Методические разработки мероприятий "Государственная символика"
методическая разработка (история) на тему

Купорова Юлия Александровна
История не только просвещает, учит, но и воспитывает. Она - коллективная память народа, обращенная как в прошлое, так и в будущее. Организовывая воспитательную работу руководитель учитывает, что наше прошлое включает огромный идейный, нравственный заряд, помогающий делать человеческую личность мудрой, гордой за нашу Родину. Сегодня, как никогда, важен выбор средств обучения и воспитания, приобщения детей и подростков к миру духовных ценностей истории и культуры. Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне. Воспитанию патриотов и граждан России должна способствовать систематическая и целенаправленная работа педагогических коллективов образовательных учреждений, органов детского самоуправления по разъяснению сущности и значения Государственных символов Российской Федерации - Флага Российской Федерации, Герба Российской Федерации, Гимна Российской Федерации. Изучение истории государственных символов России имеет большое значение в деле воспитания нового поколения людей, любящих Родину, ощущающих духовное и кровное родство с далекими предками, отстоявшими честь, свободу и независимость России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krnkurs_gerb_i_flag.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.Введение    «Система гражданско-патриотического воспитания школы»

Цели и задачи – Современное общество заинтересованно в том, чтобы граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому перед школой стоит задача подготовить выпускника умеющего:

  •  самостоятельно приобретать знания, уметь применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней своё место;
  •  уметь критически мыслить;
  •  в ситуациях нравственного выбора не забывать о совести;
  •  быть комуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать в коллективе.

Понимание гражданско-патриотического воспитания, на мой взгляд, заключается, в первую очередь, в формировании нравственных качеств, так как патриотизм обретает силу в том обществе, где отношение к его пониманию и восприятию одинаково для всех граждан, независимо от занимаемого ими места, где каждый соотносит свои действия с пользой для общества, осознаёт, что сегодняшние деяния не выльются в бедствие завтра. Исходя из такого понимания, необходимо обращать внимание на воспитание не только патриотизма как политической любви к Отечеству, но и морально-нравственной и физической любви, когда воспитывается любовь к согражданам, желание делать им добро, любовь к родной речи, желание жить и трудиться на родной земле. Всё это присутствует в представленной системе, в формах работы. Формирование нравственных ценностей, способствующих гражданственности, осуществляется в соответствии с возрастными особенностями и на основе принципа активности самих учащихся.

2.Воспитание патриотов и граждан России на внеклассных мероприятиях, классных часах и уроках истории.

История не только просвещает, учит, но и воспитывает. Она - коллективная память народа, обращенная как в прошлое, так и в будущее. Организовывая воспитательную работу руководитель учитывает, что наше прошлое включает огромный идейный, нравственный заряд, помогающий делать человеческую личность мудрой, гордой за нашу Родину. Сегодня, как никогда, важен выбор средств обучения и воспитания, приобщения детей и подростков к миру духовных ценностей истории и культуры. Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне. Воспитанию патриотов и граждан России должна способствовать систематическая и целенаправленная работа педагогических коллективов образовательных учреждений, органов детского самоуправления по разъяснению сущности и значения Государственных символов Российской Федерации - Флага Российской Федерации, Герба Российской Федерации, Гимна Российской Федерации. Изучение истории государственных символов России имеет большое значение в деле воспитания нового поколения людей, любящих Родину, ощущающих духовное и кровное родство с далекими предками, отстоявшими честь, свободу и независимость России.

 Государственный флаг — один из важнейших атрибутов государства, символ государственного и национального суверенитета, отличительный знак государства. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос, верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета.

Герб — отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах. Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. В соответствии с Федеральным конституционным законом "О Государственном гербе Российской Федерации" допускается воспроизведение Герба России без геральдического щита, а также в одноцветном варианте. Более четырех столетий на гербе Российского государства изображался двуглавый орел. Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте 1497 года. С этого момента его изображения проникают во все сферы прикладного и изобразительного искусства, особенно на государственные регалии, предметы царского обихода и в архитектуру. Гимн — официально принятая торжественная песнь в честь государства.

Сценарий исторического вечера «История государственного флага России»

Оформление зала: нарисованный на бумаге большой флаг России, на каждой полосе написаны следующие слова:

  • Благородство, откровенность, чистота, мир
  • Верность, честность, безупречность
  • Героизм, мужество, смелость, любовь

Даты на табличках:

  • 1667год  Алексей Михайлович
  • 1705год  Петр I
  • 1896 год  Николай II
  • 1991 год  Б. Ельцин

Звучит песня «Гляжу в озера синие». Исполняется русский народный танец в национальных костюмах.

Монах – летописец.

 О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская. Многими  красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, частыми полями, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем же ты преисполнена, земля Русская, о, православная вера христианская!

Ведущий 1. Русь украшена не только дарами природы, богата она верными сынами своими.

Монах - Истинный человек и сын Отечества есть одно и тоже. Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени Отечества.

Звучит концерт для голоса с оркестром Р. Глиэра

Входит князь Дмитрий, за ним вбегает Андрей Попов.

Андрей Попов - Беда! Великий князь, поднялась вся волжская Орда, идет  Мамай на Русь, сила несметная. Двенадцать дней  сторожа объезжали Мамаевы полки, выведывали их силы. На погибель нашу Мамай пришел!

Звучит колокольный звон.

Дмитрий - Братья мои, все князи русские и воеводы! Предки наши заповедывали нам хранить русскую землю и православную веру, и кто постраждет за них, во веки будет славен. И я вместе с вами хочу крепко пострадать, и если надо смерть принять. Братья мои милые! Сыновья русские! Уже близко наши гости, стоят они на реке Непрядве, и суждено нам испить сегодня общую чашу за землю русскую, за веру православную и за обиды наши горькие.

