Разработка открытого урока на тему "Образование СССР"
методическая разработка по истории

Боркунова Елена Сергеевна

              Основные цели этого урока

1. С     1.Сформировать представление об основных особенностях процесса образования СССР.

2. Развивать навыки работы с учебной и дополнительной литературой, устных публичных выступлений, анализа и синтеза изучаемого материала .

 3. Способствовать воспитанию чувства интернационализма и толерантности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_2021.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  ОБРАЗОВАНИЕ  СССР.

Цели: 

1. Сформировать представление об основных особенностях процесса образования СССР.

2. Развивать навыки работы с учебной и дополнительной литературой, устных публичных выступлений, анализа и синтеза изучаемого материала .

 3. Способствовать воспитанию чувства интернационализма и толерантности.

Тип урока: комбинированный.

 Методы преподавания: частично-поисковый, исследовательский метод, метод проблемного изложения.

 Форма обучения: групповая и индивидуальная.

 Применяемые педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве.        

Оборудование урока:  мультимедийный проектор,  презентация, тексты документов, карта «Образование СССР».

                                                          План

  1. Вступительное слово преподавателя.
  2. Повторение пройденного материала 

Вопросы:

1. Каким было положение народов России в начале 20 века?

2. Как решало национальный вопрос советское правительство? Какие практические шаги по решению национального вопроса были реализованы? (Декларация прав народов России – ноябрь 1917 года, Декрет о независимости Финляндии – декабрь 1917 года,  отделение Польши, Украины, Белоруссии и т.д.)

3. Какие проблемы встали перед страной после завершения Гражданской войны

   А)  экономические – (предполагаемый ответ : огромные материальные потери, сокращение промышленного производства  по сравнению с 1913 годом  в 7 раз, добыча угля  и нефти упала до уровня конца 19 века, резкое сокращение посевных площадей, валовая продукция сельского хозяйства составляла 67%  от довоенного уровня (весной и летом 1921 года в Поволжье разразился страшный голод жертвами которого стало 5 млн. человек), население России по сравнению с 1917 годом сократилось на 10 млн. человек.  

   Б) внешнеполитические – (предполагаемый ответ: дипломатическая изоляция Советской России, требование возврата займов, сделанных царской Россией и Временным

правительством, (Генуэзская конференция 1922 года, Раппальский договор между Россией и Германией)

3. Изучение нового материала.

 1. Предпосылки образования СССР.

Задание по историческому документу: на основе изучения документа определить, какие существовали предпосылки для образования СССР  по мнению И.В.Сталина.

Документ  (выступление И.В.Сталина на 10 Всероссийском съезде 26 декабря 1922 г.)

  « Существует три группы обстоятельств, определивших неизбежность объединения советских республик в одно государство.

   Первая группа обстоятельств – это факты, касающиеся нашего внутреннего хозяйственного состояния. Во-первых, скудность наших хозяйственных ресурсов, оставшихся в результате семилетней войны… Во-вторых, сложившееся  исторически естественное разделение труда…В-третьих, единство основных средств сообщений.

   Вторая группа обстоятельств – это факты, связанные с нашим внешним положением. Следует помнить, что несмотря на выход из состояния гражданской войны, опасность нападения извне не исключена.

   Третья группа фактов связана с характером строения советской власти, с классовой природой советской власти, которая интернациональна по своей сущности.»

По  итогам работы над документом проводится беседа, формулируются главные предпосылки образования СССР и делается запись в тетради (слайд № 3).

2. Проекты объединения (слайд № 4) Альтернативные подходы к объединению. 

Работа с документами. Определить основные положения проекта И.В. Сталина и  В.И. Ленина. В чем суть  каждого из проектов? Сопоставьте два проекта. Какой из них наиболее соответствовал справедливому решению национального вопроса?

Проект И.В.Сталина.

1.  Признать целесообразным заключение договора между советскими республиками   Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении, Грузии и РСФСР о формальном вступлении первых в состав РСФСР.

 2. В соответствии с этим постановления ВЦИК РСФСР считать обязательными для центральных учреждений, упомянутых в пункте 1 республик.

Проект В.И.Ленина

  1. Признать необходимым заключение договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских Республик и РСФСР об объединении их в Союз Советских Социалистических Республик с оставлением за каждой из них права свободного выхода их Союза.
  2. Высшим органом Союза считать Союзный ЦИК, составляющийся из представителей ЦИКов РСФСР, Закавказской Федерации, Украины и Белоруссии пропорционально представляемого ими населения.

Проект Х. Раковского (Украина) и Б.Мдивани (Грузия)

  1. Все республики заключают между собой двухсторонние равноправные договоры.
  2. Центральные союзные органы не создаются.
  3. Полномочия субъектов равные.

  (В.И.Ленин считал такое объединение слишком слабым перед лицом внешней опасности)

3. Образование СССР (слайд №  5)

4. Конституция 1924 года и ее основные положения (слайд 6-7)

    - выступления учащихся  о государственной символике (герб, флаг)

5. Значение образования СССР (слайд 8)

   - в ходе беседы делаются выводы о значении образования СССР

Домашнее задание:

Указания по выполнению:

1.   Составить схему государственных органов власти СССР по Конституции 1924 года.

2.На основе схемы дайте аналитическое описание системы государственной власти в СССР.

3.Укажите составляющие ее элементы.

4.Раскройте их назначение и взаимодействие между собой.

5.В чем особенности данной структуры власти?

         

 «Система государственной власти ССР по Конституции 1924 года»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Разработка открытого урока в 5 классе по математике. Разработка программы курса по выбору в 7-8 классе по математике.

1.Разработка открытого урока в 5 классе по математике по теме "Джунгли зовут!" Открытый урок по теме "Все действия с натуральными числами."  2. Разработка программы по выбору в 7-8 классе по теме...

Методическая разработка итогового урока по истории: СССР в 1953-1964 гг.

Цель урока: повторить, обобщить и закрепить следующие умения и навыки: знание  дат, фактов, понятий, причин и следствий событий,  умение извлекать информацию из источника, анализировать исто...

Открытый урок "Политическая система СССР в 30-е гг"

Данный урок разработан для 10 класса средней школы. Соответствует всем требованиям ФГОС СОО...