Открытый урок "Политическая система СССР в 30-е гг"
план-конспект урока по истории (10 класс)

Смирнова Екатерина Геннадьевна

Данный урок разработан для 10 класса средней школы. Соответствует всем требованиям ФГОС СОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_1.docx68.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:        «Политическая система в СССР в 30-е годы XX в.»

Цели:

Предметные - определить особенности политического развития и духовного климата в СССР в 1930-е годы.

Метапредметные – развивать креативные умения и коммуникативные навыки, умение анализировать, сравнивать и делать выводы.

Личностные - воспитывать толерантность; неприятие различных проявлений насилия; формировать понятие

ценности человеческой жизни, чувства ответственности за свои решения и поступки.

Образовательные:   - определить особенности политического развития  и духовного климата в СССР в 1930-е годы.

Развивающие: продолжить формирование умений анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, аргументировано высказывать свое мнение.

Воспитывающие:      - воспитывать толерантность; неприятие различных проявлений насилия; формировать понятие ценности человеческой жизни, чувства ответственности за свои решения и поступки.

Задачи:

  1. Определить причины массовых репрессий 1930-х годов прошлого века.
  2. Сформировать личное мнение учащихся о влиянии репрессий на судьбу народов нашей страны.
  3. Вызвать «разрыв», т.е. ощущение противоречия между официальным пропагандистским образом страны и реальной жизнью общества.
  4. Вызвать чувство сострадания к людям, которых коснулись репрессии, и чувство ответственности каждого за события, происходящие в стране.

Проблема урока. Понять, что же происходило на самом деле в стране в 30-е годы и кто в этом виноват: Сталин и его окружение или всё общество в целом?

Эпиграф: :                    «Что царь или вождь - это главный злодей,

Придумали низкие лбы.
Цари погубили не больше людей,
Чем разного рода рабы»

И. Губерман

Средства обучения:

1. мультимедийная установка, компьютер, диски ;

(видеофрагменты: фрагмент худ. фильма «Цирк», «Шахтинское дело», Съезд Победителей, «Митинг против врагов народа»)

2. презентация к уроку

3. раздаточный материал (документы)

4. музыкальное оформление (песни 30-х годов)

Основные понятия:

Политическая система, тоталитарный режим, «враг народа», культ личности, репрессии.

Формы работы:

Групповая (3 группы) и индивидуальная (чередуются)

Предварительные задания:

1. Подготовить фрагмент поэмы «Реквием» А.А.Ахматовой.

2. Подготовить сообщения  о культе личности Сталина, убийстве С.М.Кирова, жертвах «массовых репрессий» в армии и среди мирных жителях в 1937-1938гг (в том числе и в семьях учащихся)

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: традиционный с использований элементов технологий развивающего обучения.

                                          Ход урока

  1. Орг. Момент. Мотивация.

1-2. слайд

У.: Ребята, сегодня мне хочется обратить ваше внимание на эпиграф нашего урока:

Эпиграф:

«Что царь или вождь - это главный злодей,

      Придумали низкие лбы.

      Цари погубили не больше людей,

      Чем разного рода рабы.

                                            И. Губерман (еврейский поэт, прозаик)

У.: Как вы понимаете эти строки, над чем размышляет поэт. Разделяете ли вы его мнение?

Сегодня мы попробуем рассмотреть две стороны жизни советского общества в 30-е годы, вспомним о достижениях и узнаем о складывании репрессивной системы власти в СССР и роли в этом процессе И.В.Сталина, причинах и масштабах репрессий, жертвах и организаторов большого террора.

Таким образом, кто сформулирует нам  главную проблему урока?

3 слайд

 Проблема:

Понять, что же происходило на самом деле в нашей стране в 30-е годы 20 века и кто в этом виноват: Сталин,  его окружение или всё общество в целом?                                                                     

У.: Таким образом, сегодня мы с вами будем выяснять, какие особенности имела политическая система СССР в 30-е гг. Какие условия способствовали её складыванию? Какие выводы должно сделать общество, чтобы идти дальше и решать задачи сегодняшнего дня?

4 слайд

У.: Итак, Каков план нашего сегодняшнего урока, что мы должны сделать для решения поставленной проблемы? (выдвигают версии) 

1 Дать определение понятию: политическая система.

2. Признаки тоталитарного режима.

3. Особенности политической системы страны в 30-е гг.

4. Культ личности вождя.

5. Большой террор. Политические репрессии.

5 слайд

У.: Давайте побеседуем о экономической системе страны в 30-е гг. 20 века.

1. Вспомните, каких успехов достигла промышленность в годы первых
пятилеток?

(По объему тяжелой промышленности СССР вышел на 2-е место после США, СССР превратился из страны ввозящую машины, в страну производящую машины и оборудование, укрепилась обороноспособность страны)

2. Какие крупнейшие объекты были построены в стране в 30-е годы? (Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Донбасс и Кузбасс, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Московский и Горьковский автомобильные заводы, Метрострой, Туркестано-Сибирская железная дорога, Беломорканал)  

3.Каковы были результаты коллективизации?(Коллективизация обеспечила промышленность сырьём и финансами, поставки зерна государству увеличились в 2 раза.