Андрей Попов -Не подобает тебе государь, самому в полках биться. Тебе, государь, подобает под стягом стоять.

Дмитрий - Не смогу стерпеть я, видя вас, побеждаемых, а если спасемся, то и я с вами спасен буду.

Ведущий 2. - И преклонил колени князь Дмитрий Донской перед знаменем «червного», то есть красного цвета.

Монах - И была сеча великая в день 8 сентября 1380 года. Храбро бились русские полки. Впереди полков князь Дмитрий Иванович. Сыны русские посекали злых ворогов, точно лес вырубали. Дрогнула Орда и бежала с поля боя. Восемь дней не уходило с Куликова поля русское войско. Хоронило мертвых, подбирало раненых. И плач был великий, многие жены и дети не дождались своих мужей и отцов.

Звучит отрывок из «Реквиема» В. Моцарта.

Монах- Опять горит, пылает, стонет Русь теперь под игом польских банд.

Все обгорело, вся Москва до каменной стены – дома, деревья и трава обуглены, черны.

Минин- «Волжане! Православный люд! Повсюду русских ляхи бьют! Ужели враг непобедим, ужели землю отдадим? Нет! За собой народ ведя, пойдем мы жизни не щадя!»

Монах - Поволжье Минин призывал, он ополченье собирал… И эту рать в туманной мгле по нераспаханной земле, где колос уж давно не цвел, к Москве, к столице он повел.И бежал Ходкевич с ляхами, напрямик бежал в Литву, ни оружием , ни страхами, одолеть не смог Москву.

Звучит хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя» М.И.Глинки

Ведущий 1- В октябре 1612 года войска русских ополченцев, возглавляемые Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, разгромили польских интервентов, пытавшихся захватить власть  на Руси. В Оружейной палате хранится одно из знамен князя Пожарского: его основу составляет полотнище красно – малинового цвета  с изображением ликов святых.

Ведущий 2 - Как видим, красный цвет издавна распространен на Руси и в знаменательные исторические моменты Государственный флаг России был красного цвета.

Ведущий 1-  История современного российского флага ведет летоисчисление из далеких времен царя Алексея Михайловича, отца Петра I.

Тема. Входит царь Алексей Михайлович в окружении свиты.

Алексей Михайлович- Бог благославил и придал нам, государю, править и рассуждать люди своя на востоке и на западе и на юге и на севере вправду. Приказ мой будет…

Строить корабли для охраны торговых караванов. (Смотрит чертежи)

Ведущий 2 - В небольшом селе Дединово, что на берегу Оки, спешно собрали мастеровых людей из ближайших деревень, и вскоре был построен корабль «Орел».

Бутлер- Под каким флагом выйдет корабль? Какого государства корабль, того государства бывает и знамя.

 (Вносят эскизы флагов разных стран )

Алексей Михайлович (Рассматривая флаги) - Червонный для нас, исконно русских, означает  отвагу, войну, героизм,  огонь, мужество, смелость, великодушие, любовь.

Белый -  мир, чистоту, правду, благородство, невинность.

Лазоревый – небо, вера, духовность, честность, безупречность, целомудрие.

(Обращаясь к писарю) Пиши указ: прислать ткани червчатой, белой и лазоревой. (Царь и свита удаляется)

Ведущий 1 - Так 9 апреля 1667 года этим указом царь подтвердил государственными цветами России  красный, синий, белый.

Ведущий 2 - Историки находили объяснение национальных цветов в полном титуле царей Российской империи – «всея Великия, и Малые и Белые России». Красный цвет соответствовал – великороссам, синий – малороссам, белый – белорусам.

Ведущий 1 - Наступила пора царя Петра I. Вся жизнь Петра Великого прошла в служении Отечеству.

 (Появляется ПетрI со свитой)

Петр I - Только на торговых судах быть знаменем, по образцу, каков нарисован, послан под сим его Великого Государя Указом.

 

(Петр разворачивает два свитка с рисунками государственных флагов, сделанных им собственноручно. Петр показывает 1 – ый флаг, полотнище которого разделено на три горизонтальные полосы)

       Белый цвет – ВЕРА, синий – НАДЕЖДА,  красный – ЛЮБОВЬ.(Отдает свиток )

(Показывает  второй. На втором флаге поверх этих полос наложен синий крест, соединяющий четыре угла)

         Синий крест – символ объединения Россией четырех европейских  морей – Белого, Азовского, Каспийского, Балтийского. Будет сие знамя святыней доблестного русского флота!

(Петр и свита удаляются)

Ведущий 1-Утвержденные 20 января 1705 года Петром российские флаги сохранялись несколько веков. Под ними русские войска разбили 27 июня 1709 года шведов под Полтавой.

Ведущий 2-Немеркнущей славой озарили их русские солдаты под командованием полководца Суворова. Под этими знаменами сражались войска Кутузова в Бородинской битве.

Ведущий 1-В 1896 году, накануне коронации Николая II он окончательно утверждается национальным бело – сине – красным флагом.

 Ведущий 2-Красный цвет означал «державность», синий, вернее, лазоревый – цвет Богоматери, под покровительством которой находится Россия и белый –цвет свободы и независимости.

         По этому флагу и стали повсеместно узнавать  мощное Российское  государство.

