Исследование стратегий запоминания хронологического материала на уроках истории в 6 классе.
статья по истории на тему

Малашук Людмила Владимировна

 

Работая с познавательными стратегиями запоминания хронологического материала на уроках истории, можно не только выявить трудности, с которыми сталкиваются учащиеся, но и помочь им преодолеть их.   Включив в индивидуальные стратегии   наиболее эффективные способы запоминания, учащиеся смогут обеспечить себе наилучшие результаты в работе с хронологией. А на завершающем этапе школьного исторического образования прочные  хронологические знания и умения  помогут  учащимся успешно пройти итоговую аттестацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-_malashuk_l.v_-.docx812.48 КБ

Предварительный просмотр:

Людмила Владимировна Малашук, учитель истории и обществознания

 МБОУ СОШ № 42 г. Владимира

Исследование  стратегий запоминания хронологического материала на уроках истории в 6 классе.

         Подготовка учащихся в области хронологии является ведущим компонентом целей и содержания  учебного предмета «история»  на всех уровнях школьного исторического образования. Без знания хронологии не может быть понимания истории. Французский историк Антуан  Про, подчеркивая значимость исторического времени, назвал его главным действующим лицом истории. Однако  восприятие исторического времени очень трудная задача.  Особенно большие трудности, связанные с временными представлениями, испытывают младшие школьники, но и в среднем звене, как показывает практика, ориентироваться в историческом времени учащимся бывает  также порой затруднительно.

         Важную роль в работе с хронологией играют процессы памяти, через которые проходит любой человек, чтобы запомнить  нужную информацию, а впоследствии ее воспроизвести.  Именно запоминание – главный процесс памяти. От него зависит полнота, точность, прочность и продолжительность хранения информации. Поэтому в работе с хронологией первостепенное внимание нужно уделять процессу запоминания.

         Работая с познавательными стратегиями запоминания хронологического материала на уроках истории, можно не только выявить трудности, с которыми сталкиваются учащиеся, но и помочь им преодолеть их.   Включив в индивидуальные стратегии   наиболее эффективные способы запоминания, учащиеся смогут обеспечить себе наилучшие результаты в работе с хронологией. А на завершающем этапе школьного исторического образования прочные  хронологические знания и умения  помогут  учащимся успешно пройти итоговую аттестацию.

Таким образом, исследование познавательных стратегий по запоминанию хронологического материала является очень актуальным на современном этапе школьного образования.

Настоящее исследование проводилось в рамках следующей системы целеполагания:

  1. цель исследования:  повысить продуктивность работы с хронологическим материалом на уроках истории;
  2. объект исследования: учебно-воспитательный процесс хронологической подготовки учащихся 6 класса общеобразовательного учреждения;
  3. предмет исследования: познавательные стратегии учащихся при запоминании хронологического материала;
  4. гипотеза исследования: развитие индивидуальных познавательных стратегий запоминания хронологического материала положительно скажется на качестве владения учащимися хронологией и успешными результатами ее применения.

Для проведения исследования и проверки выдвинутой гипотезы были определены этапы работы:

  1. выявление индивидуальных стратегий запоминания исторической хронологии;
  2. уточнение индивидуальных стратегий с помощью вопросника;
  3. сравнение разных вариантов индивидуальных стратегий в ходе обсуждения;
  4. обобщение наиболее успешных операций и действий в ходе дискуссии.

Для достижения поставленной цели применялись такие теоретические методы как  изучение литературы и  метод сравнения, показывающий соотношение уровня хронологической подготовки шестиклассников с требованиями к знаниям и умениям учащихся основной школы. Также в ходе исследования использовались эмпирические методы: наблюдение за учебным процессом, педагогический эксперимент, обобщение педагогического опыта.

На первом этапе исследования нам предстояло выявить познавательные стратегии учащихся по запоминанию хронологии.     Для этого в курс истории России с древнейших времен до конца ХVI века (6 класс) были включены экспериментальные уроки. Обучение в экспериментальном классе осуществлялось на основе специально разработанных материалов. Работа проводилась с опорой на результаты психологического исследования сенсорных предпочтений школьников.

Диагностика по тесту определения ведущих репрезентативных систем  показала, что в классе больше учеников с ведущей  кинестетической  системой восприятия (58%), кроме того 10 % учеников имеют визуально-кинестетическая систему восприятии, аудиальная и визуальная системы являются ведущими для 16 % учеников каждая.

В начале эксперимента было проведено анкетирование шестиклассников с целью выявления индивидуальных целей работы над запоминанием хронологии, определения учащимися критериев достижения конечного результата и выяснения, с какого действия ученики начинают знакомство с хронологическим материалом.

Анкета. 

1. С какой целью ты решаешь запомнить исторические даты и события? 

