Сталинградская битва (17.07.1942 – 02.02.1943)
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Основные знания: Лето 1942 года – февраль 1943 года – битва под Сталинградом; массовый героизм советских людей, дом Павлова; начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сталинградская битва24.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Составила:  учитель биологии и географии

Харитонова Л.В.

Горки 2013

Цель: Дать учащимся общее представление о Сталинградской битве.

Задачи:

Образовательные: разъяснить планы немецкого командования; рассказать о героической борьбе сталинградцев; показать особенности борьбы за Сталинград; дать общее представление о разгроме немецкого войска под Сталинградом и его историческом значении; пояснить суть понятия «коренной перелом»

Коррекционно-развивающие: развивать познавательные способности, умение поддерживать беседу, используя дополнительный материал при изучении темы.

Воспитательные: воспитывать чувство гордости и восхищения героями Сталинградской битвы.

Основные знания: Лето 1942 года – февраль 1943 года – битва под Сталинградом; массовый героизм советских людей, дом Павлова; начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

Основные термины и понятия:

Эскадрилья

Оборудование и материалы:

Карта «Великая Отечественная война 1941-1945гг.». Мультимедия.

Тип урока:  

Сообщение новых знаний.

Ход урока.

Оргмомент.

Повторение пройденного материала: Почему Гитлер хотел разрушить Ленинград? Что предпринимали ленинградцы для защиты своего города? Как ленинградцы пытались сохранить архитектурные памятники? Почему дорогу по Ладожскому озеру назвали «Дорогой жизни»? Сколько времени длилась блокада? (Вспоминают тему и содержание предыдущего урока, дают ответы). (Слайд 2)

Актуализация знаний, объявление новой темы: Вводное слово учителя. После победы под Москвой Красной армии удалось отбросить врага и перейти в наступление. Но сил и средств у советской армии не хватало. Немцы прорвали нашу оборону и двинулись к Волге (слайд 3)

Сообщение темы урока: «Сталинградская битва» (учащиеся записывают тему урока в тетрадь).

Изучение нового материала:

План урока.

  1. Положение на фронте (лето 1942г)
  2. Оборона Сталинграда
  3. Прорыв обороны города, бои в городе
  4. Бои за Мамаев курган
  5. Героизм советских солдат. Дом Павлова
  6. Победа под Сталинградом, ее значение

1.Положение на фронте (лето 1942г) (слайд 4)

Немцы подступили к Ростовской, Воронежской и Орловской областям. Руководство страны объявило эвакуацию жителей этих областей.

Фашисты стремились захватить Кавказ и низовья Волги. Они хотели лишить советских людей главного водного пути, по которому в центральные районы страны везли хлеб и нефть. Но на пути немцев стоял город Сталинград.

Летом 1942 года немецкие войска подошли к Сталинграду. Чтобы остановить отступление советских войск, Сталин издал приказ «Ни шагу назад!» В нем говорилось, что Красная армия не может отдать немцам великую русскую реку Волгу. Поэтому советские бойцы должны стоять насмерть, но не допустить врага к Волге (слайд 5)

Работа с картой.

-Какие города захватили немцы? Показать города на карте.

2.        Оборона Сталинграда.

В конце августа 1942 года гитлеровская танковая дивизия прорвала оборону Сталинграда и вышла к Волге. За танковой дивизией двинулись основные силы противника. Вражеская авиация непрерывно бомбила город (слайд 6)

3.        Прорыв обороны города, бои в городе (слайд 7, 8)

Работа с текстом учебника. Один ученик читает, остальные следят по книге. По ходу чтения дают ответы на вопросы.

-Когда немцы прорвали оборону Сталинграда?

-Какие вражеские силы были стянуты к Сталинграду?