 Ведущий 1- 9 января 1954 года был утвержден флаг РСФСР –красное полотнище  с синей полосой у древка.Солдат Красное Знамя Победы, водруженное над немецким Рейхстагом в 1945 году – гордый символ боевой славы русского народа и его великого подвига – победы в войне 1941-45 года.

Ведущий 2- В 1991 году Россия вернулась к своему исконному флагу.

Ведущий 1-И теперь мы испытываем чувство гордости, когда на Олимпийских Играх     под звуки гимна наш флаг поднимается первым,

Ведущий 2- Когда его устанавливают на покоренных горных вершинах,

Ведущий 1- и сейчас, когда в зал внесут овеянный славой флаг России.

 (вносят флаг ученики, за ними выходят все участники вечера, торжественно выстраиваются)

Звучит гимн России.

Сценарий вечера, посвященного истории государственной символики

Оформление зала. На стендах красиво оформлены государственные герб, флаг и гимн РФ.

Программа вечера.

  • История герба.
  • Как расшифровать надпись на гербе?
  • Флаг Российской Федерации.
  • Это интересно.
  • Гимн.
  • Колесо истории – игра.

 История герба.

Главный символ любого государства – его герб.

Еще в первобытные времена, когда люди жили родами и племенами, у них было стремление как-то выделиться среди других родов, показать свое отличие. Для этого служил тотем. Это изображение какого-то животного или птицы: медведя, льва, орла. По верованиям первобытных людей тотем считался родоначальником племени. Эти верования называют тотемизмом. Род считал тотем своим покровителем и защитником.

С развитием общественной жизни и появлением государств возникли и более сложные символы. На Руси в некоторых княжествах, в частности Московском, задолго до принятия христианства символом был сражающийся всадник. Его называли Ездец. Он сражался со Змеем – олицетворением зла. В образе Змея – Змея-горыныча русских сказок наши предки представляли орды кочевников своими набегами терзавших русскую землю. После крещения Руси Ездец превратился в Святого Георгия Победоносца. На русских иконах Георгия изображали сражающихся: Змий еще не повержен окончательно. Значит Зло может подняться и снова вступить в бой? Вот оно образное восприятие русской истории: многовековая борьба с многочисленными врагами!

Герб России – двуглавый орел, на своих мощных крыльях взмывающий над страной, более четырех столетий олицетворял нашу державу. Немного найдется в мире таких долговечных гербов.

Принятия этого герба связано с именем Ивана ІІІ Васильевича, великого князя московского.

После смерти первой жены Иван решил жениться на иноземке – наследнице византийского престола Зое Палеолог (в России Софья).

Новый герб, принятый Иваном ІІІ, не просто повторил очертания герба, привезенного Софией. Изображение двуглавого орла Палеологов было плоскостным, безжизненным. Русский двуглавый орел как бы наполнился плотью и кровью, превратившись в могучую грозную птицу, зорко смотрящую на Запад и на Восток. Но Иван ІІІ не расстался и со старым гербом Великого княжества Московского. Изображение исконно русского Святого Георгия Победоносца было размещено на грудь Орла.  На своих могучих крыльях двуглавый орел держал Россию вплоть до 1917г.

За время своей долгой жизни русский герб неоднократно изменялся. Первый раз это было при Михаиле Федоровиче – первом царе династии Романовых.

Над головами, увенчанных коронами, появилась третья корона. При сыне царя Михаила, Алексее, русский орел “получил” в свои когти символы царской власти – скипетр и державу. Они были главными атрибутами при коронации каждого нового царя. Три короны первоначально считались символом Святой Троицы. И в дальнейшем, в начале каждого царствования, менялась форма и детали герба. Так было до Александра ІІІ, когда в 1893г. в своде законов Российской империи появляется точное описание Герба.

За долгие годы существования крылья Орла поднялись вверх, и на них появились гербы главных частей Российской империи. На первом крыле: Царств Казанского, Польского, Таврического, соединенный герб древних русских княжеств- Киевского, Владимирского, Новгородского. На левом крыле герба: Царств Астраханского, Сибирского, Грузинского, Великого княжества Финляндского.

Изображение этого Орла содержало в себе полный титул Российских императоров, который употреблялся на торжественных манифестах. На грудь орла возвратилась Андреевская цепь: она появилась при Петре I в связи с учреждением Андрея Первозванного, а “исчезла” при Александре І.

Двуглавый орел- символ вечности России, символ сохранения в чистоте в русском народе веры православной, символ глубокого уважения нашим народом своих исторических корней и национальной истории. Две головы Орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от запада и востока, а три короны над ними, скрепленные единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трех восточно- славянских народов- русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в когтях Орла- образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества. Грудь Орла, защищенная щитом с изображением Святого Георгия Победоносца, указывает на державную преемственность России от Руси Московской и на Москву, как на собирательницу и защитницу земель русских.

Как расшифровать надпись на гербе?

Уже в раннем средневековье в западноевропейской культуре складывается четкая система, по которой составляли гербы. Этим занимались специальные люди – герольды. Они разработали свод правил, составивших основы особой дисциплины – геральдику.

Изначально гербы помещались на боевом щите, имевшем различную форму. Каждый цвет имел свое символическое значение. Например, красный цвет обозначал страсть, голубой или синий – верность и честь, зеленый – свободу, золотой – знатность, а серебряный – благородство.

Кроме композиции из цветных полос и фона в гербах использовали различные элементы – изображения башен, животных, растений, а также небесных светил и мифологических персонажей. Все они имели четкое значение: лев- отвага, роза- чистота, лилия- рассвет, гриф – свирепость, единорог – непобедимость.