а) хочу получить «5» за хорошо подготовленное домашнее задание;

б) хочу в будущем успешно сдать экзамен по истории;

в) хочу правильно отвечать на вопросы учителя;

г) пригодится в дальнейшей учебе;

д) интересуюсь историей;

е) другой вариант ответа.

2. Как ты представляешь себе результаты запоминания? 

а)  могу самостоятельно назвать все даты и события в любом порядке;

б) могу назвать событие, если мне назовут дату и наоборот;

в) могу самостоятельно назвать даты и события в том порядке, в котором они записаны в учебнике;

г) могу выполнить любые письменные или устные задания с данным хронологическим материалом;

д) другой вариант ответа.

3. С какого действия ты начинаешь знакомство с хронологическим материалом?

а) неторопливо читаю вслух текст и мысленно представляю себе картинки, связанные с указанными событиями;

б) медленно читаю хронологический материал вслух, четко проговаривая цифры и слова;

в) читаю каждую дату несколько раз, меняя темп и тембр голоса, прислушиваясь к звучанию даты;

г) бегло просматриваю объем заданных дат и событий;

д) переписываю заданные даты на листок или в тетрадь;

е) просматриваю заданный хронологический материал, считаю количество дат и распределяю в каком порядке буду их запоминать;

ж) другой вариант ответ

   В анкетировании принимали участие ученики 6 класса в количестве 31 человека.

 Анкетирование позволило выявить, что деятельность учащихся с хронологическим материалом на уроках истории,  прежде всего, нацелена на получение хороших оценок по предмету. Главным критерием достижения конечного результата шестиклассники считают самостоятельное перечисление дат и событий в любом порядке. Медленное чтение даты и названия события вслух с четким проговариванием цифр и слов 45% учащихся 6 класса называют своим первым действием в работе с хронологией.

   Более подробно результаты анкетирования представлены в выше представленных диаграммах.

  На вводном уроке к теме «Русь Древняя» учащиеся получили домашнее задание выучить 10 исторических дат, связанных с правлением  русских князей от Олега до Юрия Долгорукого. После фронтальной проверки домашнего задания  учащимся было предложено самостоятельно описать свои действия по запоминанию хронологического материала, без опоры на разработанный  вопросник.  Затем полученные первичные стратегии учащихся были уточнены с помощью вопросов по модели Т.О.Т.Е.

Стратегия №1.

Первичная стратегия

Стратегия ученика после уточнения

1.

Сначала я прочитала все заданные даты.

Я прочитала даты вслух не очень громким голосом.

2.

Потом я выучила 988г. (Крещение Руси) и 1147г. (Первое упоминание о Москве). Они выделялись из всего списка тем, что в эти годы произошли события, а не правили князья и княгини, как в других датах.

Я проговаривала даты вслух. Проговаривала медленно, представляла себе картинки.

3.

Я выучила даты правления князей.

Проговаривала по 3-4 раза. Проверяла себя, записывая даты на листок, а потом сравнивала с учебником. Повторяя, понимала, что даты и события знакомы мне все больше.

4.

Попросила родителей проверить, как хорошо я знаю домашнее задание.

Мама называла мне даты, а я называла событие, а потом мама называла событие, а я – дату. Все было верно.

Стратегия №2.

Первичная стратегия

Стратегия ученика после уточнения

1.

Я прочитала все даты.

Я прочитала все даты вслух, громко проговаривая цифры и все слова.

2.

Переписала на листок все даты и события.

Переписала по порядку, как они записаны в учебнике. Записала в столбик ручкой синего цвета.

3.

Сначала учила даты, где одно число.

Проговаривала дату и событие вслух, представляя картинку.

4.

Потом учила даты, записанные через тире.

Проговаривала вслух и представляла князя.

5.

Выучила их по порядку.

Громко проговаривала и проверяла себя по листку. Записанные на листок даты и события закрыла чистым листком и после проговаривания сдвигала листок вниз и проверяла, совпало или нет. Если было правильно, называла следующую дату. Если ошибалась, перечитывала дату 2-3 раза вслух, а затем снова проговаривала.

6.

Потом учила вразнобой.

Закрывала листком события и пыталась назвать их, глядя на даты, потом делала наоборот.

7.

Потом попросила папу, чтобы он меня поспрашивал.

Папа называл события, а я называла даты, а потом папа называл даты, а я – события.

8.

Я выучила даты!

Когда меня проверял папа, я ни разу не ошиблась, значит, я все выучила.

Стратегия №3.

Первичная стратегия

Стратегия ученика после уточнения

1.

Я сначала прочитал даты.

Читаю вслух, громко и четко проговариваю цифры и слова.

2.

Повторял одну за другой по три раза.

Каждую дату проговариваю вслух по три раза. Слышу, как звучит мой голос. Потом проверяю себя по учебнику, закрыв дату линейкой. Читаю событие, называю дату и смотрю, убирая линейку, верно или нет. Если неверно, начинаю проговаривать еще несколько раз.

