Технологическая карта урока по истории родного края
учебно-методический материал по истории на тему

Годжаева Светлана Николаевна

Технологическая карта представляет собой алгоритм урока по дисциплине "История родного края" вариативной части социально-гумунитарного и экономического цикла ОПОП по специальности 38.02.05    Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров на базе среднего основного образования. Тема урока "Калмыкия во второй половине ХХ - начале ХХI вв.". Это практическое занятие, на котором рассматриваются основные тенденции в экономике региона в течение трех периодов: 60-70-е годы, 80-е годы, 90-начале ХХI в. Занятие построено на ислледовании статистических данных в различных отраслях экономики в эти периоды. Поэтому используется такая форма организации работы студентов как работа по группам. Основными методами обучения выступают метод "мозгового штурма" и "критического мышления". Поскольку студенты полступили на базе среднего общего образования, то имеют  навыки аналитической работы для выявления основных направлений и тенденций господствующих в тот или иной период исторического развития республики. Домашнее задание - составление таблицы - дано с учетом уровня подготовленности студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_ik_tet.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по истории родного края  (практическое занятие)  

Калмыкия во второй половине ХХ – начале ХХI вв.

Цели и  задачи урока

Обобщение знаний по  теме «Калмыкия во второй половине ХХ – начале ХХI вв.», выявить основные тенденции экономического развития региона в обозначенный период

Воспитательные:  формирование  умений коллективной и групповой работы, вовлечение в активную познавательную деятельность, осознание необходимости знаний истории прошлого.

Образовательные: научить  применять полученные теоретические знания по истории Калмыкии при  выполнении заданий, развивать навыки  работы с историческим источником (статистическим материалом), совершенствовать творческие способности

Развивающие: развивать монологическую речь; развивать логическое мышление: операция анализа, выделения главного, обобщения;

развивать исследовательские навыки; развивать творческие способности

Тип урока

Комбинированный (повторение изученного, изучение и закрепление  нового материала)

Методы обучения

Словесные: объяснение, фронтальный опрос, беседа

Деятельностный способ обучения

Метод «мозгового штурма»

Форма обучения

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Планируемые образовательные результаты

(формирование общих компетенций по ФГОС СПО)

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать основные направления развития экономики Калмыкии  во второй половине ХХ – начале ХХI вв. и уметь их применять; 

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): развивать умение извлекать информацию из различных источников,  развивать учебно-организационные умения и навыки (организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и самоанализ учебной деятельности). ОК- 3,4,9)

Личностные: осознание культурологической  ценности истории; стремление к речевому самосовершенствованию, продолжать формирование саморазвития и самовоспитания, сотрудничество со сверстниками, формировать интерес к предмету через использование различных форм обучения и создание ситуации успеха.(ОК-2, 5,6,7)

Оборудование

Статистические сборники «Народное хозяйство Калмыцкой АССР за годы ХI пятилетки (1981-1985 гг.)», Элиста, 1986; «Калмыкия в цифрах», Элиста, 2002; .компьютер, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска

Наглядно-демонстрационный материал

Карточки-задания, статистические таблицы, диаграммы - на экране, интернет-материалы (видео, фотоматериалы)

Основные понятия

Экономический потенциал, рыночная экономика,  

Организационная структура урока

Этапы
урока, цель

Методы, приемы, формы работы

Деятельность учителя

Деятельность
обучающихся

Ожидаемые результаты (формирование общих компетенций и УУД)

1

Этап организационный.

3 минуты

Цель: мотивация к деятельности, развитие самодисциплины

Словесный.

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку,

проверяет наличие учебников, тетрадей, ручек.

Работа с журналом.

Приветствуют и слушают учителя, участвуют
в диалоге с ним; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку, настраиваются на восприятие материала урока.

Личностные: положительно относятся к обучению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и однокурсниками или самостоятельно) необходимые действия.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей

2

Этап подготовки к основному этапу занятия, мотивация учебной деятельности обучающихся.

4 минут

Цель: постановка учебных задач

Фронтальный

устный опрос

Проверяет уровень остаточных знаний по предыдущему занятию: вопросы по теоретическому материалу

Создание проблемной ситуации, фиксация и мотивирование новой учебной задачи:

1.Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

2.Подводит к теме урока

3.Постановка учебных задач.

Проверяют свой уровень знаний теоретического материала предыдущего урока.

Отвечают на вопросы.

Фиксируют проблему, озвучивают тему урока, цели и задачи

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Познавательные: повторяют исторические термины, выполняют учебно-познавательные действия;

3.