Поэтому для человека, жившего в то время и знавшего с детства смысл сложной геральдической символики, каждый герб являлся рассказом о заслугах и достоинствах его носителя.

Флаг РФ.

Слово флаг греческого происхождения от слова “флего” что означает “сжигать, озарять, гореть”. С глубокой древности восточные славяне – русы имели свои слова для обозначения флага. Наиболее древнее – “стяг”.

Стяг у русских дружин был с языческих времен. На страницах летописей можно видеть красочные рисунки: воин держит длинный шест с кусками яркой ткани с изображением языческого бога. С принятием христианства стяги изменяются. На полотнищах изображаются русские святые. На поле Куликовом воинов вдохновляло знамя – икона – хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного. Его, по преданию, вручил князю Дмитрию Сергий Радонежский. Этот стяг – знамя был темно – багряного, червленого, как тогда говорили, цвета.

Государственный флаг, как и герб, является символом государства! Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями и венчают дипломатические представительства, автомобили послов. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтят его как святыню.

В России флаг утверждает Государственная дума и президент.

Цвет флага никогда не выбирается случайно. Даже русские цари при утверждении флага должны были считаться с древними традициями народа, с их любимыми цветами.

В соответствии с геральдическими принципами в России право на существование имеет черно – золото – белый флаг, поскольку в нем заимствуются цвета государственного герба: черный цвет – державного Орла, золотой – фон герба, принятого еще Иваном ІІІ, белый – цвет одежд Святого Георгия Победоносца. Этот флаг существовал до петровских времен.

Тогда же появился бело-сине-красный флаг, но как флаг морской. В январе 1705г. Петр І издал указ о даровании бело-сине-красного флага коммерческим и торговым судам.

Этот флаг в течение полутора веков верой и правдой служил торговле России, но никогда не утверждался как государственный.

Борьба за признание его в качестве государственного продолжалась до 1914г., когда государственным флагом признали черно- желто- белый, а бело-сине-красный флаг сохранился только для судов внутреннего плавания. Однако споры и обсуждения продолжались. С началом первой мировой войны споры прекратились, неопределенность с государственным флагом осталась.

Со времени установления Советской власти государственным флагом был флаг красного цвета с изображением серпа и молота. Очередная неопределенность с этим государственным символом возникла в 2000 году. По решению Государственной думы и Президента Россия вступила в ХХІ век и третье тысячелетие с сине – бело – красным флагом.

Это интересно.

Государственный флаг России знают все. Он состоит из трех цветов, его еще иногда называют “триколор”, т.е. три цвета.

“Колор” – происходит от французского слова colore, что означает “цвет”. Многие сразу могут назвать эти три цвета, из которых состоит флаг, но не все знают их порядок.

Может быть, современному школьнику такое незнание не грозит особыми неприятностями, но лет сто назад, если ученик не знал ответа на этот вопрос, его могли наказать розгами, а проще говоря, выпороть на глазах у всех учеников. В таких случаях особенно доставалось маленьким юнкерам – мальчикам, которые учились в военных школах и училищах.

Но ведь из любого положения есть выход, стоит только хорошо подумать. Вот и юнкера подумали – подумали и придумали слово “бесик” – белый, синий, красный – именно в таком порядке распологаются три полотнища на государственном флаге России. Сначала белая полоса –“бе”, потом синяя –“си” и красная – “к”. А если составить этот на первый взгляд бессмысленный набор букв в одно слово, то и получится “бесик”. Стоит запомнить это забавное слово “бесик” и сразу же можно ответить : из каких трех цветов состоит государственный флаг России и в каком порядке они следуют друг за другом: “бесик”- белый, синий, красный.

Гимн.

Гимн в переводе с греческого торжественная песня. В России долго не было своего гимна. Во времена Петра І и Екатерины ІІ в качестве гимна использовались разные музыкальные произведения, например, полонез Козловского на слова Державина “Гром победы раздавайся”: впервые он был исполнен на празднике в Петербургском доме Г.А.Потемкина в честь взятия Измаила (1791).

С 1816 года официальным в России стал английский гимн. И только в 1833 году по указанию императора Николая І композитор А.Ф.Львов написал русский национальный гимн. Особенно необычна история создания текста. Первая строчка текста является точным переводом английского гимна “Боже, храни короля”, две следующие принадлежат Пушкину, который еще в 1816 году сделал первый оригинальный перевод английского текста. А в 1833 году В.А.Жуковский дополнил и закончил текст гимна, который получил название “Молитва русского народа”. Первое публичное слушание этого произведение состоялось в 1833 году в Большом театре и имел огромный успех. Вскоре после этого указом императора Николая І гимн “Боже, царя храни” был объявлен официальным и являлся таковым до 1917 года. В советское время (с 1917 по 1943г.г.) Государственным гимном был “Интернационал”- международный пролетарский гимн (текст Э.Потье, музыка П.Дегейтера).

Музыку второго гимна СССР написал А.В.Александров на основе своей песни “Гимн партии большевиков”; авторами текста были С.В.Михалков и Г.Г.Эль-Регистан.

Впервые гимн прозвучал по радио 1 января 1944г.

10 лет (с 1991 и до 2001г.г.) в качестве гимна в России исполнялась музыка из оперы М.И.Глинки “Жизнь за царя”.

12 января 2001 года Государственным гимном снова стало произведение с модифицированным, современным текстом С.В.Михалкова на музыку А.В.Александрова. Текст гимна утвержден Государственной думой и Президентом.

Игра «Колесо истории.»

