Выступления на заседаниях МО гуманитарного цикла
опыты и эксперименты по истории (8 класс)

Мункуев Александр Викторович

Выступления на заседаниях МО гуманитарного цикла

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx28.04 КБ
Файл doklad_2.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация города Улан-Удэ

Комитет по образованию г.Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г.Улан-Удэ»

670010 г. Улан – Удэ, улица Куйбышева , 40   (3012) 222458, факс 223518,

e-mail: school_1@govrb.ru

«Формирование функциональной грамотности на
уроках истории и обществознания»

С точки зрения учителей, уроки истории и обществознания можно преподавать так, чтобы ученики не просто запоминали материал, а учились работать с документами, анализировать источники, искать информацию, то есть формировать практические навыки. Конечно, для этого нужно подготовить довольно большое количество разных заданий, тщательно проработать сценарий урока. По словам практикующих педагогов, на полную подготовку таких уроков уходит несколько дней. Проблема, с которой сталкиваются учителя, заключается в том, что отдельные занятия малоэффективны, в этом отношении необходимо переработать весь урок, а это уже огромная задача. Также претензии могут быть предъявлены академическим ученым. Ведь во многом под их давлением программа настолько насыщается, что остается время только на чистое освоение фактов без возможности их обсуждения или соотнесения с жизненными ситуациями.

Функциональная грамотность понимается как результат усвоения учениками системы основных навыков предмета, которые позволяют эффективно применять полученные знания в практической ситуации, умение устанавливать отношения с внешней средой, а также адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от простого представления о грамотности как способности человека читать, составлять простые короткие тексты и выполнять основные математические действия, функциональная грамотность представляет собой базовый уровень знаний, навыков и компетенций, который определяет нормальную жизнедеятельность человека при взаимодействии с четырьмя основными социальными сферами (экономическая, социальная, политическая и духовная).

Поскольку формирование функциональной грамотности занимает одну из основных позиций педагогической деятельности, ее применение происходит в контексте различных учебных дисциплин. Важное место среди других тем занимают гуманитарные дисциплины, в том числе история и обществознание. Но одна из главных проблем истории как учебного предмета

 

состоит в том, что он имеет наименьшую практическую направленность. В истории невозможно, как, например, в математике, связать знания или навыки с повседневной жизнью, или провести эксперимент как в химии или физике. При этом ученикам сложно объяснить, зачем нужно учить исторические особенности (например, огораживание в Англии), почему нужно знать даты. Ученику, серьезно относящемуся к информатике, физике, биологии, математике или, наоборот, ничему не интересующемуся, история иногда кажется легким и ненужным предметом, в котором нет ничего, кроме хронологии событий. Поэтому на уроке нужна сильная мотивация, которая увлечет, заинтересует, шокирует. Наиболее эффективным при этом становится использование межпредметных связей. Сочетание сведений по истории, географии, обществознанию, литературе дает возможность рассматривать то или иное историческое событие с разных позиций, а также позволяет задействовать личностный фактор.

Приведем примеры. Задание по теме: «Древняя Русь. Главные торговые пути и города», 6 класс.

Стимул:        «Неизвестный европейский путешественник XIX в.

заинтересовался древней историей России, изучил некоторые источники о торговых путях Древней Руси, составил описание наиболее известного пути «из варяг в греки», собрал нескольких единомышленников и отправился дорогой восточных славян. Однако путешествие в скором времени зашло в тупик, т.к. многие географические названия не были путешественниками найдены. Многократно читали они записи организатора путешествия, но не могли понять, в чем дело. Пришлось обращаться горе-путешественникам к русским историкам.

Задачная формулировка: Вы, выступая сегодня в роли русских историков, должны помочь европейским путешественникам. Используя предложенные источники, ученики должны были выполнить следующие задания:

  • составить карту-схему пути «из варяг в греки»;

  • соотнести древние географические названия и современные;
  • исправить ошибки, допущенные европейскими путешественниками;
  • написать письмо путешественникам с указанием допущенных ими ошибок.

Текст источника: раздаточный материал. Выдержка из описания, которое сделал европейский путешественник, отрывок из «Повести временных лет» и карты, которыми и воспользовался путешественник для составления своего описания».