4.Что этому способствовало? (Стахановское движение, социалистические соревнования, самоотверженный труд, вера в светлое будущее.

5. Какими методами проводилась сталинская модернизация? (Репрессии. Использование труда заключенных. Идеологическая пропаганда.)

6 слайд

У.: Давайте сейчас посмотрим кинофрагмент картины «Цирк», какой показывается жизнь советского человека? (Жизнь советского человека показывается радостной, безоблачной, счастливой)

7 слайд

У.: А теперь бы нам хотелось послушать ещё одно произведение о том времени:

Ученица исполняет фрагмент стихотворения «Реквием»

Это было, когда улыбался

Только мёртвый, спокойствию рад,

И ненужным привеском болтался

Возле тюрем своих Ленинград.

И тогда, обезумев от муки,

Шли уже осуждённых полки,

И короткую песню разлуки

Паровозные пели гудки.

Звёзды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами чёрных «Марусь»

Учитель задаёт вопросы учащимся:

- Какой показана наша  страна в первом видеофрагменте? Какими рисуются люди?

- Какое настроение царит в поэме А.Ахматовой?

У.:  Получается, что страна самая лучшая, народ самый счастливый, настроение восторженно-радостное. «Мы попали в замечательную страну, но почему-то, когда в этой стране тысячи людей громко пели о счастливой жизни, с энтузиазмом трудились, тысячи других стонали от боли, выли от отчаяния и бессилия, и тихо даже беззвучно писали о том, что им пришлось пережить».

  • В чём вы видите противоречие? (Противоречие между первоначальным образом страны и последующим. С одной стороны - вдохновенный труд, радостное настроение, с другой страх, отчаяние.

II.Основная часть урока.

8 слайд

У.: В 30-е годы наша страна имела мощный экономический потенциал. Однако сложившаяся политическая система (т.е. механизм осуществления власти и управления обществом)  по своей форме оказалась тоталитарным режимом, который  осуществил большой скачок благодаря жёсткому контролю со стороны государства, опираясь на внеэкономические меры принуждения и эксплуатацию собственного народа.

Давайте вспомним, что же такое тоталитарный режим. Дадим этому понятию определение, оно нам известно из уроков обществознания и права:

Тоталитарный режим - политический режим, при котором государство устанавливает тотальный контроль над всеми сферами жизни общества.

У.: Верно, в стране установилась единая идеология, усилился контроль за средствами массовой информации, начались показательные судебные процессы, массовые репрессии.

9 слайд

У.: Первым показательным процессом было «Шахтинское дело». Смотрим небольшой видеосюжет и отвечаем на вопросы бланка №1.

  • Где и когда проходил Шахтинский процесс? (в доме Союзов)
  • Кого судили и за что? (горных инженеров, за «вредительство»)
  • Какой приговор вынес прокурор Вышинский? (5 человек расстрелять    как «врагов народа»)
  • Как люди восприняли речь Вышинского? (аплодисментами)
  • О чем это говорит? (о том, что люди поддерживали террор).

10 слайд

Ребята, вашему вниманию исторический документ. Это фрагмент воспоминаний Андре Жида «Возвращение из СССР» (1936 г.) Ваша задача прочитать текст и ответить на вопросы к нему.


В СССР решено однажды и навсегда, что по любому вопросу должно быть только одно мнение. Впрочем, сознание людей сформировано таким образом, что этот конформизм им не в тягость, он для них естественен, они его не ощущают, и не думаю, что к этому могло бы примешиваться лицемерие… Каждое утро «Правда» им сообщает, что следует знать, о чем думать и чему верить… Получается, что, когда ты говоришь с каким-нибудь русским, ты говоришь словно со всеми сразу. Не то, чтобы он буквально следовал каждому указанию, но в силу обстоятельств отличаться от других он просто не может… Надо иметь в виду также, что подобное сознание начинает формироваться с самого раннего детства… Отсюда странное поведение, которое тебя, иностранца, иногда удивляет, отсюда способность находить радости, которые удивляют тебя еще больше. Тебе жаль тех, кто часами стоит в очереди, - они же считают нормальным. Хлеб, овощи, фрукты кажутся тебе плохими – но другого ничего нет. Ткани, вещи, которые ты видишь, кажутся тебе безобразными – но выбирать не из чего. Поскольку сравнивать совершенно не с чем – разве только что с проклятым прошлым, - ты с радостью берешь то, что тебе дают. Самое главное при этом – убедить людей, что они счастливы настолько, насколько можно быть счастливыми в ожидании лучшего, убедить людей, что другие повсюду менее счастливы, чем они. Этого можно достигнуть, только надежно перекрыв любую связь с внешним миром (я имею в виду с заграницей).