Что такое флаг? Это символ или знак , сделанный из ткани. Его можно нести, он может развиваться. И считается, что люди, которые несут или вывешивают какой-либо флаг, показывают таким образом свою принадлежность к определенной стране или организации. Сама идея флага возникла 1000 лет тому назад среди древних охотников и воинов. Чтобы они чем-то выделялись среди других. Чтобы узнать, к чему быть готовыми: к битве или к дружеской встрече.

Первые флаги, сделанные из ткани, появились у китайцев и индейцев.

  • Вопрос. Когда появились первые флаги из ткани и где?
  • Ответ. Примерно в 1100 году до н.э. в Китае.

В древние времена разные флаги служили больше для военных целей, чтобы в сутолоке боя определить, где свое войско, а где чужое. Многие флаги исчезли, и их сменили новые, но до сих пор они все разные и имеют разные значения. Есть военные флаги и флаги спортивные. Но самое главное из них – это флаги государственные, которые являются символами государств, его отличительными знаками.

  • Вопрос. Флаг, какой страны является самым старым государственным флагом?
  • Ответ. Флаг Дании. Он представляет собой белый крест на красном фоне. Согласно легенде, он появился в 1219 году.

В очень давние времена в качестве флагов применяли разукрашенные шесты. Древние греки в качестве флага использовали оружия или кусок ткани с какой-либо буквой поднятые на шест. Первый матерчатый флаг представлял собой квадратное полотнище на перекладине, которое крепилось на конце копья.

  • Вопрос. Где был изобретен первый матерчатый флаг?
  • Ответ. В Древнем Риме.

В России необходимость в высокопатриотической песне – гимне ощущалась обществом после 1812 – 1815г.г. Тогда стал исполняться гимн, записанный композитором О.А.Козловским на слова Г.Р.Державина:

Гром победы раздавайся!

Веселимся славный Росс!

Звучной славой украшайся:

Магомета ты потряс.

  • Вопрос. Как назывался гимн?
  • Ответ. “Хор для кадрили”.

Государства, города, королевские династии, знатные семьи имеют свои эмблемы– гербы. Изображение, надпись, цвет герба напоминают о прошлом его носителя.

  • Вопрос. Откуда появились гербы?
  • Ответ. По одной из версии гербы были заимствованы у арабов и получили распространение в Европе во времена крестовых походов.

Изучением гербов заниматься трудная, но увлекательная наука.

  • Вопрос. Как называется эта наука?
  • Ответ. Геральдика.

В специальной науке геральдике, изучающей государственную символику, разработаны определенные условия создания символов. В связи с этим возникают вопросы:

  • Вопрос. Назовите самую древнюю символику.
  • Ответ. Герб.
  • Вопрос. Как подбираются цвета, входящие в состав национального флага, у государств и народов, уважающих свое прошлое?
  • Ответ. Заимствуются из государственного герба.
  • Вопрос. Что выражает государственный флаг?
  • Ответ. Флаг выражает идею самобытности нации, ее историю и обязательно согласуется с древней символикой.

По тому, как висит государственный флаг, можно даже определить, что случается в стране. Если флаги приспущены, значит, в стране траур. А если флаг перевернут, то это означает большое национальное бедствие – крупную катастрофу или какую – нибудь другую национальную трагедию. Определить, что случилось можно и по цвету флагов? Они тоже для каждого случая бывают разные. Если вывешивается флаг черного цвета, то это означает траур.

  • Вопрос. Если во время войны появляется белый флаг, то, что это значит?
  • Ответ. Противник сдался, капитулировал и наступил мир.

Тема урока: "Государственная символика России".2-й класс (1–4)

Цели урока.

  1. Познакомить с государственной символикой России: флагом, гербом, гимном.
  2. Расширить представления детей о стране, в которой они живут, о родном городе; воспитывать любовь к родному краю, Родине;
  3. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, чувство патриотизма.

Оборудование (у учителя): 

  1. Изображения герба, флага России.
  2. Звукозописи: гимна России, музыка из “Сказки о царе Салтане” Н. А. Римского-Корсакова, фанфары.
  3. Политическая карта Мира.
  4. Картинки: фотофиниш лодок, “Указ о флаге”.
  5. Карточки со словами: СИМВОЛЫ, РОССИЯ, ГЕРБ, ФЛАГ, ГИМН.

У детей.

  1. В коробочках: пуговицы, мелкие предметы, 2 монеты достоинством в 1 р. и 10 коп.
  2. Макет кораблика.
  3. Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса № 1 “Мир вокруг нас”, А. А. Плешакова.
  4. Альбомные листочки, формат А3.
  5. Цветные карандаши, простой карандаш.
  6. Конструктор “Лего”.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение целей урока.

Начинается урок

Он пойдет ребятам впрок.

А о символах страны

Все ребята знать должны.

II. Новая тема.

Учитель. Прочитайте пословицы:

На доске: Родная сторона, как мать: и накормит, и приласкает. Родная сторона - мать, чужая - мачеха.

Учитель. С кем сравнивает родину русский народ? (С матерью) А вы знаете, как зовут вашу маму? Поднимите руки, кто знает имя и отчество своей мамы, и можете его назвать. (Ответы детей.)

Так же четко вы должны знать и название своей страны, родины, которая сейчас заботится о вас. Как называется страна, в которой вы живёте? (Россия)

На доске - политическая карта Мира.

- Россия - самая большая в мире страна. (Показ на карте) Когда в Москве вечер, то на Чукотке начинается новый день. Поезд идет от Владивостока до Москвы целую неделю. Посмотрите на карту, здесь вы видите много разных стран. Как на карте отличается одна страна от другой? (По цвету.) У каждого государства есть отличительные признаки, символы. Сегодня на уроке мы поговорим о символах нашей Родины. Но сначала надо выяснить, что же такое символ? Символ - это условный знак, обозначение. Например: голубь - символ мира, якорь - символ надежды и т. д.