3.

Попросил проверить родителей, как я выучил даты.

Я называл даты и события по порядку, как учил, а мама смотрела в учебник все ли верно. Все было правильно.

Стратегия №4.

Первичная стратегия

Стратегия ученика после уточнения

1.

Сначала я прочитала все даты.

Читаю даты сначала про себя, а затем вслух. Читаю медленно, прислушиваюсь к звучанию голоса.

2.

Повторила первую дату в медленном темпе, стараясь ее запомнить.

Я вслушиваюсь, как звучат цифры, мысленно вижу их записанными на листке. Когда проговариваю событие, стараюсь представить картинку.

3.

Затем я повторила первую дату в более быстром темпе.

Когда проговариваю быстро, мысленно вижу, как цифры одна за другой появляются на листке, а затем появляется картинка события.

4.

Когда я выучила, таким образом, все даты, я повторила их наизусть, не подглядывая в учебник.

Проговариваю даты по порядку вслух, представляя их записанными на листке.

5.

Открыла учебник и проверила себя.

Просматриваю даты в учебнике, сверяя правильность своих ответов.

6.

Попросила маму проверить меня, называя даты не по порядку.

Мама называет мне даты не по порядку, а я называю события. Если  я ошибалась, я еще раз начинала проговаривать дату одну за другой, предварительно проговорив несколько раз ту, которую назвала неверно. Затем мама еще раз меня проверила, и все было правильно.

Стратегия №5.

Первичная стратегия

Стратегия ученика после уточнения

1.

Сначала я открыла учебник.

2.

Потом я прочитала все даты.

Читаю громко вслух в среднем темпе.

3.

Начала учить первые три даты, потом еще три и еще четыре.

Проговариваю, прислушиваюсь к своему голосу.

4.

Проговорила все даты два раза, чтобы лучше запоминалось.

Когда проговариваю все даты, называю их по порядку, если затрудняюсь назвать следующую дату, подглядываю в учебник.

5.

Даты, которые плохо запомнила, проговорила несколько раз.

Проговариваю вслух громким голосом.

6.

Повторила все даты, сначала первые пять, затем следующие пять.

Проговорю вслух пять дат и сверяю с учебником, затем следующие пять дат.

7.

Затем стала повторять события.

Проговариваю вслух события в том порядке, в котором они записаны в учебнике, стараюсь представить картинку события или  изображение князя.

8.

Соединила даты и события, проговорила.

Называю дату и событие, сверяю с учебником.

9.

Закрыла учебник и проговорила даты и события по порядку.

Проговариваю вслух все даты и события как они записаны в учебнике.

10.

Открыла учебник и проверила все ли верно. Все верно.

Просматриваю даты и события в учебнике и мысленно отмечаю  правильность своих ответов.

Анализ индивидуальных стратегий запоминания хронологического материала, показал, что при запоминании хронологии ведущей репрезентативной системой  у  учеников 6 экспериментального класса является аудиальная система (55%), на втором месте – визуально-кинестетическая (26%), на третьем месте – визуально-аудиальная система(19%).

Таким образом, диагностика дала противоречивый результат: при преобладании в классе учеников с ведущей кинестетической системой восприятия, в стратегиях преобладают аудиальные подходы к хронологической работе. Этот факт говорит о наличии сложившихся стереотипов запоминания хронологического материала (все учат даты, проговаривая их; так мне мама советовала).  Можно предположить, что, не преодолев эти стереотипы,   ученики не смогут существенно улучшить свои результаты. Для того, чтобы изменить ситуацию в ходе изучения темы «Владимир Святославич. Принятие христианства» учащимся было предложено познакомиться с графическим и цифробуквенным  методом запоминания хронологии.  Многие ученики включили эти методы в свои индивидуальные стратегии и стали их использовать.

На втором этапе эксперимента было проведено уточнение индивидуальных стратегий с помощью вопросника, кроме того было организовано  их совместное  обсуждение.

Вопросник.

1. Какую цель ты ставил перед собой, начиная работу по запоминанию хронологического материала?

2. Почему ставил именно эту цель?

3. Как ты представлял себе конечный результат запоминания?

4. Размышлял ли ты над тем, что произойдет, если ты не справишься с заданием? (Если да, то как?)

5. Подробно опиши ход своих действий. С чего ты начал выполнение задания? Что ты делал,  во-первых, во-вторых, в-третьих, и т.д.? Ты что-нибудь представлял? Проговаривал? Записывал или рисовал?

6.Какие действия в процессе запоминания помогали тебе больше всего?

7. Как ты понимал, что процесс запоминания идет успешно?

8. Встречался ли ты во время работы с трудностями? (Если да, то, с какими?)