11 слайд

У.: какой новый исторический термин  вам встретился?  
Конформизм — приспособленчество, отсутствие собственных позиций; пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений.
- Каковы были особенности массового сознания в 30-е гг.?

- Какими способами оно формировалось?
- Какой вывод можно сделать об уровне жизни населения?
- Признаки какого политического режима прослеживаются в данном тексте? (Тоталитарного)

У.: Перед вами  слайд, на котором приводятся воспоминания современников тех событий о политической системе страны. Ваша задача опрделить признак тоталитаризма (если таковой имеет место быть).

12-17 слайд 

1.Н.С.Хрущев. Воспоминания.

В 1934 году собрался XVII съезд партии – “Съезд победителей”. Никакой оппозиции уже не было ни в партии, ни на съезде. Это был первый съезд после смерти Ленина, где не было оппозиции…

Техника голосования в члены ЦК на меня произвела сильное впечатление. Были выставлены кандидаты, их занесли в список и бюллетени роздали делегатам съезда. Правда, возможностей выбора было предоставлено мало. Кандидатов занесли в список ровно столько, сколько необходимо было избрать в состав членов ЦК, ни одним больше. Сталин демонстративно на глазах у всех получил список, подошел к урне и опустил бюллетень не глядя. Потом-то я понял, что ни одной кандидатуры без благословения Сталина не было занесено в эти списки и поэтому читать их ему не было никакой необходимости.

1. Черта – отсутствие оппозиции, однопартийность

2. Л.М.Каганович “От XVI к XVII съезду партии” (1934год).

ЦК партии находил время руководить вопросами не только международной политики, обороны, хозяйственного строительства, но и одновременно заниматься такими вопросами, как учебники, библиотеки, художественная литература, театры, кино, такими вопросами, как производство граммофонов, качество мыла и т.д.

2) Черта –  сращивание партийного и государственного аппаратов,  командная экономика

3. Резолюция бюро Октябрьского РК ВКП(б) г.Саратова об антирелигиозной работе в районе (апрель 1929 года).

Бюро РК ВКП(б) вынуждено констатировать недостаточность повседневной массовой антирелигиозной работы. В связи с этим бюро постановляет:

Установить еженедельный день для исключительно антирелигиозной работы на предприятиях- понедельник.

Выделить кадры наиболее подготовленных партийцев для антирелигиозной пропаганды.

3) Черта – борьба с религией

4. Из “Открытого письма Сталину” Ф.Раскольникова (август 1939 года).

Лицемерно провозглашая интеллигенцию “солью земли”, вы лишили внутренней свободы труд писателя, ученого живописца. Вы зажали искусство в тиски, от которых оно задыхается, чахнет и вымирает. Никто не может высказать свое личное мнение, не отмеченное казенным штампом… Вслед за Гитлером вы воскресили средневековое сжигание книг. Я видел своими глазами рассылаемые советским библиотекам огромные списки книг, подлежащих немедленному уничтожению.

4) Черта – уничтожение литературы, не укладывающейся в идеологические рамки

5. Из обращения М.Н.Рютина “Ко всем членам ВКП(б)” (июнь 1932 года).

На всю страну надет намордник. Наука, литература, искусство низведены до уровня низких служанок и подпорок сталинского руководства. Печать стала чудовищной фабрикой лжи, надувательства и терроризирования масс.

5) Черта – государственный контроль над средствами массовой информации

6. Из книги “Возвращение из СССР” Андре Жида (1936 год).

Самое главное при этом – убедить людей, что они счастливы настолько, насколько можно быть счастливыми в ожидании лучшего, убедить людей, что другие повсюду менее счастливы, чем они. Этого можно достигнуть, только надежно перекрыв любую связь с внешним миром (я имею в виду с заграницей).

6) Черта – международная изолированность государства

18 слайд

Работа в группах.

У.: Одним из проявлений тоталитарного режима стал культ личности   Сталина. Давайте вспомним, что такое культ личности. (Культ личности - возвеличивание при жизни роли одного человека.)

У.: О культе личности в истории нашей страны вы искали информацию самостоятельно. Работаем по группам. Каждая группа подготовила друг другу вопросы. Будьте внимательны.

Выступление 1-й группы: Историки

19 слайд

Установление культа личности Сталина. (элементы презентации)

1 ученик

К началу 30-х годов в Советском Союзе установился культ личности, то есть шло возвеличивание личности вождя, власть в стране полностью сосредоточилась в руках Иосифа Виссарионовича Сталина (Джугашвили) и его ближайших соратников.

20слайд

Сталинские наркомы В.М.Молотов, К.Е.Ворошилов, В.В.Куйбышев, Г.К.Орджоникидзе были готовы выполнять все распоряжения Сталина, любыми средствами, не жалея ни себя, ни своих сотрудников.