Вспомните спортивные соревнования “ Веселые старты ”. У каждого игрока на груди были эмблемы. А что такое эмблема? (Д. Условное изображение чего-нибудь). У государства своя эмблема, только называется она - герб.

Герб - это изображение, которое в условной форме показывает исторические традиции государства или города. Гербы появились очень давно. Их изображение были найдены на медалях, монетах и печатях древних государств и городов. Давайте познакомимся с гербом нашей Родины, России.

Посмотрите на изображение герба, выполнил его художник Ухналев. Опишите его. Российскому гербу более 500 лет. (Показ герба.)

III. Физкультминутка.

Жура-жура-журавель!

Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

“Где же лучшая земля?”

Отвечал он, пролетая:

“Лучше нет родного края” (Г. Граудин) 

Откуда прилетела эта птица. Послушайте сказку.

Тихо звучит музыка Н. А. Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане.”

Учитель.

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну.

Исполню желанье ваше,

Вот и сказка началася.

В нашем древнем Русском царстве,

В древнем Русском государстве

Жил царевич молодой

Был он с детства сиротой.

Сиротою стал он рано,

Был он внуком князь-Ивана.

Жил он в городе большом

Стены с частыми зубцами,

И за белыми стенами

Блещут маковки церквей

И святых монастырей,

А назвался он Москвой.

Скоро сказка сказывается,

А не скоро дело делается.

Царь Иван жениться вздумал

От гостей же слух идет,

Что за море-океаном

Девица живет.

Но царевна не простая,

А племянница родная

Императора той страны.

А зовут её Софьей (Палеолог).

Тут уж царь не утерпел,

Снарядить он флот велел,

Помолясь усердно богу,

Отправляется в дорогу

За красавицей душой

За невестой молодой.

Впереди чужие земли

И чужие берега

Вот и незнакомая страна

Византия, называлася она !

Скоро сказка сказывается,

А не скоро дело делается.

Наконец, отправились домой

Царь Иван с царевной молодой.

Флот столицы достигает.

Под столицей, близ ворот,

С шумом встретил их народ, -

Царь за белы руки девицу берёт

В Кремль он её ведёт

В глазки суженой глядит,

Сладки речи говорит:

“Бесподобная девица,

Согласися быть царицей!

Молви ласковое слово!

Всё для свадьбы уж готово.”

Царь недолго собирался

В тот же вечер обвенчался

И никто с начала мира

Не видал такого пира.

Скоро сказка сказывается,

Да не скоро дело делается.

Время все текло, текло:

Вот и много лет прошло

Что ж случилось?

В ВизантииГоре приключилось?

Солнце скрылось за горою

И гроза могучей силы

Налетела в ясный день

Вдруг раздался гром войны

В славном царстве Византия.

Рать турецкая напала

Турки, византийцев - колют, рубят.

Люди в страхе дни проводят.

Скоро сказка сказывается,

Делу делаться - не скоро!

Только, дети, я узнал

Вскоре Византия пала.

А царица? Что София?

Всё грустит, печалится.

Не ест, не пьёт, не спит.

Думу думает она.

Как помочь бедной родине своей?

Вот к царю, она идёт

И такую речь ведёт:

“Царь! любимый!

Помнишь? За мою услугу

Обещался, волю первую мою

Ты исполнить, как свою.

Подари же ты и мне,

И своей ты стороне - герб.”

И задумался царь Иван:

«Страна растет.»

Учитель. - Какой царь принял на Руси герб? (Иван III “Великий” в 1472г) Как звали царицу? Из какой страны она была родом?

Учитель. Посмотрите в коробочку. На каком предмете изображен герб? (Монетка достоинством в 1 рубль) Возьмите белый лист бумаги и накройте ею монетку. Простым карандашом производим штриховку. - Что у вас проявилось? (Д. Двуглавый орел с поднятыми крыльями)

Орел, как символ непобедимости и силы. Но почему две головы? Двуглавый орел, охраняя государство, смотрит и на запад, и на восток. Корона на голове орла – символ законности, означающий, что страна живет по законам чести и справедливости. В одной лапе орла скипетр – символ власти, а в другой лапе – золотой шар, который называют “держава”. Скипетр – символ власти, держава – символ могущества страны. Нашему российскому гербу более 500 лет. Уже давно не правит страной царь, но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что Россия – древняя и могучая страна. В центре герба еще один герб. Кто скажет – какой? (Герб Москвы). Кто догадался: почему он расположен в центре российского герба? (Москва – столица России.) 

Учитель. Посмотрите на карту Мира. Здесь много государств, морей, рек.

IV. Физминутка (Под музыку) 

“Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах. ”

(В руках у учителя макет кораблика с флагом на мачте и имитирует плавательные движения)

- Из какого государства наш кораблик? (России) - Докажите. (Определили по флагу.)- Опишите российский флаг. (Ответы детей) - Соберите из конструктора “Лего” российский флаг.

Учитель. Днем рождения бело-сине-красного флага считают 20 января 1705г. Царь Петр I принял указ.

(Звучит запись фонфар)

У К А З

Я, царь Всея Руси, ПЁТР I,

Приказываю считать флаг России,

Состоящих из горизонтальных полос:

Белого, лазоревого и алого цвета –

Официальным, национальным флагом

Российской федерации”.

- А что означают цвета этих полос?

БЕЛЫЙ цвет - это цвет мира. Наша страна миролюбивая.