9. Опиши, как ты выходил из трудной ситуации.

10. Как ты завершил работу? Как понял, что задание выполнено, и весь хронологический материал ты запомнил? Какой последний шаг ты сделал?

Рассмотрим несколько стратегий учеников 6 экспериментального класса, выявленных при помощи вопросника.

Стратегия №1.

1. Я хотела твердо запомнить даты и хорошо отвечать на уроке.

2. Это было нужно.

3. Я представляла, что буду хорошо знать даты и отвечу на все вопросы учителя.

4. Нет.

5. -  Прочитала дату и проговорила ее вслух.

    -  Соотнесла дату с исторической личностью.

    -  Соотнесла дату с конкретной территорией, где проходило это событие.

    -  Проговорила дату и событие вслух несколько раз.

    -  Проверила себя, записав дату на листок, а потом сравнив с учебником.

6. Проговаривание даты вслух.

7. Когда проверяла себя, и ответ совпадал с учебником.

8. Нет.

9. –

10. Прочитала все даты вслух и еще раз их проговорила, сверив правильность с учебником. Все было верно. Я сделала вывод, что к уроку я готова и смогу ответить на «5».

Стратегия №2.

1. Я решил запомнить даты, потому что это задание задал учитель.

2. Я не хотел получить на уроке «2». Задание очень важное. И мне было интересно.

3. Я представлял, что когда получу на уроке задание и встречу в нем даты, я их буду знать.

4. Да, размышлял. Если не выучу, то получу «2» и мама будет меня ругать.

5. Я начинаю с чтения дат. Читаю их громко вслух. Читаю много раз и таким образом запоминаю. Потом их проговариваю вслух и сверяюсь с учебником.

6. Когда я читаю громко, я лучше запоминаю.

7. Когда проверял себя по учебнику и видел, что дата записана так, как я проговорил.

8. Нет.

9. –

10. Проговорил про себя без книги.  Посмотрел в учебник, все так. Вечером меня проверила мама, и я все даты назвал верно. Значит выучил.

Стратегия №3.

1. Запомнить даты, так как это пригодится в дальнейшей учебе.

2. Хочу получать хорошие оценки на уроке истории.

3. Что я отвечаю на вопросы учителя четко, без запинки.

4. Я думала, что не надо бояться и не надо сдаваться, учить не спеша и все будет хорошо.

5. Я сначала быстро просмотрела, какие даты надо запомнить.  Выписала их в тетрадь. Потом подчеркнула их красным цветом. Затем стала читать по одной дате и проговаривать по нескольку раз и смотрела в тетрадь, совпадает или нет. Закрыла тетрадь и написала даты на листок, не подсматривая в тетрадь. Проверила, все было правильно.

6. Когда я записываю даты после проговаривания и вижу их.

7. Записав дату, я проверяю по тетради и если верно, я понимаю, что я делаю все правильно. Радуюсь, что так легко запоминается и запоминаю дальше.

8. Нет.

9. –

10. Запись всех выученных дат на отдельный листок и проверка по тетради. Последний шаг – это ответ утром маме.

Стратегия №4.

1. Хотел быстро выполнить домашнее задание по истории.

2. Хотел уже выучить и поиграть в компьютер.  Желание поиграть в компьютер, заставляло поскорее запомнить даты.

3. Представлял, что я быстро и правильно отвечаю на уроке на вопросы учителя.

4. Да.  Если не выучу, то мне не разрешат играть в компьютер.

5. Читал и громко проговаривал даты. Рисовал рисунок события, чтобы лучше запомнить. Проверял себя по учебнику.

6. Помогает, когда я громко читаю и громко проговариваю.

7. Если мой ответ был таким же, как в учебнике.

8. К некоторым событиям было трудно придумать рисунок.

9. Смотрел картинки в учебнике, а если их там не было, просил помочь маму.

10. Когда все даты рассказал без запинки маме, и она сказала, что все так. Понял, что выучил и пошел играть в компьютер.

Стратегия №5.

1. Хотела запомнить даты, потому что задали на уроке.

2. Хотела получить хорошую оценку.

3. Что я правильно отвечаю на уроке.

4. Если не выучу, то не смогу ответить на вопрос учителя и мне могут поставить плохую оценку.

5. Я прочитала все даты вслух два раза и закрыла учебник. Попыталась проговорить те даты, которые запомнились.  Когда проговаривала, представляла картинки событий, о которых читала в учебнике. Открыла учебник и проверила себя. Еще раз прочитала те даты, которые плохо запомнились. Проговорила их вслух. Потом рассказала все даты по порядку и посмотрела в учебник, проверяя себя.

6. Больше всего мне помогает прочитывание и проговаривание вслух.

7. Если я называю дату и событие, не подглядывая в учебник или тетрадь, а потом, сверившись, вижу, что я сказала правильно.