В советских учреждениях установился круглосуточный режим работы. Так было удобно страдавшему бессонницей Сталину, и днём и ночью он вызывал к себе наркомов, давал задания, требовал отчёты о работе. Между наркомами возникали споры, но это были не политические, а ведомственные конфликты. Вокруг каждого из соратников Сталина создавался свой маленький культ личности.

2 ученик

21 слайд

Важнейшие решения принимались на частных совещаниях у «хозяина» - так стали называть Сталина.

В формировании культа личности Сталина участвовали и левые радикалы запада т.е. сторонники коммунизма. По всей стране были растиражированы слова Анри Барбюса «Сталин - это Ленин».

Захлебываясь, соревнуются в прославлении «мудрого отца народов» писатели, журналисты, художники, деятели науки и даже его бывшие политические противники. Но всех превзошел народный казахский поэт Джамбул, который в «Правде» писал, что «Сталин – глубже океана, выше Гималаев, ярче солнца. Он – учитель Вселенной».

22 слайд

3 ученик

Огромное количество «произведений искусства» делают его образ вездесущим. Отовсюду лицо Сталина смотрит на каждого гражданина Советского Союза. Повреждение его изображения приравнивалось к преступлению. А сам Сталин в ответ на вопрос одного из иностранных гостей, зачем повсюду висят его портреты, отшучивался: что поделать, раз народу это нравится».

Вопрос классу:  Почему стало возможным в нашей стране установление Культа личности Сталина?

У.: Так формировался культ личности Сталина, который привёл к большому террору.   Поводом для его начала стало убийство С.М. Кирова.

23-24 слайд

4 ученик

Сергей Миронович Киров являлся руководителем Ленинградской партийной организации.  

1 декабря 1934г. Киров погиб при странных обстоятельствах. Он был убит в тщательно охраняемом Смольном, убийцей-одиночкой Л.В Николаевым.

По мнению некоторых исследователей, убийство Кирова было организованно по указанию Сталина. Хотя прямых доказательств нет. Тем не менее, таинственная гибель Кирова развязала Сталину руки для начала «Большого террора», то есть периода, когда стали происходить самые массовые политические репрессии.  Следствие вели  не более 10 дней, дела слушались без участия сторон. Приговор против «врагов народа» приводился в исполнение немедленно. Репрессии затронули все слои общества.

Вопрос: чем послужило убийство С.М. Кирова?   (Стало поводом к началу Большого террора).

У.: Самые трагические события приходятся на 1936 - 1937 гг. Это действительно было время Большого террора.

25 слайд

Выступление 2-й группы: Правоведы
У.:
30 ОКТЯБРЯ – ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ

Всем, кто клеймён был статьёю полсотни восьмою, кто и во сне окружён был собаками, лютым конвоем, кто по суду, без суда, совещаньем особым был обречён на тюремную робу до гроба, кто был с судьбой обручён кандалами, колючкой, цепями, им наши слёзы и скорбь, наша вечная память! (А. Ахматова)

СТАЛИНСКИЕ РЕПРЕССИИ Сталинские репрессии – это массовые репрессии, начавшиеся в СССР в конце 1920-х и продолжавшиеся до 1950-х годов включительно, и обычно связываемые с именем фактического руководителя в этот период – И.В.Сталина. К жертвам сталинских репрессий относят осужденных по ст. 58 УК РСФСР 1926 г. («контрреволюционные преступления»), а также жертв раскулачивания (конец 1920-х - начало 1930-х г.г.) и депортаций народов. Многие рассматривают сталинские репрессии как продолжение политических репрессий со стороны большевиков в Советской России, которые начались сразу после Октябрьской революции 1917 г.

26 слайд

Учащиеся правоведы (ст. 58 УК РСФСР 1926 г.)  документ изучают

Беседа по ст. 58

Учащиеся политики

27 слайд

1.ученик:

Культ личности Сталина. Антидемократическое наступление сопровождалось расширением сферы деятельности карательных органов. Все политические решения проводились при непрерывном участии чекистов. Массовый террор в мирное время стал возможен в результате нарушения законности. В обход органов суда и прокуратуры была создана разветвленная сеть внесудебных органов (Особое совещание при Коллегии ОГПУ, «тройки» НКВД, Особое совещание при НКВД и др.)

С одной стороны вся страна каждое утро вставала под гимн С.М. Михалкова, в котором поются такие строки: «…Сквозь грозы сияло нам солнце свободы, И Ленин великий нам путь озарил. Нас вырастил Сталин на верность народу, На труд и на подвиги нас вдохновил….». С другой стороны в обиход советских граждан прочно вошли слова: ГУЛАГ: СЛОН, КАРЛАГ, ВОРЛАГ, НОРИЛЬЛАГ, ЖЕЛДОРЛАГ.

Страну покрыли сетью лагерей,

Где псы и стражи злые без предела.

Там зэков не считали за людей:

Их жизнь цены в Гулаге не имела.

Людей тогда казнили без суда

По знаку палачей в расстрельных списках,

И жертвы исчезали без следа.

