Великий перелом
план-конспект урока по истории (10 класс)

Татьяна Александровна Мосина

Сталин и его сторонники выступали за ускоренный вариант наращивания промышленного производства. Ввиду отсутствия иностранных инвестиций они предлагали максимально использовать внутренние ресурсы. То есть отдать приоритет развитию тяжёлой промышленности за счёт лёгкой промышленности и сельского хозяйства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл velikiy_perelom.docx257.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Великий перелом». Индустриализация

Урок знакомит с процессом разработки первого пятилетнего плана. Подробно рассматриваются особенности индустриализации в СССР, её положительные и отрицательные проявления. Отдельное внимание уделяется такому явлению, как «стахановское движение».

https://videouroki.net/projects/2/projects/hist10rufgos/images/change/description/18.jpg

Конспект урока "«Великий перелом». Индустриализация"

  

Для получения средств на нужды индустриализации из Советского Союза, кроме золота, нефти и других полезных ископаемых, вывозились также экспонаты из запасников русских музеев.

Например, в 1929–1934 годах правительство СССР распродавало полотна известных художников, серебро, бронзу, нумизматические коллекции, а также византийские эмали из коллекции Эрмитажа.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/hist10rufgos/18-velikij-perelom-industrializaciya.files/image001.jpg

Это нанесло немалый ущерб культурному наследию государства и его международной репутации. При этом прибыль от продаж была небольшой и не оказала большого влияния на ход индустриализации.

Подробнее же о капиталовложениях в индустриализацию в СССР и её ходе вы узнаете далее.

Вопросы занятия. Разработка и принятие плана первой пятилетки. Финансирование ускоренного промышленного производства. Ход и особенности советской индустриализации. Цена и издержки индустриализации. Итоги и достижения промышленного развития.

К концу 1920-х годов сложилась непростая для СССР внутри- и внешнеполитическая обстановка: увеличилось отставание Советского Союза от западных стран, выросла безработица, в городах наблюдалась острая нехватка продовольствия, армия требовала немедленного перевооружения.

Партийное руководство намеревалось решать эти проблемы путём планового перераспределения ресурсов между деревней и городами.

В 1925 году на XIV съезде ВКП(б) было объявлено о необходимости превращения СССР из аграрного государства в ведущее индустриальное. Но конкретные формы и темпы индустриализации определены ещё не были.

Индустриализация – это создание во всех отраслях промышленности, а также в других сферах народного хозяйства, крупного машинного производства.

Проведение индустриализации было необходимо по нескольким причинам: ликвидация отставания СССР от западных стран; обеспечение развития СССР в военной сфере; улучшение уровня жизни рабочих в стране.

Перед индустриализацией ставилась первоочередная задача – «догнать и перегнать» развитые западные государства.

В ходе обсуждения путей наращивания промышленного производства возникли разногласия, которые касались темпов индустриализации и источников её проведения. Исход этой дискуссии во многом предопределил будущий характер советского государства и общества.

Так, группа Бухарина, Рыкова и Томского основывала свои подходы на разработках учёных-экономистов. Они настаивали на «щадящем» варианте постепенного накопления средств для индустриализации через продолжение нэпа.

Сталин и его сторонники выступали за ускоренный вариант наращивания промышленного производства. Ввиду отсутствия иностранных инвестиций они предлагали максимально использовать внутренние ресурсы. То есть отдать приоритет развитию тяжёлой промышленности за счёт лёгкой промышленности и сельского хозяйства.

В итоге точка зрения Сталина победила. Был взят курс на форсированную индустриализацию. Это привело к радикальному повороту от новой экономической политики.

Отказавшись от нэпа, советская власть перешла к масштабным преобразованиям, которые включали в себя коренные изменения в промышленности, сельском хозяйстве и культуре.

Законодательно начало индустриализации было закреплено в апреле 1927 года IV съездом Советов СССР. А в декабре 1927 года XV съезд ВКП(б) принял директивы по составлению первого пятилетнего плана.

На их основе Госпланом и ВСНХ был разработан план первой пятилетки как продолжение и развитие идей долгосрочного плана ГОЭЛРО.

На XVI всесоюзной конференции ВКП(б) было заявлено о принятии первого в истории СССР пятилетнего плана, который был рассчитан на проведение с 1 октября 1928 года по 1 октября 1933 года. В мае 1929 года V Всесоюзный съезд Советов принял этот план как закон.

В своей статье «Год великого перелома: к 12-й годовщине Октября» Сталин назвал 1929 год «годом великого перелома на всех фронтах социалистического строительства». По аналогии с этим выражением политику форсированной индустриализации и коллективизации сельского хозяйства называют эпохой «великого перелома».