8. Не все даты запоминались сразу, особенно сдвоенные.

9. Начинала еще раз их читать и проговаривать и во второй раз уже получалось.

10. Повторение и проверка по учебнику. Я просто посмотрела в учебник и поняла, что выучила, потому что там было написано, так как я проговорила. Сказала себе: даты знаю.

Стратегия №6.

1. Хотела ответить у доски на «5».

2. Я хочу хорошо учиться.

3. Меня спросят, а я отвечаю на все вопросы правильно без ошибок.

4. Нет. Я всегда выполняю домашние задания.

5. Сначала я все даты читаю громким голосом вслух. Затем медленно проговариваю и вслушиваюсь в звучание голоса. Потом рисую рисунок и в нем кодирую дату. Внимательно рассматриваю рисунок. Закрываю глаза и вижу его, мысленно отыскиваю цифры даты. Открываю глаза и сверяю с рисунком. Все так. Когда так сделаю со всеми заданными датами, закрываю учебник и проговариваю их. Проверяю себя по учебнику и по рисункам. Вечером прошу родителей поспрашивать даты.

6. Когда я рисую рисунок и думаю, как и куда вписать дату.

7. Когда названная мной дата совпадает с тем, как она записана в учебнике или в рисунке.

8. Нет.

9. –

10. Перечисление всех заданных  дат и событий. Если я говорю все правильно, как в учебнике, значит, я все выучила. Последний шаг – повторение перед сном.

Стратегия №7.

1. Хочу знать историю.

2. Если я буду знать историю, то на уроках буду получать хорошие оценки, а хорошие оценки лишними не бывают.

3. Правильно отвечаю на вопросы учителя.

4. Нет.

5. Сначала их читаю про себя. Затем выписываю, если мы их не выписывали в классе. Вписываю в виде хронологической таблицы. Читаю первую дату и проговариваю. Делаю так несколько раз. Затем читаю и проговариваю событие. Затем произношу вместе дату и событие. Представляю событие в виде рисунка. Могу нарисовать рисунок и зашифровать в нем дату. Результат неплохой. Подбираю к дате ключевые слова, связанные с событием. Проговариваю без учебника и проверяю по учебнику или по таблице.

6. Больше всего мне помогает рисунок.

7. Я понимаю, что делаю все правильно, если мой ответ совпадает с учебником или с таблицей.

8. Не все даты запоминаются легко с первого раза.

9. Стараюсь исправить ошибку, перечитывая учебник и записывая трудную дату на отельный листок.

10. Проверка дат по таблице или по учебнику. Закрываю одну половину таблицы и называю вторую, а потом наоборот. Проверяю все ли правильно. Радуюсь, что все успешно. Чувствую уверенность, что получу «5».

Таким образом, уточнение индивидуальных стратегий с помощью вопросника подтвердило тот факт, что в процессе запоминания хронологического материала учащиеся используют разные репрезентативные системы, но преобладающим является аудиальный канал восприятия информации. Напомним, что в классе много учеников с ведущей кинестетической системой восприятия. Наше предположение заключается в том, что трудности запоминания могут быть связаны именно с игнорированием кинестетических способов запоминания вследствие сложившихся стереотипов.

Вместе с тем следует отметить, что наряду с шаблонными операциями, такими как чтение и многократное проговаривание даты после экспериментальных уроков в индивидуальных стратегиях появилось описание уникальных операции, иногда – кинестетического свойства:

- подчеркивание даты красным карандашом;

- самопроверка в результате записи выученных дат по памяти на листок, а затем сверка с учебником;

- при запоминании годов правления  представление образа правителя;

- проговаривание даты и представление как цифры даты одна за другой появляются на листке, а затем возникает картинка события;

 - образное изображение даты в рисунке, а затем мысленное воспроизведение рисунка с закрытыми глазами и нахождение в нем цифр даты события;

-  запоминание сначала только дат, затем – событий, а потом их соединение;

- выписывание трудно запоминаемой даты на отдельный листок;

- запоминание дат парами или группами.

В ходе совместного обсуждения оптимальной была признана следующая последовательность действий при запоминании хронологического материала:

1. Определение цели, мотивов и критериев запоминания.

2. Чтение текста  параграфа, нахождение и выделение даты.

3. Выписывание даты в тетрадь.

4. Действия и операции на соотнесение даты с веком, исторической личностью, эпохой, местом происхождения.

5. Выбор эффективного способа запоминания (проговаривание, графический метод, цифробуквенный метод, подбор ключевых слов, просмотр видеороликов, рассматривание иллюстраций, представление себя участником события и т.д.)

6. Проверка и исправление ошибок, если необходимо.

7. Повторение и фиксация результата.