 Над ними ни крестов, ни обелисков.

И данных нет – безмолвствуют архивы,

Родных могил уже не отыскать.

Друзья мои, пока мы с вами живы,

Успеть бы поименно всех назвать.

27 слайд

В лагерях были нечеловеческие условия содержания людей. В книге А.И. Солженицына «Архипелаг Гулаг»: «Мы сидим на разорище, всюду боль, смерть, безысходность…»

С Приказа 00486 от 15 августа 1937 г. по стране начались аресты жен изменников Родины. Аресту подлежали не только жены, но и члены их семей. Смертную казнь разрешалось применять к лицам, достигшим 12-летнего возраста. Члены семей осужденных «врагов народа» без суда подлежали ссылке, лишались гарантированных Конституцией гражданских прав. «…Наблюдение за детьми осужденных. Наблюдение за политическими настроениями детей осужденных, за их учебой и воспитательной жизнью возлагаю на наркомов внутренних дел республик, начальников управлений НКВД краев и областей. О ходе операции доносить мне трехдневными сводками по телеграфу. О всех эксцессах и чрезвычайных происшествиях немедленно» - из приказа наркома Внутренних Дел СССР Ежова Н.И.

Репрессии были обращены  против политработников, рядовых коммунистов и беспартийных.

В августе 1936 г. состоялся открытый процесс над группой бывших партийных лидеров.

2.ученик.

28 слайд

Закрытый процесс в июне 1937 г. над группой высших военных руководителей (М.Н. Тухачевским, И.Э. Якиром, И.П. Уборевичем и др.) и расстрел обвиняемых явился сигналом для массовой кампании по выявлению «врагов народа» в рядах Красной Армии.

 За ними «пошли» тысячи военнослужащих.

М.Н. Тухачевский: арестован – в 1937 г., расстрелян – в 1938 г., реабилитирован – в 1957 г. Репрессии против семьи Тухачевского: Были арестованы и осуждены все члены семьи М. Н. Тухачевского Мать Мавра Петровна умерла в ссылке. Жена Нина Евгеньевна ссылка, лагерь, расстрел. Дочь Светлана лагерь. Брат Николай расстрел. Жена брата Николая лагерь, ссылка. Брат Александр расстрел. Жена брата Александра лагерь, ссылка. Сестра Елизавета лагерь, ссылка. Муж сестры Елизаветы расстрел. Сестра Ольга лагерь, ссылка Муж сестры Ольги лагерь. Сестра Мария лагерь, ссылка Муж сестры Марии расстрел. Дочь сестры Марии ссылка. Сестра Софья ссылка.

Впоследствии советское руководство провело масштабные репрессии в отношении значительной части командного состава РККА. Примечательно, что из восьми человек, входивших в состав Специального судебного присутствия Верховного суда СССР, приговорившего обвиняемых по «делу Тухачевского» к смертной казни, пятеро (Блюхер, Белов, Дыбенко, Алкснис и Каширин) сами также впоследствии были расстреляны. Многие были отстранены от занимаемых должностей и исключены из партии.

Группа Политиков

29 слайд

Репрессии в армии:

У.: Особенно большой количественный урон (в процентном отношении) понёс высший командный состав — начиная с командиров полков. Согласно справке А. И. Тодорского были репрессированы:

Вопросы классу:

  • Какую цель преследовал Сталин уничтожая элиту партии?
  • Что стало поводом к началу репрессий в армии?
  • Какова была ситуация в Советской армии перед началом ВОВ?

(стремление модернизировать военную технику, Ворошилов препятствовал этому, пологая что конница еще не отжила свой срок, тогда Тухачевский потребовал отставки Ворошилова, Сталин воспринял это как «военный заговор»)

Армия была фактически обезглавлена, она лишилась наиболее подготовленных и опытных кадров.

В застенках погибли почти все военачальники в звании командармов, оклеветанные как «враги народа».

Политические процессы 1936 - 1938гг. ( сообщение с элементами презентации)

30 слайд

У.: С 1936 по 1937гг прошли открытые политические процессы против элиты партии. Бывшие соратники Ленина: Зиновьев, Каменев, Бухарин были объявлены «врагами народа». Все они на суде оговорили себя и были расстреляны.

Признательные показания выбивали с помощью пыток, угроз в отношении родных и близких. Так называемых «врагов народа» обвиняли не в оппозиционной политической деятельности, а прежде всего в шпионаже и вредительстве.

31 слайд

1 ученик:

В начале 1937г. было упрощено судопроизводство. Все местные руководители получили разнарядки на количество разоблаченных «врагов народа». Создавались специальные внесудебные «тройки» - куда входили: начальник Управления НКВД, начальник Управления милиции, областной прокурор. Расстрельные приговоры приводили в исполнение в течение 10 минут. Массовый террор охватил не только партийных работников и военных, но и простых людей.

10 лет лагерей можно было получить за политический анекдот.