Для проведения форсированной индустриализации в СССР требовались немалые средства.

Одними из важных источников её финансирования были доходы от монополии государства на внешнюю торговлю, а также увеличение налогообложения населения и добровольно-принудительные займы индустриализации.

И если в 1927 году первый такой заём дал почти половину вкладов в промышленность, то доходы от экспорта зерна и леса покрывали только 20–25 % потребностей индустриализации.

Поэтому средства на осуществление форсированной индустриализации было решено извлекать из сельского хозяйства путём проведения коллективизации. За счёт этого увеличился экспорт хлеба за границу для получения валюты на покупку станков.

Кроме этого, в стране ощущался острый дефицит материалов, в том числе и цветных металлов.

Для их восполнения в 1929 году началась кампания по снятию церковных колоколов под лозунгом «Колокола на тракторы!». В итоге колокольная бронза обеспечила предприятия металлом на все 1930-е годы.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/hist10rufgos/18-velikij-perelom-industrializaciya.files/image002.jpg

Плановые задания первой пятилетки оказались значительно завышенными.

С конца 1928 по 1933 год планировалось резко повысить производительность труда, построить более 1200 заводов и увеличить выпуск промышленной продукции на 180 %, сельскохозяйственной – на 55 %.

Главным лозунгом первой пятилетки стал «Техника (в период реконструкции) решает всё!». В связи с этим генеральный курс индустриализации предусматривал развитие машиностроения, энергетики, химической промышленности, металлургии, поскольку они были способны поднять как промышленность, так и сельское хозяйство. Лёгкая промышленность и производство товаров народного потребления отошли на второй план.

Советские власти активно импортировали из других государств (в основном из США и Германии) станки, оборудование и другие материалы, на заводы приглашались иностранный специалисты.

Помимо дефицита материальных ресурсов, в СССР ощущалась острая нехватка квалифицированной рабочей силы. На начальном этапе индустриализации налаживать импортное оборудование и поточные линии на новых заводах помогали специалисты из Германии и США.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/hist10rufgos/18-velikij-perelom-industrializaciya.files/image003.jpg

Однако уже во время первой пятилетки стали открываться новые высшие и средние технические учебные заведения. Также создавались вечерние отделения при институтах, промышленные академии и заводы-втузы.

Запланированное на первую пятилетку до конца воплотить не удалось, однако был сделан огромный шаг вперёд. А в конце 1932 года было объявлено об успешном и досрочном выполнении первой пятилетки за четыре года и три месяца. За это время производство продукции тяжёлой промышленности выросло в 2,8 раза, машиностроения – в 4 раза.

Кроме этого, большим достижением первой пятилетки стала ликвидация безработицы. Начался процесс стремительной урбанизации.

В 1933 году Сталин заявил, что уже нет необходимости в ускоренных темпах. Поэтому на время второй пятилетки (1933–1937 годы) ставилась задача завершения технической реконструкции всего народного хозяйства.

В 1935 году Сталин выступал с речью, в которой заявил, что: «Техника без людей, овладевших техникой, мертва. Техника во главе с людьми, овладевшими техникой, может и должна дать чудеса. Вот почему упор должен быть сделан теперь на людях, на кадрах, на работниках, овладевших техникой».

Поэтому старый лозунг «Техника решает всё!» в годы второй пятилетки был заменён лозунгом «Кадры решают всё!».

В годы третьей пятилетки (1938–1942) основное внимание, как и ранее, уделялось тяжёлой индустрии. Но в это время приоритетными стали именно оборонные отрасли промышленности. Руководство страны выдвинуло лозунг: «Догнать и перегнать в экономическом отношении наиболее развитые капиталистические страны».

Однако немалую роль в проведении форсированной индустриализации сыграл и народный энтузиазм.

С 1929 года в СССР началось социалистическое соревнование. По всей стране развернулось движение ударников производства. В 1935 году на смену ударничеству пришло стахановское движение, которое было связано с многоразовым перевыполнением плана.

Однако результаты в соцсоревнованиях зачастую достигались не путём применения новых технологий, а большой физической нагрузкой самих рабочих инженеров. Поэтому многие из них расценивали такой подход к работе как усиление эксплуатации.

Высокая заработная плата стахановцев, их льготы и привилегии также вызывали некоторое брожение среди остальных работников. В результате тысячи советских людей были наказаны за «противодействие» стахановскому движению.

Репрессии против советских граждан применялись, исходя из установки Сталина об усилении классовой борьбы по мере продвижения к социализму.

В уголовном праве появилось такое понятие, как «вредительство». В нём, например, могли обвинить специалистов, если на предприятии не был выполнен план или произошла авария. В итоге тысячи опытных руководителей были арестованы и расстреляны за срывы плановых заданий.