          В ходе дискуссии удалось выявить операции, которые учащиеся считают наиболее успешными при запоминании хронологии:

1. Проговаривать  дату и событие вслух несколько раз, четко произнося все цифры и слова.

2. Подобрать к дате ключевые слова, связанные с событием.

3. Нарисовать картинку события и в ней зашифровать дату.

1.              2.

Рисунки 1-2. Начало правления князя Олега в Киеве. 882г.

3.        4.

5.   Рисунки 3-5. Крещение Руси. 988г.

Рисунок 6. Невская битва.1240г.

7.                 8.

9.             10.

11.

Рисунки 7-11. Ледовое побоище. 1242г.

4. Если нужно запомнить не только год, но и число и месяц, можно связать их с днями рождения родственников.

5. Соотнести дату с веком.

6. Связать с исторической личностью, при ком происходило данное событие.

7. Выписать даты на листок крупным шрифтом.

8. Просматривать видеоролики о событии в интернете.

9. Представлять себя участником события.

10. Рассмотреть иллюстрации о событии в учебнике или дополнительной литературе.

11. Если нужно выучить много дат, то разбить их на группы, объединив общей темой, выделив каждую группу ярким цветом.

12. Запоминать даты, используя игру «Историческое лото», изготовив карточки самостоятельно.

Экспериментальные уроки предоставили каждому ученику возможность предложить свои особенные операции для обогащения индивидуальных стратегий. Такую возможность получил и учитель. В ходе эксперимента был опробован такой способ передачи учащимся познавательных стратегий, как демонстрация учителем шагов стратегии с комментариями к каждому шагу выполнения.

Пример № 1. Стратегия запоминания даты Невской битвы.

1. Нахожу и выделяю дату Невской битвы в тексте параграфа.  ( Выделяю дату про себя, фиксируя на ней взгляд. Подчеркиваю дату карандашом ).

2.Выписываю дату в тетрадь или на листок. (Выписываю синей пастой крупным шрифтом).

3.Выделяю число, месяц, год. ( Мысленно; разделяю карандашом; подчеркиваю разным цветом: 15 – красным (жаркий день ), июль – зеленым  (зеленые листья на деревьях), 1240 – черным (сражение); обвожу  части в кружочки и закрашиваю разными цветами: 15 – красным (жаркий летний день), июль – зеленым (зеленая трава, зеленые листья на деревьях), 1240 – черным (сражение, есть погибшие; проговариваю каждую часть отдельно, прислушиваясь к звучанию голоса; проговариваю вслух или про себя, представляя образы).

4. Соотношу с веком. (Проговариваю про себя; вижу образ римской цифры ХIII – «х» и три палочки).

5. Соотношу с исторической эпохой. (Проговариваю про себя, вспоминая, что третий год Русь находится под монголо-татарским игом;  что это время политической раздробленности; листаю учебник, чтобы определить по ранее изученному, что это за эпоха; вижу картинки: на карте разным цветом обозначены княжества некогда единой Руси; монголо-татары захватывают г. Владимир).

6. Соотношу с конкретной территорией. ( Припоминаю, что в тексте речь идет о Новгородской земле; если не могу вспомнить, еще раз читаю текст; если сомневаюсь в верном определении, проверяю себя по тексту).

7. Соотношу с исторической личностью. ( Опираясь на прочитанный текст, называю: про себя, вслух, громко, тихо имя Александра Невского, внука Всеволода Большое Гнездо).

8. Представляю картинку события. ( На реке Неве – шведские корабли, на берегу разбит шведский лагерь. Стоит жаркий июльский день. На небольшом расстоянии от лагеря – лесочек.  С тополей летит пух. (Вспоминаются строчки песни: Тополиный пух. Жара. Июль…). Вокруг тишина. И, вдруг,  внезапно появляются русские полки во главе с князем Александром Ярославичем, как вихрь налетают на шведов и наносят им сокрушительный удар).

9. Стараюсь мысленно найти символы, связанные с событием: число 15 можно изобразить в виде дерева, с которого летит тополиный пух, месяц июль связываю со строчками знакомой песни, год 1240 – единицу отбрасываю, остается число 240: представляю шведские корабли на реке Неве – у первого корабля корма изогнута и напоминает цифру 2, Александр Ярославич мчится на боевом коне, согнув левую руку – похоже,  на цифру 4, рядом с князем воин со щитом – 0.

10. Произношу дату вслух несколько раз, четко проговаривая все цифры и слова.

11. Представляю страницу в учебнике, где записана дата.

12. Вижу дату, записанную на листке бумаги  разными цветами.

13. Вижу схему Невской битвы в учебнике и мысленно расставляю образы, символы, ключевые слова.

14. Рисую картинку и в ней кодирую дату события.

15. Закрываю учебник и воспроизвожу дату по памяти, представляя ее на странице учебника.

16. Воспроизвожу дату, представляя схему сражения.