Этап: Совместное исследование проблемы (изучение нового материала)

12 минут

Цель: поиск решения учебной задачи

Работа в группах

методом «мозгового штурма»

Организовывает изучение нового материала из исторического  источника по группам:

1.        Группа по изучению экономических показателей  60-70-х гг

2.        Группа по изучению экономических показателей  80-х гг

3.        Группа по изучению экономических показателей  90-х гг -начала ХХI в.

Работа с статистическими сборниками (прилож.1).

Читают и анализируют статистические данные.

Пытаются сформулировать основные тенденции в экономике исследуемого периода  

Регулятивные: исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы ее решения

Коммуникативные: формирование ОК-6 – работать в коллективе и команде, эффективно  общаться с коллегами

Познавательные: анализируют, доказывают свою точку зрения

4

Этап локализации и  коррекции затруднений

8 минут

Цель:  первичный контроль правильного использования новых теоретических знаний на практике

Групповой, индивидуально, письменно

Предлагает группам  составить диаграмму с последующей самопроверкой (на интерактивной доске)

 Корректировка составляемой группами на уроке диаграмм (прилож. 2)

 

Строят диаграмму, проводят корректировку выполненного

Регулятивные: осуществляют самоконтроль

Коммуникативные: учатся формулировать собственное мнение и позицию

Познавательные: осуществляют работу  по самостоятельному применению нового материала при выполнении задания.

5.

Этап применение новых знаний

8 минут

Цель:  вторичный контроль правильного использования новых теоретических знаний на практике

Фронтальный, групповой,

Индивидуальный

Метод «критического мышления»

Предлагает группам озвучить свои выводы на основе работы с статистическими сборниками.

Корректировка выводов обучающихся. Организует и сопровождает деятельность обучающихся, подводит к формулировке выводов – целей занятия.

Формулируют тенденции экономики, выявленные при работе с статистическим материалом

Регулятивные: осуществление самоконтроля и взаимоконтроля

Коммуникативные: строят рассуждения, понятные для собеседника, создают совместный текст.

Познавательные: отработка применения новых знаний, развитие творческих способностей

Личностные: формирование ОК-7 – брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения задания

6.

Этап: рефлексивно-оценочный

5 минут

Цель: подведение итогов совместной и индивидуальной работы

Фронтальный. словесный

Рефлексивно-оценивающая деятельность обучающихся

Выдача дифференцированного домашнего задания – заполнение таблицы «Экономическое развитие Калмыкии во второй половине ХХ – начале ХХI вв»

Инструктаж по ее заполнению.

Проверка правильности перенесения в тетрадь шаблона таблицы(прилож.3)

Проводят рефлексию, анализируют и оценивают свою деятельность.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Записывают домашнее задание в тетрадь

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль по результату оценивают свою работу

Личностные: рефлексия своих действий, приобретают мотивацию к процессу образования

Познавательные: анализируют  и оценивают уровень своих знаний,

Приложение 3

Экономическое развитие Калмыкии во второй половине ХХ – начале ХХI вв (для сильных студентов)

Отрасли народного хозяйства

60-70-е гг

80-е гг

90-е гг -начала ХХI в.

Сельское хозяйство

Промышленность

Торговля

Транспорт, связь

Общий вывод (оценка состояния)  по периоду

Экономическое развитие Калмыкии во второй половине ХХ – начале ХХI вв (для слабых студентов)

Период

Ключевые реформы

Содержание периода

Результаты

60-70-е гг

80-е гг

90-е гг -начало ХХI в.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по истории родного края 10 класс. "По страницам истории родного края"

В уроке использован материал истории 18 века, время правления Петра Великого, его "Каспийский поход" и влияние, оказанное на развитие Астраханской области....

Технологическая карта урока по истории 7 класса "Изменения в культуре и быту в эпоху Петра Великого" (2 урок)

Технологическая карта урока по истории России 7 класса по теме "Изменения в культуре и быту в эпоху Петра Великого". Можно использовать как технологическую карту при проведении повторительно-обобщающи...

Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»

Технологическая карта урока по истории России  Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»...

Технологическая карта урока по истории России Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»

Технологическая карта урока по истории России  Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»...

Технологическая карта урока по истории Класс 5 ТЕМА УРОКА «Возвышение Македонии»

Технологическая карта урока по истории   Класс 5 ТЕМА УРОКА «Возвышение Македонии»...

Технологическая карта урока литературы по теме"Край ты мой, родимый край!" 7 класс

Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Край ты мой, родимый край!" Стихи русских поэтов XIX века о природе.Технология "Педагогическая мастерская"...

Технологическая карта урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 8 класса. Тема урока: "Такие разные петербуржцы, а проблемы общие..."

Основная цель урока: создать условия для выполнения обучающимися практикоориентированного задания: сопоставление проблем петербуржцев первой половины XIX  века с проблемами совремнных горожа...