Форма задания - работа выполняется в раздаточном материале. Работа ведется в группах. Использование такой формы работы способствует развитию навыков взаимного обучения, происходит диалоговое обучение, дети учатся обсуждать, рассуждать, выражать свою точку зрения. Задача составления схемы-карты включает в себя объединение знаний и навыков в области географии и истории, а также формирование науки и грамотности чтения. Учащиеся находят и извлекают информацию, включают и интерпретируют ее, резюмируют, отражают и оценивают содержание текста, используют контекстные знания, чтобы привести пример, соответствующий категории, описанной в тексте.

Следующий пример: задание по теме «Крестьянская реформа 1861 года в России», 9 класс.

Учащимся на время урока предлагается стать мировыми посредниками и помочь рассчитать сумму выкупных платежей для конкретного крестьянина. Для успешного выполнения основного задания необходимо прочитать и проанализировать выдержки из исторических документов, изучить формулу, по которой вычислялись выкупные платежи.

Пример одного из вариантов задачи: «Рассчитайте выкупную сумму, которую должен заплатить крестьянин Кузнецов, если сумма оброка в год составляет 8 рублей. Определите 20% суммы, которую Кузнецов должен самостоятельно выплатить помещику единовременно. Определите 80% выкупной суммы, которую предоставляло крестьянину государство на 49 лет    под 6% годовых. Какую сумму должен был выплатить крестьянин Кузнецов государству в течение 49 лет?»

Самым неожиданным моментом для учащихся на уроке может стать то, что они должны заняться математикой, а неправильно решенная задача может существенно повлиять на качественное выполнение всего задания. Здесь помимо читательской грамотности формируется математическая грамотность.

На уроках истории и обществознания чаще встречаются следующие виды функциональной грамотности:

  1. читательская грамотность - способность понимать и осмыслять письменные тексты, использовать их содержание для достижения собственных целей, развивать знания и возможности и активно участвовать в жизни общества;
  2. математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, выражать здравые математические суждения и использовать математику таким образом, чтобы удовлетворять настоящие и будущие потребности, присущие творческой личности, заинтересованному и думающему гражданину;
  3. естественнонаучная грамотность - способность использовать знания для выбора в реальном мире проблем, которые могут быть исследованы и решены научными методами, делать выводы на основе наблюдений и экспериментов, необходимых для понимания окружающего мира, человеческой деятельностью и вызванных ей изменений, а также для принятия соответствующих решений.

Понимание функциональной грамотности — это, прежде всего, то, как ученик усвоил теоретический материал и как он может применить его на практике. Это возможно при соблюдении следующих условий:

  1. в учебном процессе в целом активизация познавательной интеллектуальной деятельности обучающегося происходит на каждом занятии;

  1. навык самообучения, самообразования постоянно формируется в учебном процессе;
  2. формируются универсальные учебные действия, характерные для всех школьных дисциплин (развитие памяти, аналитического и критического мышления, умения выражать мысль);
  3. обучаемого учат работать с текстом, анализировать и дополнять его;
  4. умеет соотносить получаемую информацию с действительностью.

Можно выделить средства формирования функциональной грамотности на курсах истории и обществознания:

  • повторение - предоставление ученику возможности монологически высказывать свои мысли, «опробовать» какие-то сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить их образовательный диапазон, создав таким образом подходящую эмоциональную среду для усвоения основных ценностей;
  • познавательные игры, викторины, дискуссионные уроки, развивающие навыки совместной работы, индивидуальной работы и способности высказывать свою точку зрения в обсуждениях;
  • исторические диктанты и сочинения с последующей их корректировкой преподавателем, формирующей письменную грамотность учащихся;
  • изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет ученикам высказать собственное мнение по проблеме;
  • чтение вариативных источников, что позволяет ученикам отказаться от однозначных и простых суждений, внимательно изучить тексты и позиции автора;
  • исследовательская работа в виде презентаций, аннотаций, социологических исследований, работ.

Согласно стандартам нового поколения, процесс обучения должен быть практикоориентированным, чтобы результаты обучения могли применяться вне образовательной системы, то есть в повседневной жизни, в процессе

социальных отношений, возможно, в профессиональной сфере. Образование должно давать не только знания, но и умение использовать их в процессе социальной адаптации. Обучение детей самостоятельному извлечению, анализу, структурированию и эффективному использованию информации для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества является основным направлением модернизации образовательной системы.