Например: «Сидят два человека в камере. Один другого спрашивает:

- Тебя за что посадили?

- За лень

- Как так? Работать не хочешь?

- Да, нет. Вечером на дне рождения хозяин рассказал анекдот про Сталина. Все гости вечером на него «донесли», а я поленился, думал утром схожу. Утром пришёл – оказалось последний. Вот и посадили.

Сталинские наркомы Молотов, Ворошилов, Орджоникидзе, Куйбышев готовы были выполнять любые распоряжения Сталина. А непосредственными организаторами и исполнителями террора были Ягода и Ежов. По стране возникали исправительно-трудовые лагеря: «Карлаг» в Караганде, Соловецкий, Беломорско - Балтийский, Воркутинский, Норильский. Миллионы простых людей, ученые , изобретатели использовались как бесплатная рабочая сила. Однако население поддерживало политику Сталина. Распространялись доносы, с помощью них тысячи людей решали свои личные проблемы.

Вопросы классу:

  • Почему осужденные оговаривали себя?
  • Какую роль выполнили «тройки»
  • Какая атмосфера царила в обществе?

 (атмосфера всеобщей подозрительности и доносов)

32 слайд

У.: ЧИСЛО ПОТЕРЬ В 1935-40 Г.Г. НКВД официально

 опубликовали число жертв репрессий:

1 344 923 арестовано, 681 692 расстреляно.

Историк Роберт Конквест назвал другое число: 12-14 млн. человек арестовано, не менее 1 млн. расстреляно.

 Комиссия ЦК КПСС в 1962 г. назвала число: 19 млн. арестовано, не менее – 7 млн. расстрелянных.

РАЗНОЕ ЧИСЛО ЖЕРТВ… За период с 1921 по

1 февраля 1954 г. было осуждено Коллегией ОГПУ,

 «тройками» НКВД, Особым Совещанием,

Военной Коллегией, судами и военными трибуналами

 3 777 380 человек; из них приговорено к смертной

 казни – 642 980 человек; к содержанию в лагерях –

 2 369 220 человек, к ссылке и высылке –

765 180 человек.

У.: Какие выводы можно сделать из этих данных?

У.:30 октября мы отмечаем День памяти  жертв политических репрессий.

На сегодняшний день почти все репрессированные в разные годы реабилитированы, то есть оправданы. Это говорит о том, что государство признало их невиновность в преступлениях, в которых их обвинял сталинизм.

Выступление   4-ой группы Краеведов в сопровождении слайдов.

33 слайд

1 ученик

Черным пятном в истории нашей области останутся годы политических репрессии, когда деловых, наиболее жизнеспособных людей,  без суда и следствия расстреливали, отправляли в лагеря, где они от нечеловеческих условий и изнурительного труда гибли.  Нравственные и физические мучения коснулись не только самих репрессированных, но и их родных и близких.

34 слайд

2 ученик

В феврале 1930 года Сибкрайисполком принял постановление о начале массовой конфискации имущества кулацких хозяйств с последующей высылкой в течение 24 часов  кулаков в отдаленные районы Сибири. По документам архива можно проследить судьбы многих граждан района, подвергшихся репрессиям.  Те, которых называли «кулаками», рано вставали и много работали,  строили дома, имели большое хозяйство, они хотели жить в достатке, верили в лучшее будущее. Таких граждан облагали непомерным индивидуальным налогом. За его невыполнение  следовало лишение гражданских прав, раскулачивание и высылка.

35 слайд
3 ученик

К концу 30-х репрессии набирали обороты. В 1935 году была установлена уголовная ответственность (вплоть до смертной казни) в отношении 12-летних граждан. Именно в этот период в обиход простых советских граждан входит аббревиатура «ЧСВН» - член семьи врага народа.

В 1933-1935 годах в районе было много семей, лишенных избирательных прав с конфискацией имуществ. Все семьи репрессированных подлежали постановке на учет и систематическому наблюдению.

36 слайд
4 ученик
Репрессированные и спец.переселенцы жили в тяжелейших условиях. Так в 1933 году была написана жалоба спец.поселка Ампалык в Западно-сибирскую краевую рабоче-крестьянскую империю.

«Мы рабочие-спецпереселенцы просим вас разобраться и рассмотреть наше безвыходное положение … в отношении питания. Продуктами нас обеспечивают на 40% от той нормы, в которой мы нуждаемся, а потому семьи наши едят  разные травы, которые годны для питания животным, а не людям. Дети некоторые уже еле передвигаются на своих ногах и побольшей части лежат обессилившие где-нибудь, вместо того, чтобы играть и бегать.»