СИНИЙ цвет – небо, вера, верность. Означает волю к миру.

КРАСНЫЙ цвет – отвага, защита людей, героизм, огонь, смертный бой. Готовность не жалеть крови при защите Родины.

- Где вы видели флаг? (Ответы детей)

Учитель. В древние времена проходили так же спортивные состязания в мастерстве, в смелости, в удалой смекалке.

(На магнитной доске картинки фотофиниша с изображенными лодками, на носу у них флаги стран.)

Мы перенеслись на соревнования по гребле на лодках. Парусное судно раньше называли ладьями. Мы с вами в судейской комнате и наша задача определить победителя. На фотофинише мы видим 5 лодок. Под каким номером ладья приплыла к финишу первой? (Под номером 4) 

- Какой флаг на носу у лодки? (Российский) - Значит, первое место заняла российская команда.

Наступает торжественная минута – награждение. Выходят команды. Они встают на почетный пьедестал. Их награждают медалями, поздравляют спортсменов. Поднимают флаг и звучит торжественная песня - ГИМН. ГИМН слушают стоя.

Послушаем и мы гимн России, слова написаны поэтом С. Михалковым. Гимн слушают стоя, серьёзно, можно подпевать. (Дети встают. Звучит гимн России) 

На доске.

Гимн

Герб

Флаг

Итог.

- Как называется страна, в которой вы живете?

Какие отличительные знаки имеет любая страна?

Откройте рабочую тетрадь на с. 3. Выполните задание № 2

Найдите на рисунке и закрасьте кружок красным карандашом около Герба Российской Федерации.

- В чем может проявиться служение Родине вас как маленьких граждан? (хорошо учиться, расти добрыми, отзывчивыми, бережно относиться ко всему, что нас окружает, не ломать, не рвать; беречь окружающую природу…)

Послушаем стихотворение о Родине? (Читают подготовленные дети.)

Встанем утром рано,

Выглянем в окно.

Смотрит с неба солнце

Светит нам оно.

Всё, что ясным утром

Видно из окна –

Это наша Родина,

Родная сторона. (Л. Некрасова. )

Материалы к интегрированному уроку истории России и правоведения «Гражданин России»

Цели и задачи:

  • Знакомство с государственной символикой России и республики;
  • Формирование знаний по правоведению; по истории России;
  • Гражданско-патриотическое воспитание;

Основные понятия: гражданин, герб, гимн, флаг.

Оборудование: конституция РФ, флаг России, республики, рисунки гербов.

Урок в форме интеллектуальной игры. Класс делится на 3 группы. Правильно ответившие на вопросы получают жетоны.

Основные этапы урока:

  1. Гражданин России.
  2. Конкурс. Bизитная карточка “Я гражданин России”.
  3. Права и обязанности граждан.
  4. Государственные символы России и Республики Тыва.
  5. Тесты.
  6. Домашнее задание.

Ход урока.

Первый этап урока. Гражданин России.

Вопросы:

  1. Как вы понимаете, отличаются ли понятия “человек” и “гражданин”?
  2. Мы являемся гражданами какой страны?
  3. Какой документ свидетельствует, что мы являемся гражданами России?

Выслушиваются ответы учеников.

Учитель: Человек – существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. (С.И Ожегов. Толковый словарь русского языка.) гражданин – это житель какой-то страны, имеющий право гражданства, участник правовой и политической жизни. Все мы живущие в Российской Федерации независимо от социальной и национальной принадлежности граждане своего отечества, своего государства – России. Паспорт является основным документом, свидетельствующим, что мы являемся гражданами России.

Второй этап урока. Визитная карточка (не более 5 минут) “Я гражданин России”. Учащиеся подготовились к этому уроку дома. Каждая группа показывает домашнее задание.

Третий этап урока.

Учитель: Быть гражданином – значит пользоваться определёнными правами и нести необходимые обязанности по отношению к своему государству. Эти права и обязанности определяются в основном законе страны – Конституции.

Вопрос: В какой главе и в каких статьях говорится о правах и обязанностях граждан России? /учащиеся отвечают и вслух вычитывают статьи из Конституции Российской Федерации/.

Четвёртый этап урока.

Учитель: Каждый гражданин должен знать государственные символы своей страны. К государственным символам любой страны относятся государственный герб, флаг и гимн. Есть они и у нашей Родины. В XX веке во всем мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свой герб, флаг и гимн. Они нужны как воплощение её истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ.

/Каждая группа должна была подготовиться на знание государственных символов. Были даны опережающие задания. На уроке группы выбирают карточки с вопросами/.

Карточка №1

  1. Когда принят и одобрен государственный герб России?
  2. Кто выполнил современный рисунок герба?
  3. Что символизирует орёл в древнем мире?
  4. Где можно увидеть изображение герба РФ?

Выслушиваются ответы учеников.

Герб Российской Федерации.

Ученики: Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года. Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года. Современный рисунок герба выполнил художник Е.Ч. Ухналев. В древнегреческой мифологии орёл символизирует источник света, плодородия и бессмертия. Орёл олицетворял связь мира богов и людей, неба и земли. Он стал символом солнца. Двуглавый орёл пришёл к нам в конце XV века из Византии. Стал знаком императорской власти. Изображение государственного герба мы можем увидеть на фасадах тех зданий, где работают руководители нашего государства. На официальных документах. Например, на паспорте гражданина России. Его помещают на пограничных столбах. Боевые знамёна воинских частей также украшает российский герб. Он присутствует и на печатях государственных учреждений и организаций. Современный государственный герб свидетельствует о том, что наша страна – независимое государство, а мы все – граждане новой, демократической России.