В это же время проходили социальные «чистки» советских учреждений партийного и государственного аппарата от «враждебных советской власти элементов».

В 1929 году для освоения неблагоприятных для проживания районов Дальнего Востока, Сибири и Крайнего Севера было решено использовать труд заключённых. Для организации этого процесса в 1930 году в ОГПУ было создано Главное управление лагерей (ГУЛАГ). Заключёнными и спецпереселенцами были построены, например, Беломоро-Балтийский канал, Волжская ГЭС, Кольская железная дорога.

В СССР в годы первых пятилеток была создана мощная индустриальная база. Однако возник дефицит товаров лёгкой промышленности и народного потребления.

Поэтому с 1929 по 1935 год в СССР действовала карточная система. Были установлены нормы потребления по хлебу, маслу, сахару и другим продуктам.

В то же время руководящие работники, передовики производства, высший командный состав Красной Армии проблем со снабжением продуктами не имели и получали более высокую зарплату, чем рядовые работники.

Для предотвращения текучести кадров в СССР предпринимались меры для закрепления рабочих на производстве. Например, в 1939 году были введены трудовые книжки.

Для осуждённых учёных и конструкторов с 1929 года организовывались специальные технические бюро, так называемые «шарашки». В них они могли продолжать свою научную деятельность.

В результате ускоренных темпов наращивания промышленного производства в СССР появились новые отрасли промышленности: тракторостроение, авиастроение, автомобилестроение, моторостроение, станкостроение.

Появились заводы тяжёлого машиностроения и сельхозмашиностроения. Высокого уровня достигло развитие химической промышленности, энергетики.

По итогам создания новых индустриальных центров советское промышленное производство сдвинулось на восток. В Поволжье началась разработка нефтяных месторождений, а на Урале и в Сибири возникли крупные угольно-металлургические производства.

В годы первой пятилетки была построена Туркестано-Сибирская железная дорога, которая в 1931 году соединила Урало-Сибирский регион с Казахстаном и Средней Азией.

К 1938 году СССР занимал уже второе место в мире (после США) по показателям промышленного производства. А к концу третьей пятилетки в Советском Союзе было построено около 9 тысяч новых промышленных предприятий.

В некоторых отраслях по некоторым показателям СССР обогнал Германию, Францию, Великобританию. Однако всё ещё наблюдалось отставание Советского Союза по производству промышленной продукции на душу населения.

Развивалась и городская инфраструктура, появились такие виды транспорта, как автобусы и троллейбусы. А в 1935 году была запущена первая линия Московского метрополитена.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/hist10rufgos/18-velikij-perelom-industrializaciya.files/image004.jpg

Такие масштабные перемены в народном хозяйстве Советского Союза привели к значительным изменениям в социальном составе населения. Резко возросла численность рабочего класса. В советских учебных заведениях была подготовлена новая прослойка научно-технической интеллигенции, которая была предана советской власти и «товарищу Сталину».

Подведём итоги. Ценой трудового героизма, неимоверного напряжения сил народа СССР добился экономической независимости и стал державой, способной производить любой вид промышленной продукции. В стране был создан такой промышленный потенциал, который соответствовал в основном уровню передовых капиталистических государств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: «Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Сталинградская битва»

Методическая разработка урока по истории России в 9 классе создана в рамках нескольких образовательных технологий: опрос организован по методу Шольца, изучение нового материала ведется с использование...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ИСТОРИИ В 11 КЛАССЕ "ВЕЛИКИЙ ПЕРЕЛОМ"

Данная презентация является приложением к уроку истории России в 9 или 11 классе на тему "Великий перелом". цель урока: дать общее представление о процессе, получившем название «сталинская мод...

Урок истории "Коренной перелом в Великой Отечественной войне"

Урок истории России в 9 классе по учебнику Загладина Н.В....

Открытый урок Мужества "Великий перелом в войне", посвященный 70-летию Курской битвы в 7 классе

Данный материал вошел в цикл уроков о ВО войне: 1 урок - Сталнградская битва, 2 урок- Курская дуга, 3 урок - снятие блокады Ленинграда. В материал вошлли презентация. фильм, конспект урока, самоанализ...

Открытый урок Мужества "Великий перелом в войне", посвященный 70-летию Курской битвы в 7 классе

Открытый урок Мужества,  проведенный на районном  семинаре преподавателей - организаторов ОБЖ...

Урок по истории России в 9 классе « Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны».

Охарактеризовать значение Сталинградской битвы как коренного перелома во Второй мировой войне. Раскрыть причины победы советского народа на Волге....

"Великий перелом". Индустриализация

Презентация составлена в рамках учебного предмета истории в соответствии с учебником  История России 10 класс под редакцией Торкунова...