37 слайд:
5 ученик

Усиление репрессий произошло с 1937 года, когда  в соответствии с решением Политбюро ЦК ВКП(б)  «Об антисоветских элементах» началась планомерная подготовка уже к массовым политическим репрессиям. Новизной в подготовке этой репрессивной кампании было то, что впервые процедуре массовых арестов и казней должна была подвергнуться сама партия, а также  то, что предстоящая операция должна была протекать по определенному плану - каждому региону доводились определенные задания на расстрел и заключения в лагеря. По первоначальным лимитам по стране планировалось расстрелять до 75950 человек, выслать в лагеря - до 19300 человек. Лимиты по расстрелам по Западно-Сибирскому Краю составляли 11 тысяч человек.   
Как мы видим, на карте в Новосибирской области были расположены лагеря уничтожения. Один из таких лагерей был расположен в городе Искитим. Заключённые там работали в известковых карьерах без какой-либо защиты, пыль быстро разъедала лёгкие, люди за пару месяцев становились инвалидами. Тем, кто не мог больше выходить на работу, паёк не полагался – они были обречены на голодную смерть
.  Перед женским бараком было подвальное помещение. Каждый день со всего лагеря в него сносили умерших. Было их очень много. Через два дня приезжали подводы и загружались трупами. Сверху из забрасывали соломой и увозили из лагеря", – вспоминает бывшая узница ОЛП №4 Вера Лазуткина. По различным оценкам, в этом лагере было уничтожено около 30 тысяч человек, сколько точно людей погибло здесь с 1929 по 1956 год, неизвестно. По свидетельствам очевидцев, трупы хоронили в общих ямах, сжигали в печах промзоны, а то и просто выбрасывали в лес, на растерзание диким зверям.

 Вопросы классу:                                                                                                                                                      1. Какие категории людей, подверглись репрессированию в Западной Сибири? (Зажитые крестьяне, кулачество)

2. В каких условиях содержались репрессированные и спец.поселенцы? (Надзор, недоедание, издевательства)

3. Какой план по расстрелам должен был выполнить Западно-сибирский  край (11 тысяч человек)

Выступление группы Правоведов.

38 слайд

У.: С помощью «большого террора» Сталин пытался ликвидировать социальную напряженность в стране, вызванную его собственными экономическими и политическими ошибками. Признаться в них было невозможно. Надо было всеми средствами устрашения отучить людей думать и сомневаться, приучить их видеть то, чего на самом деле не было. Логическим продолжением данной политики стало принятие новой Конституции СССР. Она служила своего рода ширмой, прикрывавшей репрессивный режим демократическими и социалистическими одеждами.

Сообщение:

ТАБЛИЦА «Органы государственной власти 30 гг.

Конституция была принята 5 декабря 1936 г. на VIII Всесоюзном чрезвычайном съезде Советов. Сталин заявил, что советское общество «осуществило то, что у марксистов называется первой фазой коммунизма, — социализм». Экономическим критерием построения социализма «сталинская» Конституция провозглашала ликвидацию частной собственности и эксплуатации человека человеком, победу государственной и колхозно-кооперативной форм собственности. Политической основой СССР были признаны Советы депутатов трудящихся. Коммунистической партии отводилась роль руководящего ядра общества, марксизм-ленинизм был объявлен официальной государственной идеологией. 

39 слайд

Высшим руководящим органом страны стал Верховный Совет СССР, состоящий из двух палат — Совета Союза и Совета Национальностей. В перерывах между его сессиями исполнительную и законодательную власть осуществлял Президиум Верховного Совета СССР. В составе СССР было закреплено 11 союзных республик: Российская, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Грузинская, Армянская, Туркменская, Узбекская, Таджикская, Казахская, Киргизская Советские Социалистические Республики.

Конституция предоставляла всем гражданам СССР независимо от их пола и национальности основные демократические права и свободы: свободу совести, слова, печати, собраний, неприкосновенности личности и жилища, а также прямое равное избирательное право.

Большинство норм Конституции оказались пустой декларацией. Социализм «по-сталински» имел весьма формальное сходство с марксистским пониманием социализма. Его целью являлось не создание экономических, политических и культурных предпосылок для свободного развития каждого члена общества, а наращивание мощи государства. Собственность и политическая власть сосредоточились в руках Сталина и партийно-государственного аппарата. Они были отчуждены от народа.

У.: У вас на столах статьи Конституции СССР 1936г.  Прочитайте их и скажите,

• Какие права по Конституции 1936 года имели граждане СССР?

• что можно сказать о правах, данных Конституцией и реальной обстановкой, сложившейся в СССР в 30-е гг.?

Статья 125. В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам СССР гарантируется законом:

а) свобода слова;

б) свобода печати;

в) свобода собраний и митингов;

г) свобода уличных шествий и демонстраций.

Эти права граждан обеспечиваются предоставлением трудящимся и их организациям типографий, запасов бумаги, общественных зданий, улиц, средств связи и других материальных условий, необходимых для их осуществления.

Статья 126. В соответствие интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества, а наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса трудящихся крестьян и трудовой интеллигенции добровольно объединяются в Коммунистическую партию Советского Союза, являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за построение коммунистического общества, представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных.