Прием № 1: Формирование в дополнение к теме урока еще и отдельного имени-названия урока в виде афоризма, крылатой фразы, поговорки, выражающей в сжатом виде суть главной идеи урока. Например:

  • «С ним или на нем!» - название урока по теме «Греко-Персидские войны» в курсе истории Древнего мира (5 класс);
  • «Русь между Востоком и Западом» или «Цивилизационный выбор Александра Невского» - название урока по теме «монгольское нашествие и борьба русских княжеств с иноземными захватчиками в XIII веке» в курсе истории Отечества (10 класс).

Прием № 2: Выделение в содержание учебного материала объекта прочного усвоения, то есть главного, существенного, так называемой «сути дела», и отработка на уроке именно этого материала. Например:

  • «Суть дела» темы «Возвышение Москвы» - слова русского летописца XVII века: «Кто думал-гадал, что Москве царством быти, и кто знал, что Москве государством слыти»?
  • «Суть дела» темы «Отечественная война 1812 года» - четверостишие А.С. Пушкина из 10-й главы «Евгения Онегина»;

Война двенадцатого года

Настала - кто нам тут помог?

Остервенение народа,

Барклай, зима иль русский Бог...

Прием № 3: Попытка учителя помочь учащимся раскрыть для себя (а зачастую еще и для себя самого) личностный смысл любого изучаемого на уроке материала. Например: объяснение личности русского императора

Александра I - почему, обыгравший по всем статьям самого Наполеона, твердый в принципах вне страны, Александр, оказался, по определению Пушкина А.С., «властителем слабым и лукавым» внутри нее (9 класс);

Прием № 4: Продумывание и по возможности формирование хотя бы для себя (а в идеале для учащихся) ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке. Например: задание учащимся - попробовать объяснить жестокость древних греков по отношению друг к другу в период Пелопоннесской войны, можно привести к беседе «А было ли у древних греков представление о совести?»

Прием № 5: Социализация личности школьника. Включение в содержание урока упражнений творческого характера по использованию полученных знаний в аналогичной (сходной) или полностью незнакомой ситуации. Чем важно постоянство законов (на примере законов Солона и Ликурга в Древней Греции и законов 12-ти таблиц в Древнем мире)? Параллель с современными предложениями изменить действующую российскую конституцию.

Обобщая знания, нужно постепенно приучать учеников к продуктивным и познавательным, а затем и к проблемным вопросам. Если репродуктивные вопросы начинаются со слов «как», «когда», «кто», «что», то продуктивнопознавательные вопросы начинается со слов «почему», «докажите», «резюмируйте», «обобщите» и т.д. Проблемный вопрос не требует воспоминаний о готовых знаниях, но требует рассуждений, размышлений и в большинстве случаев краток по содержанию. В связи с этим учащиеся с плохой памятью, не подготовившиеся к уроку, не боятся вступать в дискуссию, что удерживает их в постоянном внимании в учебном процессе. Проблемные вопросы требуют более творческого подхода как при формулировании, так и при обработке ответов. Например, педагог может спросить детей о дате изгнания Александра Невского из Новгорода его жителями и о причинах изгнания или по-другому: «Почему Александр

Невский, который дважды спас независимость Новгорода, был изгнан спасенными им людьми?».

Но, работая с такими вопросами, нельзя забывать о финальном этапе - доводах и выводах по теме. Нельзя допускать необоснованных суждений, непроверенных фактов.

Такая система работы помогает формировать функциональную понятийную грамотность учащихся в классе, развивать базовые навыки и способности, укрепляет внутреннюю самооценку и повышает учебную мотивацию учащихся.

На уроках обществознания после изучения темы «Судебный процесс», для закрепления изученной темы, учащимся предлагается подготовиться к ролевой игре. На уроке выбираются: судья, прокурор, адвокат, подсудимый, пострадавший, 4 свидетеля (2-защита, 2-обвинение), суд присяжных, представители прессы. Школьники получают карточки, в которых описаны их роли, их характер и судебная и ситуация. Учащимся дается 10 минут, для того, чтобы ознакомиться с рассматриваемым делом и собственной ролью, сделать при необходимости записи.

