работал Лукиан Попов.

(Оренбург)

9. Жанр изобразительного искусства, в котором живописец предпочитал поясной срез фигур.

(Портрет)

10. Какой предмет преподавал Попов в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе?

(Рисование)

11. Основной педагог Попова, оказавший большое влияние на всё творчество своего ученика.

(Маковский)

Молодцы! Вы отлично справились с заданием!

Теперь и вы можете рассказать родным и близким вам людям о таком замечательном оренбургском художнике как Лукиан Васильевич Попов!

Спасибо за внимание.

Кроссворд «Лукиан Попов»

1

л

2

у

3

к

4

и

5

а

6

н

7

п

8

о

9

п

10

о

11

в


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к внеклассному мероприятию «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…»

Мультимедийная презентация является зрительным рядом методической разработки внеклассного мероприятия «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…»....

Методическая разработка внеклассного занятия по теме:«Пасха. Пасхальные традиции на Руси».

Цель: познакомить учащихся с праздником «Пасха» и пасхальными традициями и символами на Руси.Задачи: после изучения этой темы учащиеся смогут:называть основные праздники, выделять среди них прав...

Методическая разработка внеклассного занятия по теме: «Пасха. Пасхальные традиции на Руси».

Цель: познакомить учащихся с праздником «Пасха» и пасхальными традициями и символами на Руси.Задачи: после изучения этой темы учащиеся смогут:называть основные праздники, выделять среди них прав...

Методическая разработка практического занятия на тему " Творчество в обыденном "

Занятие расчитано на подростков 11-13 лет образовательных учреждений, а также может применятся в качестве тренинга профилактики профессионального выгорания педагогов....

Методическая разработка «Внеклассное занятие по теме: «Автономное существование в условиях природной среды» (cценарий мероприятия для средней школы ко дню защиты детей)

Спортивно-игровая программа внеклассного занятия «Автономное существование в условиях природной среды» нацелена на привлечение детей в секции и кружки по спортивному туризму, основам безоп...

Презентация к методической разработке «Внеклассное занятие по теме: «Автономное существование в условиях природной среды» (сценарий мероприятия для средней школы ко дню защиты детей)

Спортивно-игровая программа внеклассного занятия «Автономное существование в условиях природной среды» нацелена на привлечение детей в секции и кружки по спортивному туризму, основам безоп...