Карточка №2

  1. Когда принят и одобрен государственный флаг?
  2. Каково происхождение Российского флага?
  3. Что символизируют изображённые на флаге цвета?
  4. Каково должно быть отношение граждан России к флагу?

Выслушиваются ответы учеников.

Ученики: Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года. Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года. Своим рождением российский флаг обязан отечественному флоту. С X-го по XVI века на Руси были боевые стяги и знамёна, чаще всего окрашенные в пурпурный, красный, реже синий и другие цвета. Российский триколор /трёхцветный флаг/ возник, вероятно, по голландскому образцу.. в XVII веке. Голландия стала одной из крупнейших морских держав. Для флагов своих кораблей голландцы выбрали сочетание трёх цветов – оранжевого, белого и голубого. Вполне вероятно, что Алексей Михайлович, а затем и Пётр 1 взяли за основу сочетание цветов именно голландского флага. Но расположение полос на российском флаге было иным и отражало русские традиции. Красный символизировал отвагу, защиту веры и бедных людей, героизм, великодушие, кровь, самопожертвование, огонь. Синий – небо, верность, духовность, веру. Белый – мир, чистоту, правду, благородство, совершенство.Расположение полос совпадало с древним пониманием строения мира; внизу – физический, плотный, выше – небесный, ещё выше мир божественный, или переосмысливая сверху вниз - Вера, Надежда, Любовь. Позже, в XIX веке, полосам придали значение содружества трёх восточнославянских народов – белорусов, украинцев и русских.

Флаг – наша святыня, и мы должны относиться к нему с уважением и почитанием.

Карточка №3

  1. Когда принят и одобрен государственный гимн?
  2. Что представляет собой государственный гимн РФ?
  3. Кто написал текст и музыку?
  4. Каковы правила поведения граждан при исполнении государственного гимна?

Государственный гимн Российской Федерации

Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твоё достояние на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая –

Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу даёт наша верность Отчизне

Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Выслушиваются ответы учеников.

Ученики: Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года. Одобрен Советом Федерации 20 февраля 2000 года. Государственный гимн Российской Федерации представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом. Может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. При этом могут использоваться средства звуко – и видеозаписи, а также средства теле и радиотрансляции.

Государственный гимн – один из главных символов страны, поэтому его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все присутствующие встают, а военные отдают честь или салютуют оружием. В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения её представителям. Сегодня гимн является таким же атрибутом государства, отражением её истории и знаком суверенитета, как герб и флаг. Гимн как бы музыкально-поэтическое воплощение страны и её народа, и поэтому должно быть самое уважительное отношение. Сообщение учащихся о государственных символах Республики Тыва /герб, гимн, флаг/. Показывают изображение герба, флага республики.

Пятый этап урока. Тесты: (делают все учащиеся).

  1. Когда была принята Конституция Российской Федерации?

А) 12 декабря 1993 г.;

Б) 11 декабря 1978 г.;

В) 4 декабря 1993 г.;

2. Что (кто) является высшей ценностью в России, по Конституции?

А) промышленный потенциал;

Б) государство;

В) человек, его права и свободы;

3. Что позволяет гражданину воспринимать свои права как обязанности?

А) хорошее знание права;

Б) способность к служению – родине, государству, обществу;

В) высокие нравственные качества;

Г) чувство патриотизма;

Д) всё перечисленное;

4. В каком соотношении находятся права и его обязанности как гражданина?

А) обязанности имеют приоритет над правами;

Б) права имеют приоритет над обязанностями;

В) нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

5. На что, по Конституции, направлена политика Российского государства?

А) на укрепление “силовых” министерств;

Б) на создание условий, обеспечивающих достигнутую жизнь и свободное развитие человека;

В) на приобретение иностранных займов;

Взаимопроверка ответов. /1-а, 2-в, 3-д, 4-в, 5-б/.

Шестой этап урока.

Учитель: Быть гражданином России – это большое счастье, высокая честь. Где бы ни был Российский человек на своей земле или за её пределами, он гордится принадлежностью к великой России. Её гражданам присущи любовь к Родине, забота о её процветании, ответственность за её судьбу.

Подведение итогов урока и домашнее задание. Учащиеся делают выводы урока с помощью учителя. Выставляются оценки, подсчитываются жетоны групп. Определяется лидер группы.

Домашнее задание: Школьникам предлагается составить кроссворд по пройденной теме.

Содержание

  1. Введение «Система гражданско-патриотического воспитания»

  1. Воспитание патриотов и граждан России на внеклассных мероприятиях, классных часах и уроках истории.

  1. Сценарий исторического вечера «История государственного флага России»

  1. Сценарий вечера, посвященного истории государственной символики. Игра «Колесо истории»

  1. Тематический урок «Государственная символика России» (2-ой класс)

  1. Материалы к интегрированному уроку истории России и правоведения «Гражданин России»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка сценарий конкурса "Символика РФ"

Сценарий конкурса знатоков символики РФ....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по популяризации государственных символов для 5-6 классов «Государственная символика России».

Данная работа может быть использована на уроках истории с 5 по 8 класс, на внеклассных мероприятиях, посвященных популяризации государственных символов, нравственно- патриотическому воспитанию, ...

Разработка урока- Символика России

Обобщить и систематизировать знания учащихся по...

Методическая разработка урока по МХК на тему: Художественная культура Востока. Символика Древнего Египта.

Методическая разработка урока по МХК для 10 класса по программе Рапацкой Л.А .Мировая художественная культура 10-11  кл....