17. Воспроизвожу дату, слышу звон холодного оружия, треск сломавшихся копий, плеск воды.

18. Воспроизвожу дату, представляя свой рисунок с зашифрованными цифрами.

19. Воспроизвожу дату, прислушиваясь к внутреннему голосу.

20. Проверяю себя по учебнику или по тетради, или по схеме, или по рисунку, если совпало – значит запомнила.

21. Через определенный промежуток времени пытаюсь еще раз воспроизвести дату по памяти, опираясь на собственные ориентиры: слышу звуки сражения, вижу картинки, ощущаю себя участником битвы, и т.д., если, получается, значит, запомнила.

22. Прошу родителей проверить знание даты, добавив ее к числу выученных ранее.

Пример № 2. Стратегия запоминания даты правления Гедимина в Великом княжестве Литовском.

Дата

Событие

Тема урока

Исторический период

Век

Основные события, происходившие примерно в это же время.

1316-1341гг.

Правление Гедимина в Великом княжестве Литовском.

Русь и Литва.

Политическая раздробленность на Руси.

ХIV в.

Начало усиления Московского княжества.

Борьба за лидерство между Тверью и Москвой.

Правление в Московском княжестве Ивана Калиты (1325-1340).

Восстание 1327г. в Твери против баскака Чолхана, подавленное Иваном Калитой.

Правление хана Узбека в Золотой орде (1313-1341).

Действия

Пояснения

1.

Записываю дату и событие в тетрадь.

Цифры даты записываю красным цветом и крупным шрифтом, а имя Гедимин пишу тоже покрупнее и  подчеркиваю синим цветом.

2.

Соотношу с темой урока.

Записываю название параграфа, глядя в учебник.

3.

Соотношу с историческим периодом.

Припоминаю какой период изучаем, если не получается, смотрю в оглавление учебника.

4.

Соотношу с веком.

Первые цифры даты число 13, а за ним еще есть цифры – значит 14 век.

5.

Задумываюсь,  какие события происходили на Руси, когда в Литве правил Гедимин.

Стараюсь вспомнить самостоятельно, если не получается, листаю учебник и нахожу события.

6.

Нахожу в учебнике карту и определяю местоположение Литвы. Рассматриваю.

Представляю себе,  как князь Гедимин объезжает на коне свои владения.

7.

Беру альбомный лист, рисую территорию Литвы, изображаю князя Гедимина верхом на коне и кодирую в рисунке годы его правления.

рисунок

8.

Смотрю внимательно на рисунок, как будто его фотографирую.

Мысленно прослеживаю путь Гедимина от 1316г. до 1341г.

9.

Переворачиваю рисунок, пытаюсь его представить.

Вижу, как Гедимин далеко отъехал от даты 1316г.  и приближается к концу своего правления 1341г.

10.

Смотрю на рисунок, проверяю себя.

Все верно.

11.

Размышляю, почему так важно запомнить годы правления Гедимина.

Припоминаю текст учебника или еще раз читаю и делаю вывод, что Гедимин был великим правителем, так как при нем Литовско-Русское княжество достигло своего расцвета. (вспоминаю,что Киевская Русь своего расцвета достигла при Ярославе Мудром в 11 веке).

- он расширил границы своего государства, мирно присоединив к нему Минское, Брестское, а затем и Киевское княжества;

- избегал конфликтов с могущественными соседями: Галицко-Волынским княжеством, Польшей, Венгрией.

- при нем государство стало именоваться Великим княжеством Литовским.

12.

Проговариваю дату громко вслух, не торопясь, выделяя голосом «тысяча триста» и прибавляю потише «16», а затем снова «тысяча триста» и прибавляю потише «41».

Прислушиваюсь к звучанию и отмечаю одинаково звучащие части и стараюсь представить их зрительно, а затем представляю, как к одной цифре 13 присоединяется цифра 16, а к другой цифре 13 присоединяется цифра 41.

13.

Проговариваю событие и соотношу с датой.

Отмечаю, что «сорок один» рифмуется с «Гедимин».

14.

Решаю подобрать рифму к слову «шестнадцать».

Знакомлюсь с биографией Гедимина в Википедии, узнаю, что родился он в 1275г. Вычитаю год рождения из года начала правления, получается, что править он стал в 41 год. Связываю возраст и окончание правления.(41 и 41). Узнаю, что у него было 7 сыновей (1 и 6) зрительно представляю мальчиков – 1 – старший и 6 младших, связываю с началом правления (16).

15.

Смотрю на дату и фиксирую опорные ассоциации.

Представляю справа 13 и слева 13, вижу 1 большого мальчика и 6 маленьких (сыновья Гедимина) к 13 прибавляю 16. Далее «мостик» (тире) и цифра 13, мысленно говорю «Гедимин» и слышу «41» .

16.