Задача подсудимого, пострадавшего и свидетелей сыграть свои роли, не отходя от легенды игры. Задача прокурора и адвоката, сыграть свои роли и грамотно аргументировать позицию своего «героя». Задача суда присяжных обсудить ситуацию и вынести справедливый обвинительный или оправдательный приговор (зачастую присяжным приходится также обсуждать и договариваться о принятом решении). Представители прессы должны вникнуть в обстоятельства дела, подготовить статью о результатах заседания и выступить с оценкой работы суда.

Эти типы занятий довольно динамичны, ученики быстро входят в свои роли и даже после окончания урока продолжают обсуждения. Преимущество такого вида работы - неопределенность исхода судебного заседания, так как многое зависит от убедительности и от того, насколько хорошо будут сыграны роли. Благодаря этому у учеников формируется функциональная грамотность.

Следует к конкретному возрасту и теме выбирать наиболее подходящие способы. Приведем пример задания по теме урока «Финансовая грамотность» в 9 классе.

Ситуация: Саша и Кирилл нашли в Интернете магазин, который предлагал приставку в рассрочку. - Это то же самое, что кредит! - отмахнулся Кирилл. - Ты не прав, - Саша взял ручку и листок бумаги. - Давай представим, что игровая приставка стоит 6 000 рублей. Ты вносишь 1500 рублей и забираешь покупку. Затем в течение полугода вносишь по 750 рублей ежемесячно. - Да, это, кажется, выгоднее, чем кредит.

Ученикам предлагается ответить на следующие вопросы:

  • рассчитайте, какую сумму брат Саши заплатит в итоге за игровую приставку;
  • в чем финансовое преимущество покупки в рассрочку перед покупкой в кредит?

Также приведем пример задания по теме «Человек и общество» в 9 классе.

Ученикам предлагается карточка с изображением людей, осуществляющих разные виды деятельности, к которой прилагается список вопросов:

  • чем занимаются люди, изображенные на фотографии?
  • можно ли такой труд назвать профессиональным? Объясните, почему;
  • какие средства труда используют изображенные люди?
  • как вы думаете, какая дополнительная информация может им понадобиться во время выполнения этого труда? Укажите источники получения такой информации;
  • чем вы занимаетесь, когда трудитесь дома?
  • считаете ли вы список своих домашних дел достаточным или допускаете, что его можно дополнить? Поясните свой ответ;
  • некоторые школьники не хотят помогать своим родителям в домашних делах, но вынуждены это делать. Они называют свой домашний труд

принудительным. Объясните, почему такое употребление этого словосочетания некорректно. Какой бы совет вы дали таким школьникам?

  • в каких видах общественно полезного труда (труд на благо своей школы, жителей своего населенного пункта) вы могли бы участвовать или участвовали?
  • в чем вы видите пользу такого труда для себя и своих сверстников?

Данное задание помогает смоделировать решения проблем, возникающих в практической деятельности.

Таким образом, учебные предметы «История» и «Обществознание» имеют наиболее широкие возможности использования для формирования функциональной понятийной грамотности учащихся. Необходимо регулярно обращать внимание детей на духовно-нравственные аспекты тех или иных исторических событий, учить их анализировать и составлять информацию, проводить аналогии с сегодняшним днем. Воспитание в высшей степени этичного человека, способного адекватно адаптироваться к современной социальной среде, - очень сложная задача, но вполне возможная, если ее возьмут на себя профессиональные учителя, которые могут влиять на личность с разных сторон.



Предварительный просмотр:

Администрация города Улан-Удэ

Комитет по образованию г.Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г.Улан-Удэ»

670010 г. Улан – Удэ, улица Куйбышева , 40   (3012) 222458, факс 223518,

e-mail: school_1@govrb.ru

Доклад на МО учителей истории и обществознания

Тема: Технология продуктивного чтения на уроках истории

Учитель: Мункуев А.В.

В условиях активного внедрения ФГОС ООО в процесс обучения, перед современным учителем встала очень серьёзная задача: сформировать читательскую компетенцию ученика.  Современные школьники мало читают, у них часто отсутствует мотивация к прочтению текста, они не вдумываются в учебные задания, не умеют работать с текстовым материалом и с инструкцией к заданию.  Все эти проблемы необходимо решить учителю. Технология продуктивного чтения - это природосообразная образовательная технология,  направленная на полноценное восприятие и понимание текста  учеником,  формирование активной читательской позиции по отношению к тексту и его автору. Главная цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. Я очень часто на своих уроках прибегаю к различным педагогически практикам, в том числе применяю данную технологию.