Статья 127. Гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда

или с санкции прокурора. "          

 Статья 128. Неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки охраняются законом.

Беседа с учащимися по вопросам к документу.

• Какие права по Конституции 1936 года имели граждане СССР?

• что можно сказать о правах, данных Конституцией и реальной обстановкой, сложившейся в СССР в 30-е гг.?

III.  Систематизация и обобщение материала:

40 слайд

У.:  А теперь возьмите документы, работа с ними позволит вам получить дополнительную информацию о масштабах репрессий. Работаем по группам:

Задание 1-й группе: ( Приложение №1)

Документ №1. Из закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», документ №2. Приказ №00447 от 30 июля 1937г. «по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антивоветских элементов», документ №3. Выписка из протокола заседания судебной тройки при Управлении НКВДСССР.

  • Каков социальный состав «врагов народа»?
  • Какие меры принуждения применялись к «антисоветским элементам»?
  • Где  находилось  одно  из  главных  мест  массовых  захоронений  жертв
    политических репрессий?
  • Каковы результаты террора с 1936 по 1938гг

Задание 2-й группе: Из открытого письма Сталину. (Приложение №2)

– Сравните письма Ф.Ф.Раскольникова и гражданина Г.Е.Осипова. - Как вы считаете, почему попытки отдельных людей, например Ф.Раскольникова, разоблачить Сталина и призвать к ответственности не имели успеха?

-Можно ли сказать, что письмо Г.Е.Петрова отражает настроение общества?

Задание 3-й группе: (Приложение №3)

Используя архивные данные «Оценки масштабов репрессий»

ответьте на вопросы:

- Какова продолжительность политических репрессий в СССР?

- Каковы оценки масштабов репрессий дают историки и исследователи?

- Почему разнятся оценки масштабов репрессий?

- Какие факторы в процессе формирования командно- административной

системы были на ваш взгляд решающими?

 (Подвести учащихся к мысли, что важнейшим фактором складывания системы являлся низкий уровень политико-правовой культуры общества и традиции «раболепия» перед властью)                              

Задание 4-й группе: (Приложение №3)

Прочитайте документы №1 акт медицинского обследования  первой партии трудпоселенцев. От 23 мая 1933г

Документ №2 постановление СНК СССР об организации трудовых поселений на территории Западной Сибири и Казахстана от 21 августа 1933г.

Документ №3приказ управления наркомата внутренних дел по Западно-сибирскому краю о расследовании причин побега в Вверх-васюганской комендатуре. 8 марта 1935г.

Ответьте на вопросы:

-Какие категории населения подлежали конвоированию в трудпоселения Западной Сибири и Казахстана?

-В каком состоянии прибывали репрессированные на трудовые работы?

- Что подталкивало заключённых сталинских лагерей к побегу, какое наказание их ждало?

IV . Подведение итогов урока.

41 слайд

У.: В начале нашего урока, мы читали строки И. Губермана:

                                                          «Что царь или вождь это главный злодей
        Придумали низкие лбы.

                                                           Цари погубили не больше людей,
                                                          Чем разного рода рабы…»

Нашей задачей было понять, что же происходило на самом деле в нашей стране в 30-е годы 20 века, какая сложилась политическая система?

Сложилась тоталитарная политическая система. Она имела особенности…………………….

У.: Почему стало возможным складывание такой политической системы в стране?  

У.: Почему никто не сопротивлялся сложившемуся режиму?

У.: Какие выводы должно сделать общество, чтобы идти дальше и решать задачи сегодняшнего дня?

V.  Рефлексия.

  • Какие чувства вы испытали во время урока?
  • Какие выводы вы для себя сделали?
  • Возможно ли повторение подобного? Почему?

42 слайд

Домашнее задание.

Базовый уровень: Прочитать П.17, вопросы с 1 по 4. 

Повышенный уровень: Прочитать исторические документы, стр. 146-147  и ответить на вопросы к ним.

Высокий уровень: стр. 148. Задание №6, составить сравнительную характеристику  политики Сталина и Ленина по заданным признакам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная деятельность образовательного учереждения - социально открытая педагогическая система.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в рамках системы образования,  ориентированная на создание условий для ра...

открытый урок "Системы счисления"

Урок по информатике для 9 класса по теме "Системы счисления"...

Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии и политическая система СССР

Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии и политическая система СССР...

Урок в 9 классе "Политическая система СССР в 30-е гг. ХХ в. Духовная жизнь в 30-е гг. ХХ в."

Педагогические цели:·          образовательная: вооружение обучающихся системой знаний, умений и навыков об особенностях политической системы и духо...

план-конспект урока истории в 9 классе "Изменения политической системы СССР 1953-1964 гг"

план-конспект урока истории в 9 классе "Изменения политической системы СССР 1953-1964 гг".Урок изучения нового материала с применением технологии проблемного обучения...

Политическая система СССР в 1930-е годы

Презентация по теме "Политическая система СССР в 1930-е годы" для 10 класса...