Воспроизвожу дату и сверяю с учебником.

Все верно.

17.

Через 30 минут повторяю.

Отвечаю верно.

18.

Я запомнила дату и готова ее ответить.

Чувствую себя уверенно. Я молодец.

 

         Промежуточный контроль показал, что действительно работа с познавательными стратегиями помогает повысить продуктивность запоминания хронологического материала и его воспроизведения. С учащимися была проведена проверочная работа на знание дат без предварительного повторения. В проверочную работу были включены даты, которые учащиеся запоминали самостоятельно по собственным первичным познавательным стратегиям и даты, с которыми они работали используя визуально-кинестетический подход. Были получены следующие результаты:

Общий средний балл – 3,5.

Средний балл запоминания по  первичным индивидуальным стратегиям – 1,5.

Средний балл запоминания с применением графического метода – 2.

Дату Крещения Руси,  правильно  назвали 19 учеников из 25 выполнявших работу.

Дату Невской битвы – 13 учеников из 25 выполнявших работу.

Дату Ледового побоища – 18 учеников из 25 выполнявших работу.

(Даты указанных исторических событий изучались на уроках истории с применением графического метода запоминания).

         Следует отметить, что после ознакомления учащихся с графическим методом запоминания, им было предложено попробовать самостоятельно зашифровать любые даты на выбор, которые они учили ранее на уроках истории. В выше представленных детских рисунках фигурирует дата начала правления князя Олега в Киеве, годы правления которого нужно было указать и в проверочной работе. Был зафиксирован интересный факт, те ученики, которые графически изобразили в своих тетрадях дату начала правления князя Олега, смогли указать только ее, и не смогли вспомнить дату окончания правления князя. Это доказывает, что визуально-кинестетический подход при запоминании исторических дат способствует повышению продуктивности работы с хронологическим материалом.

          Экспериментальная работа показала, что:

  1. Несмотря на преобладание в классе учеников с ведущей кинестетической системой восприятия, индивидуальные стратегии учащихся носят преимущественно аудиальный характер.
  2. Большую роль в процессе запоминания играет механическая память.
  3. Ознакомление учащихся с графическим способом запоминания и включение его в  индивидуальные стратегии значительно повысило продуктивность работы с хронологическим материалом, что можно рассматривать как результат обогащения индивидуальных познавательных стратегий школьников кинестетическими операциями.      

Ожидаемый результат в процессе дальнейшей работы по развитию познавательных стратегий школьников:

  1. Включение в индивидуальные стратегии различных фильтров восприятия хронологического материала.
  2. Усиление удельного веса смыслового запоминания хронологии.
  3. Овладение способами, обеспечивающими наилучшие результаты запоминания.

Таким образом, результаты исследовательской работы показывают, что включение в индивидуальные познавательные стратегии школьников эффективных действий и операций,  могут помочь преодолеть сложившиеся стереотипы запоминания исторических дат и повысить продуктивность работы с хронологическим материалом на уроках истории.  

Литература:

1. Плигин А.А. Познавательные стратегии школьников. М., 2007.

2.Тихомирова Л.Ф.развитие интеллектуальных способностей школьников. Ярославль. 2006.

3. Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников. Из опыта работы Московской экспериментальной площадки. М., 2011.

4. Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников. Из опыта работы экспериментальной площадки. Владимир. 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал к уроку истории в 6 классе "Древнерусское государство при князе Владимире"

ЦЕЛЬ УРОКА: рассмотреть историю  Древнерусского государства при князе Владимире, причины;процесс и итоги крещения Руси....

Презентация "Стратегия работы с хронологическим материалом на уроках истории"

Презентация представляет опыт экспериментальной работы по реализации инновационной образовательной программы "Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников"....

Раздаточный материал к уроку истории (11 класс) "Становление многопартийности в России в начале 20 века"

Работа  с предложенным материалом, позволит школьникам заполнить таблицу "Содержание программ основных партий России в начале 20 века"...

Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников на уроках истории при запоминании хронологического материала

Методические приемы практического применения  познавательных стратегий в процессе запоминания...

Использование местного краеведческого материала на уроках истории Смоленщины, истории России, во внеурочной деятельности 6-9 классы (методические рекомендации)

Данные методические рекомендации направлены на  формирование мотивации обучающихся и включению их в проектную и исследовательскую деятельность по истории и краеведению....

Материал для уроков истории 10 класс

Дополнительный материал к урокам  истории по теме «СССР в 1953-1964 гг»«Аграрная политика Н.С.Хрущева» СодержаниеВведение……………&hell...

Раздаточный материал к уроку История 5 класс "Индийские варны"

Используется, как практический компонет в процессе объяснения представления древних индийцев о происхождении варн(каст). Распечатывается на принтере, вклеивается в тетрадку и дополняется стрелками и н...