Словарная работа: эскадрильи (Находят объяснение слова в учебнике, записывают в тетрадь)

4.        Бои за Мамаев курган (слайд 9,10)

Два с половиной месяца шли тяжелейшие кровопролитные бои. Особенно тяжелые бои развернулись за Мамаев курган. Это самое высокое место в городе. С высоты Мамаева кургана просматривался и простреливался весь Сталинград. Тот, кто владел этой высотой, тот владел городом. Поэтому фашисты стремились, во что бы то ни стало захватить высоту. Тысячи наших бойцов пали смертью храбрых, защищая Мамаев курган. Наконец советским солдатам удалось остановить наступление врага.

5.        Героизм советских солдат. Дом Павлова (слайд 11)

Работа с текстом учебника. Чтение по цепочки. После прочитанного текста  отвечают на вопросы.

Какое задание выполняла группа сержанта Я.Ф. Павлова?

Сколько времени удерживали бойцы дом?

Почему бойцы не уходили из этого дома?

6.        Победа под Сталинградом, ее значение (слайд 12, 13)

Руководство военной операцией по освобождению Сталинграда было поручено маршалам Жукову и Василевскому. Наступление советских войск на Сталинград началось одновременно с трех сторон. Не успевшие отдохнуть,  немецкие части были смяты и выбиты из города. Через пять дней кольцо советских войск сомкнулось вокруг Сталинграда, и гитлеровцы попали в окружение.

К февралю 1943 года все было кончено: немецкая группировка была разгромлена. Десятки тысяч немецких солдат и офицеров попали в плен. Советский народ ликовал. Наша армия одержала блестящую победу.

Победа под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны.

Коренной перелом – это достижение военно-технического превосходства в снабжении действующей армии новейшими видами вооружения; 

- перелом в работе военной промышленности, позволивший обеспечивать армию и флот оружием и снаряжением в необходимом количестве.

Первичное закрепление нового материала:

Беседа по вопросам.

1.Когда началась битва под Сталинградом?

2.Какой приказ был создан И.В. Сталиным?

3.Какие примеры храбрости, героизма совершали советские солдаты?

4.кто руководил военной операцией по освобождению Сталинграда?

5.Когда была одержана победа под Сталинградом?

6.Какое значение имела эта победа?

Подведение итогов: Комментарии, объявление оценок за работу.

Домашнее задание:  Прочитать текст учебника на страницах 188-193, дать ответы на вопросы страница 193.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сталинградская битва 1942-1943 гг

Эта презентация к уроку истории России для 9 класса. При изучении  темы по ВОВ можно использовать для  объяснения материала по Сталинградской битве....

Снайперы Сталинградской битвы 1942-1943 г.г.

Презентация о подвиге советских снайперов в Сталинградской битве....

Презентация - Сталинградская битва. 1942 - 43 г. г. История России. 9 класс.

В этой презентации рассказывается о начале корренного перелома в Великой Отечественной Войне. Говорится о полководцах и героях Сталинградской битвы....

Сталинградская битва 17 июля 1942 года – 2 февраля 1943 года.

Собрание «Подросток» час профилактикиСталинградская битва17 июля 1942 года – 2 февраля 1943 года.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15680462","attributes":{...

Разработка открытого урока "Неустойчивое равновесие: боевые действия зимой - летом 1942 г. Сталинградская битва."

Летом 1942 года сложилась катастрофическая ситуация на Северном Кавказе. Противник вышел к Кавказскому хребту. Его целью была нефть Майкопа, Грозного и Баку, а также захват Закавказья. Но, мобилизовав...

проект "Значение Сталинградской битвы как переломного момента Великой Отечественной войны. Сталинградская битва глазами участников-фроловчан"

проект ученицы 9 класса по теме "Сталинградская битва как переломный момент Великой Отечественной войны. Сталинградская битва глазами участников-фроловчан"...

«Современные авторы о Сталинградской битве: С.Н. Синякин «Тоска любви» (из сборника «Сталинградские зернышки»)»

Любовь к Родине начинается с любви к родному краю, где человек родился, вырос, живет, общечеловеческое легче и глубже воспринимается через национальное и региональное.Через постижение малой Родины, ее...