На уроках истории и обществознания  применение технологии  продуктивного чтения  -  это  работа с различными источниками информации и понимание прочитанного текста.

Стратегия смыслового чтения представляет целый комплекс различных навыков: чтение текста, выделение главного, анализ и синтез материала, сравнение его отдельных частей и нахождение существенных  характеристик, чтение таблиц, графиков, схем, умение  пересказывать изученное.  

 На уроке истории в 5 классе, при изучении темы: «Демократия в Афинах при Перикле»,  учащиеся работают с различными  источниками информации. Необходимо дать определение понятию демократия. 1 группа ищет определение понятия в учебнике, 2 группа работает с хрестоматийным материалом (из жизнеописания Фукидида), 3 группа находит информацию в толковых словарях, 4 группа анализирует  исторический документ «Речь Перикла» (Хрестоматия по истории Древнего мира).  Каждая группа презентует свой ответ. Ребята учатся рассуждать, делится мнением, выбирать главное, осмысливать текст.  

В рамках технологии  продуктивного чтения применяются такие задания как:  допиши историю,  составь путевые заметки, сконструируй свой текст, напиши пост в социальных сетях к какой либо исторической дате или событию.  

При работе с понятиями,  можно применить приём переводчик. Даётся определение, а учащиеся самостоятельно вписывают термин или  заполняют пропущенные элементы.  

Также при изучении  исторических терминов активно применяю метод ассоциаций. Учащимся предлагается  дать характеристику понятию, представить как оно может выглядеть, каким оно может быть цветом, придумать синоним и т.д.  Это  позволяет развивать креативное мышление, творческие  способности ученика. Сравнение исторических понятий по общим признакам и выявление различий способствует  расширению знаний по предмету через изучение специальных терминов,  развитию  логической памяти  и образному мышлению школьника.

Для создания эмоционального фона на уроке и отработки навыков смыслового чтения,  активно применяю приём – «театральный этюд», что позволяет ребятам реконструировать историческое прошлое,  познать предмет как бы изнутри  через демонстрацию  фрагментов исторических событий и чтение по ролям.  Например: на уроке  по истории древнего мира «Зарождение демократии в Афинах»  мы проводим голосование, выбираем стратега.  Ребята самостоятельно участвуют в импровизированном голосовании.  А выбранный ученик выступает в роли оратора, произносит речь Солона.  Каждый ученик может попробовать себя в новой роли: архонта, стратега, философа, атлета и т.д.

В старших классах приветствуются дебаты по поставленной проблеме, когда ребята защищают своё мнение, приводят аргументы в защиту своей позиции. Применяя приём – «ораторское искусство» на уроках истории, учащиеся учатся составлять свою речь и публично выступать перед аудиторией, учатся представлять социальные проекты.    

Технология продуктивного чтения способствует созданию условий для успешного обучения и направлена на формирование основ функциональной грамотности школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протокол № 4 заседания МО гуманитарного цикла за 2013-2014 учебный год

Протокол заседания методического объединения учителей гуманитарного цикла МОУ СОШ № 13 п. Искра Будённовского района Ставропольского края.Руководитель МО: Колбасина Елена Викторовна...

Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка (выступление на заседании кафедры гуманитарных дисциплин ОУ)

В выступлении содержится материал о технологии деятельностного метода и опыт работы педагога по реализации компетентностного подхода на уроках русского языка....

Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка (выступление на заседании кафедры гуманитарных дисциплин ОУ)

В выступлении содержится материал о технологии деятельностного метода и опыт работы педагога по реализации компетентностного подхода на уроках русского языка....

Протокол заседания МО гуманитарного цикла

Протокол заседания МО гуманитарного цикла. На заседании намечен план работы на текущий учебный год....

Доклад на заседании ШМО гуманитарного цикла "Инновационные технологии в преподавании истории"

Доклад выступления на ШМО: "Инновационные технологии в преподавании истории"....

План заседаний МО гуманитарного цикла на 2020-2021 уч.г.

План заседаний МО гуманитарного цикла на 2020-2021 уч.г....

Протокол учителей заседания ШМО гуманитарного цикла

Протокол заседания ШМО учителей гуманитарного цикла...